Сценарий "Портреты в музыке" 2 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» № 1
Г.Чусового Пермскогокрая
«Портреты в музыке »
Выполнила:
Кожемякина Светлана Леонидовна
Учитель музыки
Г.Чусовой 2011
Тема урока: «Портреты в музыке»
Цели урока:
обучаюшие:
➢ формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать
➢ развитие умения сравнивать, сопоставлять
➢ формирование навыка интеграции различных видов искусства
коррекционная:
➢ создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся
➢ развитие импровизации в доступных для детей формах
➢ создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят
воспитательная:
➢ воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку
➢ воспитание грамотного слушателя
Тип урока: Изучение нового материала
Методы:
− словесно-индуктивный (беседа, диалог)
− наглядно - дедуктивный (сравнение)
− частично - поисковый (импровизация)
− моделирование
− пластическое интонирование
− графическое иллюстрирование
Оборудование урока:
− портреты композиторов
− «Детский альбом» П.И. Чайковского
− аудиозаписи для музыкального ряда
− фортепиано, ноты, музыкальный центр
− иллюстрации по теме, рисунки учащихся
I. Организационный момент.
Е. Тиличеева «Музыкальный урок».
II. Объявление темы и задач урока.
III. Ход урока.
У: Ребята, сегодня мы продолжаем изучение темы «Портрет в музыке».
Мы уже слушали фрагмент из оперы, в котором музыка рассказывала нам о сказочных
персонажах. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы?
Д: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
У: Кто является автором этой сказки?
Д: Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин. (портрет Пушкина).
У: Верно. А кто является автором оперы? (портреты русских композиторов – П.И.Чайковского,
М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова,.
Д: Музыку написал Н.А. Римский-Корсаков.
У: Правильно. А как еще называют Николая Андреевича?
Д: Композитор-сказочник, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты.
У: Хорошо. А что такое «опера»? термин «опера», пояснение термина).
Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
У: Верно. А какие три чуда описывает музыка? Вспомните, как рисует музыка сказочные
чудеса?
(Слушание в аудиозаписи начала каждой из пьес).
У: Чья тема только что прозвучала?
Д: Прозвучала тема белочки.
У: Правильно. А как вы догадались? Каким голосом поет белка?
Д: Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.
У: Может быть, кто-то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?
Д: Я слышала, но эта песенка совсем коротенькая – «Во саду ли, в огороде».
У: Верно. Римский – Корсаков включил в свою оперу русскую народную песню «Во саду ли, в
огороде».
У: Хорошо. А это что за чудо? Какая здесь музыка? ( Показать богатырскую осанку и стать).
Д: Прозвучала тема богатырей.
У: Какая здесь музыка? Как она звучит?
Д: Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие,
марш.
У: А это что за чудо?
Д: Прозвучала тема «Царевны – Лебеди».
У: Каков характер пьесы «Царевна – Лебедь»? Что изображает музыка?
У: Как наши ручки будут двигаться под эту музыку? (Пластическое интонирование: рука в
воздухе рисует фигуру лебедя).
Д: Характер певучий, плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.
У: Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой также рисует нам облик сказочного
персонажа. Пьесу сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский. (портрет П.И.
Чайковского).
Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню.
(Звучит пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского).
У: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?
Д: Злой, недобрый.
У: А кому может принадлежать такая музыка? Вспомните, пожалуйста, самых популярных
сказочных персонажей. Кого вы можете назвать?
Д: Баба – Яга, Кощей, Буратино, Карлсон…
У: Кому же из перечисленных героев подошла бы такая музыка?
Д: Бабе-Яге!
У: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер?
Д: Баба-Яга злая, коварная, жестокая.
У: А как вы это поняли? Музыка этой пьесы похожа на музыку темы Белочки или Царевны –
Лебеди? Звуки такие же длинные, плавные?
Д: Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.
У: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие-то звуки?
Д: Выделяет.
Д: Да, конечно, мы слышим более громкие звуки. Петр Ильич использует в пьесе прием –
акцентирование звуков. Ребятки, акцент – это ударение в музыке.
У: Как использует акценты композитор? Как можно графически изобразить эту музыку?
(Работа у доски – графическое иллюстрирование).
У: Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле
или в ступе? (изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).
У: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?
Д: Темп быстрый, живой, не останавливается. (изображение летящей Бабы-Яги).
У: На каком инструменте исполняют пьесу?
Д: Пьесу исполняют на фортепиано.
У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает. А поэт Виктор Лунин
специально для этой пьесы сочинил стихи. Послушайте.
(Чтение стихотворения: учитель и ученик).
У: Как вы думаете, стихи поэта помогают нам лучше понять музыку?
Д: Да.
У: А у меня есть такое предложение: давайте попробуем это стихотворение пропеть на мелодию
пьесы П.И. Чайковского.
(Исполнение учителем фрагмента песни и разучивание с детьми нескольких строчек).
У: Давайте пропоем более выразительно! Интонацией в голосе покажем характер героини!
(Повторное исполнение в характере).
У: Хорошо! Спасибо! А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет,
я думаю, вы прекрасно помните. Но все-таки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет
напомнить?
Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.
У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног,
танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще
полнее раскрыть образ Бабы-Яги?
Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем
держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики?
Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!
(Моделирование и пластическое интонирование).
Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как
Баба-Яга должна всех напугать.
У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть
выразительными! Прошу вас встать.
(Пластическое интонирование).
У: Как вы все старались! Молодцы! А теперь давайте попробуем соединить наше пение с
пластическим интонированием.
(Исполнение фрагмента пьесы с пластическим интонированием).
У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги.
Присаживайтесь!
А я хочу вам сказать, что пьеса «Баба-Яга» входит в «Детский альбом» П.И. Чайковского.
Ребята, а какие пьесы, кроме этой, еще входят в сборник? С какими пьесами мы уже знакомы?
Д: «Мама», «Сладкая греза», «Старая кукла» и т.д.
У: Молодцы! Не забыли!
Как вы думаете, ребятки, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.
Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу-Ягу?
Д: В мультфильме «Летучий корабль».
У: Да, в мультфильме «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких
веселых лесных старушек. Они даже называются смешно – Бабки - Ёжки. И поют они забавные
частушки. Музыку этих частушек и всего мультфильма в целом сочинил Максим Дунаевский.
(Демонстрируется портрет).
(В класс вбегает вокальный ансамбль, переодетый в костюмы Бабок – Ежек, они исполняют
частушки и также быстро убегают).
У: Ну вот, прибежали, пошумели, частушки спели и побежали дальше.
Вот, оказывается, какой разной может быть Баба-Яга: и злой и веселой, и коварной и смешной.
Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря
сказочному образу Бабы-Яги
Кто из вас сможет назвать их фамилии?
Д: П.И. Чайковский и М.Дунаевский.
У: Правильно. Как вы думаете, почему я поместила фотографии обоих композиторов на одном
слайде? Что их может объединять?
Д: Я думаю, потому что они оба сочинили музыку про Бабу – Ягу.
У: Совершенно верно. Но они по-разному раскрыли нам этот сказочный образ. А кроме этого,
что еще нового вы узнали?
Д: Мы узнали про ударение в музыке.
У: Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил?
Д: Акцент – это ударение в музыке.
У: Верно. Вы все правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!
(Поощрение учащихся, выставление оценок).
Дома попрошу вас выполнить следующее задание – нарисуйте рисунок к пьесе «Баба-Яга» П.И.
Чайковского.
Всем спасибо за урок! До свидания!
Список литературы:
• И.А.Агапова М.А.Давыдова «30 музыкальных занятий» для начальной школы
«Аквариум» ГИППВ 2002год.
• З.Роот «Песенки и праздники для малышей» Москва Айрис Пресс 2003 год.
• М.Давыдова И.Агапова «Музыкальные вечера в школе» Айрис Пресс Рольф Москва 2001
год.
• Л.Гродзенская «Современный урок музыки в школе» М. Владос 2007 год
• Е.А.Габчук «Урок за уроком» Ярославль академия Холдинг 2006 год
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Анализ воспитательной работы в 1 классе 2017-2018 учебный год
- Сценарий "Легендарный полёт Гагарина в космос: как это было"
- Сценарий "Наша школьная страна"
- Планирование работы методического объединения классных руководителей на 2018-2019 учебный год
- Викторина по произведениям Дж. О. Кервуда "В дебрях Севера"
- Методическая разработка "Воспитание пианиста-исполнителя в условиях ДШИ"