Конспект урока "Философия, ее предмет и роль в обществе"

Философия, ее предмет и роль в обществе
Цели урока:
Образовательные:
сформировать знания о становлении философии из мифологии;
познакомить обучающихся с целями, особенностями, правилами проведения дискуссии;
учить культуре дискуссии.
Развивающие:
способствовать развитию и активизации мыслительной деятельности студентов;
формировать умение отстаивать свою точку зрения через приведение аргументов
развивать творческую активность студентов;
прививать студентам навыки самостоятельной творческой выработки решений;
Воспитательные:
способствовать формированию философской мысли будущего специалиста;
формировать деловые качества, ответственность и творческий подход к решению
вопросов профессиональной деятельности;
воспитание информационной культуры, познавательного интереса, аккуратности в
работе, осознание собственной значимости в образовательном процессе;
• воспитывать толерантность и уважение к иной точке зрения.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Средства обучения:
Учебник;
Мультимедийная установка
Межпредметные связи:
Обшествознание.
История
Ход урока:
l. Opганизационный момент (2 мин.)
2. Целеполагание и мотивация (5 мин. )
3.Объяснение новой темы (20 мин)
1. Становление философии.
2. Предмет философии.
3. Основной вопрос философии.
4. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений.
5. Функции философии.
6. Место и роль философии в обществе.
1. Философия возникла одновременно в трех регионах древнего мира: в Древней Индии,
Древнем Китае и Древней Греции. Именно в этих странах 2,5 тысячи лет тому назад, в 7-6
вв. до н.э. вместе с появлением первых наук (медицины, математики, астрономии)
появилась научная философия. Ее возникновение было связано с тремя основными
предпосылками появлением мифологии, зарождением религии и накоплением научных
знаний о мире и человеке. Причина того, что наибольшее развитие философия получила
именно в этих регионах, кроется в общеисторических закономерностях роста экономики и
культуры, которые сделали наибольшие успехи именно в этих регионах из-за
благоприятных географических условий. Благодаря экономическому развитию общество
смогло взять на себя расходы по содержанию новой группы людей - философов.
Зарождение философии происходило на фоне роста всей духовной жизни, литературы,
науки, возникновения первых религий. Затем возникла необходимость философского
осмысления всех накопленных знаний.
Наибольшего развития философия достигла в Древней Греции. Это объясняется
воздействием некоторых дополнительных предпосылок, которые особенно
благоприятствовали развитию философской мысли именно в Греции и странах востока.
Одной из основных причин этого феномена является отсутствие влиятельной касты
жрецов, которые обычно сковывали духовную деятельность граждан. В Древней Греции
дополнительным благоприятным условием развития философской мысли было
возникновение здесь зачатков демократии и общественных условий, духа
соревновательности в художественном творчестве, спорте, теоретической мысли,
свободной состязательной деятельности. Ранняя греческая философия зародилась не в
центральной ее части, а на окраинах, на островах Малой Азии и островах
Средиземноморья, расположенных на перекрестках торговых путей, связывающих
Грецию со странами Востока. Именно здесь сформировались первые греческие города -
государства Милет и Эфес, в которых мудрецы получили возможность соединить свой
знания с богатствами восточной философии и культуры. В части древнегреческих городов
утвердились истинно демократические порядки, ставшие на многие века образцом и
эталоном для европейской цивилизации. По этой причине именно греческая философия
явилась подлинной колыбелью всей европейской и мировой философии и культуры.
С древнегреческого «философия» переводится как «любовь к мудрости». Считается, что
слово «философ» впервые употребил Пифагор. По отношению к
людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Закрепил
этот термин в европейской культуре Платон.
Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной
культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к
мудрости — корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии
вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа
философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры
мифология.
Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций
и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей
от искусства, и более глубокого —смыслового, который по мере эволюции логического
мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В
определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный
уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей
самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это
точка перехода от мифологии к философии.
В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из
личных существ превращаются в безличные категории. Постепенное выхолащивание
мифологических представлений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-
Психеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии).
Предпосылкой становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а
окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как
понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета
мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они гарант
бессмертия человеческого духа.
Миф широко использовался в период становления философии как удобная,
привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное
содержание. Например, пишется, что для обеспечения возможности совместной жизни
людей боги решили «ввести среди людей «стыд и правду», но что это такое, определяется
по-философски. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная
философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией.
Корни философии — в обычных представлениях, прошедших стадию
мифологизирования. В одной из основных философских категорий —
материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово
«мать», которое в мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как
бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности,
доходящей до бескачественности в философском понятии материи. А в понятии идеи как
образца для всех вещей — отголоски представления об отце или, в мифологизированном
варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая корни философии,
можно уйти и глубже в мистику.
2. Предметом называют то, что изучает данная дисциплина. Относительно философии
можно сказать, что ее предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы
происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это совокупность
тех проблем, которые частично упоминались выше: каково происхождение и устройство
мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем
смысл жизни и т.п.
Аристотель, один из первых философов, четко определивших ее предмет, писал, что
«философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное». Здесь Аристотель
имеет в виду, что философия должна исследовать сущность вещей (в его понимании
сущности), а не сами вещи, представляющие собой подвижное единство формы и материи
и изучаемые физикой и математикой. «Что исследование начал умозаключения также есть
дело философа, то есть того, кто изучает всякую сущность вообще, какова она от
природы, — это ясно. А тот, кто в какой-либо области располагает наибольшим знанием...
должен быть в состоянии указать эти наиболее достоверные начала для всего. А это и есть
философ».
3. Когда-то философия была матерью всех наук. Собственно, никаких наук не было, а
была одна философия, и первые философы назывались мудрецами. Они много, по тем
временам, знали из области математики, физики, астрономии и в том числе занимались
философскими вопросами. По мере роста конкретных знаний, когда их уже стало
невозможно держать в одной голове, науки отпочковывались от философии, становились
самостоятельными. Физика и математика, прежде всего геометрия, были первыми
самостоятельными науками В Новое время появились как отдельные науки биология,
химия. Этот процесс шел до XX века. Во многих западных странах до сих пор в дипломе
физика или биолога пишется — «бакалавр философии», хотя к философии эти науки уже
не имеют никакого отношения. Последними науками, отделившимися от философии,
стали психология и социология. Что же осталось на долю философии, если все науки от
нее отпочковались? Остались проклятые вечные вопросы, и среди них самый главный
что такое человек? В чем смысл его существования? В сравнении с этим вопросами,
говорил лауреат Нобелевской премии французский мыслитель и писатель Альбер Камю,
все научные, технические и социальные достижения и изобретения являются детскими
игрушками. «Познай самого себя» главный призыв всей философии. Но познать самого
себя не означает узнать, сколько у меня ферментов в желудке или нейронов в коре
головного мозга. Познать самого себя — значит открыть свою истинную природу, которая
не сводится ни к ферментам, ни к нейронам, ни к нашей физиологии, ни к психологии.
Истинная человеческая природа — это природа сверхчеловеческая. Подобным образом
рассуждает любая религия — чем человек ближе к Богу, тем более он человек, а чем
ближе к животному — тем меньше в нем человеческого. Бог в этом смысле — идеальный
человек, недостижимая вершина человеческого развития. Точно также и для философии
чем больше в человеке сверхчеловеческого, тем больше в нем человеческого.
Философия начинается, как считал античный мыслитель Аристотель, с удивления. С
удивления тем, что на свете вообще существует нечто, а не ничто? С удивления тем, что
многие наши качества — совесть, ум, красота, любовь, добро, свобода — никак не
вытекают ни из нашей биологии, ни из физиологии, ни из психологии, то есть они никак
материально, естественно не обусловлены. Нет таких законов в мире, по которым мы
должны любить друг друга или делать добро. Нет естественных причин для любви — я
люблю, потому что не могу не любить; нет естественных причин для добрых поступков, я
их совершаю, потому что я добр Но всегда есть причины для поступков злых, подлых,
коварных (я украл, потому что был голоден, убил, спасая свою жизнь, и т.д.).С этой точки
зрения всех истинно человеческих качеств, делающих нас людьми, — добра, совести,
любви и т. д. — не должно было бы быть вообще, — а они есть. Они как туман, который
нельзя измерить, потрогать, испытать, это не физические или физиологические процессы,
но если нет этих человеческих качеств, то нет и человека. Пока хоть один человек живет
по законам совести, человечество будет продолжаться. В этом смысле философия и
изучает человека как сверхъестественное существо, не вкладывая в это термин никакого
религиозного смысла.
4.Многообразие философских учений и направлений - от многообразия человеческих
типов, характеров и многообразия форм деятельности. Еще Аристотель подметил, что
взгляды философа определяются тем, чем он занимается. О Пифагоре и пифагорейцах он
писал: “... так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и,
овладев ею, стали считать ее начала началами всего существующего”. Фихте отметил
другое: «Какую философию ты выбираешь, зависит от того, что ты за человек».
Самое известное деление философов — на материалистов и идеалистов. Оно же и самое
древнее. Уже Платон делил философов подобным образом. Материализм и идеализм
различны главным образом вследствие различия их объектов. Объектом
материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает
через “призму” природы. Главным объектом внимания идеалистической философии
являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу
берется духов-ная жизнь человеческого общества — то это — объективный идеализм.
Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это субъективный
идеализм.Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого
духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от
мышления и на их основе объясняют всё остальное. Короче говоря, материалисты идут от
мира к человеку и его разуму, а идеалисты идут от человека к миру.
Идеалисты пытаются объяснить низшее через высшее, а материалисты, наоборот, —
высшее через низшее.
Материалисты рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Идеалисты,
напротив, рассматривают реальное как слепок-продукт идеального. И те и другие по-
своему правы. Материалисты абсолютизируют познавательную способность человека
(ведь в познании реальное мы переводим в идеальный план; идеальное, полученное в
процессе познания, лишь повторяет реальное, соответствует ему, разделяет то, что
разделено в объекте и соединяет то, что соединено в объекте; в познании мы
приспосабливаемся к миру, пытаемся слиться с ним, раствориться в нем). Идеалисты
абсолютизируют управляюще-преобразующую способность человека (в управляюще-
преобразовательной деятельности мы переводим идеальное в реальный план; реальное,
полученное в результате такой деятельности, лишь повторяет идеальное, соответствует
ему; в управляюще-преобразовательной деятельности мы приспосабливаем мир к своим
потребностям, пытаемся подчинить его себе, господствовать над ним, очеловечить,
одухотворить его).
Нужно указать также на то, что материализм и идеализм весьма различаются в своих
ценностных ориентациях. “Невозможно логическими доводами, —справедливо замечает
Л. Н. Гумилев, — примирить людей, взгляды которых на происхождение и сущность мира
полярны, ибо они исходят из принципиально различных мироощущений. Одни ощущают
материальный мир и его многообразие как благо, другие — как безусловное зло...”. За
примерами не нужно далеко ходить. Вот мнение Гегеля: “... все духовное, лучше какого
бы то ни было продукта природы”. Прямо противоположного мнения придерживался
биолог Р. Майер. “Природа в ее простой истине, — писал он, — является более великой и
прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа”.
Другое известное деление философов —
на рационалистов, эмпириков и иррационалистов. Слово “рационализм” происходит от
французского“rationalisme”, которое в свою очередь происходит от латинского “rationalis”,
а последнее от латинского же“ratio”. Одно из основных значений слова “ratio” — разум.
Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую
верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного
рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека. Кто
же прав? Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным,
почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на
верховенство и т. д. и т. п. В том, что разум управляет человеком, его поведением,
есть противоречие. С одной стороны понятно, что в разуме сосредоточены основные нити
управления человеческим поведением. Но, с другой, как может “часть” (а разум лишь
“часть” человека, пусть главная, но всё же “часть”) управлять, “вертеть” целым? Да,
действительно, разум лишь ”часть”, но такая, которая делает целое целым. Разум —
интегральное “свойство” человека, делающее его целым, т. е. он визвестном смысле и
часть, и целое, является связующим звеном между “частями” человека и человеком как
целым.
Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”.
Иррационалистам ближе шекспировские слова: “Есть много, друг Гораций, на свете
такого, что и не снилось нашим мудрецам”. Рационалисты акцентируют внимание на
верховенстве разума, а иррационалисты — на его ограниченности, на том, что разум
меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным
руководителем жизни. И те и другие правы по-своему. Истина, как всегда, где-то
посередине. Человек, с одной стороны, старается руководствоваться в своем поведении
доводами разума, а, с другой, ведет себя порой как существо внеразумное, лишенное
разума, а то и просто безумное, как чувствующее, наслаждающееся или страдающее, как
волящее или безвольное и т. д.Различие между рационализмом и иррационализмом не
только в их отношении к разуму. Они — это логика и интуиция, рассудочность и алогизм,
возведенные в ранг философской концепции или сознательно принятые в качестве
методологических установок, парадигм. Рационалисты склонны к порядку, любят его и
абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное
пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания. Иррационалисты,
наоборот, не любят обычный порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить
все, что угодно. Иррационалисты — это любители парадоксов, загадок, мистики и т. п.
Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.
Можно различать умеренный и крайний рационализм, умеренный и крайний
иррационализм. Умеренный рационализм достаточно самокритично относится к себе
(пример: критический рационализм К. Поппера), отвергает чисто рассудочный, чисто
логический подход к оценке явлений мира. Крайний рационализм рассудочен, до
омерзениялогичен, расчетлив как вычислительная машина, выступает в таких
мировоззренческих установках как лапласовский детерминизм, механицизм,
технократизм.Умеренный иррационализм делает упор на эмоциональность,
неповторимость, индивидуальность, пренебрежительно относится к логике, любит
парадоксы и загадки (пример: философия С.Кьеркегора, экзистенциализм). В искусстве он
выступает в форме абсур- дизма, сюрреализма…
Крайний иррационализм обычно выступает в форме мистицизма. Для него всё тайна, всё
чудо, возможно любое нарушение порядка (законов, правил, естественного хода событий,
жизни и т. п.).
Эмпиризм(от греч. empeiria — опыт.) абсолютизация (преувеличение,
гипертрофирование сверх всякой меры, возведение в абсолют, в нечто безусловное,
самодовлеющее) опыта, промежуточного (между логикой и интуицией) способа
мышления, вероятностного подхода. Он выступает в двух формах: сенсуализма и
прагматизма. Сенсуалистический эмпиризм акцентирует внимание на чувственном опыте
(sensus чувство, ощущение), чувственном познании. Прагматический эмпиризм
акцентирует внимание на двигательной активности человека, на физических действиях,
приводящих к успеху. Сенсуализм пассивен, созерцателен; прагматизм активен, деятелен.
Эмпиризм занимает промежуточное положение между рационализмом и
иррационализмом. Это видноиз следующего. Первое. Ясно, что между рационализмом и
иррационализмом более глубокое различие, чем между рационализмом и эмпиризмом. И
если располагать указанные философские-методологические позиции и установки в один
ряд, то рационализм и иррационализм будут крайними членами этого ряда, а эмпиризм
средним членом. Второе. На промежуточный характер эмпиризма указывает и то, что он
может тяготеть к рационализму, быть, так сказать, рационалистическим и к
иррационализму, быть иррационалистическим. Третье. Эмпирики отвергают крайности
рационализма и иррационализма. Они достаточно скромно оценивают и рассудочную,
дедуктивную логику, и интуицию, фантазию. Вспомним, как Ф. Бэкон, эмпирически
ориентированный философ, выступал против дедуктивной логики Аристотеля. Органону
Аристотеля он противопоставил свой “Новый Органон”, в котором пытался обосновать
универсальное значение индукции как научного метода. С другой стороны, эмпирики не
жалуют интуицию (догадку, фантазию, воображение) и они выступают против
мистицизма.
Вообще эмпирики слишком скромно оценивают человеческое мышление и разум, в
частности. Эмпирики-сенсуалисты отдают предпочтение чувственному опыту. Их
наиболее яркий представитель — Д. Локк— утверждал: “Нет ничего в разуме, чего
прежде не было бы в чувствах”. Вдумайтесь в эти слова: какое, в сущности, уничижение
разума! (Зачем тогда разум, если в нем нет ничего, чего не было бы в чувствах?)
Эмпирики прагматического направления отдают предпочтение действию, практическому
опыту. Такая скромная оценка мышления и разума вполне корреспондируется с
вероятностным характером эмпирического мышления. Ведь на основе опыта можно
получить только вероятные выводы. В этом случае нет места ни дедукции, ни интуиции.
А где нет дедукции и интуиции, там нет и Разума как высшей способности мышления,
объединяющей то и другое. Да и о мышлении в целом приходится говорить как о
некоторой условности, как о каком-то непонятном довеске к чувственности. В самом деле,
что такое мышление без Разума, т. е. без Силы и Глубины?! Да и вообще, возможно ли
мышление без взаимодействия (в широком смысле) логики и интуиции?!
Философов делят также на догматиков и скептиков. Философы-догматики вырабатывают
свои идеи либо излагают чужие и отстаивают их, т. е. рассуждают в основном в духе
позитивного, конструктивного,утвердительного философствования. Напротив,
философы-скептики настроены в основном на волну критического,
деструктивного философствования. Сами они не вырабатывают идеи, а лишь критикуют
чужие. Философы-догматики — это философы-изобретателиили философы-излагатели, а
философы-скептики —это философы-чистильщики, философы-мусорщики.Критическое
философское размышление весьма полезно для определения и уточнения границ
философствования, для выяснения того, что может философия, а что не может. Щуки в
философии так же нужны, как и караси. На то и щука, чтобы карась не дремал —говорит
пословица. В древности была целая школа таких философов. Крайние догматики — это
уже не философы, а люди, которые утверждают и отстаивают идеи несмотря ни на какие
обстоятельства, без учета конкретных условий. Они не терпят никаких возражений и не
выносят никакой критики. Крайние догматики — это либо фанатики, либо люди с
окостеневшим рассудочным мышлением. Крайние скептики — тоже уже не философы, а
люди, ни во что не верящие, подвергающие всё сокрушительной, уничтожающей критике.
Это либо злопыхатели, которым всё не по нутру, либо очень мнительные люди.
Заслуживает внимания и такое деление философов:
на субъективистов, объективистов иметодологистов в зависимости от основного
предмета философствования. Философы-объективисты акцентируют внимание на
мировоззренческих проблемах, на осмыслении внешнего мира. К ним относятся
натурфилософы, материалисты, онтологисты. Философы-субъективисты акцентируют
внимание на проблемах человека и общества. К ним относятся большинство идеалистов,
философы жизни, экзистенциалисты, постмодернисты. Наконец, философы-
методологисты осмысляют преимущественно формы и средства человеческой
деятельности. Это — кантианцы, позитивисты, неопозитивисты, прагматисты,
представители лингвистической философии, философы науки.
В последние сто-двести лет появились философы, которые, образно говоря, обслуживают
связь философии с другими формами культуры. Философия существует ведь не в
безвоздушном пространстве. Как часть культуры она тесно связана с другими ее частями.
Человеческая культура как таковая едина и многообразна. Если представить ее в виде
дискретно-непрерывного поля, то на нем отчетливо выделяются некоторые “участки” -
наука, искусство, практика, религия и, конечно, наша философия. Эти “участки”
культурного поля, с одной стороны, относительно самостоятельны, независимы друг от
друга, с другой, - тесно связаны друг с другом, имеют между собой много промежуточных
звеньев-переходов. Философия, например, плавно переходит в науку, а наука - в
философию. С одной стороны, в философии работают сциентизирующие философы
(философы науки, философы-методологи, специализирующиеся на проблемах научного
познания). С другой, в науке работают философствующие ученые, разрабатывающие
проблемы общенаучной и частнонаучной методологии. Такую же связь можно видеть
между философией и искусством.
Есть философы, специализирующиеся исключительно на философском осмыслении
искусства и литературы,а есть философствующие искусствоведы и художники.Теперь,
если возьмем философию и практику, то увидим, с одной стороны, философов-
прагматиков, философов-инструменталистов, например, а, с другой, философствующих
политиков, государственных деятелей, менеджеров, изобретателей, инженеров и иных
практических специалистов. Если говорить о переходных звеньях между философией и
религией, то их
также немало. Есть богословствующие, религиозные философы и есть философствующие
богословы и священнослужители.
И, наконец, существует очень небольшое количество философов, которых трудно отнести
к какому-то одному типу, направлению. Это так
называемые чистые философы, философы-систематики, создатели всеобъемлющих
философских систем. в предыдущем разделе. Эти философы по-хорошему всеядны, их
взгляды-интересы, симпатии-антипатии достаточно сбалансированы и именно они в
наибольшей степени заслуживают званияфилософов, т. е. людей, стремящихся к
мудрости, мудрецов.
5. Функции философии - основные направления применения философии, через которые
реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую,
методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую,
аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую функции
философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира,
представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с
окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные
методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 «Предмет и методы
философии»).
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит
концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую
действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего
мира.
Гносеологическая - одна из основополагающих функций философий имеет целью
правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм
познания).
Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее
знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задала
данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания,
его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios -ный) заключается в
оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей -
морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель
аксиологической функции - быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и
полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно
усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых
(теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация;
кризис капитализма конца XIX - начала XX вв. и др.).
Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию,
современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия,
указать пути их, устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать
гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать
укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл
жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся
философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания
спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных
процессов, человека, природы и общества.
6. Формируя мировоззрение людей, философия в значительной степени
предопределяет и их поведение, и их подходы в процессе выработки политических,
социальный и других решений.
Оказывая большое внимание практические на все сферы общественной жизни, философия
в то же время наиболее тесно связана с областью науки. Независимо от того, какие
конкретные проблемы решает та или иная дисциплина, необходимым условием всегда
является философский взгляд на процессы и явления, им сопутствующие, т.е. на всю
ситуацию в целом, включая и полученные в конечном счете результаты. Без такого
широкого, выходящего за рамки конкретной дисциплины целостного взгляда на ее
предмет и стоящие перед ней проблемы, в котором отразились бы также и все последние
достижения в других областях знания, невозможны ни фундаментальные открытия, ни
развитие самой науки вообще.
Так, в свое время более широкий взгляд на мир ( по сравнению с теми, что долгие годы
господствовали в рамках традиционной классической физики) позволил, например,
А.Эйнштейну предложить принципиально новый подход к пониманию картины мира и
сформулировать Общую теорию относительности.
Не вызывает сомнения влияние философских взглядов на взгляды естественно-научные,
как не вызывает сомнения и то, что в основе научных идей таких великих ученых,
как Ньютон, Менделеев, Вернадский и др. лежат их глубокие философские познания.
4. Закрепление изученного материала (15мин.)
5. Анализ урока и выставление оценок (5 мин)
6. Домашнее задание (3 мин.)
Рекомендуемая литература
[1, с. 4-52]
[2, с. 10-31]
[3, с. 6 - 52]
[4, с. 6 - 17]
1. Что такое философия? От каких слов происходит название этой дисциплины?
2. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?
3. Каков предмет философии?
4. Сформулируйте «основной вопрос философии».
5. Что лежит в основе философского плюрализма?
6. Каков объект материалистической философии?
7. В чем особенность идеализма?
8. Что такое рационализм?
9. Какие функции выполняет философия?
10.Каковы место и роль философии в обществе?
Список литературы.
Основные источники:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд.– М.: Проспект, 2009.
2. Балашов Л.Е.Философия: Учебник. 3-е изд. – М.,2009.
3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учеб. пособие. – М.: Изд – во Проспект, 2008.
4. Горелов A.A.Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /
А.А. Горелов. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.
5. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2009.
6. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2010.
7. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных
заведений. – М.: Логос, 2008.