Классный час "Любовь земная и небесная…"

1
Классный час на тему: «Любовь земная и
небесная…»
I Организационный момент
Она, быть может, благо, может - зло,
Но мысль о ней волнующе пронзает:
Пред ней все так бессмысленно, мало...
Но что она - увы - никто не знает!
В греческом переводе небесная любовь называется "Агапе". А земная
любовь-дружба - "Филео". Она означает обычные отношения друзей,
родителей и детей и т.п. Есть также "Эрос",любовь между мужчиной и
женщиной. "Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не
превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не
раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё
покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит."(1 Кор.13:4-7)
II Основная беседа
В мире, пожалуй, не было художника, который бы так твердо стоял на земле,
так ясно видел свою цель, так уверенно шел к ней как Тициан. Но,
обласканный всеми королями Европы и сам признанный "королем холста",
никогда не забывал того, кто всегда жил грезами и так рано ушел в небеса.
Небесные образы Джорджоне не давали покоя всесильному Тициану. Тайну
этого странного чувства мы улавливаем, глядя на картину Тициана "Любовь
земная и небесная".
На фоне чувственного пейзажа, в прекрасный летний вечер, у колодца,
воду которого маленький амур мутит рукою, друг против друга - две
женщины. Одна, совсем юная, с мечтательными глазами, с головкой,
склоненной к плечу, как бы отдается поцелуям неба, предвкушая любовь.
Другая, великолепно одетая красавица, спокойная и уверенная в себе, держит
руку на крышке ларца, в котором хранит свое счастье.
Художник предлагает - на выбор - два способа жить: упоенно грезить или
спокойно обладать. Две любви: небесную и земную. Эту картину Тициан
напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне.
Память о Джорджоне, гении красоты, завещавшем ему дописать все его
неоконченные картины о жизни и смерти, о неразрывной связи Неба и Земли,
будет питать кисть Тициана, не давая ему того земного блаженства, в которое
погружены его картины. Осыпаемый золотом жаждущих его кисти, он мог
вести жизнь вельможи и предаваться утехам, которые так любил Рафаэль, Не
ищите в реальной жизни Тициана сказочной романтики и невероятных
поворотов. Сюжет этой жизни, исполненной фантастических трудов, до
трагичности прост. Когда умерла жена, оставившая ему троих детей, он не
2
ввел в дом мачеху, не завел ни одной любовницы. Так, в одиночестве, и
прожил полвека: в тревогах за любимых конечно, неблагодарных) детей и
под тяжестью огромной всепоглощающей работы, имя которой - живопись.
«Мир ненадежен, хрупок и раним» - говорил Лоренцо Медичи,
двадцатилетний правитель Флоренции: «Кто хочет радоваться, пусть
радуется, грядущее ненадежно». Но когда мы видим полотна С. Боттичелли,
то надолго застываем в немом восхищении. Нас поражает немая
интеллектуальная чувственность, вечная молодость и благородство героинь
«Весны» и «Рождение Венеры».
С. Боттичелли полностью подчинил свое творчество идеям, царящим при
дворе Медичи. У Сандро не было семьи, но была любовь - идеальная и тайная
- к Симонетте Веспуччи. Кто же была эта, воспеваемая всеми женщина, не
является ли она лишь мечтой художников и поэтов? Нет, такая женщина
жила, любила, радовалась жизни, а главное - царила в сердцах жителей
Флоренции.
Вот что сообщает историк: «Новое царствование началось во Флоренции...
был мир, была весна, была любовь. И тогда появилась женщина, которая как
будто принесла все это в складках своего платья, в золотых разливах своих
волос и стремительном движении своей изящной походки. Ее имя было
Симонетта деи Катанеи. Ей было 16 лет.
Это было время, когда двое молодых Медичи начали свое царствование.
Лоренцо был искусным политиком и поэтом. Джулиано прославился
рыцарской любовью к Симонетте. Счастье длилось семь лет.
В течение этих семи лет Симонетта царит на всех празднествах и вселяет
радость в сердца. Джулиано не покидает ее никогда.
«Джостра» (турнир) 1475 года одно из тех празднеств, которые запомнили в
Италии надолго. Турнир состоялся в честь Симонетты в день ее рождения.
На площадь выехал Джулиано Медичи, на его знамени была изображена она
в виде Афины Паллады и надпись - «Бесподобная». Он, естественно,
побеждает и Симонетта венчает победителя под крики и аплодисменты
народа. Флорентийский придворный поэт Полициано, прославляя
влюбленных, сочинил в их честь поэму. Вот как он воспел красоту и грацию
Симонетты:
Она бела и в белое одета;
Убор на ней цветами и травой
Расписан; кудри золотого цвета
Чело венчают робкою волной.
Улыбка леса — добрая примета:
Никто, ничто ей не грозит бедой.
В ней кротость величавая царицы,
Но гром затихнет, вскинь она ресницы.
С. Боттичелли радовался и восхищался вместе со всеми, но его томили
грустные предчувствия. Он любит Симонетту. Но ровно через год Симонетта
умирает от чахотки. Смерть Симонетты в 23 года стала
3
национальным трауром. Флорентийцы не хотели верить, что прелестные и
нежные черты Симонетты будут навсегда утрачены.
И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Смерть ее стала
глубоким личным горем для художника. Стремясь заглушить страдания,
художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах.
Как пишет Виктор Липатов, "он наряжает ее в красивые одежды,
унизывает жемчужинами косу "медных" волос, аккуратно рисует чуть
курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и
таинственной мечты. Ее высокий лоб кажется ему лбом провидицы, а по-
детски трогательное выражение лица и глаза, излучающие надежду,
вызывают трепет умиления".
Ты на земле была любви подруга!
Твои уста дышали слаще роз,
В живых очах не созданных для слез,
Горела страсть, блистало небо юга.
К твоим стопам с горячностию друга
Склонялся мир, твои оковы нес;
Но Гименей, как северный мороз,
Убил цветок полуденного луга…
И где ж теперь поклонников твоих
Блестящий рой? Где страстные рыданья?
Взгляни: к другим уж их влекут желанья,
Уж новый огнь волнует душу их,
И для тебя сей голос струн чужих –
Единственный завет воспоминанья. Василий Туманский
С. Боттичелли продолжал любить Симонетту и после смерти. Он хотел,
чтобы облик ее был запечатлен на века. В 1477-78 годах он пишет «Весну», а
в 1483 году - «Рождение Венеры». Из этих полотен мы узнаем о прекрасной
женщине больше, чем из кратких биографических сведений.
В «Рождении Венеры» Симонетта как будто стыдится своей
совершенной красоты и грустит о том, что вынуждена покинуть этот мир.
С. Боттичелли оставил образ Симонетты человечеству. Он доказал, что
напрасно называл ее « утраченным навеки видением». Она вновь и вновь
воскресала в его картинах, то в печальном образе «Весны», то в
очаровательной, легкой, усыпанной цветами «Флоре», то посылающей нам
свой прощальный привет невыразимо прекрасной Венере.
С. Боттичелли никогда не женился, рядом с ним никогда не было
никакой другой женщины, он оставался бесконечно предан своей любви,
свое мечте. Он отдает ее миру и просит только об одном - похоронить его у
ног Симонетты.
До сегодняшнего дня мы любуемся красотой этой женщины
4
смотрящей на нас с полотен художника.
Как правило, о художниках, живших до XIX века, сохранилось мало
сведений. П.П. Рубенс - счастливое исключение. И позволяют узнать о нем
подробнее не только переписка и высказывания современников, но и его
портреты. Вот он на «Автопортрете с Изабеллой Брант. Жимолостная
беседка». Портрет был исполнен вскоре после их свадьбы. Художнику
немногим за тридцать, он удачлив, уверен в себе, красив, богат. Но особенно
хороша его молодая жена. Нарядная, с лукавой усмешкой, с глазами -широко
открытыми навстречу жизни - такова восемнадцатилетняя Изабелла на этом
холсте.
Яркая, наполненная любимым трудом жизнь художника протекала на
фоне царившей вокруг горькой нищеты и эпидемий. Люди умирали не от
старости, а от болезней.
Пришло горе и в дом художника. В 1623 году умирает его
двенадцатилетняя дочь, а в 1626 году - жена, Изабелла Брант. «Поистине я
потерял надежную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что
она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни
суровой, ни слабой, но только доброй и такой честной, такой
доброжелательной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую» - писал
Рубенс своему другу Пьеру Дюпюи.
…Смерть не мать, но женщина, и вней
Сердце тоже разума сильней;
В темном сердце смерти есть ростки
Жалости и гнева и тоски.
Тем, кого она полюбит крепче
Кто ужален в душу злой тоскою,
Как она любовно ночью шепчет
О великой радости покоя!
- Что ж, - сказала Смерть,- пусть будет чудо!
Разрешаю я тебе живи!
Только я с тобою рядом буду,
Вечно буду около Любви!
С той поры Любовь и Смерть, как сестры,
Ходят неразлучно до сего дня,
За Любовью и Смерть с тоскою острой
Тащится повсюду словно сводня.
Ходит, околдована сестрою,
И везде – на свадьбе и на тризне –
неустанно, неуклонно строит
Радости Любви и счастье Жизни. М. Горький
Через 4 года, в 1630 году, П.П. Рубенс женится на 16-летней Елене
Фоурмент, принадлежавшей к богатой бюргерской семье.
Несмотря на разницу в возрасте (ему 53 года, ей 16 лет), их брак
5
оказался счастливым и украсил последнее десятилетие жизни и творчества
художника. Мы узнаем облик Елены во многих сюжетных картинах, хотя
вряд ли она позировала для них.
Фламандские златоволосые красавицы и Елена Фоурмент среди них, не
отличались стройностью, скорее они были полными, являя собой образец
жизненных сил и здоровья. На портретах «Елена Фоурмент с детьми», «Елена
Фоурмент в свадебном наряде» внешняя парадность изображения сочетается с
внутренней гармонией и жизнелюбием.
1. «Один раз в человеческой душе может быть подобное откровение,
дважды случиться оно не может...» - писал В.А. Жуковский, посетив в 1821
году Дрезденскую галерею, где любовался «Сикстинской Мадонной»
Рафаэля Санти. Стоя перед этим шедевром нельзя подумать, что это написано
с земной женщины. Художник сам говорил, что ему нужно видеть много
прекрасных женщин, а потом силой своего воображения создать
совершенный образ Мадонны, ни на кого конкретно не похожий.
Исследователи утверждают, что образом для Сикстинской мадонны стала
возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути (Форнарина).
2. Они познакомились в 1514 году, когда Рафаэль искал натурщицу для
«Амура и Психеи».Рафаэлю шел 31 год... Однажды, прогуливаясь по парку в
сопровождении ученика, он увидел молоденькую девушку поразительной
красоты. Восхищенный Рафаэль узнал, что девушку зовут Маргаритой Лути,
что она дочь хлебопека и живет неподалеку. «Я нашел наконец Психею!..» -
шепнул он по дороге своему ученику.
На предложение Рафаэля нарисовать ее портрет Маргарита ответила
согласием, но ей надо было заручиться согласием отца и жениха. Не долго
торгуясь, он выкупил её у отца за 3 000 золотых и снял ей виллу
Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12
лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему её Рафаэлю, как
утверждают, она не отличалась.
2. Известно, что ученики Рафаэля и близкие ему люди считали, что связь с
Форнариной (так звали его натурщицу) приблизила его конец, усугубляя его
болезнь. Известно, что незадолго до смерти Рафаэль не хотел ее видеть, она
плакала и рвалась к нему проститься. Но ее не пустили, потому что Рафаэль
сказал: «Не позволяйте ей, входить, она помешает мне умереть с Богом».
Иннокентий Анненский
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя.
Не потому, что я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной молю ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
6
2. Но насколько сумел разделить Рафаэль свою земную страсть и тот
небесный идеал, который он воплощал в образе Мадонны?
Ответ на этот вопрос дает портрет Форнарины. Он настолько непохож на
другие образы, созданные матером, что некоторые искусствоведы отказали
ему в авторстве и отнесли этот портрет к творчеству его ученика, Джулио
Романо. Но интересно, зачем было его ученикам писать женщину, которую
они, по общему свидетельству, так не любили? Думается, итальянские
исследователи лучше знают творчество Рафаэля, а они единодушно считают
портрет Форнарины работой того художника, чьей возлюбленной она была.
1. Но какой он изобразил ее прожив с ней 5 лет и видимо хорошо зная ей
цену?
Она красивая, но порок наложил на нее свою печать. Лицо
невыразительное, холодное, лишено нежности и одухотворенности, взгляд
темных глаз жесток и насторожен. На руке, ближе к плечу, гладкий браслет
на котором написано «Рафаэль Урбинский». Он купил эту женщину и
является ее хозяином. Но владелец знает ей цену.
2. Как далек этот образ от тех небесных созданий, выражающих
благородную женственность, целомудрие и бесконечную нежность матери к
своему ребенку.
Однако есть два образа у Рафаэля, в которых мелькают черты Форнарины,
где художник уходит от житейского к идеальному, это «Женщина под
покрывалом» («Донна Велата») и «Мария Магдалина в алтаре святой
Цицилии».
XVII век в Нидерландах считается золотым веком искусства. Почти
тридцатью годами позднее Рубенса там родился Рембрандт ван Рейн.
Гениальный живописец, график, своеобразный рисовальщик. Уроженец
Лейдена, художник с 1630 года жил в Амстердаме, где прославился как
мастер портрета и многофигурной композиции. Здесь стал богатым и
знаменитым, здесь обрел семейное счастье. Именно в этом городе протекли
последние годы его жизни, когда он, как библейский Иов, потерял богатство,
сына, жену, здоровье.
Но вернемся назад...
В 1633 году художник обручился с Саскией ван Эйленбург, через год они
поженились. В это счастливое время художник часто писал себя и жену в
разных обличьях. То Саския - богатая горожанка, полная холодной
"надменности, то мифологическая богиня Флора. В каждом случае рукой
художника движет и талант, и сильное чувство.
Испытания, которые судьба посылает человеку, не обошли и Рембрандта.
Прекращение заказов от богатых бюргеров и обрушившаяся бедность, почти
нищета, совпали со смертью Саскии. И если бы не участие в его судьбе
простой доброй женщины, служанки в его доме Хендрикш Стоффельс, вряд
ли он смог бы плодотворно трудиться в этот период. Не «Портрете
Хендерике Стоффельс» она стоит у окна и спокойно смотрш перед собой. В
портрете найдена особая гармония ритма, что в сочетании с естественностью
7
позы и глубокой психологической наполненностью образе делает его одним
из шедевров Рембрандта.
Задумавшаяся женщина с красивым лицом грустна и нежна. В ее
облике чувствуется спокойная примиренность с жизнью, а обручальное
кольцо - не на пальце, а на шнурке на шее говорит о том, что она любимая но
не венчанная вторая жена художника.
Леонардо да Винчи обладал поистине универсальным умом: он стремился
постичь многообразие окружающего мира, не ограничиваясь одной
живописью.
Случается так, что он вынужден был покинуть Флоренцию и уехать в
Милан. Он рассчитывал, что герцог Людовико Моро примет его
благосклонно.
Пышный двор, которым окружил себя Людовико Моро, принял Леонардо
с интересом. И, конечно, Леонардо пленил всех своей привлекательной
наружностью, умением вести светскую беседу, играть на музыкальных
инструментах, а главное, придумывать все новые развлечения. Двор не хотел
скучать, и Леонардо был незаменим. Понятно, что благоволящий к нему
герцог поспешил заказать портрет той, кого он любил, фактической королевы
его двора Чечилии Галлерани. Вот что пишет историк: «Чечилия Галлерани
происходила из знатной миланской семьи, была отлично образована и
считалась красавицей. Она прекрасно знала латынь, сочиняла на итальянском
языке стихи. По страсти к наукам и искусствам она была настоящей героиней
эпохи Возрождения».
2. На портрете Леонардо Чечилия умна, иронична, внимательна к
собеседнику или к самому Леонардо, на которого она смотрит. Ее глаза
завораживают мягкой вкрадчивостью и томностью выражения, а рука с
удивительно длинными пальцами цепко держит зверька. Этот портрет
называют «Дама с горностаем». Шли годы, Чечилия украшала своей красотой
и разнообразными дарованиями двор герцога. Но для их чувств наступает
тяжелое испытание. Моро был вынужден из династических соображений
жениться на 14-летней Беатриче де Эсте. Герцогиня-девочка не играла
значительной роли в жизни Моро. И после женитьбы его связь с Чечилией
продолжалась, герцог дарил ей дворцы и драгоценности, открыто заботился о
ее (то есть своих детях).
О, верь: ты нежная, дороже славы мне,
Сижу ль? Мне иногда докучно вдохновенье.
Мешает мне его волненье
Дышать любовью в тишине!
Я думы предаю сердечному союзу;
Приди, мечты мои рассей,
Ласкай, ласкай, меня о, друг души моей!
И покори себе бунтующую музу. Евгений Баратынский
8
1. Через три года после свадьбы Моро заказал Леонардо портрет
семнадцатилетней супруги. Беатриче все еще выглядит девочкой в
профильном изображении. Она молода, обаятельна, но от глаз художника не
укрылась какая-то свойственная ей болезненная грусть, может это
предчувствие своей ранней смерти. Предчувствие ее не обмануло, она умерла
молодой.
Проходит десять лет, как художник изобразил юную Чечилию Галлерани.
Теперь по заказу герцога ему предстояло писать новую фаворитку Моро -
Лукрецию Кривели.
На портрете Леонардо у Лукреции тяжелый взгляд роковой женщины,
полный недоверия и настороженности. Насколько изысканно-
интеллектуальна первая возлюбленная Моро, настолько чувственно-
темпераметна вторая. Это другой тип женщины эпохи Возрождения. Такая
женщина может совершить подвиг любви и преданности, а может, не
задумываясь отравить свою соперницу.
2 Живопись портрета Лукреции насыщена красновато-желтыми
тонами, их сочетание помогает созданию образа готового к борьбе.
Прическа перехвачена тонкой черной тесьмой ферроньеры, украшенной
большим рубином, подчеркивающим тяжелый горящий внутренним
напряжением взгляд молодой женщины.
Любви небесной аромат
Налью Я в чашу.
Любви земной погаснет свет,
Моя ведь краше!
Ходить со Мной по небесам
Я приглашаю,
И пить небесный фимиам
На лоне Рая!
Всю красоту небес Моих
Дарю тебе Я,
Переступи порог любви,
Не сожалея!
Любви небесной аромат
Налью Я в чашу,
Я сохраню Святой Завет
И Вечность нашу!
Я не смогу, наверное, понять, зачем душа к земной любви стремится...
Моя же устремилась к небесам, расправив крылья, воспарила птицей...
Я никогда, наверно, не смахну с твоей щеки слезинку...
Но ты всегда со мной как наяву,
Твоя любовь и есть моя молитва...
Ее свеча не гаснет на ветру,
И в сердце превратились в слезы льдинки...
Она меня питает... Я живу...