Презентация "Художественная культура в православии"

Подписи к слайдам:
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В ПРАВОСЛАВИИ.
  • «Древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу, - видение иной жизненной правды и иного смысла мира».
  • из статьи кн. Трубецкого «Умозрение в красках»
  • В чём вы видите разницу религиозной и светской живописи?
  • «ИКОНА» - (гр. – eikon) – образ.
  • Задача религиозной живописи – воплотить слово в образы христианского вероучения.
  • Все виды живописных техник: мозаика,
  • фреска,
  • миниатюра,
  • иконопись
  • в религиозной живописи подчинены единой цели – раскрытию христианских истин.
  • Икона – священный предмет, выполняющий роль посредника между человеком и богом.
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
  • РАБОТЫ НАД ИКОНОЙ
  • Иконы писали на досках, соединённых с помощью шпонок (брусков).
  • Доски просушивали и покрывали левкасом (смесь клея и мела).
  • Переводили рисунок.
  • Золотили фон и венцы святых.
  • Писали ризы (одежды) и пейзаж – «доличное письмо».
  • Писали лики и открытые части тела – «личное письмо».
  • Иконы писали темперой – пигмент (цветные глины, минералы),
  • замешанный на яйцах или казеине (сыворотке молока).
  • Готовую икону покрывали олифой (растительным маслом).
  • Иконы писали по принципу обратной перспективы, то есть точка схода всех объектов была на молящемся, стоящем перед иконой. «Обратная» перспектива характеризуется соединением нескольких точек зрения на объект, заключенных в общем пространстве. В «обратной» перспективе - в отличие от «прямой» - то, что находится сзади, остается в прежних размерах, а чаще всего увеличивается. Предметы как бы разворачиваются нам навстречу разными гранями, и зритель чувствует себя одновременно видящим сверху, снизу и с разных сторон.
  • ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
  • деисус с архангелами
  • и апостолами
  • праздничный чин
  • Богоматерь и
  • Ветхозаветные пророки
  • праотцы
  • святители
  • Царские врата
  • Христос
  • и святой храма
  • Богоматерь
  • и наиболее чтимые святые
  • Иконостас Успенского собора
  • Московского Кремля
  • местный
  • распятие
  • По преданию первой иконой был Убрус – полотенце, на котором отпечатался лик Христа – Спас Нерукотворный.
  • На Руси к иконам относились благоговейно. Из не покупали и не продавали – лишь выменивали. Их нельзя было выбросить или сжечь. Старые иконы закапывали в землю или пускали по реке. Иконы спасали от пожаров первыми и выкупали из плена. Избавление от несчастий связывали прежде всего с чудотворным действием икон.
  • Иконографические типы Христа
  • 1.Спас Нерукотворный. Икона. Новгород. XII в.
  • — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе. Христос изображён в возрасте Тайной вечери. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа — «Спас Мокрая брада» — изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.
  • 2.Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика в соборе св. Софии в Константинополе. XII в.
  • Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκρατωρ — всевластный) —образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.
  • Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте.
  • Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.
  • 3. Спас в силах.
  • Христос – судья. Красный квадрат – земля,синий овал – мир духовный, красный ромб – мир невидимый.
  • Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (?). Конец XIV в.
  • 4. Спас Эммануил. Симон Ушаков
  • Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных».
  • Спас Эммануил, Еммануил — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте, часто с книгой в руке.
  • 5.Архиерей Великий. Икона. Конец XVII в.
  • изображение Христа в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя.
  • 6.Не рыдай Мене, Мати. Икона. Конец XVIII — первая четверть XIX в. — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе
  • 8.Благое Молчание. Икона. Иван Дьяконов (?). XVII в. Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом.
  • 7.Добрый Пастырь. Икона. Греция. XX в. Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.
  • Типы икон Богородицы
  • Иконографический тип Оранта. Или «Знамение»
  • Икона Великая Панагия. Ярославль. Около 1218 г.
  • 1.Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
  • 2. Елеуса (греч. Ελεούσα — милующая от έλεος — сострадание, сочувствие), Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
  • Донская икона. Феофан Грек 1392 г. ГТГ
  • Владимирская икона Божией Матери. Византия. XII в.
  • 3. Одиги́трия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток
  • Смоленская Одигитрия
  • Одигитрия из музея им. Андрея Рублёва
  • ТВОРЧЕСТВО
  • АНДРЕЯ РУБЛЁВА,
  • ФЕОФАНА ГРЕКА,
  • ДИОНИСИЯ
  • ФЕОФАН ГРЕК (1340-после1405)
  • – византийский изограф, работал в Новгороде, Москве
  • Феофан Грек,
  • Донская икона Божей Матери
Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
  • Сикстинская капелла в Риме, бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, отсюда и название. Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.
Фрески Сикстинской капеллы. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
  • Фрески Феофана Грека
  • сохранились в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде, 1378 г.
  • Особенности стиля:
  • Красно-коричневая гамма,
  • «оживки» белилами
  • скрытая внутренняя энергия образов, внешняя суровость, внутренняя сосредоточенность.
  • АНДРЕЙ РУБЛЁВ (1360-1430)
  • Основоположник московской художественной школы.
  • Молодость провёл в Троице-Сергиевой лавре, был монахом. Жил В Андрониковом монастыре, похоронен там же.
  • 1405 - Расписывал фрески и иконостас для Благовещенской церкви Московского Кремля. (всё погибло)
  • 1408 – расписывал заново Успенский собор во Владимире («Страшный суд», купол,своды) и иконостас для собора.
  • В Звенигороде были найдены три иконы из деисусного чина.
  • Незадолго до смерти расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря ( не сохранились), но сохранилась икона «Троица».
  • Причислен к лику святых.
  • Спас из Звенигородского чина.
  • Особенности стиля:
  • - Плавный, спокойный ритм линий,
  • - округлые, непрерывные линии,
  • -любимая краска – «голубец» сине-голубая лазурь,
  • Внутренняя мудрость, красота образов
  • Выразительные жесты
  • иконы Звенигородского чина: архангел Михаил,
  • апостол Павел
  • Св. Троица. Андрей Рублёв. 1410 г
  • ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ
  • Гора – духовное восхождение
  • Дерево – древо жизни, вечная жизнь
  • Палаты – новостроительство, символ гармоничного строения
  • Чаша – знак судьбы и жертвенности
  • Круг – единство
  • Св. Троица. Андрей Рублёв. 1410 г – самая совершенная икона в истории древнерусской живописи.
  • Дионисий. Архангел.
  • Фрагмент фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
  • ДИОНИСИЙ (ок 1440-1503)
  • не был монахом;
  • написал 87 образов для Иосифо- Волоколамского монастыря (не сохранились).
  • в 1482 писал иконы для Успенского собора Московского Кремля.
  • Особенности стиля:
  • Удлинённые пропорции фигур,
  • яркие цвета фресок,
  • преимущественно светлые нежные краски в иконах,
  • легкие, как бы парящие в небе, невесомые образы,
  • музыкальность, нарядность
  • Собор украшен фресками, прославляющими Богоматерь, снаружи и внутри. Дионисий писал вместе с сыновьями.
  • ЖИТИЙНАЯ ИКОНА –
  • рассказ о жизни святого.
  • Читается, как книга слева направо, сверху вниз.
  • В центре иконы – изображение святого, по краям клеймы (сцены из жизни)
  • Дионисий. Алексий Метрополит, с житием, XVI век, Москва.
  • Дионисий. Распятие, 1500, Москва.
О скульптуре в христианстве.
  • Это ценнейшее наследие христианского искусства, которое было распространено в Византии до периода иконоборчества и несколько столетий после этого периода.
  • Пресвятая Богородица с младенцем.
  • Статуэтка слоновой кости. Это единственный сохранившийся образец византийской круглой скульптуры. X век. Музей Виктории и Альберта, Лондон
  • Спас Вседержитель.
  • Икона, олово, дерево. Размер - 27х20 см.
  • Россия , XVII век, Эрмитаж
  • Сидящий в темнице Спаситель.
  •  Деревянная скульптура храмовая. Дерево, левкас, темпера. Резьба, роспись. 1840-гг.
  •  Пермский областной музей
  •  
Хачка́р (арм. խաչքար, дословно «крест-камень») — вид армянских архитектурных памятников, каменная стела с резным изображением креста, обычно устанавливаемая у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов.