Презентация "Дидактические игры по обучению диалогической речи"

Подписи к слайдам:
Дидактические игры по обучению диалогической речи «Отвечай быстро»
  • Цель: Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.
  • Ход игры:
  • Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:
  • Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
  • Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному из детей.
  • Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.
«Заказ такси по телефону»
  • Цель: Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.
  • Ход игры:
  • Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.
  • Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?
  • На какое время вам нужна машина?
  • На 8 часов утра.
  • Ваш адрес...
  • Куда поедете?
  • В детскую поликлинику.
  • Назовите ваш телефон.
  • Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.
  • Спасибо. До свидания.
«Ошибка» Цели: Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
  • Ход игры:
  • Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».
  • Примеры суждений:
  • Карлсон жил в маленьком домике у леса.
  • Пятница идет после среды.
  • Буратино — один из жителей цветочного городка.
  • Мыть руки вредно для здоровья.
  • Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
  • Если на деревьях есть листья, то это лето.
  •         
«Волшебный ключ»
  • Цель: Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.
  • Ход игры:
  • Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».
  • Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».
  • Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:
  • Разрешите пройти.
  • Разрешите, пожалуйста.
  • Позвольте пройти.
  • Пропустите меня, пожалуйста.
  • Вы не могли бы пропустить меня?
  • Если можно, пропустите, пожалуйста.
  • Извините, я могу пройти?
«Садовник и цветы»
  • Цель: способствовать развитию диалогической речи; учить внимательно слушать; вежливо отвечать собеседнику.
  • Ход игры: 
  • Пять, шесть играющих выбирают карточку с изображением цветка (ведущему показывать нельзя) и садятся на стулья, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название. Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку».
  • Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул.
  • Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
«Похожи – не похожи»
  • Цель: способствовать развитию диалогической речи; учить терпеливо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.
  • Материал: предметные картинки с изображением различных животных, предметов, растений.
  • Ход игры: 
  • играют две команды (или два ребенка). Воспитатель помещает на мольберт две картинки. Одна команда доказывает, что объекты похожи. Другая команда доказывает, что изображенные объекты не похожи, и называет отличающие их признаки. Примерные пары: собака и пчела, курица и рыба, ромашка и календула, дерево и цветок и т.п.
  • - Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.
  • - Они похожи: они обе живые.
  • - Не похожи: собака – зверь, а пчела – насекомое.
  • - Похожи: они оба приносят пользу.
  • - Они не похожи: выглядят по-разному.
  • - Похожи: они обе кусаются.
  • Обсуждение каждой пары – отдельный раунд. Побеждает та команда, за которой осталось последнее слово.