Презентация "Свенский, успенский монастырь"

Подписи к слайдам:
Свенский , успенский монастырь. Город Брянск в 17 веке Свенский монастырь

Свенский монастырь является одним из самых древних и известных монастырей в России. Обитель находится в трех с половиною километрах от г. Брянска. Душа радуется, когда издали видишь высокий холм у правого берега реки Десна, простор и над всем этим - венец природной благодати, рукотворные чудо-белокаменные храмы, издали кажущиеся взлетающими лебедями, взмахнувшими узкими крыльями, готовыми полететь вслед за скатывающимся к горизонту солнцем. Нужно побыть здесь какое-то время, оглядеться, присмотреться, вслушаться в шелест деревьев, полюбоваться крутым спуском к Десне, чтобы осознать кровную связь с землей, где воздвигнута такая жемчужина русской культуры.

Монастырь расположен против места впадения в Десну речки Свини (Свени), вследствие чего до середины XVIII столетия назывался Свинским. Но вскоре ввиду явной неблагозвучности этого названия монастырь стали во всех официальных документах означать Свенским. Выбранное место оказалось более чем удачным: с одной стороны - серебристый изгиб сверкающей реки, окаймленной золотистой кромкой песчаного пляжа и туманными контурами Брянска, с другой - низкий зеленый луг с отдельными купами верб и редкими могучими дубами. Любого путника впечатляет вход в монастырь с северной стороны. Он сделан с отступом таким образом, что перед двумя башнями и надвратной церковью образовалась довольно обширная площадка. Это было выгодно для обороны, так как давало возможность обстрела незваного гостя с трех сторон.

Своим возникновением Свенский монастырь обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и великих печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Произошло это чудо в далеком XIII веке, когда брянский князь Роман Михайлович ("Старый") неожиданно стал слепнуть. Прослышав об иконе, исцелявшей недуги и находившейся в Киево-Печерской Лавре, послал за нею архимандрита Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит старинное сказание, "стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы не могуще загрести ни горе, ни в низ". Пришлось заночевать на берегу. Утром проснувшиеся монахи с ужасом обнаружили, что икона из лодки исчезла. В поисках исходили все окрестности, и нашли ее среди ветвей огромного дуба, стоящего против реки Десны.

Эта икона, размером 68x42 см, изображала Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседавшую на золотом троне и державшую на коленях Предвечного младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стояли печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосий, с левой - Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: "Владыко, Господи Боже... возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славо славие Тебе". На свитке Антония можно было прочесть: "Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имами в сем Господа помощника". Предание гласит, что Свенская икона была писана преподобным Алипием, который учился живописи у константинопольских художников, около 1088 года расписывавших Успенскую церковь Киево-Печерской Лавры.

Прослышав о новом чуде привезенной иконы, князь Роман Михайлович с родными, приближенными боярами, епископом и монахами пешком отправился к реке Свини. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: "О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!" И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После горячих благодарственных молитв счастливый князь вместе с присутствующими мужчинами стал собственноручно заготавливать лес для постройки святой обители. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.

Свенский монастырь был основан князем Романом Михайловичем в 1288 году. Этот исторический факт подтверждается древним списком (копией) с иконы Свенской Божьей Матери: на свитке, который держит чудотворец Феодосий, начертаны слова: "Окладывана в лето шесть тысяч семъсотное и девяносто шестое (1288) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверною княгинею Анастасиею, месяца септемврия, в 26 день на память Иоанна Богослова".

Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Романом Михайловичем было выделено немало злата и серебра. Обитель была обнесена валом и частоколом из заостренных бревен, в ней жили 70 монахов. Впоследствии в этом храме был погребен сам основатель монастыря.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Цари Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и другие всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами.

Особенно щедр был набожный Иван Грозный. Первым стал его вклад в 40 рублей после смерти в 1560 году супруги Анастасии Романовой. Внесенная сумма по тем временам была немалой (боевой конь стоил 15 рублей). Последними были его вклады на помин души царевича Иоанна Иоанновича, убитого самим Грозным. Душу несчастного царя, видно, терзали призраки тысяч безвинно замученных им жертв: чем иначе объяснить, что он жаловал Свенской обители 650 рублей, шесть икон в ценных окладах, 27 книг церковного содержания и тарханную грамоту, освобождавшую монастырь от налогов.

При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Возводил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Это было монументальное пятиглавое, четырехстолпное и тре хапсидное на подклети здание, с трех сторон окруженное галереями-папертями. Прекрасным его украшением стали чудной и редкой работы железные двери, пожертвованные еще в 1565 году Иваном Федоровичем Мстиславским для поминовения его родителей - князя Федора и княгини Анастасии.

Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.

Среди разнообразной церковной утвари выделялось игуменское место, являвшееся одним из лучших образцов древнерусской резьбы. Настоятели становились на это место, расположенное близ амвона, в тех случаях, когда не отправляли сами церковного богослужения. Самой древней былабольшая плащаница, о которой в описи 1681 года сообщалось: "Вышиты образы в лицах по камке лазоревой золотом и серебром, по той же камке вышиты кругом слова: "Не рыдай мене, мати"".

19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод: "На том мосту обломился Тихон, старец, бывший игумен того монастыря, а с ним обломилося шестьнадесят человек - церковных каменъщиков и делавцев, которые носили вверх камень и кирпич, и малые ребята, которые носили воду и известь к церковному делу... у всех главы испробища, а у иных скулъе испро бища и самых изгнетоша, а иным руки и ноги переломаша". По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство.

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.

Не успел монастырь оправиться от нападения литовцев, как его постигла новая беда... Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. История свидетельствует, что, наряду с другими, во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий скрепили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.

Черной строкой вошли в летопись Свенского монастыря 1660-е годы. 9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. "Под Брянск приходили крымские ратные люди, - сообщалось в записях обители, - и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли". Еще издали можно было видеть скелеты церквей, торчащих из безжизненной черни пожарищ. На пепелищах была страшная тишина, прерываемая лишь вороньим граем. Возле церквей лежали тела павших защитников и врагов. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

Из новых построек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще под 1678 годом. О ее местонахождении архимандрит Иерофей в своей известной книге говорил: "Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со священным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен был крест".

Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие - наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны. Сооруженное из кирпича на буковых фундаментах здание было расчленено лопатками на три части, каждая из которых имела верхнее продолжение в трех световых барабанах. Средний барабан, самый большой, отличался украшением оконных наличников: обрамлением оконных проемов с помощью вытянутых колонок, сложных раскреповок и фигурных завершений довольно вычурного рисунка. Барабаны были покрыты пологими шатрами, под которыми располагались барабаны поменьше с куполами. Еще выше виднелись небольшие декоративные барабаны, увенчанные луковичными главками с крестами. Нарядность церкви придавала окраска в красный цвет с белыми деталями.

Помимо церквей, обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками. Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор со 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку.

Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем. Содержать ее надлежало "по всяком украшении и лепоте, и славе, как был и до сего времени, без объятия всех его околичностей, и всякое царское украшение, и казну сохранять во всякой целости нерушимо...; паче же ко всякому монастырскому строению и к заводам прилагати радение, чтоб Новопечерский монастырь... и в самом деле явился украшен и прилежным радением". Не забыта была и ярмарка, шумевшая под стенами этой обители в августовские теплые дни каждого года: Лавре наказывалось, чтобы "впредь тот торговый славный съезд прибавлялся, а не умалялся".

Назначенный настоятелем этого монастыря киево-печерской иеромонах Иоанн Максимович управлял обителью с 1681 по 1695 год. Родился он в декабре 1651 года в городе Нежине, в семье шляхтича Максима Васильковского. Успешно закончив Киевскую духовную академию, остался в ней преподавателем. Но движимый духовным чувством, спустя восемь лет постригся в монахи Киево-Печерской Лавры.

Едва новопосвященный начал совершать прохождение своего нового служения под покровом святой обители, как судьба призвала его к иной деятельности: он был назначен настоятелем Новопечерского (Свенского) монастыря. Опытный глаз киевского архимандрита усмотрел в нем человека, по своим духовным качествам наиболее полезного для данной обители, которую предстояло благоустроить и укрепить. К чести Лавры, с самого начала ею назначенные настоятели добросовестно выполняли возложенные на них обязанности по управлению Свенским монастырем...

Свое настоятельство в данной обители Иоанн Максимович начал с подарка - Евангелия в серебряном с позолотой окладе и золотистым бордюром на всех листах, на обложке которого изображалась икона Свенской Божьей Матери. Затем распорядился сделать новую деревянную ограду вокруг монастыря.

Заботясь о внутреннем устройстве обители, Иоанн Максимович ревностно исполнял свои настоятельские обязанности: тщательно следил за сохранением церковной утвари и библиотеки, пополняя их по возможности, ремонтировал ветхие монастырские здания, сберегал принадлежащие обители леса, следил за применением усовершенствованных способов землепашества. В целях увеличения денежных доходов, часто совершал поездки в Москву для сбора милостыни. Его имя часто встречалось в отказных книгах Поместного приказа.

В апреле 1712 года другой наставник, Модест Ильнитский с братиею в прошении на имя Петра I сообщал: "В Новопечерском Свенском монастыре церковь Бо жия во имя Успения Пресвятыя Богородицы, каменная, построена была в древних летах и за великою ветхостью разобрана, потому что служить в ней стало невозможно, в стенах - расселины великие, и из свода падали кирпичи, и ныне мы вместо той церкви хотим строить церковь Божию Успения же Пресвятыя Богородицы каменную, новую, а без указу и без благословения строить не смеем и просим повелеть... новую строить и о том дать нам благословенную грамоту". Просимая грамота была выдана 3 мая 1712 года, а в 1715 году церковь была уже построена.

Спустя тридцать лет здание этого храма обветшало, своды и стены начали распадаться. Поневоле пришлось думать о строительстве новой соборной церкви, четвертой по счету. В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались "на войны со шведскою короною и Портой Оттоманскою".

Строительство храма завершилось в 1758 году. Новый собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон - ризалиту. Здание простиралось в длину на 37 м, в ширину - более чем на 30 м, имело высоту, до свода главного купола, около 42 м.

Необычное впечатление производило и внутреннее содержание собора - все было залито светом, лившимся из огромных окон. Многие живописные работы в храме выполнялись крепостным художником Кириллом Холодовым, которого привезли в обитель закованным в кандалы. Прекрасна была обработка хоров, украшенных гигантским деревянным декоративным панно, искусно вырезанным оставшимся неизвестным для нас скульптором-самоучкой. Панно изображало кита, низвергающего из своего чрева святого пророка Иону. Большой восторг вызывали древние железные двери, перенесенные из старого Успенского собора. Правда, при их установке пришлось заложить кирпичом верхние проемы.

Перенесен был и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м, украсивший горнее место. И если к этому великолепию добавить резные царские ворота, необычайной красоты игуменское место, серебряное с алмазами кадило, пожертвованное в 1699 году стольником С.А. Огибаловым, серебряный напрестольный крест, высотой около полутора метров и весом в 75 кг, серебряную на медном постаменте дарохранительницу, украшенную прорезными накладными узорами в стиле петровского барокко и финифтяными образками, можно полностью согласиться с восторженными отзывами богомольцев о таком собрании архитектурно-художественных шедевров, как "единственных в мире".

Кроме Успенского собора в Свенском монастыре велось и другое строительство. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Он представлял собой стройную пятиярусную композицию. Первым ярусом являлось четырехугольное гульбище с воротами, с обеих сторон которых каменные лестницы вели к галерее второго яруса, откуда начинались входы в самую церковь и в алтарную пристройку. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на Десну. Невозможно было оторвать глаз от заливных лугов, пестреющих цветами. С ними гармонировала художественная резьба, воспроизводящая мотив виноградной лозы на стволах белокаменных колонн порталов входов в основной неф, как это обычно делалось при резьбе деревянных иконостасов. Своеобразным было оформление стен основного четверика с крутым фронтоном алтаря и угловыми кокошниками. Выше основного массива размещался восьмиугольный барабан, над ним такой же меньших размеров и небольшая завершающаяся главка. По мнению некоторых искусствоведов, автором Преображенской церкви также был Н.А. Мичурин. Резной иконостас для нее изготовляли московские мастера Иван Афанасьев, Никита Иванов и калужский Михаил-Медведев. Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, от литым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

И все же в Свенской обители оберегали домик Петра I, состоявший из каменной кельи в три окна и сеней к ней в два окна. Домик был небольшим: в длину - около 6 м, в ширину - 4 м, в высоту - 2,5 м. Внутри находился иконостас, изразцовая печь с выпуклыми, раскрашенными зеленой и синей краской образцами, два стула и деревянное кресло, сработанное самим царем. На одной из стен висел портрет Петра I, подаренный инокам на память. Позднее на противоположной стороне красовался портрет императрицы Елизаветы Петровны. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: "В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России". В1791 году домик обнесли толстыми стенами, чтобы наверху построить деревянные игуменские кельи, после чего он стал называться "келарскою". Позднее верх разобрали, а домик в 1887 году, неумело отреставрировав, превратили в мемориальный музей Петра I, в котором к прежним экспонатам прибавилась грамота Елизаветы Петровны о закладке нового Успенского собора, написанная на металлическом листе и вделанная в старинную раму, и рисунок иконостаса, сделанный пером и красками.

В известной легенде о Петре I и красавице Ганне упоминалось подземелье. Действительно, в четырех различных местах монастырского сада были устроены колоссальные подземные кирпичные галереи с малыми и большими помещениями, доходившими иногда до семи метров в ширину и длину. В более древнее время они были соединены одним общим ходом с несколькими наружными входами. По мнению некоторых историков, эти кирпичные погреба были построены для хранения привозимых из собственных монастырских вотчин продуктов и товаров на Свенскую ярмарку. А в 1812 году в них от французов прятали свое имущество местные жители. Есть сказание, что под домиком Петра I находился подземный ход, связывающий обитель с Брянском и Белобережской пустынью. Одним словом, немало тайн хранится за монастырскими стенами, до сих пор неразгаданных и ждущих своего часа.

С постройкой в 1764 году каменной ограды протяженностью около 800 метров и высотой от 5,5 до 7 метров Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Строившему ее мастеру Ивану Гридневу за труды было пожаловано... 30 рублей. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями высотой от 8 до 12. Белая лента стены, оттененная зеленью лип, сосен, елей и плодовых деревьев огромного сада, повторяла меловые обнажения берегового обрыва, подчеркивая единство монастыря с природой.

1 июня 1840 года большой пожар охватил Успенский собор. Вину опять возложили на красильщиков, которые для обновления иконостаса разогревали краску в каменном горне, устроенном в алтаре. Во время сильных морозов по неизвестной причине разломилась железная связка, приведшая к легкому крену того же собора. Исправлена Успенская церковь была в 1867 году. Вот как описывали очевидцы этот храм в конце XIX века: "Внутренность церкви с тремя хорами казалась немного мрачной по отсутствию света. В окнах слишком мелкие переплеты, свет проходил плохо, к тому же с южной стороны стояли две огромные ели. Три входа в храм также малы, поэтому иконостас трудно рассмотреть хорошо.

Не хватает люстр. В церкви их две, не считая малых, но они очень невелики, повешены низко и освещают только снизу. Только в ясный день, к вечеру, накануне праздника, когда все церковные двери были отворены перед всенощной и спускавшееся к закату солнце освещало сквозь окна и двери грандиозный иконостас - можно было его рассмотреть поподробнее во всей его своеобразной и исключительной красоте... Напротив алтаря Успенской церкви - памятники похороненных в ограде монастыря. На памятниках, которых не особенно много, встречаются фамилии Чемодурова, Надеиных, Ивановых, Тютчевых, Маныкина-Невструева. Тут же похоронены бывшие настоятели монастыря Амвросий и Иерофей. Памятник последнего очень хорош".

На месте явления чудотворной иконы до 1854 года стоял каменный столп. В середине XIX века вместо него была устроена чугунная часовня, а оставшийся в столпе 566-летний дуб был "окончательно разобран".

Монастырь обзавелся и новыми хозяйственными постройками. В 1882 году на скотном дворе появились строения с навесами для скота и сена, келья для скотницы. А на следующий год - житница, рига и сарай. В 1892 году рядом с колодцем на конном дворе выросло здание квасоварни в 12 аршин длиной. Монастырский квас в те времена был весьма популярным напитком. В том же году была построена прачечная. Согласно описи 1897 года, обитель имела мельницу "о трех поставах" на реке Свени у Ковшова озера, две сукновальни. В тринадцати верстах от монастыря, по дороге к городу Орлу, возвели монастырскую дачу с пристанью для лесных материалов. В полуверсте от обители, на берегу монастырского озера, располагались братская баня и караульная изба. В 1855 году рядом с ними соорудили пруд, а близ монастыря под горою устроили питомник для разведения рыбы.

Торжественно отметила общественность Брянского края 600-летие Свенского монастыря. Празднование этого юбилея стало заметным явлением в духовной жизни России конца XIX века. Информацию об этом событии можно было прочесть во многих центральных и провинциальных газетах. Праздник состоялся 3 мая 1888 года. На торжествах присутствовали представители Синода, вице-губернатор Орловской губернии А.А. Берс, архиепископ Орловской епархии Симеон, настоятели ряда монастырей Орловской, Смоленской и Калужской губерний, брянский городской голова В.И. Сафонов, управляющие промышленных предприятий Орловской губернии и другие. Среди богомольцев, заполнивших до отказа Успенский собор и монастырский двор, были горожане и крестьяне Брянского и соседних уездов, рабочие Брянска, Бежицы и Мальцевского товарищества.

Многие из настоятелей обители позднее стали знаменитыми иерархами. Наместник Иоанн Максимович (1684-1696 гг.) - Сибирским и Тобольским митрополитом, Лука Белоусович (1745-1752 гг.) - архимандритом Киево-Печерской Лавры. Игумен Израиль (1801-1802 гг.) одновременно являлся префектом Севской духовной семинарии и учителем истории, философии, географии и немецкого языка, жизненный путь завершил наместником Александро-Невской Лавры в Петербурге. Сменивший его Филарет Амфитеатров (1802-1804 гг.) был префектом Севской духовной семинарии, затем переведен инспектором столичной духовной академии. О нем один из виднейших церковных историков, протоиерей Григорий Флоровский отзывался как о человеке "теплого благочестия, большой сердечности, подлинной духовной жизни". Игумен Смарагд (1842-1859 гг.), будучи настоятелем обители, удостоился наперсного золотого креста и орденов святой Анны I и II степеней.

Со Свенским монастырем связана судьба немалого числа учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди его учеников назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и другие, получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809-1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее - наместником Козельской Оптиной пустыни.

В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, который являлся главным источником его доходов. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.

В 1922 году в связи со страшным голодом в Поволжье патриарха Тихон обратился ко всему народу с призывом об оказании помощи голодающим. Верующими было собрано около 9 миллионов рублей. Посчитав, что исполнение обращения патриарха может поднять в глазах народа авторитет Церкви, Советское правительство приняло 23 февраля 1922 года декрет "Об изъятии церковных ценностей - для борьбы с голодом".

Началось изъятие ценностей и в Свенском монастыре - даров Ивана Грозного, князей Трубецких, Воротынских и др. 10 мая был составлен акт, согласно которому при изъятии иконы Свенской Божьей Матери было учтено 2148 драгоценных камней. 11 мая составлен акт с перечнем всех ценностей Успенского собора.

Гнусное дело завершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища... Взрывы стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители, пострадали также церковь во имя печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.

В послевоенное время на высшем уровне принимались различные законы и постановления об охране и использовании такого древнейшего художественно-архитектурного ансамбля, каким являлся Свенский монастырь. Но лишь в 1980-х годах взялись за восстановление Сретенской церкви, а в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю открытия обители. 16 октября 1992 года патриаршим указом наместником монастыря был назначен архимандрит Никодим (Анискин). Обитель была передана Церкви в неприспособленном и неустроенном для совершения богослужений и проживания насельников состоянии. 10 декабря 1993 года Преосвященным Паисием - епископом Орловским и Брянским было совершено освящение Сретенской церкви, где отныне и совершается богослужение. В тот знаменательный день, по ходатайству наместника монастыря, владыкой была преподнесена обители икона с частицей мощей просветителя Брянского края, сщмч. Кукши. В настоящее время в монастыре находятся следующие святыни: частицы мощей святителя Иоанна, митрополита Тобольского, преподобного князя Олега Брянского, преподобных Оптиных старцев, праведного Иоанна Кормянского, Вифлеемского младенца-мученика, а также многие священные предметы, привезенные из Святой Земли.

Богослужения совершаются ежедневно: божественная литургия - в 8 часов утра, вечернее богослужение в летнее время – в 17 часов, а в зимнее - в 16 часов. Совершается полуночница - в 12 часов ночи, а в 7 часов утра - братский молебен перед "Свенской" иконой Богоматери.