Презентация "Модернизация и культура"

Подписи к слайдам:
Модернизация и культура Составила: Учитель истории и обществознания Бутышкина Ирина Ивановна МБОУ «Мошинская средняя школа» Просвещение и наука Модернизация страны усилила потребность в грамотных и квалифицированных людях. Быстро увеличивалось число посещающих школу детей. Шло повышение уровня грамотности и расширение кругозора самых широких слоев населения. Действовали многочисленные курсы для взрослых, воскресные вечерние школы.
  • Книжный бум!
  • Фолиант – объемистая книга большого формата. Развитие научной мысли. Стр. 56-57 Научные открытия

Циолковский К.Э

Вернадский В.И.

Муромцев С.А.

Менделеев Д.И.

Изменения в образе жизни и быте
  • Сложился новый социальный слой, состоящий из тех, кто сравнительно недавно освободился от крепостной зависимости и начал осваивать азы предпринимательской деятельности.
  • Отличительные черты нового человека:
  • Напор
  • Энергичность
  • Готовность к риску
  • Жесткость
  • Склонность к наживе любым путем (пример А.П.Чехов «Вишневый сад» образ Лопахина)
Изменения в психологии горожан:
  • Изменения в психологии горожан:
  • Значимо стремление к достатку, обустройству жизни, достойному человеческому существованию.
  • Досуг – не кабак, а театр и кинематограф.
  • Спорт (особенно футбол)
  • Скаутское движение – это система внешкольного воспитания молодежи через изучение мира природы, основ ремесел и игр, направленная на формирование добра и нравственности.
Социальная благотворительность
  • Вся страна собирала деньги на помощь жертвам стихийных бедствий.
  • В начале XX. – свыше 11 тыс. благотворительных учреждений.

Пример подавала императорская семья.

Существовало Ведомство учреждений императрицы Марии, занимавшееся богадельнями, детскими приютами, больницами, женскими и некоторыми другими учебными заведениями.

Устраивались благотворительные вечера и лотереи в пользу неимущих.

Новые явления в художественной культуре
  • Вспомним основные художественные направления в России в начале XXв. (на примере живописи)
  • Фовизм Это бунтарское, но еще фигуративное (изобра­жающее реальные предметы) направление, которое отказалось и от большин­ства предшествующих живописных норм, и от идеи, что искусство должно выражать философские, интеллектуальные смыслы. Вместо этого главными стали эмоции — чаще всего яркие, радостные, — которые должны были быть выражены на языке красок. Приемы фовистов, особенно яркий цвет, плос­костность и темный контур, повлияли на многих художников XX века. Фовизм был представлен в 1905 году на третьей выставке Осеннего салона в Париже; активная фаза продолжалась лишь следующие два года. Главные художники: Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кес ван Донген.
Художники-фовисты брали яркие, контрастные краски, часто выбирали непривычные и неестественные цвета, а вместо переливов оттенков использовали много четких контуров и пятен. В своих произведениях они отказывались от выстраивания объема и пространства, делая их условными, обобщенными. Все это, вместе с динамичными мазками, работало на главную цель — яркую, экзальтированную эмоцию. Художники-фовисты брали яркие, контрастные краски, часто выбирали непривычные и неестественные цвета, а вместо переливов оттенков использовали много четких контуров и пятен. В своих произведениях они отказывались от выстраивания объема и пространства, делая их условными, обобщенными. Все это, вместе с динамичными мазками, работало на главную цель — яркую, экзальтированную эмоцию.

Анри Матисс. Женщина в шляпе. 1905 год

Андре Дерен. Мост Чаринг-Кросс. 1906 год

Морис де Вламинк. Сена в Шату. 1906 год

  • Экспрессионизм
  • Художник не передает непосредственное зрительное впечатление от действительности (природы), а выражает возник­шие у него сложные эмоции. Появлению нового движения сопутствовал инте­рес к первобытному и средневековому искусству, которое в начале XX века воспринималось как очень необычное и экспрессивное. Многие считают главной картиной экспрессионизма «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка — однако первая его версия была написана за 12 лет до основания первой экспрессионистской группы и оказалась «присвоена» теоретиками экспрессионизма постфактум. Группа «Мост» — основополож­ники немецкого экспрессионизма — собралась в 1905 году. Изначально в нее входили Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф и Фриц Блейль, позднее присоединились Эмиль Нольде и Отто Мюллер. В 1911 году Василий Кандинский, Франц Марк, Август Макке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее создали группу «Синий всадник».
В живописи экспрессионистов персонажи чаще всего гротескны, формы — искажены, пространство — смещено, мазки — завихряющиеся, а цвета яркие, насыщенные и диссонансно сочетаются между собой. Все это — ради передачи сильных эмоций от драматичности бытия. В большей части это касается художников группы «Мост» — у «Синего всадника» формы часто были спо­койнее, а цвета гармоничнее.

Август Макке. Дама в зеленом жакете. 1913 год

Франц Марк. Борющиеся формы. 1914 год

Эмиль Нольде. Натюрморт с масками III. 1911 год

  • Кубизм
  • Кубизм — последний подступ фигуративной (то есть изображающей реальные предметы) живописи к беспредметности, абстракции. Предметы и люди на кубистических картинах не изображены жизнеподобно, а разъяты на плоскости, совмещенные на одном холсте. Может создаться впечатление, что мы видим одну и ту же вещь с разных сторон, картина может выглядеть выпирающей на зрителя или вывернутой наружу. Изображение складывается из простых геометрических форм (квадратов, цилиндров, трапеций) и выглядит «угловато». Понять, какой именно реальный предмет мы должны за ним угадать, не всегда просто. Цвет интересовал кубистов меньше формы, а портреты и натюрморты — больше остальных жанров. Основателями и тита­нами кубизма стоит считать Пабло Пикассо и Жоржа Брака, другие кубисты — Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис, Альбер Глез, Жан Метценже.

Пабло Пикассо. Натюрморт с плетеным стулом. 1911–1912 годы

Жорж Брак. Скрипка, трубка и газета Le Quotidien. 1913 год