Научно – исследовательская работа "Приметы, поверья, преданья и легенды"
Научно - практическая конференция школьников
Заводоуковского городского округа Тюменской области
«Первые шаги в науку»
Научно – исследовательская работа
Приметы, поверья, преданья и легенды, бытующие среди жителей
села Першино Заводоуковского района
Выполнена:
Учеником 4 класса
МАОУ «Першинская СОШ»
Заводоуковского района
Тюменской области
Давлатовым Рустамом
Научный руководитель:
учитель ОРКСЭ
МАОУ «Першинская СОШ»
Заводоуковского района
Тюменской области
Осинцева Татьяна Сергеевна
2013 год
2
Приметы, поверья, преданья и легенды, бытующие среди жителей
села Першино Заводоуковского района
Давлатов Рустам Давлатхучаевич
Россия. Тюменская область. Заводоуковский район. Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Першинская средняя общеобразовательная школа»,
4 класс
Краткая аннотация
В результате проведенного исследования был собран и систематизирован фольклорный
материал: приметы, поверья, предания и легенды жителей села Першино. Мной записаны
три легенды и одно предание, которые нигде ранее не упоминались. Опрос моих
односельчан подтвердил гипотезу, что приметы используются в сельской жизни моих
земляков, а поверья, предания и легенды имеют духовно – нравственную ценность и
применяются при воспитании подрастающего поколения.
3
Приметы, поверья, преданья и легенды, бытующие среди жителей
села Першино Заводоуковского района
Давлатов Рустам Давлатхучаевич
Россия. Тюменская область. Заводоуковский район. Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Першинская средняя общеобразовательная школа»,
4 класс
Аннотация
Цель работы: сбор и запись устных примет, поверий, преданий и легенд села Першино.
Объект исследования: устное народное творчество.
Предмет исследования: приметы, поверья, преданья и легенды, бытующие среди
жителей села Першино Заводоуковского района.
Личная значимость исследования. Главное, на что я опирался при выборе темы
исследования, это мой личный интерес. Я родился в этом селе и очень люблю его.
Поэтому все, что связано с краеведением меня привлекает.
Практическая значимость. Мной проведен опрос среди жителей нашего села. Вопросы:
Часто ли жители Першино используют приметы в сельской жизни? Применяют ли
знания местных поверий, преданий и легенд в житейских ситуациях?
Было выяснено, что приметы используют жители нашего села для проведения садовых и
огородных работ. Приметы бытового характера и поверья используются в качестве
воспитательных моментов, назиданий, наказов людьми старшего поколения. Легенды и
предания часто рассказываются учителями, воспитателями, бабушками и дедушками как
примеры исторического прошлого страны, села.
Я считаю, что записанные мной приметы, легенды не исчезнут, а останутся в истории
села навсегда.
4
Приметы, поверья, преданья и легенды, бытующие среди жителей
села Першино Заводоуковского района
Давлатов Рустам Давлатхучаевич
Россия. Тюменская область. Заводоуковский район. Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Першинская средняя общеобразовательная школа»,
4 класс.
Научная статья
В « Толковом словаре» С.И.Ожегова даются такие определения:
Примета – явление, случай, который в народе считается предвестием чего-нибудь.
Поверье – идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.
Предание – переходящее из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом,
легенда.
Легенда – это устный рассказ исторического содержания, который невозможно доказать
документами. В ней рассказывается о настоящем событии или человеке, но показанные
факты немного изменены, преувеличены.
Примет в народном творчестве много. Их можно разделить: приметы погоды (по
временам года и месяцам), приметы обыденной жизни, приметы на церковные праздники,
приметы садоводов – огородников, приметы земледельцев.
Приметы погоды.
Если черемуха зацвела – жди похолодания.
Если дрова горят с треском – к морозу.
Если гусь стоит на одной ноге, спрятав голову под крыло, будет холодно.
Ласточки летают низко – к дождю.
Мухи перед дождем кусаются.
Лягушки с громким кваканьем прыгают по берегу – к дождю.
5
Если утки и гуси машут крыльями, словно на воде, бегают по двору – будет дождь.
Если куры летом, не дожидаясь вечера, взбираются на насест, будет сильный дождь.
Днем становится очень жарко – вечером будет дождь.
Кузнечики поздно вечером стрекочут – погода завтра будет хорошей.
Птицы садятся на макушки деревьев – к теплу.
Приметы по временам года.
Поздняя весна не обманет.
Ранняя весна дешево стоит.
Большие стаи перелетных птиц – к дружной весне.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
На черемухе много цвета – к сырому лету.
После теплой зимы – холодное лето.
Лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная.
Много паутины на бабье лето – жди холодную зиму.
Комары поздней осенью предвещают мягкую зиму.
Если березы желтеют с макушки, весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Приметы обыденной жизни.
Лоб чешется – кланяться.
Глаза – плакать.
Брови: правая – хвалят, левая – хают.
Переносица – к покойнику.
Лицо или уши горят – кто – либо обсуждает.
Правая ладонь чешется – деньги получать, левая – отдавать.
Икается – кто – то вспоминает.
Поперхнешься – кто – то торопится.
6
Собака воет – к неблагополучию.
Если заговорят враз двое или трое – к прибыли.
Если ночью кто вздрагивает – к росту, растет.
Кто боится щекотки – ревнивый.
Приметы, которыми определяют урожай.
Если весной осина пушится, то и гречиха родится.
Если по окончании покоса отава большая, то озимым не год; если отавы нет, тогда от
озимых посевов можно ждать урожая.
Если весной утка высоко пролетает – овес высокий будет; низко летит - низкий.
Если зимой снег ложится ровно, сей весной гуще; ложится грядами, надувами – сей реже
( в первом случае – лето сухое, во втором – сырое).
Месяцеслов – старинный календарь, в который помещали сведения о приметах на
церковные праздники.
Приметы на церковные праздники.
Новый год погодный – урожай дородный.
На Татьяну (25 января) тепло – лето раннее, а если снег – лето сырое.
Если на Старый Новый год (13 января) будет ясная погода, то и весна должна быть
дружной, и лето не сухое, и осень не чересчур дождливая.
На 20 июля в Ильин день всегда дождь.
На 6 августа в Преображенье господне. Во 2 – ой Спас бери рукавицы про запас.
14 сентября – Воздвижение Креста Господня. Не жди, мужик, Здвиженья – режь репу; не
жди, баба, Покрова – секи капусту.
Порядочным людям грешно купаться после Ильина дня (20 июля); а после Ивана постного
(29 августа) грешно уже всякому, даже и сорванцу.
7
Поверья в народе существую для того, чтобы испугать человека, заставить малого или
глупого делать то, чего добиться напрямик от него было бы труднее. Поверья входят в
жизнь каждого с детства и остаются на всю жизнь. Поверья – это наказ, правила, что
можно и чего нельзя делать.
Поверья.
Чинить или зашивать одежду на человеке нельзя: «зашьешь память».
Нельзя есть в темноте или украдкой, не то дети ворами станут.
Если кто за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмется за другой или отломит кусок от
другого, то кто – либо из близких голодает или будет терпеть нужду.
Через порог не здороваются – поссоришься либо дети немые будут.
Кто свищет в ключ, тот просвищет память.
Кто, сидя, от безделья ногами болтает, тот черта качает.
С ножа не ешь – злым будешь.
Кто недоеденный кусок бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет.
Кот – родственник домового и замещает его, когда тот отлучается по делам. Вот почему
хозяин, заводя котенка, выбирает тщательно, подбирая такую масть, которая
соответствовала цвету его волос.
Считается, что домовой становится видимым перед приближающимся несчастьем. А
иногда наваливается на хозяина и начинает душить. Для спасения надо зачураться или
прочитать молитву.
В Благовещенье (25 марта) «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Кукушка
нарушила раз это правило: стала как – то гнездо себе вить на Благовещенье, и Бог ее
проклял. С тех пор она и летает по чужим гнездам и жалостно кукует.
Поверья староверов.
Кто пьет чай, отчаивается от Бога, кто пьет кофе, налагает ковы на Христа.
Табак – смертельный грех.
8
Остриженные ногти надо собирать, а когда человек умрет, то класть в гроб.
Не садится по 13 человек за стол и не подавать другому соли.
Не дарить ни ножа, ни ножниц, не принимать булавки, разве уколоть слегка подателя или
отдать грош, то есть купить вещь.
Взяв от соседа прививку плодовую или отводок, также положить около дерева копеечку,
чтобы ветка хорошо принялась.
Когда ребенок впервые пойдет, то черкнуть ножом по земле между ног, то есть перерезать
путы.
Если собаки ночью воют, будет покойник в доме.
Определения «предания» и «легенды» очень похожи. В чем же отличия?
Предание всегда имеет форму рассказа очевидца и ведется от первого лица. В отличие от
легенд, в преданиях всегда точно сообщается, когда и где произошло событие, о котором
ведется рассказ. В преданиях не встречаются чудесные превращения, волшебные
предметы, фантастические перемещения героев, столь характерные для сказок и легенд. В
преданиях все конкретно. Герои – обыкновенные люди, только обладающие большой
силой и отличающиеся особыми умениями.
Рассказывая о прошлом, сказатель обязательно соотносил его с днем сегодняшним, тем
самым создавалась история определенного народа. Героями преданий становятся те
личности, которые оставили свой след в истории.
Предание о матросе – красноармейце.
Наша деревня Першино во время Гражданской войны не раз переходила из рук в руки, то
белые придут, то красные. После одного из боев погибли 14 красноармейцев и один
белый, солдат армии генерала Колчака. Хоронили убитых местные жители. Очевидцы
рассказывали, что особенно девушки плакали по одному молодому, красивому матросику
9
в кожаной куртке. Очень уж он им приглянулся своим белым чубом. Шустрый он был,
отважный.
В июне 1991 года по инициативе местного краеведа Коморникова Анатолия
Иннокентьевича на месте братской могилы красноармейцев 253-го и 5-го полков 29-ой
стрелковой дивизии, погибших в 1919 – 1921 годах был открыт обелиск.
Легенды, очень распространенный вид устного народного творчества. В них есть
преувеличения и волшебство. Многие легенды приукрашены сказателями.
Легенда о старом тополе.
Старый тополь стоит на краю села над крутоярьем. Гордятся им наши земляки, считают
символом села. А посадил его первый житель, некто Першин. Поставил он свой домик на
крутом берегу реки Галяма, и посадил тополек, а также кусты черемухи и акации. Место
для жительства Першин выбрал неудачное, не подъедешь, не выедешь в дождливую
погоду. Позднее переселилась семья на другой берег реки, а тополек вырос в огромное
дерево.
(Информатор Коморников А.И.).
Легенда об озере Данилово.
Это озеро расположено в центре села, за Домом Культуры. В воде зеленоватого цвета
резвятся проворные караси и окуни. Летом с озера слышится кряканье уток и гусей.
Много лет местные жители называли озеро Мёртвым и купаться в нём боялись. Озеро
было безжизненным. Легенда о нём гласит, что в начале 20 века жил в деревне
смекалистый мужик Данила Филиппов. Вернулся он в Першина с приисков с золотишком
и запрудил Пугин лог. Так образовалось Данилово озеро. По берегам прудка Данила
посадил деревья, следил за озером, чистил его. Местным жителям разрешал ловить рыбу
бесплатно. Односельчане не жадничали, ловили понемногу, на удочку. Но однажды
Данила увидел на озере мужиков из деревни Дроново с неводом. Рассердился Данила,
10
отобрал улов и прогнал их. Пригрозили пришлые, что рыбы в озере не будет . Вышел
утром хозяин, а живность вверх брюшком плавает. Рыба в озере не водилась почти сто
лет. И только в 2000 году, к радости всех жителей села, в озере завелись серебристые,
огромные караси. И до сих пор летом Данилово озеро радует уловом местных рыбаков.
(Информатор Коморников А.И.).
Легенда о першинских силачах.
Издавна земли в окрестностях деревни Першино принадлежали местным крестьянам и
назывались их именами и фамилиями; Пугин лог, Данилово озеро, Маркина роща,
Никишкин переезд, Сундарев лог. Род Сундаревых, старожилов деревни, славился
своими богатырями, которые имели недюжинную силу и крестьянскую сноровку.
Старожилы вспоминают, что одним из силачей в Першино был старовер Викула
Андриянович Сундарев. Человеком он был сильным и плечистым. Мужики ему
завидовали и иногда вызывали на спор: «Сможешь ли ты вытащить березу из земли с
корнем?». Если Викула принимал вызов, то все жители деревни спешили на место
поединка – Сувндарев лог. Мужик привязывал один конец веревки к дереву, а другой
надевал на плечи. С первой попытки береза начинала трещать, со второй – дерево
поддавалось силачу, а с третьей – Викула выигрывал спор. Победителю в качестве приза
проигравший вручал поросенка, гуся или утку. Иногда в спор вступали и приезжие
мужики.
Под стать богатырю был и его племянник Амос Сундарев. Роста он был высокого,
плечистый, а кулаки, как две гири.
Вот поехал однажды Амос на Сундарев лог, где находился его покос. Скосил он траву на
лугу, высушил сено. Пора ехать домой. Запряг лошадь, уложил большую копну сена на
воз. Дорога проходила через Никишкин овраг, где даже жарким летом не высыхала грязь.
Воз с сеном крепко – накрепко застрял в овраге. Лошадь со всех сил пыталась сдвинуть
воз, но тщетно. Амос спокойно распряг лошадь, надел хомут на себя, взял в оргомные
11
ручища оглобли, поднатужился и вытащил телегу из грязи. Сбежались земляки, которые
неподалеку гребли сено, чтобы посмотреть на крестьянскую сноровку, да подивиться силе
мужика. Амос улыбался и шутил: «Куда уж моей лошаденке вытащить воз, если я сам с
трудом справился».
(Информатор Рязанова Е.Р.).
Легенда о зарытом в землю кладе.
После революции 1917 года началось истребление ценностей искусства православной
культуры. Русский народ старался сохранить иконы, молитвенники, кресты – распятья.
Мясников Александр Александрович рассказывает, что его дед Алексей был набожным
человеком, в избе было много икон, церковной утвари.
Однажды вечером, сложив все свои сокровища в дубовый сундук, вынес из дому, вырыл
яму и закопал. А где, никому не сказал. Многие люди, слышавшие эту легенд, пытались
искать клад. Копали во дворе, на огороде, у колодца, но так никто ничего не нашел.
(Информатор Мясников А.А.).
12
Приметы, поверья, преданья и легенды, бытующие среди жителей
села Першино Заводоуковского района
Давлатов Рустам Давлатхучаевич
Россия. Тюменская область. Заводоуковский район. Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Першинская средняя общеобразовательная школа»,
4 класс
План исследования
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что среди жителей деревни
Першино до сих пор сохранились приметы, поверья, предания и легенды.
Методы исследования: опрос, беседа, классификация, систематизация, анализ и запись
фольклорного материала.
План работы: 1) изучить теоретический материал;
2) собрать в ходе бесед с людьми старшего поколения фольклорный
материал;
3) систематизировать полученный материал;
4) записать приметы, поверья, преданья и легенды, бытующие среди жителей
села Першино Заводоуковского района.
5) оформить работу, провести презентацию исследований для
одноклассников.
Приметы и поверья крепко укоренились в жизни моих односельчан. Хотя на смену
примет о погоде пришел прогноз погоды, предсказания гадалок заменили астрологические
прогнозы, а многие поверья были опровергнуты самим человеком, его открытиями и
научными достижениями, но жители нашей деревни до сих пор предсказывают
изменения в погоде, например:
13
Дым поднимается в небо столбом – к морозу.
Собака валяется на снегу – к ненастью.
С помощью примет можно корректировать календарь садоводов – огородников, например:
Цветет калина – можно сажать огурцы.
Листьев на березе еще мало – не бойся сеять.
Лопаются сережки на березе – пора сеять пшеницу.
Существует огромное количество примет, связанных с благополучием и здоровьем.
Например:
Во время дождя нужно ходить с непокрытой головой, говорят, вырастешь больше.
Если услышишь первый гром, катайся по земле, кувыркайся через голову – так
можно вырасти большим и сильным.
Поверья, которые бытуют среди моих односельчан, основаны на мистике, которая
присутствует в окружающем мире и оказывает влияние на судьбу человека. Если
следовать поверьям, то злые силы обойдут ваш дом стороной.
Например:
На лоб новорожденного необходимо нанести крест, чтобы не сглазили.
Если будешь плевать в огонь, на языке чирей вскочит.
Нельзя дуть в горящую печь: кашлять будешь.
Трудно в ходе исследований было отличить предание от легенды, так как они очень
похожи. Но, я уяснил, что легенды очень похожи на сказки. Мной записаны три легенды и
одно предание, которые раньше не упоминались нигде.
14
Давлатов Рустам
Легенда о мужичке с семьюдесятью семью заплатками.
Появился в Першино в 20 – ых годах 20 века раскулаченный мужичок. Никто уже не
помнит, как звали его. Только странным он был. Вроде наказали его власти за богатство,
сослали в Сибирь, а жил он бедно. Во дворе никакой скотинки не держал, в колхозе не
работал, постоянного заработка не имел. А одежонка была ветхая, «семьдесят семь»
заплаток. Бывало, наймется мужичок дрова рубить, а через день уже говорит: «Надоело
мне дрова рубить, пойду, наймусь погреб рыть». Когда умер, соседи сняли с него рубашку
и штаны, хотели сжечь, но оказалось, что под каждой заплаткой деньги были: и керенки, и
медные, и серебряные. Першинцы удивляются такой скупости мужичка до сих пор.
(Информатор Созонова Л.М.).
Легенда о черной свинье.
Оборотнями могут быть как мужчины, так и женщины. Причем первые превращаются
чаще в медведя, вторые – в свинью. Превращения эти происходят в подполье, где эти лица
перевертываются или перескакивают через двенадцать ножей и затем превращаются в то
или другое животное.
Першинская молодежь, возвращающаяся с гулянья и посиделок за полночь, часто
видели черную свинью, которая бегала по улицам и старалась укусить кого - либо. Все
верили, что это колдунья превращается в черную свинью.
(Информатор Мясникова М.Е.).
Легенда о колдовстве.
Жила в Першино бабка Мореюшка. Все односельчане побаивались ее, так как считалось,
что занималась она колдовством и имела дела с нечистой силой. На человека, который
не понравился ей, могла навести порчу посредством заговоров. Делала колдунья свои
плохие дела в определенные дни и обязательно в полночь.
Когда умирала бабка Мореюшка, то на крышу дома слетелось множество воронья,
нещадно каркающего. Долго не могла упокоиться душа колдуньи, пришлось даже
разбирать трубу дома и выставлять окна. А после ее смерти в том доме, где жила
колдунья, долгое время разгуливало по ночам приведение в белом одеянии.
(Информатор Созонова Л.М.).
Предание о знахарстве.
Было мне лет 13. Однажды зимой пошли мы с друзьями на охоту на Белые яры. Это
место было гиблое, так как торфяники горели там даже зимой. Не повезло мне,
провалился я правой ногой в раскаленный торф. Унт сразу же сгорел, на ноге кожа
вздыбилась пузырем. Я от боли кричал. Друзья привели меня домой, родители сразу же в
больницу повезли. Провел я там целый месяц. Выписали меня, но лучше не стало, ожог
гноился, рана новой кожей не затягивалась, я ночами не спал.
По соседству с нами жила бабушка Степанида. Все знали в селе, что «знаткой» она была,
то есть знахаркой. Весной, летом, осенью ходила по лесам, лугам, всякие травы собирала.
Вот она пообещала мне помочь. Назначила день и время, когда мне надо было прийти к
ней в избу. Я пришел, начала она готовить какую - то мазь, все варила на огне. Затем
сказала: «Сейчас будет очень больно, но ты терпи, а затем наступит облегчение». Я
терпел что – было сил, а потом действительно боль рукой сняло. Дала она пне еще чего –
то попить. Я пришел домой и уснул, проспал двое суток. Еще я ходил несколько раз к
бабушке, а вскоре рана затянулась и появилась молодая кожица.
Когда я приехал на прием к врачу, то он удивился целебной силе мази бабушки –
знахарки.
(Информатор Осинцев С.И.).
15
В результате проведенного исследования установлено, что в селе Першино до сих пор
сохранились легенды, предания, приметы и поверья. Они передаются от отцов и матерей к
детям, помогают осмыслить окружающий нас мир и верить в волшебство, существующее
в природе.
.
Литература
1. Баландин Р.К. /Я познаю мир: Приметы и суеверия// Энциклопедия. – М. – ООО
«Издательство Астрель». – 2003. – с. 400.
2. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа/ Медведева
Ю.М. // Сказания о чудесах. Том 2. – Москва. – «Советская Россия». – 1990 г. –
С.408 – 431.
3. Сколозубов Н. Народный календарь: Поверья, приметы о погоде и сроки
сельскохозяйственных работ у крестьян Тобольской губернии/ Мандрики Ю.Л. //
Обряды, обычаи, поверья. – Тюмень. – 1997 г. – С. 215 – 226.
4. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю./ Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений. – Российская академия наук. Институт русского
языка В.В.Виноградова. – М. – Азбуковник. – 1999 г. – 944 с.