Классный час "Наркотики - лекарство от жизни"

Классный час
Тема: «Наркотики – лекарство от жизни» (по материалам рассказа М. Булгакова
«Морфий»).
Цель: 1) формировать нравственные приоритеты через знакомство с жизнью
М.А.Булгакова и его автобиографическим рассказом «Морфий»;
2)учить пониманию жизненных ситуаций и поиску путей выхода из них;
3) развивать активную жизненную позиции, негативное отношение к употреблению
наркотиков.
Оборудование: портрет М. Булгакова, плакаты «Мудрость веков», «Нет дороги в ад!»,
«Нет наркотикам!», рисунок «Поляков и Старушка – смерть», презентация «Булгаков -
врач», плакат солнца (лучи – раздаточный материал), «Рекомендации по формированию
уверенности в своих силах», презентации, фрагменты видеофильма («Морфий» 2008 г.)
Музыкальное сопровождение: Моцарт «Реквием», Marco Margna (тревожная музыка без
слов).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
«Я несчастный доктор Поляков,
заболевший в феврале этого года морфинизмом,
предупреждаю всех,
кому выпадет на долю та же участь…»
ЧАСТЬ 1.
ВСТУПЛЕНИЕ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НАРКОТИКИ ЛЕКАРСТВО ОТ ЖИЗНИ» С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОЦАРТ
«РЕКВИЕМ»)
Вступительное слово:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПРИДОРОЖНЫЙ КАМЕНЬ
Учитель
Каждый выбирает для себя.
этим стихотворением Юрия Левитанского мы начинаем сегодня следующий разговор о
вечном выборе человеком своего пути в жизни. Сколько раз мы, как сказочные богатыри,
оказываемся у придорожного камня, от которого уходят вдаль три дороги. Помните:
«Направо пойдёшь коня потеряешь…» А если от твоего сегодняшнего выбора будет
зависеть вся твоя дальнейшая жизнь? В какую сторону ты пойдёшь?
Сегодня мы должны сделать выбор в пользу наркотиков или против них. А вести
разговор мы будем о жизненном выборе М.А.Булгакова, которому в этом году мы
отмечали 125-летний юбилей и который, сделав однажды выбор в сторону морфия, сумел,
один из немногих, вырваться из его лап.
Мы пройдем также путь его героя, доктора Полякова, который не смог побороть
свою зависимость от морфия. Попробуем разобраться в причинах, приведших к гибели
молодого врача.
«Черт в склянке. Кокаин – черт в склянке!» - так М.Булгаков сравнивает
наркотик с вечным врагом человечества. Почему же он приходит к такому заключению?
Сообщение обучающихся:
Сообщение :
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «БУЛГАКОВ ВРАЧ
Булгаков Михаил Афанасьевич (1891— 1940), писатель, драматург.
Родился 15 мая 1891 г. в Киеве в многодетной и дружной семье профессора,
преподавателя Киевской духовной академии. Окончив гимназию, в 16 лет Булгаков
поступил в университет на медицинский факультет.
Весной 1916 г. «ратником ополчения второго разряда» он был выпущен из
университета и пошёл работать в один из киевских госпиталей. Летом того же года
будущий писатель получил первое назначение и осенью приехал в маленькую земскую
больницу Смоленской губернии, в село Никольское. Здесь он начал писать книгу
«Записки юного врача» — о глухой российской провинции, где порошки от малярии,
выписанные на неделю, глотают сразу, рожают под кустом, а горчичники ставят поверх
тулупа… Пока вчерашний студент превращался в опытного и решительного земского
врача, в российской столице начались события, на много десятилетий определившие
судьбу страны. «Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его», — писал
Булгаков 31 декабря 1917 г. сестре.
Именно во время работы земским врачом (по рассказам жены Т.Лаппы) Булгакову
пришлось оказывать помощь мальчику, больному дефтеритом. Он решил отсосать через
трубку дифтерийные плёнки из горла больного. Булгакову показалось, что частицы
попали и к нему. Введённая сыворотка привела к сильнейшей аллергие, болям в ногах.
Булгаков попросил ввести ему морфий, после чего почувствовал облегчение. Но зуд через
время возвратился и инъекцию пришлось повторить. Так с доброго дела (спасения
ребёнка) у писателя появляется наркотическая зависимость.
Булгаков заблуждался, считая, что ему как врачу, легко можно будет избежать этой
зависимости. Писатель Пауло Коэльо пишет: «Так говорят все наркоманы: «Нужно
только вовремя бросить». И никому это еще не удавалось». Булгакову удалось. Это
было не просто. Это было страшно и больно. Страдали его родные, но поддерживали и не
оставляли его. Случай исцеления писателя – уникален, потому что морфиновая или
опиатная зависимость одна из самых тяжёлых, и считается , что в период выздоровления
важно психологическое воздействие. Кроме всего прочего, Булгакова спасло творчество.
Но помните, такие случаи – один на десятки тысяч.
Учитель
Молодому доктору Бомгарду в руки попадает дневник его коллеги, врача
Полякова, сменившего его на должности земского врача на Гореловском участе. Именно
этот дневник и расскажет нам , как молодой врач становится морфинистом, очень
детально укажет на все признаки его деградации, приведшие к гибели. Итак, давайте
посмотрим, как Поляков появляется на месте своей дальнейшей службы.
(ПРОСМОТР ВИДЕО 1 ОТРЫВКА ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «МОРФИЙ» (2008)- ЭПИЗОД ПОЯВЛЕНИЯ
МОЛОДОГО ВРАЧА НА НОВОМ МЕСТЕ СЛУЖБЫ) ВРЕМЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ФИЛЬМА С 3 МИН. 17 СЕК. ДО 10
МИНУТЫ.
ЧАСТЬ 2.
ОБСУЖДЕНИЕ РАССКАЗА
Давайте познакомимся с дневниковыми записями доктора Полякова. Итак, перед нами
дневник доктора Полякова исповедь человека, оказавшегося вдруг в российской
глубинке, в одной из отдаленных больниц по распределению. Каковы временные рамки
этого дневника?
Записи ведутся с 20 января 1917 года по 13 февраля 1918 года. Мы узнаем историю жизни
молодого человека, причем иногда интервалы между записями составляют один день, а
иногда – несколько месяцев. Очевидно, это зависело от состояния его здоровья и его
души.
Обсуждение рассказа с группой:
Каково содержание первой записи? О какой ране говорит Поляков?
«… и очень рад. И слава богу; чем глуше, тем лучше. Видеть людей не могу, а здесь я
людей не вижу, кроме больных крестьян. Но они ведь ничем не тронут моей раны?»
От него ушла любимая женщина – оперная певица с «необыкновенным голосом» и
«темной душонкой». Как он пишет в дневнике за третье февраля. «Пожила год и ушла».
Какие слова, повторяющиеся многократно, помогают понять нам душевное состояние
Полякова?
Слова «я один». Он чувствует себя очень одиноким, подавленным, «погребенным под
снегом»: «Целыми вечерами я один, один». Чувствуется какая-то зависть даже
относительной устроенности его помощника - фельдшера, которого он недолюбливает.
«Они (фельдшерский персонал) живут во флигеле. А я один», - подчеркивает Сергей
Поляков третий раз в записи за 11 февраля.
Что случилось в ночь на 15 февраля?
Для Полякова была роковая ночь, потому что у него сделались такие боли, что, казалось,
будто воткнули в живот раскаленный лом и вращали. Он послал за Анной Кирилловной,
фельдшерицей, «очень милым и развитым человеком», и та вынуждена была впрыснуть
ему морфий.
Скажите, а что такое морфий?
Морфий – это наркотическое вещество, применяемое в медицине с целью обезболивания.
Сильнее всего морфий действует на головной мозг человека.
Что сам Поляков говорит о морфии?
Он воздает хвалу тому, кто первый извлек из маковых головок морфий, считает его
«истинным благодетелем человечества», так как боли прекратились через 7 минут после
укола. «После укола впервые за последние месяцы спал глубоко и хорошо, - без мыслей о
моей, обманувшей меня».
Сообщения обучающихся (параллельно с сообщением демонстрируются фрагменты из
фильма «Морфий»)
Сообщение :
Уже на следующий день, 16 февраля, он сам, «опасаясь возврата вчерашнего припадка»,
хотя боль была и не сильная, «впрыснул в бедро один сантиграмм» из пузырька,
оставленного Анной Кирилловной. УСЛОВНО ЭТОТ МОМЕНТ МОЖНО ОТНЕСТИ
К ПЕРВОЙ СТАДИИ ЗАВИСИМОСТИ, Через 2 дня он уже пишет: «Четыре укола не
страшны». А через 10 дней он впрыскивает уже 1,5 шприца и на предупреждения Анны
Кирилловны: «Будьте осторожны», отвечает: «Вздор».
Почему он это делает?
Он хочет забыться. Зато теперь: «Но вот уже полмесяца, как я ни разу не возвращался
мыслью к обманувшей меня женщине. Мотив из партии ее Амнерис покинул меня. Я
очень горжусь этим. Я – мужчина». Со скрупулезностью доктора он описывает свое
состояние после морфия. Ему очень хорошо, никакие мысли не тревожат, спит сладко, все
вокруг преображается.
- Как долго длится такое его состояние?
Если быть точным, то до 19 марта, т.е. чуть больше месяца. Ему даже стали сниться
«стеклянные сны», когда доктор мог ими «управлять» (он видел сны о выступающей на
сцене Амнерис). После них он вставал сильным и бодрым и работал хорошо.
Интересует ли Полякова какие-то внешние события, общественная жизнь?
Нет, до него дошли слухи о чем-то грандиозном. Будто бы свергли Николая II. И в
дневнике 10 марта он пишет: «Там происходит революция», и больше по этому поводу
ничего. Внешнее его не интересует. Он полностью погружен в себя, он «спокоен,
спокоен».
Как Булгаков передает общее состояние героя? Подобрать выражения.
- спал глубоко и хорошо,
- ни разу не возвращался мыслью к обманувшей меня женщине,
- никакие мысли не тревожат, все вокруг преображается,
- стали сниться «стеклянные сны», когда доктор мог ими «управлять», после них он
вставал сильным и бодрым и работал хорошо.
Чтение диалога по ролям (4 глава, от 19 марта).
Найдите и прочитайте в тексте слова, которые передают его состояние?
Сообщение :
- «Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться, а главное, кричать
на людей, когда я не прав».
- «Швырнул шприц»,
- «сам задрожал»,
- «злость опять наплыла на меня»,
- «в душе у меня ярость шипела»,
- «шел и трясся».
И только после того, как Анна Кирилловна сделала ему все же укол
(доза уже увеличилась в 3 раза),
Поляков стал прежним, попросил извинения за грубость.
- «Сам не знаю, что это со мной произошло. Раньше я был вежливым человеком», - пишет
он.
Можно уже говорить о второй стадии заболевания, когда формируется не только
психическая, но и физическая зависимость. Начинается утрата эйфории,
проявляется токсическое действие наркотика. Поражается центральная нервная
система.
Анна Кирилловна, фельдшерица с Богом забытого участка. Кто она для Полякова:
палочка-выручалочка, делающая в нужный момент ему раствор, или нечто большое?
Анна Кирилловна любит Полякова и проклинает себя за то, что сделала ему тогда первое
впрыскивание. Она беспокоится за него и просит одуматься, уехать лечиться. Анна
Кирилловна стала тайной женой Полякова, о ней он пишет: «По правде говоря, эта
женщина – единственно верный настоящий мой человек. И, в сущности, она и должна
быть моей женой». Но из этой записи видно, что Амнерис он все же не забыл, а если и
перестает о ней думать, то только под влиянием наркотика: «Ту я забыл. Забыл. И все-
таки спасибо за это морфию».
Прошло еще 19 дней, затем 20. Запись в дневнике очень кратка. Но о чем она говорит?
Прокомментируйте, пожалуйста.
Сообщение :
Найдите описание весны Поляковым?
«Это мучение». «Весна ужасна». Не весна ужасна, а его состояние ужасно. Поляков
пытается заменить морфий кокаином. Его состояние длятся только минуты. «И потом все
исчезает бесследно, как не было. Наступает боль, ужас, тьма».
- «Весна гремит»,
- «черные птицы»,
-«лес щетиной»,
- «ломаный и черный»,
-«закат горит».
Он не видит ни пробуждения природы, ни появления первых цветов – для него все черно.
Таково его состояние души.
Теперь доктору Полякову наркотики требуются постоянно. Он описывает один из
вечеров своих тогда же, 9 апреля, когда вынужденно совершает 15-16 «прогулок» по
комнате, а потом вновь идет колоться.
Видимо, наступила последняя, третья стадия болезни, которая характеризуется
максимальной физической зависимостью от наркотика, наступлением тяжелых,
необратимых изменений в организме и в психике, когда колются не с целью развития
эйфории, а чтобы избежать развития абстиненции, или «ломки», которая выражается в
слабости, болях, рвоте, судорогах, отклонениях в психике.
Когда же, наконец, Поляков понимает, что заболел, именно заболел морфинизмом?
Прошло чуть меньше двух месяцев. 13 апреля он пишет: «Я несчастный доктор Поляков,
заболевший в феврале этого года морфинизмом…». Дозы его увеличиваются: он уже
впрыскивает себе 2 раза в сутки по 6 кубиков.
Меняется ли его поведение на людях?
Еще и еще раз он пытается убедить себя, что ничего особенно страшного нет, вреда
пациентам его морфинизм не причиняет. Но его мучают страхи: ему кажется, что кто-
нибудь узнает о его пороке, и он решает вечерами с людьми не сталкиваться даже
случайно.
Так неужели это все? Неужели ничего нельзя уже сделать? Пытается ли Сергей
Поляков что- то изменить в своей жизни?
Сообщение :
Да, пытается. Пытается воздержаться от следующей дозы. 18 мая он описывает свое
состояние в день воздержания и сравнивает его с тем, что написано в учебном пособии по
этому поводу. Доктору слова из учебника кажутся «тусклыми, казенными», не
передающими и сотой доли того, что испытал он сам. «Не тоскливое состояние, а смерть
медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или на два лишите его
морфия». Он сравнивает свое состояние
- со смертью от жажды, которая покажется райской по сравнению с жаждой морфию;
- с мучениями заживо погребенного, умирающего от недостатка воздуха;
- со страданиями еретика, когда первые языки пламени лижут его ноги.
Не вытерпев мучений, доктор снова делает себе инъекции, увеличивает дозу.
Из записи 14 ноября 1917 года мы узнаем о его попытке лечиться.
Дни лечения в Москве совпадают с Октябрьской революцией 1917 года. Но ничто
Полякова не волнует. Мир ему не нужен, как он «никому не нужен в мире». Так считает
доктор. И никакая стрельба ему не страшна, так как «что вообще может испугать
человека, который думает только об одном – о чудных, божественных кристаллах».
Поляков, не выдержав лечения, бежит из больницы, захватив больничную рубашку, украв
морфий из шкафа.
И тут возникает проблема морального плана. Он крадет наркотик, потому что увидел
ключ в замке. «Я решил, что во время боев и всей кутерьмы, связанной с переворотом, я
нигде не достану морфия». Но, а если бы ключа не было? Взломал бы шкаф или нет? Как
отвечает на этот вопрос сам Поляков?
К ужасу своему он отвечает: «Взломал бы». Он теперь пойдет на все, лишь бы достать
наркотик. «…Да, я дегенерат. Совершенно верно. У меня начался распад моральной
личности», - констатирует Сергей Поляков.
Учитель. Видимо, этот момент можно назвать кульминационным. Я думаю, вы все
сможете привести примеры из нашей сегодняшней жизни, когда никакие моральные
запреты, а порой и уголовные наказания, не становятся, к сожалению, преградой для
совершения противоправных деяний со стороны людей, погрязших в болоте
наркомании. Несут из дома, воруют, требуют деньги у младших, у стариков, угрожая
им, - ничем не брезгуют наркоманы, лишь бы избежать мучений, подобно тем,
которые описаны Булгаковым. Жутко и неприятно узнавать, что, украв морфий,
Поляков делает себе укол в уборной. А в двери ломятся, «руки прыгают, и прыгает
крючок, того и гляди, распахнется дверь…» С тех пор и фурункулы у него.
Вспоминая позже этот момент, он плачет.
На другой день Поляков возвращается к доктору, но продолжить
лечение отказывается. Как вы думаете, почему?
Сообщение :
Он слабый. Он боится мучений. «Нет. Нет. Изобрели морфий…ну так найдите же способ
и лечить без мучения!»- восклицает мысленно Поляков.
Но дорога у таких больных одна. И об этом говорит Сергею лечащий врач. «Вот что, -
заговорил он,- одумайтесь. Помните, что вы все равно попадете в психиатрическую
лечебницу, ну, немного попозже… И притом попадете в гораздо более плохом
состоянии».
Наш герой не услышал этих слов и не сделал над собой усилий. А может быть, он просто
уже не мог ничего сделать. Поляков пытается забыть все, что было с ним в Москве:
«Мне ни до чего нет дела, мне ничего не нужно, и меня никуда не тянет». Он пишет, что
«у морфиниста есть одно счастье, которое у него никто не может отнять, - способность
проводить жизнь в полном одиночестве».
У реки, куда он приковылял, опираясь на палочку, он увидел летящую старушонку с
желтыми волосами (рисунок). Галлюцинации? Да, но он так испугался этого образа
Смерти, что упал, простирая руки, закрываясь, а потом, ковыляя, побежал к дому, к месту
спасения, к морфию, ничего не желая, кроме того, чтобы не разрывалось сердце.
Меняется внешний вид Полякова:
- без палочки он теперь не ходит,
- руки его дрожат, они «прозрачны», «одна кость да кожа»,
- восковая бледность на лице,
- на предплечьях и бедрах нарывы.
Он не может расстаться с «кристаллическим растворимым божком», боится, что во время
лечения погибнет. «Шорохов боюсь, люди мне ненавистны во время воздержания. Я их
боюсь. Во время эйфории я их всех люблю, но предпочитаю одиночество».
Безысходность, воспоминания об унизительных днях в Москве, когда он краденый
морфий впрыскивал в себя в уборной. И вот 13 февраля 1918 года. Без укола 14 часов,
немыслимое для него время. Сергею вдруг пришло в голову, что «позорно было бы хоть
минуту длить свою жизнь. Такую – нет, нельзя». Поляков стреляется. На этом
обрываются дневниковые записи, или история болезни доктора Сергея Полякова.
РОСМОТР ВИДЕО 2 ОТРЫВКА ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «МОРФИЙ» (2008)- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ЭПИЗОД (САМОУБИЙСТВО))
Учитель
Вот так за один год оборвалась жизнь вполне успешного и подающего надежды доктора,
превратившегося в морфиниста.
ЧАСТЬ 3.
1. ВИДЕОРОЛИК (ЗНАМЕНИТОСТИ ПОГИБШИЕ ОТ НАРКОТИКОВ ДЕГРАДАЦИЯ
ЛИЧНОСТИ)
Представляем вашему вниманию знаменитых людей, которые тоже умерли от
употребления наркотиков.
Обсуждение видеоролика.
- В чем причина становление наркоманом?
- Для чего мы живем? В чем смысл жизни?
2. Упражнение «смысл жизни».
Раздаются лучи солнца – ребята пишут на них: в чем для них заключается смысл жизни.
Затем эти лучи приклеивают к солнцу, которое освещает 3-й (светлый путь) из
презентации придорожный камень.
3. «Рекомендации по формированию уверенности в своих силах».
1.Осознайте ваши силы и слабости. Поставьте перед собой достойные
цели.
2.Взвесте свои возможности и решите, каким образом хотелось себя
видеть.
3.Постарайтесь понять и простить ошибки прошлого и извлечь из них всё
полезное для себя.
4.Доверяйте себе.
5.Никогда не говорите о себе плохо.
6.Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества.
7.Помни: неудачи позволяют избежать куда более жесткие разочарования.
8.Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с
которыми вам не хочется общаться.
9.Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выберите
ближние. Регулярно оценивайте свой прогресс, будьте готовы первыми
похлопать себя по плечу или прошептать себе предостережение.
4. Работа со стенгазетой «Мудрость веков».
Рассуждения ребят над высказываниями о смысле жизни и жизни в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель:
Не хочется наш разговор заканчивать на такой тяжёлой и трагической ноте. Ведь
мы с вами опять у придорожного камня и должны выбирать свою дорогу. Нэнси Рейган,
жена американского экс-президента очень лаконично и точно выразила наши мысли:
«Просто скажи «нет»!
«Микрофон» - продолжи предложение:
- Я говорю «НЕТ»…..
- Спасибо Булгакову за то…
- Я обязательно прочитаю эту книгу или просмотрю фильм, потому что…
- Я продолжу этот разговор с …
Учитель:
Я тоже хочу сказать слова благодарности великому русскому писателю
М.А.Булгакову за его жизнь и творчество, которое помогает нам сделать свой жизненный
выбор, указывает возможные пути развития событий.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРИДОРОЖНОГО КАМНЯ И ДОРОГИ (СЛАЙД 2, 3 ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПРИДОРОЖНЫЙ
КАМЕНЬ»)
И снова придорожный камень:
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
На последнем слайде презентации изображено три пути. Ребята комментируют
изображение на слайде - по какому им пути следует пойти (так как солнце расположено в
правом верхнем углу и на нем лучи на которых ребят записывали свои мысли,
соответственно, выбирают светлую, безоблачную дорогу).
Рассуждают, делают выводы.
Источники:
1. Булгаков М.А. Морфий «Записки юного врача». - М.: Азбука, 2007.
2. Булгаков М.А. Дневник. Письма. 1914 – 1940.- М., 1997.
3. Отрывки из драмы «Морфий». – 2008. Режиссер А. Балабанов.
4. Видеоролик «5 знаменитостей умерших от наркотиков». (из ютуб)
5. Infourok.ru/material.html?mid=48829