План-конспект занятия "Дед Мороз"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Родник»
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема:
«Дед Мороз»
Образовательная программа: «Самоцветы»
Год обучения: 1 год
Раздел программы: «Работа с тканью, нитками, пряжей»
Работа рассчитана на 3 занятия
Составитель:
Репина Н.Р., педагог ДО
2016
Цель: научить учащихся шить деда Мороза из ткани.
Задачи:
1) Закрепить умение обводить детали на ткани, шить швом «через край»
2) Учить правильно держать ножницы и вырезать по контуру
3) Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность
Тип занятия: занятие-закрепление знаний, умений и навыков
Форма проведения занятия: аудиторная
Методы: словесный (рассказ о дедушке Морозе, беседа, вопросы объяснение,
), наглядный (показ картинок, образца, показ ребёнком шва «через край»),
практический (выполнение работы, индивидуальная помощь), анализ.
Учебно-методическое обеспечение: иллюстрации о Святым Николаем, дедом
Морозом, Снегурочкой; игрушка деда Мороза, выкройки.
Инструменты и оборудование: ножницы, иглы, нитки, ткань, мех, игольницы
- по количеству детей.
План занятия:
1. Приветствие. Проверка рабочего места - 2 минуты.
2. Теоретическая часть - 10 минут.
- рассказ о дедушке Морозе, беседа, вопросы по теме
- объяснение
3. Физ.минутка - 1 минуты.
4. Практическая часть - 22 минут.
-выполнение работы
-индивидуальная помощь
-повторение
-закрепление
5. Заключительная часть. - 5 минут.
Подведение итогов, уборка рабочего места, домашнее задание
Ход занятия:
1. Организация занятия: Приветствие. Проверка рабочего места (наличие
ножниц, иголок, игольниц, ткани.
2. Теоретическая часть:
Ознакомить учащихся с темой занятия.
Загадка:
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка …(Мороз). Чтение сведений о Дедушке Морозе.
Примерный текст:
Дед Мороз и Снегурочка — не всегда были постоянными спутниками
новогодних праздников. Сначала Мороз по древнерусским поверьям был
угрюмым и даже лютым существом. Ну а что еще можно было ожидать от
Мороза? Достаточно зловредный он был когда-то. Этот Карачун-Мороз.
Мороза изображали также в виде старика в шубе и валенках, который ходит
по лесу и селам, замораживает деревья и землю, превращает в лед реки и
озера.
Тоже ничего доброго пока не видится в этом дедульке.
В русских сказках образ Мороза запечатлен в Дедушке Студенце, Дедушке
Трескуне, Морозко, Морозе Ивановиче. Тут уж эти ребята изображаются
немного добрыми и справедливыми. Даже помогают некоторым добрым
ребятишкам иногда. Но и в сказках этих, Мороз не ходил по новогодним
праздниками и не дарил детям подарков.
Какие уж тут подарки! Не заморозит насмерть и то хорошо.
А потом ко всему этому холоду добавился христианский святой Николай.
При жизни, когда он еще не был святым, а просто епископом, этот Николай
унаследовал много денег и любил дарить подарки бедным детям. Он очень
много помогал нуждающимся и за это после смерти был провозглашен
церковью святым и стал почитаться всеми христианами.
Жил он в III веке вовсе не на русской земле, а на Средиземном море, там, где
сейчас расположена страна Турция.
В России этого Николая прозвали Чудотворцем за то, что он умел и, надеюсь,
умеет творить чудеса и добрые дела: помогает путешественникам и
мореплавателям, больным и страждущим, и особенно детям.
Существует много историй о том, как помогал святой Николай детям.
Например: в западной Европе рассказывают о том, как когда-то один
крестьянин был настолько беден, что не мог прокормиться сам и кормить
своих трех дочек. Николай узнал об этом и высыпал ночью в трубу их дома
мешок с золотыми монетами. Под этой трубой на печке в это время сушились
башмаки девочек, или чулки по другой версии. Ну, а что было утром, когда
дети нашли башмаки с золотом, вы догадались.
После этой истории среди детей появился обычай — класть башмаки в день
святого Николая на крыльцо и вешать чулки на спинку кровати. А вдруг
святой Николай сунет туда подарочек?
Ну а в XIV веке традиция дарить в Европе подарки детям со дня святого
Николая переместилась на Рождественскую ночь.
В XIX веке европейцы завезли эту традицию в Америку. Так европейский
святой Николаус превратился в Санта Клауса. Тамошний писатель Клемент
Кларк Мурк в 1822 году написал книжку о Санте Клаусе, где подробно
разъяснил детям, что Санта Клаус родом из далекого холодного Севера и его
главными жизненными обязанностями являются ежегодные поездки с
мешком игрушек на оленьих упряжках по городам и весям и дарование
ребятишкам рождественских и новогодних подарков.
Весь мир дружно поверил в «северное происхождение» Санта-Клауса.
В том же 19 веке эта мода на Санта Клауса переместилась во Францию, где
главного героя в красной шубе уже стали звать Пэр Ноэль.
Российская знать и интеллигенция, имевшая в то время тесную связь с
западной культурой, и особенно с французской, быстренько переняли эту
традицию и смоделировали собственного Санта Клауса — Деда Мороза. Тем
более что в России уже и был готовый фольклорный древнеславянский
строгий старец с посохом и длинной белой бородой. Поэт Некрасов добавил
ему красный нос в поэме «Мороз, Красный Нос», а американский Санта
Клаус поделился с ним своим ярким красным камзолом с белой опушкой. Но
короткий камзольчик был не к лицу серьезному русскому Морозу, да и не по
российской студеной погоде. Так появилась у русского Мороза длинная
красная шуба, варежки и валенки. Сначала Дед Мороз появлялся, как и у
иностранцев - на Рождестве, а потом переместился на новогодние
праздничные елки.
Так что, русский дедушка Мороз не совсем уж и русского происхождения.
Чего не скажешь о его внучке Снегурочке. Она-то уж точно родилась в
России. Хотя нам и неизвестно ничего о маме Снегурочки, но папой ее стал
великий русский народ и писатель А.Н.Островский, написавший в конце 19
века на основе русских народных сказок пьесу о девушке, которую вылепили
из снега.
Ласковая и нежная, в светлом сарафане или шубке, с лентой или короной на
голове.
Снегурочка очень гармонично подошла к роли дед Морозовой внучки и стала
помогать ему проводить новогодние и рождественские праздники, веселить
ребятишек хороводами и радовать всех подарками.
Вопросы к обучающимся:
1. Кто такой Николай?
2. Как по-другому называют деда Мороза?
3. В какой одежде приходит дед Мороз к нашим детям?
4. Кто помогает нашему дедушке Морозу?
5. Кто такая Снегурочка?
Физминутка.
С неба падают снежинки
С неба падают снежинки (Плавные движения руками над головой,
Как на сказочной картинке. влево-вправо)
Будем их ловить руками (Дети поднимают руки над головой и
И покажем дома маме. делают характерные движения, словно
ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы, (Потягивание - руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Ходьба на месте, колени высоко
Поднимаем выше ноги. поднимают)
Вон лисица в поле скачет, (Прыжки на месте)
Словно мягкий рыжий мячик.
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся на места)
3.Практическая часть:
Сегодня ребята, мы с вами попробуем изготовить доброго деда Мороза,
чтобы на новый год у вас были подарки, и, чтобы ваш дед Мороз был
небольшим талисманом, и принёс вам в Новом году только хорошие вести, а
главное здоровье.
1. Что нужно, чтобы изготовить такого (показ игрушки-образца) деда
Мороза? (ткань, мех, ножницы, иглы, игольницы)
2. С чего мы начнём свою работу? (с раскроя деталей)
3. Сколько деталей туловища, головы и шапки нам надо и почему? (по
одной, так написано на выкройке)
4. Какие у вас есть вопросы?
Давайте вспомним шов «через край» кто хочет показать, и рассказать, как он
выполняется? (показ на ткани шва «через край» учащимся)
-Приступаем к работе. Через 15 мин. Провести упражнение для глаз
(вращение глазами по кругу, сильно закрыть и резко открыть глаза,
поворачивать глаза влево-вправо, посмотреть на нос и вдаль по 3-4
повторения)
Индивидуальная помощь нуждающимся. Во время занятия следить за
техникой безопасности.
Подведение итогов. Анализ проделанной работы.
1. Что получилось?
2. Что не получилось?
3. Почему?
4. Что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось?
Дать детям домашнее задание: ещё потренироваться делать шов «через
край».
Используемая литература:
В.И. Петухова, Е.Н. Ширшикова «Мягкая игрушка» Москва Издательство
«Народное творчество» 2000