Нравственные ценности 20-21 века

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного
вида «Золотой ключик» города Балашова Саратовской области»
«Нравственныеценности
20-21 века»
Воспитатель: М.А. Жданова
Балашов
Нравственные ценности человека-это наш общий фундамент. На нем развивалась вся
человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках христианских нравственных
ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека. С самого своего
рождения права человека развивались на почве христианской нравственности. Сегодня на наших
глазах происходит разрыв прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового
поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных
поступков с помощью прав человека. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет
значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, в конечном итоге
мы перестаем считаться со свободой. Нравственность представляет собой свободу, уже
реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы
личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его
единство. Разрушение нравственных норм подрывает мировосприятие человека.Мыслитель 20в.
Ильин писал: «История показала… великие крушения и исчезновения народов возникают из
нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». На наших
глазах традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. Идеалы семьи,
брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются. Культивируются идеи допустимости
супружеской измены, разврата, гомосексуальных связей (уравниваются с традиционным
браком). Разрушение семьи-это мина замедленного действия, способная подорвать нравственные
ценности целых поколений. Сейчас наблюдается процесс упадка родительской любви, отказ от
деторождения, увеличение числа брошенных детей и престарелых родителей.
Создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала
ценностей опрокинута, где добро названо злом, а зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью.
Нравственные ценности подвергаются систематическому поруганию, а новые ценности
внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и
неизличимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня
недопустимую попытку нивелировать различия между пороком и добродетелью, между добром и
злом.
В восстановлении нравственных ценностей возлагается надежда на православие. Православие-
это способ отношения к жизни, православие помогает увидеть себя.
Но возможно ли современного человека считать православным, если вера носит внешний, скорее
обрядовый характер, не затрагивая их мировоззрения и не изменяя их образа жизни? Мы хотим
для себя все «здесь» и «сейчас».
Нравственные ценности, традиционная культура была «времен связующей нитью», когда из
поколения в поколение перенимался весь жизненный уклад это значит «лад», т.е. гармония
мира и человека). И каждое поколение проживало свою жизнь, имея примером предыдущее
поколение, поэтому не возникало сомнений в правоте своей жизни. Нравственные ценности:
-честь;
-совесть;
-воля;
-вера в добро;
-благоразумие;
-милосердие;
-великодушие;
-доброжелательность;
-справедливость;
-мужество;
-честность;
-верность;
-альтруизм;
-трудолюбие;
-уважение к старшим;
В 20-е годы 20 века связь поколений была насильственно прервана и восстановить нравственные
ценности и традиционную культуру стало невозможно. С прекращением межпоколенной
передачи традиций распалось и духовное единство народа. До революции православие было
основной культурообразующей религией. Под влиянием Священного Предания и Священного
Писания сформировалось не только православное сознание наших предков. Веру впитывали с
молоком матери и ею руководствовались во всех своих поступках на протяжении всей жизни.
Благодаря глубокой вере была создана та Россия, та могучая держава, к голосу которой
прислушивался весь мир.
Раньше каждый православный человек имел разумное и твердое мировоззрение. Знал, зачем он
пришел на землю и куда он идет, ему и жить было легче. Любовь, прощение и терпение были
краеугольным камнем, на котором строились отношения между людьми. При этом любовь
воспринималась как жертвенное служение и своей семье, и своему Отечеству. А современный
человек в погоне за материальным комфортом потерял комфорт духовный. Стремясь жить «по
полной программе» и отгораживаясь от всего, что не соответствует идеалам успеха, молодые
люди избегают неудачников, группируясь по интересам, погружаются в постоянную суету.
Жизнь становится все более жесткой и рациональной. Современное Российское общество
переживает нравственный кризис. Сейчас идет вторая холодная война. Америка размещает
военные базы и биолаборатории по всем нашим границам. Однако для России никогда не был
приемлем процветающий сейчас принцип «падающего толкни». Напротив, отличительными
чертами нашего народа были милосердие, отзывчивость, душевность, что нашло отражение в
пословицах и поговорках. Еще В.Даль охарактеризовал пословицы как особую языковую форму
творчества народа, как никакая другая с особой силой и многогранностью отразила ум народа,
его мировоззрение и национальный характер. А, как известно, характер народа и судьба страны
находятся в тесной взаимосвязи. Не зря говорится: «Посеешь характер-пожнешь судьбу».
Русский национальный характер формировался не только внешней культурой, сколько самим
духом, системой нравственных ценностей, системой идеалов. У наших предков не было
бытоописательной памяти, все было ограничено насущным и духовным. О лучших чертах
национального характера говорят пословицы и поговорки: «Грехи любезны-доводят до бездны»,
«Менять веру-менять и совесть», «Не живи как хочется, а живи как можется».
К сожалению, многие, чтобы изучать православие, обращаются к восточным религиям,
эзотерическим знаниям и оккультным наукам. Мы сейчас живем как язычники по принципу: «Ты
мне-я тебе». Поклоняемся богатству, деньгам, моде. Деньги у людей сейчас стоят на первом
месте.
Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически
богатое общество, то очень важно еще в дошкольном возрасте формировать такую систему
нравственных ценностей, которая могла бы ориентировать на представления об абсолютном
добре и зле. Дети как никто нуждаются в духовной поддержке, потому что нравственно
дезориентированы с самого раннего детства. И от того, какая система ценностей будет заложена
в них сегодня, зависит развитие нашего общества в будущем.
Необходимо знакомить детей с православной культурой своего народа. В течение многих веков
православная вера являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и
в подвигах русской святости, и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в
поколение, и в патриотических подвигах героев Отечества, и в памятниках письменности,
архитектуры, иконописи и церковного пения, в родной речи, пронизанных библейским видением
и пониманием мира и человека. Вот именно из этой национальной культуры своего народа
произрастает система национальных ценностей, которые формируют как личность, так и
общество.Дети-наше будущее! И мы, педагоги должны помочь детям найти свое предназначение
и достойно принять эстафету в деле возрождения России.
Сегодня перед ДОО, школой, Церковью стоит огромная задача, о чем неустанно напоминает
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «С одной стороны, быть достаточно
открытыми к восприятию того, что несет ему современный мир. А с другой-быть
способнымсохранить свою национальную, духовную, культурную самобытность, а вместе с этой
самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей».
На сегодняшний день как никогда актуально введение православного компонента в
образовательный процесс дошкольного учреждения.
Задача нашего детского сада: организовать работу не только с детьми, но и с их родителями по
возрождению традиционных нравственных ценностей.