Конспект урока "Календарный год в православии"
МКОУ «Песковская ООШ № 2 им Д.А.Теплякова»
Конспект урока по ОДНК
«Календарный год в
православии»
Подготовила и провела
Тюнина Н.Е.
2016-2017
Цели:
1. Развитие способности анализировать и обобщать информацию.
2. Развитие коммуникативных способностей.
3. Знакомство с различными видами календарей.
Задачи:
1. Развитие духовно-нравственной основы личности
2. Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий,
предусмотренных программой
Оборудование:
Презентация «Календарный год в православии», раздаточный материал,
различные виды календарей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Контроль домашнего задания
У доски
Соотнести части православного храма
Переведите слово
Библия
Евангелие
Завет
Храм
Церковь
Иисус
Христос
Найти ошибки, которые мастер допустил в изготовлении
православного креста и исправить их.
Дайте определение понятию:
Голгофа
Молитва (виды молитв)
Святые (назвать известных святых)
Апостолы (имена апостолов)
Пророки (известные пророки)
Фреска
Иконописец
Назовите святых, которые изображены на иконе и скажите как они
связаны с цветком ромашка
Семью в православии принято считать малой
церковью. Семья должна строиться на любви,
взаимопонимании, доверии и прощении. Перед
Вами репродукция картины Рембрандта
«Возвращение блудного сына». Вспомните этот
библейский сюжет и скажите «Простил ли отец
своего сына или нет и почему?»
Отрывок из молитвы
«…. И прости нам долги наши, яко же и мы прощаем
должников наших….»
Сообщение новых знаний
Календарь- это система исчисления дней в году.
Весь год разбит на 12 месяцев, месяца на 4 недели, в неделе 7 дней.
Используется 2 цвета. Черный- обычные дни, красный- праздничные
государственные дни, когда не учимся, не работаем.
Православный календарь- календарь, который показывает православные
праздники, дни поста и дни поминовения усопших.
Что такое пост?
Пост- это воздержание от скоромной (жирной) пищи, увеселительных
мероприятий.
4 главных поста в году:
➢ Рождественский
➢ Пасхальный
➢ Петровский
➢ Успенский + постные дни среда и пятница
Итого: 188 дней в году постных.
Поститься или нет дело каждого.
Смотрим на православный календарь. Первый праздник отмеченный
красным цветом- 7 января - Рождество Христово
Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских
праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. В православии
Рождество Христово празднуется 7 января (в отличии от католиков, которые отмечают
этот праздник 25 декабря), входит в число двунадесятых праздников и предваряется
Рождественским постом. Этот великий праздник установлен в воспоминание рождения
Иисуса Христа. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое
событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился
сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христос не
был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у
всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в
ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были
не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве
Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне
родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам
знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12). Пастухи первыми
поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира
шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен
прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы
принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл:
золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который
должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Но неужели так
встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие
встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы — дары, пастыри встретили
Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.
Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (святая
Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. В ночь с 6 на 7 января
в православных храмах совершаются рождественские богослужения. После Рождества
наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.
Издавна Рождество Христово любимый и взрослыми и детьми праздник.
Ходят колядовать .
Кто знает колядки
Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной!
И с восторгом облекитесь
Ныне радости святой
Ныне Бог родился в мире
Бог богов и царь царей
Он родился не в хоромах
И не в каменных домах
Он родился в бедных яслях
Спелененный пеленой
Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной.
Множество рассказов и сказок написано на сюжеты, связанные с
празднованием Рождества, их называют рождественские.
Лесков, Достоевский, Чехов, Куприн.
Одна из самых известных Рождественских сказок –это сказка немецкого
писателя Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», ее события
начинаются в Сочельник- канун праздника.
19 января – Крещение Господне
Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по
новому стилю. Накануне праздника, 18 января, установлен строгий пост. Праздник
Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его
установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника —
«Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник
Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день,
чтобы явить миру Свет Неприступный. Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в
Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа,
как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в
Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11). Слово «крещаю», «крещу» в переводе с
греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не
уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода —
начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все
живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и
уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.
В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие;
накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в
реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие
для освящения природных водоемов. Вода — начало жизни Крещение Иоанново было
символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа
человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом.
Считается, что освященная вода долго не портится и имеет для верующих особую силу.
7 апреля- Благовещение
Благовещение Пресвятой Богородицы — светлый христианский праздник, который
православная церковь отмечает 7 апреля (по новому стилю), и в православии он входит в
число двунадесятых праздников. В древности празднику Благовещения давали разные
названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение
ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего
неизвестно. Известно лишь, что в 560 году император Иустиниан указал дату
празднования Благовещения — 25 марта (7 апреля по новому стилю). Название праздника
— Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве
Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник
относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и
тот же апрельский день. А.Рублев «Благовещение» (1405) Главной иконой праздника
можно считать шедевр Андрея Рублева: ангел сходит к Деве, чтобы возвестить ей
«Благую весть». Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость — Сын
Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица
отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого
добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так
как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода
ответить Богу согласием и любовью. Церковное Предание говорит, что в тот момент,
когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, как раз те
слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая
удостоится родить Мессию», — думала она. С Благовещением в народе связаны
некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица
косы не плетет», то есть всякая работа считается грехом. Празднование Благовещения не
отлагается даже в день Пасхи, если эти праздники совпадают, а если это торжество
приходится на дни поста, то пост ослабляется. По церковному Уставу, в этот день
благословляется вкушение рыбы и елея.
14 октября- Покров Пресвятой Богородицы
Великий праздник Русской Православной Церкви — Покров Пресвятой Богородицы и
Приснодевы Марии празднуется ежегодно 14 октября по новому стилю (1 октября — по
старому). Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, к
периоду, когда Византийская империя вела войну с сарацинами. В этот день в
Константинополе (к которому уже вплотную подошли мусульмане), во Влахернской
церкви, где хранилась риза Богоматери, во время богослужения юродивый Андрей и его
ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над
молящимися свое широкое белое покрывало — покров. ...В воскресный день, во время
всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа
ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху
Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную
Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн
Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со
слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к
Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы
покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов
видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее
блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и
спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат,
Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?». Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и
ужасаюсь». Покров Пресвятой Богородицы Преблагословенная Богородица просила
Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и
прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со
Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе
и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».
Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое
время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие
молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и
покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она
оставила благодать, бывшую там». Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан,
ободрило и утешило греков, собрав последние силы, они победили сарацинов. Во
Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В 14 веке русский
паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой
Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не
знает этого праздника. На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день
ходили в церковь молиться, чтобы господь послал им хороших женихов. Народная
примета подсказывает, что чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом
году.
28 августа - Успение Богородицы
Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу
двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В
этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие,
окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за
род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном
Своим.О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения
Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом
на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с
апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на
Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины
Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах,
с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем,
Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию,
иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба
Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и
они не могли увидеть Богородицу.Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел
Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес
светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая
Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил
апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и
сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала
Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в
Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа
Обручника.
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для
прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с
миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только
апостол Фома.Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля
горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица
обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех
почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной
сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою
душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось
торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел
и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол
Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные
гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец
плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не
веровавшие во Христа.Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали
процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников
слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония),
попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и
получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из
ослепших.Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В
воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет
Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий
день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не
обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой
услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери
было восхищено на небо.
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как
возвращение земле ее персти, а духа — Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной
Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает
Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию
сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда,
Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для
жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное
нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее
многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь
Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них
Успением Своим предощущение жизни вечной.
Закрепление материала
Домашнее задание- Параграф 14