План-конспект урока "Иконопись в Православии" 7 класс

1
МОУ Брызгаловская средняя общеобразовательная школа
Камешковского района Владимирской области
пос. им. Карла Маркса
Конкурс методических разработок по основам православной культуры
План-конспект уроков в 7 классе по теме:
«Иконопись в Православии»
(3 часа)
Разработали учителя
Жмурина Светлана Николаевна
Жмурин Артур Викторович
(тел: 8 920 920 96 09)
2010 год.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка стр 2
2. 1 урок «Иконопись на Руси» стр 4
3. 2 урок «Чудотворные православные иконы» стр 8
4. 3 урок «Иконостас в церкви и дома» стр 13
5. Приложения стр 19
3
Планы-конспекты уроков разработаны по авторской программе Ионовой Т.А. и др.
«Основы православной культуры», Владимир 2005 г. для 5-9 классов
общеобразовательной школы и соответствуют теме №6 7 класса (22-24 уроки).
Тема раскрывается посредством лекционного изложения материала, бесед и игр с
учащимися. На изучение темы отводится 3 часа учебного времени.
Тема включает изучение истории появления икон на Руси, иконы как религиозного
образа, выполненного на основе канонов и специальных художественных приёмов.
Изучаются основные сюжеты иконописи, основанные на традициях и православных
преданиях. Рассматриваются чудотворные иконы и их почитание. Изучается устройство
русского классического иконостаса в церкви и дома. Материал закрепляется с помощью
вовлечения учащихся в беседы и игры. На уроках активно используются ИКТ.
Планирование уроков:
1. Иконопись на Руси.
2. Чудотворные православные иконы.
3. Иконостас в церкви и дома.
Цели и задачи:
Создание условий для духовно-нравственного и духовно-эстетического воспитания
учащихся.
Знакомство с православным наследием нашей Родины, её художественными,
духовными и культурными традициями.
Укрепление связей православных традиций с жизнью человека.
Углубление знаний учащихся о православных традициях через знакомство с
религиозной иконописной символикой.
Оборудование для уроков:
Иллюстративный материал (репродукции икон: СМ. приложение))
Интерактивная доска, подключённая к компьютеру (наличие программы Microsoft
Office PowerPoint).
Литература по теме:
Православие. Полная энциклопедия. Санкт-Петербург. Издательская группа
«Весь» 2007.
Чудотворные и исцеляющие иконы. Санкт-Петербург. 2008.
Поём, танцуем и рисуем. №6, 2007.
Имена, написанные на небесах. Москва. 2007.
4
А.Н.Бахметьева. Жития Святых для детей. Издательство Сретенского монастыря.
1997.
Л.Е.Такташова. Русская икона. Владимир. 1993.
5
1 урок по теме Иконопись на Руси.
Вид занятия: лекция, беседа
Цель: создание условий для формирования понятия «икона» как священное изображение,
не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное для богообщения.
Задачи:
Изучение истории появления икон на Руси.
Знакомство учащихся с канонами и традициями в иконографии.
Знакомство с основными сюжетами икон, их символикой и значением.
Создание условий для духовно-нравственного и духовно-эстетического понимания
иконы.
Тип урока: комбинированный.
План урока.
1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
2. Изучение темы (использование ИКТ).
3. Физкультурная минутка.
4. Закрепление материала с помощью игровых элементов.
5. Обобщение. Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организация урока. Проверка наличия у учащихся тетрадей и письменных
принадлежностей. Проверка подключения и работы интерактивной доски и компьютера.
2. Лекция. Использование ИКТ: УРОК №1
Издревле Россия отличалась особенным почитанием Святых икон. Сразу после Крещения
Руси иконы стали неотъемлемой принадлежностью любого храма. Слово «икона» -
греческого происхождения. Дословно оно обозначает «изображение», «образ», тем более,
что так называют изображение Бога, Божьей Матери, ангелов и святых угодников.
Понятийный аппарат:
«Икона» - религиозное изображение, образ.
«Иконопись» процесс создания, написания икон.
«Иконописцы» – художники по иконам.
«Богообщение» - общение с Богом.
«Чернецы» монахи в монастырях (ходили в чёрных одеждах).
«Миряне» – светские люди.
Икона – изображение священное, предназначенное только для богообщения. Главное её
предназначение – молитвенное. Икона – это окно из божественного мира в наш мир
6
земной, это откровение Божье в линиях и красках. Церковь рассматривает икону как
символ таинственной связи верующего с божеством, через эту связь, по учению церкви,
икона способна приобщить человека к божественному. Эта мысль прекрасно выражена в
древней христианской легенде. Первые иконы Марии с младенцем Христом на руках,
сказано в ней, написал евангелист Лука. Богоматерь, увидев их, произнесла: «…благодать
моя с сими иконами да будет». Культ почитания христианских икон зародился в эпоху
раннего христианства во II веке. Древнейшие дошедшие до нас памятники иконописания
созданы в VI веке. На Русь икона пришла в X веке из Византии с принятием
христианства.
В классическую эпоху русского средневековья икону с самого начала до полного
завершения делал один мастер. Этим искусством, как правило, занимались монахи.
Чернецами были Андрей Рублев, Даниил Черный, Прохор с Городца. Имена многих так и
остались неизвестны: писали иконы не ради личной славы, а ради служения Богу, что, в
представлении средневекового человека, неотделимо от служения Родине и своему
народу. В XVI столетии, во времена Ивана Грозного, появляются первые признаки
«обмирщения» иконописи. Не случайно именно в это время писанием икон занимаются
не только монахи, но и «миряне» светские люди.
Иконописание наряду с высоким искусством постепенно становится и ремеслом. К концу
XVII века и особенно в XVIII столетии труд иконописца-ремесленника разделился. Одни
писали лица, работа «личинка» считалась самой трудоемкой и дорогой. «Доличники»
прописывали горки, палаты, одежды святых, «писчики» писали надписи; были даже
«кресчики», они, как никто, быстро единым росчерком кисточки чертили кресты. Икона
проходила порой десятки рук, прежде чем работа завершалась.
Основные принципы канона иконописного изображения:
Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где
точка схода располагается не в глубине картинной плоскости на воображаемой линии горизонта, а
в предстоящем пред иконой человеке идея изливания мира божественного в наш мир, мир
земной.
Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько
его идея; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда деформированные, как
правило, удлиненные пропорции фигур идея преображенной плоти, обитающей в
божественном мире.
Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины
их, как символ святости.
7
Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет
символическое значение. Красный цвет на иконах мучеников может символизировать
жертвование собой ради Христа, а на других иконах — это цвет царского достоинства.
Жёлтый или золотой божественный свет, сияние Божественной славы. Зелёный
символ вечной жизни, надежды. Голубой (синий) цвет божественности, небесности.
Пурпур царский цвет, цвет власти. Белый - символ света, непорочности, чистоты.
Чёрный символ ада, греховности.
• Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу.
Элементы иконы:
Ковчег - заглублённое прямоугольное поле, где располагается основное изображение
иконы. На иконах X XII веков ковчег глубокий, до 1 см. Современные иконы часто только
имитируют углубление (оно нарисовано). Наличие ковчега часто является одним из
признаков древности иконы.
Поле - своеобразная рамка к изображению. Иногда на поле изображают сюжеты из
жизни святого.
Лик - изображение лица. Самое главное. Особая ступень лика глаза. Они всегда
выделяются, особенно в ранних иконах.
Жест изображение рук. Известно, что во многих странах распространён жестовый
язык. Жест несёт определённую духовную информацию. Также имеет большое значение
предмет, находящийся в руках.
Фон пейзаж или изображение архитектуры за фигурой. Имеет символичное значение.
Нимб сияние над головой. Святость.
Оклад украшение иконы. Оклады изготавливали из вышитой ткани, металла, резного
дерева. Украшали бисером, драгоценными металлами и камнями.
Основные сюжеты и символика икон:
Иконы с изображением Спасителя. Изображения Иисуса Христа Спас
Нерукотворный», «Спас Вседержитель») и сюжетов из его жизни Рождество Христово»,
«Сретение», «Крещение», «Преображение» и др.).
Иконы с изображением Богоматери. Изображения Богоматери («Богоматерь Оранта»,
«Знамение»), БогородицыОдигидрия», «Елеуса») и сюжетов из её жизниРождество
Богоматери», «Благовещение», «Покров» и др.).
Иконы с изображениями Пророков и Святых. Илья Пророк», «Иоанн Креститель»,
«Георгий Победоносец», «Сергий Радонежский» и др.).
Иконы с сюжетами Ветхого завета. Пресвятая Троица», «Иоанн Креститель»).
8
3. Физкультурная минутка. Комплекс упражнений для снятия усталости глаз, мышц
спины и шеи.
4. Закрепление материала с помощью игровых элементов.
Мини-игра: Узнай сюжет иконы и дополни её недостающий фрагмент (УРОК №1).
5. Обобщение. Подведение итогов урока.
На этом уроке мы с вами познакомились с историей появления икон на Руси, с канонами
и традициями в иконографии. Изучили новые термины и понятия. Ознакомились с
основными сюжетами икон, их символикой и значением. Закрепили полученные знания с
помощью небольшой игры.
Домашнее задание: Найти дополнительную информацию о наиболее известных в России
иконах и преданиях с ними связанных. Использовать для поиска дополнительную
литературу, интернет, материалы СМИ. Подготовить небольшой рассказ.
9
2 урок по теме. Чудотворные православные иконы.
Вид занятия: лекция, беседа
Цель: создание условий для формирования понятия «чудотворная икона», как
иконописное изображение, почитаемое как источник чудотворений различного характера.
Задачи:
Изучение истории появления чудотворных икон на Руси, преданий и легенд с ними
связанных.
Создание условий для духовно-нравственного и духовно-эстетического понимания
русских традиций.
Создание условий для формирования морально-нравственных ценностей на основе
примеров иконописных сюжетов.
Тип урока: комбинированный.
План урока.
1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
3. Повторение изученного.
4. Физкультурная минутка.
5. Изучение темы (использование ИКТ).
6. Обобщение. Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организация урока. Проверка наличия у учащихся тетрадей и письменных
принадлежностей. Проверка подключения и работы интерактивной доски и компьютера.
2. Проверка домашнего задания (10-15 мин.)
(Домашнее задание: Найти дополнительную информацию о наиболее известных в России
иконах и преданиях с ними связанных. Использовать для поиска дополнительную
литературу, интернет, материалы СМИ. Подготовить небольшой рассказ.)
3. Повторение изученного.
Элементы иконы:
Ковчег, поле, лик, жест, фон, нимб, оклад.
Основные сюжеты икон:
Иконы с изображением Спасителя.
Иконы с изображением Богоматери.
Иконы с изображениями Пророков и Святых.
Иконы с сюжетами Ветхого завета.
10
4. Физкультурная минутка. Комплекс упражнений для снятия усталости глаз, мышц
спины и шеи.
5. Лекция. Использование ИКТ: УРОК №2
Иконы всегда освящаются святой водой и часто бывают чудотворными, то есть
творящими благо для людей, исцеляя больных, исправляя грешников. По церковному
преданию, первой чудотворной иконой был Нерукотворный образ Спасителя – Спас
Нерукотворный. Этот образ был призван совершить чудо – чудо исцеления царя Авгаря,
правителя города Едессы. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершал
Иисус, царь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал художника, чтобы тот нарисовал
лик Христа. Но тот не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое
сильное сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь умывшись,
вытер пречистый лик свой полотенцем, и на нём чудесно отобразился его образ. Получив
образ, царь исцелился от своей болезни.
Матерь божия ближе всех к Богу и ради её Материнской любви и её молитв Бог
прощает многих грешников, подаёт помощь и отвечает на прошения верующих.
Православная церковь чтит множество её образов и один из них, по преданию, написан
самим Апостолом и Евангелистом Лукой на крышке стола Святого Семейства. Это
знаменитая икона Владимирской Божией матери. История иконы насчитывает несколько
этапов. До 450 года она прибывала в Иерусалиме. До 12 века - в Царьграде. Царьградский
патриарх отправляет её в подарок киевскому князю Юрию Долгорукому в начале 12 века.
В 1155 князь Андрей Боголюбский перенёс её из Киева во Владимир на - Клязьме и
поместил в построенный по его заказу Успенский собор. С иконой "Владимирская
Богоматерь" связаны многие легенды, в которых рассказывается, как во время монголо-
татарского ига она помогала в борьбе с захватчиками. Так, в 1395 году, во время
нашествия Тамерлана на Русь, эту икону торжественно перенесли из Владимира в Москву
в надежде на заступничество Богоматери. Вскоре войска Тамерлана неожиданно без боя
отступили. Московское княжество было спасено. С покровительством иконы
"Владимирской Богоматери" связывались и бескровная победа русских войск над
полчищами хана Ахмата в 1480 году на реке Угре и избавление от нашествия Крымского
хана в 1521году. Прославившись чудотворением, эта икона стала почитаться как
покровительница Русского государства. Церковное название иконы – «Елеуса». В
Древней Руси это слово переводилось как умиление. Древнерусский перевод точно
определяет иконографическое содержание образа, который передает полное нежности
11
общение ребенка с матерью, предвидящей страдания, ожидающие ее сына. Богоматерь,
представленная по пояс, держит на руках сына, припавшего к ее щеке. Склонив голову,
Мария поддерживает младенца, порывисто обхватившего ее шею.
Русская земля, благочестивая и правоверная, наполнена примерами истинной веры и
святости. Казанская икона Божией Матери чудотворная икона Богородицы,
явившаяся в Казани в 1579 году. В 1579 году во время пожара в городе Казани сгорел дом
одного стрельца. Когда он надумал построить на пепелище новый, его девятилетней
дочери Матроне явилась во сне Богоматерь и сказала, что на месте сгоревшего дома в
земле скрыта ее икона, приказала объявить об этом архиепископу и воеводам. Однако ее
приказание не было исполнено. И вновь Богоматерь явилась Матроне. На этот раз
девушка увидела, как от образа исходили огненные лучи и услышала голос, требовавший
рассказать властям об иконе. Мать послушалась просьбы дочери и отправилась к
архиепископу и воеводам, но они не поверили ей. Вернувшись домой, она стала копать
землю в указанном месте, но безрезультатно. Лишь когда заступ взяла дочь, образ был
найден и извлечен из земли. Он был завернут в рукав ветхой суконной одежды вишневого
цвета, но был светлый, без малейшей порчи дерева и красок. Как только весть о чудесном
обретении иконы разнеслась по городу, прибыл архиепископ Иеремия и воеводы, которые
со слезами просили у Владычицы прощения за свое неверие. Образ был сначала перенесен
в церковь Николая Тульского, а затем после молебна в Благовещенский собор Казани.
День явления Казанской иконы — 8 июля ныне общецерковный праздник
в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий
монастырь. Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм:
исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.
В 1579 году список с Казанской иконы отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному).
При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенёсен в Санкт-Петербург. Ещё
один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву в войско
князя Дмитрия Пожарского в 1611 году.
В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во
всероссийском масштабе. Казанская икона Богородицы одна из наиболее почитаемых и
воспроизводимых икон в России.
Ещё об одной чудодейственной иконе мы услышим в песне Светланы Копыловой. В
песне «Вратарница» поётся о чудесах, произошедших с иконой Иверской Божией
Матери. В IX веке икона хранилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города
12
Никеи. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли к
ней в дом, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Из пораженного места
потекла кровь (поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на
лике). Обезумев от страха, воин пал перед образом на колени, вымаливая прощение за
страшный грех. Посулив императорским стражам деньги, вдова упросила их не трогать
икону до утра. Когда они ушли, женщина вместе с сыном, спасая икону, опустила ее в
море. И - свершилось чудо: икона встала на ребро и поплыла.
Прошло два века. На берегу моря близ Иверской обители Афона сидели и беседовали
старцы. Вдруг они увидели на воде огненный столп, восходящий к небу. Наконец стало
понятно, что свет исходит от стоящей на волнах иконы. Монахи с почестями поставили
её в храма. А наутро икону нашли над вратами обители. Тогда икону так и оставили над
вратами обители, и с тех пор, получив название «Вратарницы» она не раз спасала
монахов от врагов и разбойников, голода и пожаров... В XVII веке о чудотворном образе
узнали на Руси. Святейший Патриарх Никон попросил прислать список с чудотворной
Иверской иконы. Послушник Иверского монастыря выполнил список с Иверской иконы,
ни одной деталью не отличавшийся от подлинника. Краски были замешаны на святой
воде, которой прежде облили и доску из кипарисового дерева, предназначенную для
написания иконы. Через год, 13 октября 1648 года икону торжественно встретили в
Москве. Так появилась в Москве Иверская часовня.
История Иверской иконы Богородицы, как и всякой чудотворной иконы, связана с
огромным количеством чудес, происходивших по молитве к Божией Матери перед ее
святым образом. Еще в XVII веке в Иверской часовне была заведена рукописная книга
для записи чудесных исполнений молитвенных прошений, исцелений и чудес.
Понятийный аппарат:
Список точная копия иконы.
Мироточение - появление маслянистой влаги (так называемое миро) на
поверхности иконы. Оно представляет собой светлое маслянистое вида вещество,
испускающего благоухание. Она может быть густой и тягучей, как смола, или
напоминать росу.
Тропарь молитвенные стихи и песнопения в честь какой-либо иконы, праздника
или святого.
Аудио запись
13
Величание - краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или
святого.
Молитва - обращение верующего к Богу, Богоматери, святым.
Каким же образом икона может быть признана чудотворной? Источником
чудесных действий, по мнению церкви, является благодать Божия, действующая через
икону. В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким
образом.
В основном это иконы Богородицы. Основанием для почитания того или иного
образа чудотворным является удостоверенные духовными властями случаи чудесной
помощи по молитвам перед иконой. До 1917 года в России существовал особый порядок
освидетельствования икон, про которые поступали сообщения о чудотворениях (чудесах,
мироточении и др.). В соответствии с этим порядком икона «…опечатывалась,
помещалась в алтарь, при освидетельствовании было обязательным наличие протокола, не
менее трех свидетелей, один из них должен быть в священном сане (желательно
благочинный данного округа). Только так икону могли признать чудотворной.
Владимирская земля богата на примеры истинной веры и святости, являемые через
образы чудотворных икон.
6. Обобщение. Подведение итогов урока.
На этом уроке мы с вами закрепили полученные знания об иконах. Познакомились с
историей появления чудотворных икон на Руси. Изучили новые термины и понятия.
Ознакомились с основными примерами чудотворения и их значением.
Домашнее задание: Найти дополнительную информацию о наиболее известных в
России чудотворных иконах и преданиях с ними связанных. Использовать для поиска
дополнительную литературу, интернет, материалы СМИ. Подготовить небольшое
сообщение.
14
3 урок по теме Иконостас в церкви и дома.
Вид занятия: лекция, беседа
Цель: создание условий для формирования понятия «Иконостас», как один из
важнейших, значимых элементов православного храма.
Задачи:
Изучение назначения иконостаса в православных русских храмах.
Создание условий для духовно-нравственного и духовно-эстетического понимания
русских православных традиций.
Создание условий для изучения и понимания структуры, иерархической
последовательности святых чинов, изображённых на иконостасе.
Изучение традиций русского церковного и домашнего иконостасов.
Тип урока: комбинированный (возможна экскурсия в храм).
План урока.
1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
3. Повторение изученного.
4. Физкультурная минутка.
5. Изучение темы (использование ИКТ).
6. Закрепление материала с помощью игровых элементов(мини-игра).
7. Обобщение. Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организация урока. Проверка наличия у учащихся тетрадей и письменных
принадлежностей. Проверка подключения и работы интерактивной доски и компьютера.
2. Проверка домашнего задания (10-15 мин.)
(Домашнее задание: Найти дополнительную информацию о наиболее известных в России
чудотворных иконах и преданиях с ними связанных. Использовать для поиска
дополнительную литературу, интернет, материалы СМИ. Подготовить небольшое
сообщение.)
3. Повторение изученного.
Основные понятия:
Понятие «чудотворности» иконы.
Список, мироточение, тропарь, величание, молитва.
15
4. Физкультурная минутка. Комплекс упражнений для снятия усталости глаз, мышц
спины и шеи.
5. Лекция. Использование ИКТ: УРОК №3
5а. История иконостаса.
Иконостас алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной
стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон.
Иконостас отделяет среднюю часть храма от алтаря. Он, в его
современном виде, обращён свой лицевой частью к верующим,
пришедшим в храм на молитву и проповедь, отделяя, таким
образом, «Небесную церковь» от «Земной». Но иконостас не
закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них
духовную сущность того, что содержится и вершится на алтаре.
История иконостаса восходит к временам первых христианских
храмов Рима и Византии. В первые века христианства преграды между храмом и алтарем
могло не быть. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или
завесой сохранились от IV века. По преданию, закрыть алтарь завесой
повелел в своем храме святитель Василий Великий. Помимо завесы в храмах
стали возникать алтарные перегородки из дерева. Убранство древнерусских
храмов первоначально повторяло византийские обычаи. Элементы этих иконостасов есть
в Третьяковской галерее и Русском музее. Первый цельный, не разделенный на части
столпами иконостас был создан в 1425-27 гг. для Троицкого собора Троице-
Сергиева монастыря. Исполнили иконостас Андрей Рублев и Даниил Черный
с мастерской.
В конце XVII века в русском искусстве появился новый стиль, обильно
украшенный резьбой и декоративными элементами. Виртуозная ажурная барочная резьба,
названная «флемской» происходила из Голландии. В новой объемной резьбе
преобладали растительные мотивы виноградной лозы и других растений. Церковное
искусство петровской эпохи (начало XVIII в.) отличается радикальностью новшеств.
Архитектура и живопись России начинает активно усваивать
западноевропейские формы. Иконостасы соборов в Петербурге отличаются
чрезмерной пышностью архитектурного убранства, состоящего из увитых
гирляндами колонн, скульптурных фигур. Середина XVIII века возвращает
привычные русские традиции.
16
Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции.
Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в
храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться,
что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей.
5б. Состав классического православного иконостаса.
Классический русский высокий иконостас состоит из пяти
ярусов или рядов.
Нижний ряд — местный. В нем располагаются
Царские врата с изображением на двух
створках Благовещения и четырех евангелистов. Обрамление Царских врат могут
иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии
Причащения апостолов Христом. Справа от царских врат икона Спасителя, слева
икона Богоматери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая
икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный
храм. На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил.
Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Как правило, это
местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.
Второй ряд праздничный. В нем помещаются иконы основных событий
Евангельской истории. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия
и Воскресения Христа. Обычно включается икона Воскрешения Лазаря, Тайной
вечери и иконы связанные с Воскресением . Заканчивается ряд иконой Успения.
Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста».
Третий ряд – деисусный. Деисусный чин главный ряд иконостаса, с которого
началось его формирование. В центре деисуса всегда икона Христа. Справа и слева
иконы предстоящих и молящихся Христу: слева Богоматери, справа Иоанна
Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра
и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо
изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные
заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Изображенные на иконах деисуса
святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они
показаны молящимися Спасителю.
Четвёртый ряд – пророческий. В нем помещены иконы ветхозаветных пророков
со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не
17
только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие
люди, связанные с предвестием рождения Христа. В центре ряда обычно икона
Богоматери Знамение или Богоматерь с Младенцем на престоле. Количество
изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.
Пятый ряд праотеческий. В нем располагаются иконы ветхозаветных святых,
в основном предков Христа, в том числе первых людей Адама, Евы, Авеля.
Центральная икона ряда «Ветхозаветная Троица». Самым предпочтительным
иконографическим изображением «Троицы» признается икона Андрея Рублева.
Завершается иконостас крестом или иконой Распятия.
5в. Назначение и символика иконостаса.
При богослужении в иконостасе отворяются Царские врата, давая возможность верующим
созерцать святыню алтаря – престол и всё происходящее в алтаре. На пасхальной неделе
все алтарные двери бывают постоянно открыты в течение семи дней. Иконостас является
не только объектом молитвенного созерцания, но и объектом самой молитвы. К образам
иконостаса верующие обращаются с прошениями о земных и духовных нуждах и по мере
веры и Божия смотрения получают просимое. Между верующими и святыми,
изображёнными на иконостасе, устанавливается живая связь взаимного общения, которая
является не чем иным, как связью и общением Небесной и Земной церкви.
5г. Домашний иконостас.
В жилых домах православных христиан есть особо отведенное для икон место красный
угол в устройстве которого повторяются принципы церковного иконостаса.
«Домострой» предписывал ставить иконы в каждой комнате. В прошлом в каждой
православной семье на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с
иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли
передний угол, красный угол, святой угол. Икона не просто семейная реликвия,
передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех
членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в
том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение
людей, предстоящих перед иконой. Иногда использовали небольшой складной иконостас.
Такой иконостас называли «Походным», так как его было удобно перевозить с собой.
Существуют общие правила формирования домашнего иконостаса:
Иконы принято помещать на восточной стене комнаты, потому что восток имеет
особое богословское значение в Православии.
18
Количество икон не определяет «набожность».
Иконы не располагают рядом с предметами декоративного убранства светского
характера.
В качестве украшения иконостаса используют живые цветы. Большие, отдельно
висящие иконы обрамляют полотенцами.
Самые главные иконы домашнего иконостаса – икона Спасителя (справа) и икона Божией
Матери (слева). Иконостас может дополняться иконами почитаемых святых (Святитель
Николай Чудотворец, Пророк Илия, и др.). При подборе икон соблюдается единообразие
(схожесть по художественной манере исполнения).
6. Закрепление материала с помощью игровых элементов (мини-игра).
Размещение основных икон на макет иконостаса (ИКТ УРОК №3)
7. Обобщение. Подведение итогов урока.
Понятийный аппарат:
Иконостас алтарная перегородка состоящая из нескольких рядов
упорядоченно размещённых икон.
Алтарь – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма.
Ярусы (ряды) иконостаса – ряды икон определённого содержания и
значения.
Царские врата – врата в алтарную часть церкви.
Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина
служит его отношение к святыням. По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед
которой возносили молитвы к Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о
степени воцерковления людей, и об их благочестии. Почитание родовой иконы всегда
было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин
дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю
поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также
благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.
Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» свидетельство
совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры,
недостойное поведение или бытовые скандалы. Но бережное и благоговейное отношение
19
к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы
поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого
раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение,
священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ само
изображение, и первообраз – тот, кто изображен.
На этом уроке мы с вами закрепили полученные знания об иконах.
Познакомились с историей возникновения иконостаса. Изучили новые термины и
понятия. Ознакомились с устройством церковного и иконостаса и его назначением,
назначением домашнего иконостаса.