Классный час "Великие имена в истории Белгородской области"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №28 города БЕЛГОРОДА
Классный час
« Великие имена в истории
Белгородской области »
(методическая разработка)
Выполнил:
Ежеченко Яна Вячеславовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода
БЕЛГОРОД
2012
2
Пояснительная записка.
Область применения методического материала: внеурочная
деятельность, краеведение, экологическое воспитание младших школьников.
Возраст: 1-4 класс.
Формы и методы реализации: классный час.
Тема: «Великие имена в истории Белгородской области».
Цели: создать условия для знакомства учащихся с жизнью и
крещением князя Владимира, принятием христианства на Руси и жизнью
людей на территории Белгородской области в период ее образования;
содействовать повышению интереса учащихся к изучению истории
Белгородчины, великих имен в истории Белгородской области;
способствовать формированию патриотических чувств учащихся.
Использованные источники:
1. Молчанов, В.Е. Другие времена. Стихи, переводы / В.Е. Молчанов. –
Белгород: Крестьянское дело, 2000. – 112 с.
2. Чернухин, И.А. Земное время. Стихотворения / И.А. Чернухин –
Белгород: Крестьянское дело, 1999. – 160 с.
3. http://cigap.io.ua/s23176
4. http://www.litera.ru/stixiya/themes/slovo/slovo_zabol.html
5. http://www.proza.ru/avtor/vetlanijra
6. http://www.orthodox.es/ru/2010-07-15-10-06-05/507-2011-07-27-15-30-24
7. http://raskopki.fatal.ru/belgorod/belgotxt.htm
8. http://www.gerb.bel.ru/pages/kray/hrono.htm
9. http://www.audiopoisk.com/artist/voennie-pesni/
Оборудование: презентация, костюмы для сценки, музыкальное
сопровождение: песня «Белгород» Н. Гнатюк, мультфильм «Князь
Владимир»,2006 г.в., продолжительность 01:17:06, режиссер: Юрий Кулаков.
3
Ход занятия:
1 ученик:
Родное Белогорье. Множество славных имен в истории связано с
нашей белгородской землей. Но одно из них особенно важно для всех нас.
Это имя, как считается, основателя города Белгорода, крестителя всей земли
Русской- князя Владимира по прозвищу Красное Солнышко.
2 ученик:
Владимир Святой, Креститель Руси. Уже древнерусские книжники
называли его Равноапостольным, т.е. равным последователям и ученикам
Христа, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с их подвигами:
великая страна, Русь, именно его стараниями освещена была светом
христианской веры.
3 ученик:
Наша родная земля – Белгородчина - расположена у истоков Ворсклы
и Северского Донца, Оскола и Тихой Сосны. Издавна жили в этих землях
восточные славяне. В X веке в верховьях Северского Донца пролегала
восточная граница Киевской Руси, а позже проходил южный рубеж
Московского государства.
4 ученик:
На протяжении многих столетий здесь пролегала линия обороны
Российского государства. А Бел Город, возникший на Белгородском
городище, на правом берегу Северского Донца на высокой Белой горе как
маленькая крепость древнерусского государства, много веков нес свою
нелегкую ратную службу как город-страж и защитник земли русской.
5 ученик:
Возникновение и развитие Бела Города по времени совпало с
крещением Руси. Святое Белогорье, оказавшееся на пересечении различных
границ между Русью и хазарами, печенегами, монголо-татарами, польско-
литовскими и шведскими захватчиками, сформировало самобытный
культурный внутренний мир, основанный на христианских ценностях.
6 ученик:
Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя
Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини
Ольги. В отдаленном селении Будутину родился будущий великий князь.
Вскоре Владимира отобрали у матери и отправили на воспитание в Киев ко
двору своей бабки, княгини Ольги.
4
7 ученик:
Не просто складывалась жизнь князя Владимира.
Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай,
князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями.
Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля. А
новгородцам на княжение достался Малушин сын, которого они выпросили
себе в князья у Святослава по совету дядя Владимира, Добрыни. Так
Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.
8 ученик:
Вскоре Святослав погиб, и его сыновья стали жить и править
совершенно раздельно. Но вопрос о том, кто из детей Святослава является
главным не оставлял их в покое ни на минуту.
Вскоре между Ярополком и Олегом началась война, в результате
которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из
Новгорода «за море».
9 ученик:
Так началась новая война между двумя другими братьями:
Владимиром и Ярополком.
Молодого воина Владимира, постоянно унижаемого братьями, которые
считали его не больше, чем сыном рабыни, преследовали тревожные мысли о
том, что его вот-вот смогут лишить княжеского звания, а еще хуже - просто
убить.
Летом 978 года Владимир осадил Киев, в котором в это время правил
его брат. Не долго длилась осада- Ярополк бежал в город Родню.
10 ученик:
В окружении Ярополка нашелся предатель, по имени Блуд, который
подговорил Владимира, совсем еще юношу, на братоубийство, убедив, что
только таким страшным путем можно противостоять брату. Когда Ярополк
вошел в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на
мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд, проворно закрыл двери, не
дав ворваться на помощь Ярополку его слугам.
Вот таким был князь Владимир, не знавший Христа.
11 ученик:
В это же время Владимир надумал жениться. Он посылает в
Константинополь, к византийским императорам Василию и Константину,
сватов с требованием выдать за него замуж их сестру, царевну Анну, которая
приглянулась молодому человеку.
Императоры соглашаются, но с условием принятия князем
христианства.
5
Владимир соглашается, объясняя, что изучил множество религий,
однако, именно, христианство стало той религией, с которой он надеется
связать будущее своё и своего народа.
12 ученик:
В это же время Владимира внезапно поражает тяжелый недуг: «по
Божественному ли промыслу в то время разболелся Владимир очами, так что
ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать».
Анна послала к нему с такими словами: «Если хочешь избавиться от
этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь».
Князь повелевает крестить себя. И как только крестился князь
Владимир, тут же прозрел.
13 ученик:
Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Он
искренне и всей душой принял новую веру.
Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его
исключительное милосердие и нищелюбие.
Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы
будут», Владимир начал творить множество добрых дел. Он велел всякому
нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему
требуется - еду, питье, деньги.
14 ученик:
Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его
двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание.
Он велел снарядить телеги и, положив на них хлеб, мясо, рыбу, овощи
различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая:
«Где больной или нищий, не могущий ходить?»
И так раздавал все, что было нужно людям.
15 ученик:
В историческую память народа киевский князь вошел не только как
Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко — легендарный
князь русских былин, которому несли службу все русские былинные
богатыри.
Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и
неустанная забота об обороне Русской земли. Именно на долю князя
Владимира выпала тяжелейшая задача борьбы с печенегами — главными
врагами Руси в конце X — начале XI века.
6
16 ученик:
Войны с печенегами шли с переменным успехом почти непрерывно в
течение всего княжения Владимира.
Не раз Владимир терпел неудачи. Однажды Владимир лишь чудом не
попал в плен, укрывшись под мостом у города Василева. Печенеги тогда
ушли прочь, не обнаружив князя и не причинив значительного ущерба
русским землям.
Это чудесное избавление случилось в самый праздник Преображения
Господня, 6 августа 996 года. Владимир дал тогда обет построить в Василеве
Спасо-Преображенскую церковь. И уже вскоре выполняет свой обет.
17 ученик:
Мирно пользоваться своими угодьями жителям окраины Московского
государства было нельзя. На сенокос, например, предписывалось выезжать с
оружием, одна половина должна была косить, а другая оберегать первую
половину от врагов.
18 ученик:
Белгородская крепость находилась на высоченной (больше 70 метров)
меловой круче, возвышавшейся над рекой Северский Донец. С двух сторон
она была защищена неприступными обрывами и рекой Донцом и ручьем
Ячнев Колодезь, а со стороны "поля" крепость полукольцом окружали две
мощные линии "Большого и Малого острога" - земляной вал, деревянные
стены и башни.
19 ученик:
Упоминание о смекалке и мужестве русского народа дошло к нам из
Повести Временных лет.
Сценка «Сказание о белгородском киселе»
Ведущий:
Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе
начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить
друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но…
Старец:
Послушайте меня, люди добрые! Давайте подождем три дня. Только
три дня! А потом - будь, что будет. Я прошу всех женщин города собрать за
это время все остатки овса и немного меда – сколько есть в городе. Не
унывайте, всё будет хорошо! Верьте мне!
7
Ведущий:
Люди не знали, что и сказать, но решили сделать, как велел им мудрый
старец.
Женщины собрали весь овес и сделали из него болтушку, из которой
варят кисель.
А из меда сварили сыту - сладкий медовый сироп.
Старец увидел, что все делается так, как надо. Он приказал мужчинам
вырыть два колодца.
Старец:
Эй, мужички, выройте два колодца!
Мужики:
Зачем? Всё равно помирать.
Старец:
Ройте, вам говорю! Так надо!
Ведущий:
Не осмелились перечить мужики больше мудрому старцу. Вырыли они
два колодца – не глубоких, не широких, таких, как приказал старец.
И положили в один колодец кадушку с овсяной болтушкой, а в другой
колодец- кадушку с медовой сытой.
Позвали печенегов. Обрадовались печенеги, решили, что город хочет
сдаться.
Привели белгородцы печенегов в город. Подвели к колодцам.
Белгородцы:
Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и
десять лет, то, что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Смотрите!
Ведущий:
И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили
киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту.
Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не
победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города
восвояси.
Вот так победили белгородцы злых печенегов. Смекалка, ум и
бескрайняя любовь к родной земле помогли им в этом!
20 ученик:
Из Донца всходит солнышко алое,
Отраженное вечной водой.
Белгородчина – родина малая,
Здесь начало России родной.
8
А когда над Москвой златоглавою
Нависал лютый ворог бедой –
Встал мой край богатырской заставою,
Белгородской засечной чертой.
(В.Молчанов)
21 ученик:
Некому было охранять южную окраину государства. Поэтому и
проторили татары свои дороги на Русь. Одна из основных татарских дорог
шла между верховьями рек Ворсклы, Северского Донца, Сейма и Оскола и
дальше вдоль правого берега реки Тим. Эта дорога – Муравский шлях – была
самой бойкой. Другая дорога – Изюмская сакма (дорога) – пролегала от
Изюм-Кургана вдоль правого берега реки Оскол, где и соединялась с
Муравским шляхом. Третья дорога – Кальмиусская сакма – шла по левому
берегу реки Оскол.
22 ученик:
Таким образом, все эти основные татарские дороги пересекали
белгородскую землю с юга на север. Крымские ханы по этим дорогам
постоянно совершали грабительские набеги на приграничные селения, а
иногда прорывались и в глубь страны.
Во время набегов татары угнали в плен 35 тысяч русских людей.
Татары называли наш край “Русской Вкраиной” и считали своей
территорией.
23 ученик:
До самой смерти защищал землю Русскую князь Владимир Красное
Солнышко. Дело святого князя продолжили его сыновья Борис и Глеб. По
молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали
мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром.
24 ученик:
Любовь моя к родимой стороне
Живёт в делах прославленного предка.
С лукошком выходил он по весне,
Чтоб пашня колосилась житом крепко.
В страду, шагая ровно по стерне,
Колосья жита собирал он цепко.
И свято верил: коль не быть войне,
То есть для жизни главная зацепка.
От жита жизнь Руси пошла и есть,
Как сердцу вечно благодатна весть,
Что душу мне всю высветит до донца!
Что из того – не знаю предка я.
Он – жил!.. (М.Лазарев)
9
25 ученик:
Значит, Владимир — человек необыкновенный и среди других великих
людей, и среди святых. Он — основоположник святительства и святости в
русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их
основании государственную программу, необычность которой в том, что ее
невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по
примеру святого Владимира, в самом себе!
26 ученик:
С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ,
новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в
христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в
светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную
реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой,
полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с
русским народом.
27 ученик:
Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась
«красным солнышком» среди народов. И можем мы воскликнуть: «Народ
русский — красно солнышко!»
Просмотр мультфильма о князе Владимире