Конспект урока "Монастырь"

Тема урока: Монастырь
Тип урока: открытие новых знаний
Необходимое оборудование: мультимедийная установка
Дидактическое обеспечение: учебник, презентация, словари, раздаточный материал,
клей, ватман, ножницы.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
уметь давать определение понятиям: монах, инок;
узнать, кем и где было основано монашество;
узнать, кто основал монашество на Руси;
познакомиться с монастырями – лаврами;
познакомиться с жизнью монахов, их облачением.
Метапредметные:
регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) формулирование и
аргументация своего мнения, учет разных мнений; формулирование умения отбирать
главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к
последующему изложению данного материала в виде творческой работы; построение
монологической речи.
Личностные :
проявление самостоятельности в разных видах детской деятельности, учиться
оценивать себя;
развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми
предметные - построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;
умение извлекать из текстов необходимую информацию
Литература и Интернет-ресурсы:
Основная Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»
Дополнительная Справочная литература
Формы и виды деятельности: беседа, выборочное чтение, комментированное чтение,
работа в группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, проектная
деятельность), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге,
создание мини-проектов.
Основные термины и понятия: монах, киновии, монастырь, обет, авва, лавра,
послушник, ряса, камилавка, рясофор, малая схима, великая схима, параманд, подрясник,
пояс, мантия, клобук, четки, аналав, куколь, палица, митра, жезл, игумен (игуменья),
архимандрит. (См. приложение 1)
Ход урока:
1. Орг. момент
2. Мотивация
Постановка проблемного вопроса (загадка)
1)В черном, с четками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится …..(монах)
2)Ряса, клобук, параманд
Говорят о многом нам:
Так одет монах, друзья,
Жить, как все, ему нельзя!
Инок, мантией одетый,
Давший Господу…. (обеты)
3. Определение темы и целей урока
Определите тему нашего урока.
Чтобы вы хотели узнать сегодня на нашем уроке?
Ученики формулируют цели урока.
4. Актуализация знаний
Ребята, а что вам уже известно о монахах и монастырях?
5. Обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор
оптимального варианта достижения цели урока.
6. Работа с учебником
Знакомство с понятием слова монах (монахиня)
Выборочное чтение (прочитать первый и второй абзацы)
7. История возникновения монашества (презентация)
Слайд 1
Первые христианские монахи появились в конце III в. от Рождества Христова. Они
определили главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись».
Слайд 2
Родиной монашества почитается Египет, а основоположником прп. Антоний Великий.
Прп. Антоний был отцом отшельнического иночества, которое состояло в том, что иноки
жили отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам
на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и проч.). Но все они находились под
руководством одного начальника или наставника – аввы (что значит «отец»).
Слайд 3
Еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники
собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям на общую
пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку (уставу). Такие общины
назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали именоваться
игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается прп.
Пахомий Великий.
Слайд 4
Из Египта иночество скоро распространилось по Азии, Палестине и Сирии, а потом
перешло в Европу. У нас на Руси иночество началось почти одновременно с принятием
христианства. Основателями иночества на Руси были прп. Антоний и прп. Феодосий,
жившие в Киево-Печерском монастыре.
Слайд 5
Большие монастыри, с несколькими сотнями насельников, стали называться лаврами.
Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т.е. свой устав. Все
монахи должны обязательно выполнять различные работы (послушания).
Слайд 6
Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины, дающие те же
иноческие обеты. С древности существуют женские монастыри.
Слайд 7
Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти
искус) и тогда уже дать невозвратные обеты. Люди, проходящие предварительные
испытания, называются послушниками. Если они в течение испытания оказываются
способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с
установленными молитвами, что называется рясофором, т.е. право ношения рясы и
камилавки, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на
избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.
Слайд 8
Самое иночество заключает в себе две степени малый и великий образ (образ
ангельского жития), которые по-гречески называются малая и великая схима. При
вступлении в иночество над послушником совершается последование малой схимы, в
которой он дает обеты иночества и получает новое имя. Когда наступает момент
пострижения, будущий монах трижды дает игумену ножницы в утверждение своего
твердого решения. Приняв в третий раз из рук постригаемого ножницы, игумен с
благодарением Богу крестообразно постригает ему волосы во имя Пресвятой Троицы,
посвящая этим постриженника всецело на служение Богу.
Слайд 9
На принявшего малую схиму надевают параманд (небольшой четырехугольный плат) с
изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем
постригаемый покрывается мантией длинным платом без рукавов. На голову надевается
клобук. В руки даются четки шнур, на котором навязаны узелки для подсчета молитв и
поклонов.
Слайд 10
Одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах. Затем в руки
новопостриженному даются крест и свеча, с которыми он стоит всю Литургию до самого
Святого Причастия.
Слайд 11
Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз
меняют имя. В облачении также есть изменения: вместо параманда надевают аналав
(особый плат с крестами), вместо клобука – куколь, покрывающий голову и плечи.
Слайд 12
Если монах поставляется в игумены, то ему дается жезл (посох). Жезл есть знак власти
над подчиненными, знак законного управления братией (монахами).
Слайд 13
Когда игумен возводится в архимандриты на него надевают мантию со скрижалями.
Скрижалями называются четырехугольники из материи красного или зеленого цвета,
нашитые на мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит
руководит братией по заповедям Божиим. Кроме того, архимандрит получает еще палицу
и митру. Обычно из архимандритов поставляются на высшую степень священства – в
епископы.
8. Первичное закрепление (физкультминутка)
Покажите, где носят клобук (руки к голове)
Где носят пояс (руки на пояс)
Куда надевают мантию (руки к плечам)
Что делают с помощью четок
Раз, два, три, четыре, пять
За работу примемся опять
9. Задания группам:
Работа с глоссарием.
1 группа - подобрать облачения для послушника
2 группа - подобрать облачения для мантийного монаха
3 группа - подобрать облачения для схимника
10.Построение и защита мини-проектов
На доске прикреплен ватман. Ребята защищают свои проекты и располагают свои работы
на ватмане ( Приложение 1,2, 3).
Почему монахи ходят в черном? Почему священники носят черные одежды? -
рассказывает отец Аркадий, настоятель Храма Святого Василия Великого.
(просмотр видеоролика)
11. Подведение итогов и оценивание проектов.
12. Рефлексия учебной деятельности
Ребята, наверняка вы будете рассказывать близким о нашем уроке.
Какой фрагмент урока вам больше всего понравился?
13. Домашнее задание
Как люди приходят в монастырь и остаются там навсегда? Об этом вы узнаете, прочитав
дома в учебнике на с. 80-83 рассказы о монахах.
Приложение 1.
Ря
́
са (от греч. ράσον, «вытертая, поношенная одежда») верхнее (небогослужебное)
одеяние лиц духовного звания и монахов длинная до пят одежда, просторная,
с широкими рукавами, тёмного цвета. Для обихода в РПЦ существуют рясы,
представляющие собой демисезонные и зимние пальто.
Слово «ряса» в переводе с греческого значит «вытертая», «лишённая ворса»,
«поношенная» одежда. Именно такую, почти нищенскую, одежду носили в Древней
Церкви монахи. Из монашеской среды ряса вошла в обиход всего духовенства. Свободная
длинная одежда с широкими рукавами была распространена на Востоке и является
традиционной национальной одеждой многих народов и поныне. Такая одежда была
распространена и в Иудее в начале нашей эры. О том, что Христос сам носил похожую
одежду, свидетельствует церковное предание и древние изображения.
Камила
́
вка (греч. кαμιλαύκα, καμηλαύκιον, καλυμμαύχιον, καλιμαυι) головной убор
в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося
кверху цилиндра, является также наградой для священников
[1]
.
Первоначально это шапка из верблюжьей (греч. κάμηλος) шерсти, которую носили в
странах Ближнего Востока для защиты от солнца (отсюда и название).
Рясофор (рясофорная послушница) носящий рясу
Параманд небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и
орудий Его страданий.
Подря
́
сник нижнее облачение православного духовенства длинная до пят одежда с
длинными узкими (в отличие от рясы) рукавами. Используется не только при
богослужении, но и вне его. Во время богослужения в храме и на официальных приёмах
подрясник должен быть чёрного цвета, а на отдыхе, в домашних условиях и на
хозяйственных послушаниях допускаются подрясники любых цветов.
Пояс - поскольку пояс в древности делался из кожи убитых животных, можно считать его
и символом умерщвления похоти.
Мантия - Вслед за рясой надевается мантия, которая в чине пострига именуется "ризой
спасения" или "одеждой нетления и чистоты". С одной стороны, она означает
охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом
правил избранного им образа жизни. У мантии нет рукавов, что знаменует собой то, что у
монашествующего ни руки, ни другие члены тела не свободны для мирской деятельности,
для греха. Кроме того, мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем
напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел,
должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу. "Люблю, чтоб все бегом, быстро.
Монашество - это ангелы. Они должны летать", - говорил современный подвижник
благочестия, молитвенник и исповедник архиепископ Антоний (Голынский-
Михайловский).
Клобук - в чине пострига именуется шлемом спасения и непостыдного упования,
согласно словам святого апостола Павла: "Оболкшеся в броню веры и любве и шлем
упования спасения" (1 Сол. 5, 8). И в другом месте у него же говорится: "И шлем спасения
восприимите во еже возмощи стати противу кознем диавольским" (Ефес. 6, 11,17).
Четки - наконец, вручаются монашествующему четки, называемые при этом мечом
духовным, и завещается непрестанное, деннонощное моление молитвою Иисусовою:
"Приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове,
всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердце и во устех своих имети должен еси,
глаголя присно: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго"".
Аналав же, или малая схима, - это схимническое облачение, спереди и сзади
крестообразно имеющее знамение креста, или, точнее, изображающее собой самый крест,
и знаменующее полную смерть для мира и всего мирского.
Куколь - это маленькая остроконечная шапочка, на подобие тех, какие надевают на
младенцев. Для монашествующих же куколь - это напоминание о необходимости
стяжания младенческого незлобия, ведь, по слову Господа, аще не обратитеся и будете
яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). "Не дети бывайте умы, но злобою
младенствуйте", - говорит также апостол Павел (1 Кор. 14, 30). Младенец незлобив: если
его обесчестят, не гневается, если что-то отнимут, не печалится, если похвалят, - не
тщеславится. Он не мстит за оскорбление и не ищет славы. Также, куколь - это символ
благодати Божией. Как куколь покрывает и греет голову младенца, так и благодать Божия
покрывает ум подвижника и помогает ему молиться и противоборствовать страстям.
ПАЛИЦА часть ритуальной одежды высшего православного духовенства (архиреев,
архимандритов, протоиереев и игуменов), представляющая собой парчовый или
бархатный платок в форме ромба или квадрата с изображением креста, который носится
на поясе, ниспадая на бедра. Палица является наградой заслуженным священникам и
символизирует Меч Духовный — Слово Божие, — которым пастырь поражает заблудших
от истинной веры. Палицы часто украшались шитьем на сюжет "Воскресения" или
изображением архангела Михаила.
Митра - головной убор архиереев при богослужении. Митрой награждаются
священнослужители за особые заслуги или по прошествии 30 лет священнослужения...
Архимандри
́
т (греч. αρχιμανδρίτης; от αρχι главный, старший + μάνδρα загон,
овчарня, ограда в значении монастырь) один из высших монашеских чинов
в Православной церкви, соответствует митрофорному
(награждённому митрой) протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. В
торжественной или официальной речи к архимандриту, как и к протоиерею, следует
обращаться «Ваше Высокопреподобие».
Схи
́
ма (от др.-греч. σχῆμα — образ) — торжественная клятва (обет) православных
монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется
также монашеское облачение, совокупность одежд монаха.
Приложение 2.
Приложение 3
Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти
искус) и тогда уже дать невозвратные обеты. Люди, проходящие предварительные
испытания, называются послушниками. Если они в течение испытания оказываются
способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с
установленными молитвами, что называется рясофором, т.е. право ношения рясы и
камилавки, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на
избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.
На принявшего малую схиму надевают параманд (небольшой четырехугольный плат) с
изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем
постригаемый покрывается мантией длинным платом без рукавов. На голову надевается
клобук. В руки даются четки шнур, на котором навязаны узелки для подсчета молитв и
поклонов.
Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз
меняют имя. В облачении также есть изменения: вместо параманда надевают аналав
(особый плат с крестами), вместо клобука – куколь, покрывающий голову и плечи.