Презентация "Культура и быт коренных жителей Камчатки"
Подписи к слайдам:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ручеёк» с Мильково Камчатский край
Составитель – Безносенко Оксана Валентиновна
Камчатский край Очей очарованье!!!
Культура и быт коренных жителей Камчатки
С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять.
М.Л. Матусовский.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения –
одна из самых актуальных задач нашего времени,
включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Коренные народы КамчаткиК коренным народам Камчатки относятся ительмены, коряки, эвены и чукчи.
Ительмены – древнейший коренной народ полуострова
Камчатка.
Коряки – морские охотники и оленеводы севера
Эвены – сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.
Чукчи – малочисленный коренной народ крайнего северо- востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадырь и Анюй.
Жизнь и быт коренных народов Камчатки.Ительмены - название народа означает "живущие здесь". Южная изначальная граница расселения ительменов - мыс Лопатка,
северная - река Тигиль на западном и река Ука на восточном
побережье. Древние ительменские селения располагались по рекам Камчатке (Уйкоаль), Еловке (Коочь), Большой, Быстрой, Аваче, по берегам Авачинской бухты. Возглавлял острожек, состоящий из нескольких полуземлянок, в которых жили члены одной семейной общины, тойон. Имена тойонов до сих пор остались на карте
Камчатки: Начики, Авача, Налычево, Пиначево. В конце XVII - начале XVIII вв., когда русские землепроходцы появились в
срединной части Камчатки, ительмены находились на стадии
распада первобытнообщ
Ительмены
Традиционное занятие ительменов - рыболовство. Важную роль в хозяйстве ительменов играл морской зверобойный и охотничий промысел. Отличительная особенность хозяйствования ительменов — это широко развитое собирательство.
И в современной жизни рыболовство играет очень важную роль в традиционном хозяйствовании..
Жизнь и быт коренных народов Камчатки. КорякиКоряки - основное население севера Камчатки. Имеют свою автономию - Корякский округ.
Название народа, как считали Крашенинников и Стеллер, произошло от "хора" - "олень".
Сами же коряки так себя не называют. Жители побережья назывались нымыланами - "обитателями оседлых селений". Кочевники, пасшие в тундре оленей, издавна назвали себя "чавчувенами", т.е. "оленными людьми".
Коленные коряки кочевали пешком, в зависимости от времени года передвигаясь к тундровым пастбищам, и стойбища обычно располагали возле рек, богатых рыбой. Рыба имела для них большое значение.
Оседлые коряки охотились на тюленей
на лодках или
передвигаясь по льду на собачьих
упряжках.
Они также
добывали небольших китов: загоняли их
в большую сеть,
закрепленную на берегу, и забивали гарпунами копьями Коряки, живущие на севере, до последнего времени (лет 30 назад) сохраняли свой язык и традиции.
Однако сейчас многие традиции утрачены, и мало осталось людей, свободно говорящих на родном языке. В конце года коряки отмечают праздник «Хололо».
Жизнь и быт коренных народов Камчатки. ЭвеныЭвены в ряду камчатских аборигенов стоят несколько особняком. По происхождению и культуре они схожи с эвенками (тунгусами). Предки народа, переселившись на Камчатку в XVII в., изменили своему традиционному занятию - охоте и занялись оленеводством. Русские, придя на Камчатку, называли эвенов, кочевавших по Охотскому побережью,
ламутами, т.е. "живущими возле моря", а пастухов - орочами, т.е.
"оленными людьми".
Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Из ремесел самым распространенным у эвенов было
кузнечное дело. Жилищем камчатским эвенам служил цилиндрическо-конический чум, по устройству похожий на корякскую ярангу. Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства.
Жизнь и быт коренных народов Камчатки. ЧукчиСеверными соседями коряков были чукчи - "оленные люди" (чаучу), часть их переселилась на Камчатку. Владелец менее чем ста оленей считался бедняком и обычно не мог вести самостоятельное хозяйство. Основным орудием охоты у чукчей были лук и стрелы, копье и гарпун. Наконечники стрел, копий и гарпунов делались из кости и камня. Добывая мелкую
водоплавающую птицу и дичь, чукчи использовали бола (приспособления
для ловли птиц на лету) и пращу, которая вместе с луком и копьем
являлась также и военным оружием. Основным средством передвижения у чукчей служили олени, но, как и коряки и ительмены, они в качестве транспорта использовали собачьи упряжки.
Чукчи - отличные мореходы, умело управлявшиеся с байдарами, вмещавшими 20-30 человек. При попутном ветре чукчи, как и
коряки-нымыланы, использовали квадратные паруса, сделанные из оленьей замши (ровдуги), а для большей устойчивости на волне прикрепляли к бортам надутые воздухом тюленьи шкуры, снятые "чулком". Почти каждое лето чукчи совершали промысловые
экспедиции на байдарах от залива Креста на реку Анадырь для охоты. Известно также, что они торговали с эскимосами, отправлялись к американскому берегу целыми флотилиями.
Жилища коряков представляют собой конические
переносные юрты — яранги. Также жилищами
служили округлые полуземлянки с квадратными или округлыми очагами, обложенными камнями.
У коряков хорошо развиты домашние промыслы - резьба по дереву и кости, плетение, обработка металлов (знаменитые на весь мир пареньские ножи), изготовление национальной одежды и ковров из оленьих шкур и вышивка бисером. Национальная одежда коряков из оленьих шкурКухлянка – ИТ - ЭН
Древнейший вид верхней одежды. Относится к глухому типу одежды: надевается через голову и не имеет разреза спереди.
Национальная одежда коряковКомплект детской одежды из кухлянки, тарбасов, койнатов:
Национальная одежда коряков из оленьих шкурМалахай – ПЭН - КЭН
Головные уборы различных групп коряков отличаются.
Мужским и женским головным убором служил капор: зимой – двойной меховой, летом – одинарный. Наиболее
распространенная форма капора с торчащими углами по бокам.
По лицевому краю пришивали двойную меховую опушку.
Перчатки
Мужские рукавицы лилит из камуса мехом наружу. Одинарные одношовные, скроенные из одной целой шкурки с большим пальцем с боку.
Торбаса – ПЛЭ - КУ Мужская, женская, детская обувь одинаково по покрою, делится на зимнюю и летнюю зависимости от материала. Зимняя женская обувь отличалась от мужской тем, что шили ее до колен и из стриженного меха осенних телят, а не из камуса.Рыба являлась основным продуктом питания.
Главным объектом промысла у коряков была кета, которую они называли «литианал» (настоящая рыба). Также добывали горбушу, нерку, чавычу, кижуча. Рыболовный сезон продолжался с
середины июня до середины сентября. Основным орудием лова рыбы – закидные сети. Плели из крапивных или жильных ниток, с кон. XIX в. стали использовать привозную дель.
Кроме сетей и ловушек, широко применялись удочки и различные крючковые снасти. Большая
часть уловов лососей шла на изготовление юколы. Рыбу разделывали женщины
Рыбу ловили в основном в реках, сетями из крапивных волокон (на изготовление одной сети уходило около двух лет, а служили они всего год).
ОленеводствоЯвлялось основным занятием всех коряков – чавчувеннов. Корякское оленеводство относится к особому типу тундренного оленеводства. Для него характерны слабая прирученность оленя, отсутствие пастушеской собаки, использование оленя в качестве транспортного животного только в упряжке. Хозяйственный год корякских оленеводов состоял из 4х основных перекочевок. Все необходимое они получали от оленей.
Мясо и внутренности шли в пищу, жилы в качестве ниток. Обувь шили из камусов – шкур, снятых с оленьих ног. В хозяйстве широкое применение находили оленьи рога и кости. Из них делали иглы,
табакерки, игольники, гребни для расчесывания травы и т.п.
ОхотаОлень давал им все необходимое для жизни: мясо шло в пищу, шкуры - на изготовление одежды (кухлянок, малахаев, торбасов), строительство переносных жилищ (яранг), кости - на изготовление орудий труда и
бытовых предметов, жир - на
освещение жилья. Олени были для коряков и средством передвижения
До прихода русских охота на пушного зверя не играла в хозяйстве коряков сколько – нибудь существенной роли. В XVIII в., после включения Северо – Востока Азии в состав
Русского государства. Ясачные повинности и большой спрос на пушнину со стороны русских купцов стимулировали развитие пушной охоты. С этого времени соболь, лисица и горностай становятся постоянными объектами промысла.
Использовали самострелы, капканы с пружинной из
скрученных сухожилий. Со II пол. XIX в. распространенным способом добычи стало ружье. Охотились также на медведя, чаще охота начиналась осенью.
Занимались сбором дикоросов –
ягоды, шишки, грибы…
Главные обряды и праздники коряков посвящались промыслу морских животных.
После зимнего солнцестояния
оленеводы праздновали "возвращение солнца". В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках,
борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.
Экспонаты музея с МильковоОбществознание - еще материалы к урокам:
- Практическая работа "Основы экономических знаний" 9 класс
- Итоговая контрольная работа по обществознанию 6 класс Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
- Контрольная работа "Духовная сфера жизни"
- Презентация "Рыночная экономика" 8 класс
- Итоговая работа за курс 11 класса по обществознанию
- Контрольно-оценочные средства по обществознанию 8 класс