Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная деятельность"

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №17»
Театральная деятельность
Рабочая программа
внеурочной деятельности
(общекультурное направление)
Количество часов: 135
2
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии со статьей 12 п.7
Федерального закона «Об образовании РФ» и на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования, планируемых результатов начального общего образования.
Игра различных направлений, игра с куклой основной вид деятельности
ребёнка младшего школьного возраста. Именно в игре развиваются разные
стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и
эмоциональные потребности, складывается характер. Кукольный театр
стартовая дорожка для формирования успешности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в
развитии нравственных, эстетических качеств личности человека.
Кукольный театр способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
Театр как сценический вид искусства соединяет все виды художественной
деятельности, помогает создать систему комплексного гуманитарно-
эстетического образования, в которой стираются границы между
отдельными дисциплинами: литературой, окружающим миром, музыкой,
изобразительным искусством. Работа над созданием спектакля объединена
значимой для всех участников целью и направлена на конечный результат,
где просматривается успех, как всего коллектива, так и каждого ребёнка
отдельно. Театральная деятельность, дающая простор воображению
ребёнка, наполняет внутреннюю жизнь ребёнка особым смыслом, помогает
вырабатывать определённое отношение к коллективу, выполнять
самостоятельно простые и сложные задачи. Творческая атмосфера
способствует развитию индивидуальных способностей детей, помогает
развивать межличностные отношения. Театральная деятельность даёт шанс
на успех и удачу каждому ребёнку.
Цель. Формирование навыков сотрудничества, творчества,
коммуникативности, самореализации через постановку спектаклей.
Задачи.
1. Ознакомить с особенностями театрального искусства, с
историей театра.
2. Развивать творческие способности, наблюдательность,
внимание, технику и культуру речи, воображение.
3. Воспитывать уважение друг к другу, культуру поведения
4. Привлечь родителей к интересам детей.
Театральная деятельность способствует всестороннему развитию
личности, способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса:
Данная программа включена в общекультурное направление.
Участие в театрализации повышает мотивацию обучения. Помогает
решению задач образовательной программы по литературному чтению. У
детей повышается темп чтения, выразительность. Развивается
художественный вкус. Использование различных театральных постановок
3
закрепляет знания детей по правилам дорожного движения, экологии,
русскому языку, окружающему миру.
Предлагаемая программа построена в соответствии с требованиями
ФГОС.
Программа «Кукольный театр» общим объемом 34 часа изучается в
течение года. 1 час в неделю.
Виды деятельности: изготовление декораций, кукол, постановка
спектаклей. Выступления на школьных праздниках, в детских домах.
При проведении занятий используются методы: словесные,
демонстративно-наглядные, практические, проблемно-поисковые.
Формы учёта знаний, умений для оценки планируемых результатов
освоения программы: отзывы о спектаклях; оформление летописи театра;
детские рисунки. Главной формой подведения итогов является показ
спектакля.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Программа «Кукольный театр» рассчитана на детей младшего
школьного возраста. Общее количество часов 135. 1 класс 33 часа, 2 класс
34часа, 3 класс – 34часа, 4 класс – 34часа.
Освоение курса предполагает, посещение коллективных занятий,
посещение театра, выступления перед детьми и родителями.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного предмета, курса
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры,
достижение которых определяются воспитательными результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по
трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год ) приобретение школьником
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.
п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3 год) получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то
есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в
такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает)
первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
4
Третий уровень результатов (4 год) получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в
опыте самостоятельного общественного действия приобретается то
мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо
существование гражданина и гражданского общества.
Курс ориентирован на достижение личностных результатов.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных
произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
5
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение)
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качеств.
В процессе обучения наградой за старание служит радость от
выступления перед публикой, мнение окружающих о спектакле. Причём
важна не, только оценка в целом, но и индивидуальная оценка каждого
участника. После премьеры спектакля каждый ребёнок высказывает мнение
о том, что у него получилось очень здорово, а где ему ещё надо поработать.
5. Содержание учебного предмета, курса.
1 класс
Основы театральной культуры, культуры общения (4ч.)
Тема. Особенности театрального искусства.
Изучение особенностей театрального искусства. Театр использует и
объединяет другие виды искусства литературу, живопись, музыку,
хореографию. Но главное в кукольном театре кукла.
На практических занятиях дети познают, что театральное искусство
коллективное, так как создаётся усилиями всех участников творческого
процесса, и, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки,
которые создаются художником единожды, театральное искусство творится
6
каждый раз заново, в присутствии и при поддержке зрителей. Дети создают
небольшие отрывки из знакомых произведений.
Тема. Культура поведения в театре.
Эту тему рассматривают в практической деятельности, используя
театральные игры и этюды: «Мы идём в театр», «Покупка театрального
билета», « О чём рассказала театральная программка». Дети разыгрывают
различные ситуации по данным темам, вспоминают правила поведения в
театре, правила культуры поведения. Учатся находить выход из возникших
конфликтных ситуаций.
Дети вспоминают слова, которые называют «волшебными». Учатся
произносить их с особой интонацией, выполняя определённые правила при
произношении. Анализируют состояние, поведение человека, который
оказывается в различных ситуациях. Сравнивают поведение разных людей,
делают соответствующие выводы.
Сценическая речь (6ч.)
1 класс
Тема. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Обучение бесшумному вдоху через нос, не поднимая плеч, и
плавному, ровному, без напряжения и толчков выдоху. В зависимости от
поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то
на дикцию, то на интонацию или частоту звучания. Проводится
артикуляционная гимнастика для развития мышц губ, челюсти и языка.
Тема. Работа над дикцией.
Большое внимание уделяется работе над дикцией, диапазоном
звучания и силой голоса, темпом речи. Все эти компоненты речи прекрасно
тренируются на скороговорках и стихотворениях. Дети понимают, что голос
похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то
повышаться, то понижаться. С разной силой голоса можно читать
стихотворения от имени тех или иных сказочных героев.
Закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух
поэтических и прозаических текстов.
Тема. Рифмы.
Ознакомление с определением рифмы. Дети учатся подбирать рифмы вначале с
помощью картинок.
Проводятся игры «Складные картинки», «Рифмочки и нерифмушки». Дети легко
осваивают правила и алгоритм данных игр.
Следующим шагом проводится работа по формированию у детей
умения на договаривание слова в рифму. Используются такие игровые
приѐмы, как «Доскажи словечко», «Отгадывание загадок», «Чудесный
мешочек», «Кто кем становится» и др.
С целью развития такой особенности как «рифмотворчество»,
проводим такие виды работ, как: множественное повторение одного и того
же слова; манипулирование словом путём его изменения; составление
нелепых рифм
Кукловождение (6ч.)
7
Тема. Виды кукол. Основные правила вождения кукол.
Знакомство с четыре основными видами театральных кукол: ручные,
или перчаточные (верховые), тростевые, теневые и куклы на нитках
(марионетки) Любое кукольное представление начинается со знакомства
актера со своим « внешним образом », то есть с куклой, с ее возможностями
(что она умеет делать, а что не умеет). Но вначале необходимо хорошо
знать свою куклу, знать ее строение и правила вождения.
Тема. Жесты – важное средство выразительности.
При работе с куклой жесты являются важными средствами
выразительности. Ребёнок не только должен знать основные правила
вождения куклы, но и применять их на практике. Кукла может делать то,
чего не может делать человек, и наоборот, человек не может делать то, что
может кукла. Простое, но самое главное и необходимое для работы с куклой
правило. Оно зависит от устройства куклы, и поэтому при работе с ней
всегда надо «выжимать» максимум движений и возможностей. Например, в
любом состоянии у человека действует мимика, а у куклы её нет. Зато в
волшебных сказках куклы могут летать, легко превращаться в любые
предметы, повторять недоступные человеку движения. Театр кукол
находится в постоянном движении.
Работа над кукольным спектаклем (17 ч.)
Большое значение имеет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он
понравился ребятам. Идёт чтение и обсуждение нескольких пьес, затем
подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять
назначение каждого героя, его характер. Ребёнок усваивает основную
конструкцию спектакля: завязка кульминация развязка; экспозиция;
эпилог; для чего они нужны в пьесе; какие события являются главными, а
какие промежуточными. Анализ пьесы помогает в создании речевой
характеристики, речевого поведения персонажа. Дети определяют сквозные
мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят
действия в спектакле, какие приметы времени об этом говорят. Работа над
образом может строиться по нескольким направлениям. Например, при
работе над словесным образом героя, когда ребёнок сомневается, как
правильно расставить логическое ударение, найти необходимый стиль, тон
поведения героя, как сделать первый шаг. Дать толчок в нужном
направлении помогают индивидуальные занятия «Выжать» из куклы все
возможности помогает лишь сосредоточенная работа, когда никто не
мешает. Эксклюзивные детали в изготовлении кукол требуют только
индивидуального подхода. Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои
способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся
находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное
участие, незаметно направляя его в нужном направлении.
2класс.
Основы театральной культуры, культуры общения (4ч.)
8
Тема. Ознакомление с профессиями: гримёр, костюмер. Золотое
правило общения.
Ознакомление с особенностями профессий гримёра и костюмера, их
роли в создании спектакля. Профессия гримера это воображение,
художественная культура и способность адаптации к новым методам.
Чтобы стать хорошим профессиональным гримером, необходимо научиться
соответствовать стандартам и требованиям производства. Эта профессия
требует высокий уровень художественной культуры.
Костюмер. Одежда может рассказать о человеке многое: о характере,
о недостатках и даже о сфере деятельности. Костюмер – это садовник в
своем мире. Он должен постоянно следить за тем, чтобы театральные
костюмы всегда были в отличном состоянии и прослужили как можно
дольше. Изучение правил общения. «Золотое правило общения»: в любой
жизненной ситуации ведите себя так, как Вам хотелось бы, чтобы другие
вели себя по отношению к Вам».
Тема. Спектакль глазами актёров и зрителей.
Ребята узнают, что проблема общения актера со зрительным залом -
это проблема времени и пространства, в котором находятся зритель, актер,
режиссер и автор. Достигнуть гармонии в звучании «квартета» - задача
очень сложная. Место и время диктует постоянное «переобучение» и
создателей спектакля, и зрителей.
Сценическая речь (6ч..)
Тема. Логическое ударение.
Ознакомление с логическими паузами. Их длительностью и
характером. Логические ударения и приемы их практического
осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении.
Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмические пауз.
Практические навыки
1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело
использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко,
внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить). Соблюдать нормы орфоэпии.
2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: громче тише,
выше — ниже, быстрее — медленнее. Овладеть умением «читать знаки
препинания». Выполнять различные задания по определению места и
характера пауз в поэтическом тексте, а также по определению качества
логических ударений и практическому их осуществлению в процессе
выразительного чтения.
Тема. Интонация
Ознакомление с интонацией конца предложения, вопроса,
восклицания, обращения, перечисления. Упражнения на правильное
интонирование фразы в зависимости от характера синтаксической единицы.
Проводятся практические наблюдения над интонацией чтения рассказов,
сказок, стихотворений с опорой на содержание и смысл простых текстов, а,
следовательно, уже включаются умения обеспечивающие эмоциональное,
9
восприятие текста, умение «видеть», чувствовать, оценивать
содержание текста – события, факты, героев.
Кукловождение (2ч.)
Тема. Гармоническое слияние актёра с куклой.
Куклы-актёры приводятся в действие и управляются актерами-
кукольниками. Куклы-актёры могут быть либо не быть художественными
произведениями. Но даже простые (не художественные) предметы (зонтики,
трость щеголя, мяч, кубик, коряга, кувшин) или скульптурные изображения
кого-либо в системе спектакля, фильма и т. д. без изменения своей формы
становятся полноценными куклами-актёрами. Если, конечно, выполняют
полагающиеся куклам-актёрам функции. И наоборот: любые куклы-актёры
с утратой своих самобытных функций либо становятся деталями или
частями оформления места действия персонажей, либо переходят в разряд
обыкновенных кукол-игрушек, декоративных кукол и т. д. или обычных
природных или искусственных предметов.
Работа над кукольным спектаклем (22ч.)
Большое значение имеет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он
понравился ребятам. Идёт чтение и обсуждение нескольких пьес, затем
подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять
назначение каждого героя, его характер. Ребёнок усваивает основную
конструкцию спектакля: завязка кульминация развязка; экспозиция;
эпилог; для чего они нужны в пьесе; какие события являются главными, а
какие промежуточными. Анализ пьесы помогает в создании речевой
характеристики, речевого поведения персонажа. Дети определяют сквозные
мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят
действия в спектакле, какие приметы времени об этом говорят. Работа над
образом может строиться по нескольким направлениям. Например, при
работе над словесным образом героя, когда ребёнок сомневается, как
правильно расставить логическое ударение, найти необходимый стиль, тон
поведения героя, как сделать первый шаг. Дать толчок в нужном
направлении помогают индивидуальные занятия «Выжать» из куклы все
возможности помогает лишь сосредоточенная работа, когда никто не
мешает. Эксклюзивные детали в изготовлении кукол требуют только
индивидуального подхода. Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои
способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся
находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное
участие, незаметно направляя его в нужном направлении.
3 класс.
Основы театральной культуры, культуры общения (5ч.)
Тема. Ознакомление с профессиями: осветитель, звукорежиссёр.
Повседневный этикет.
Изучение особенностей профессий осветителя и звукорежиссёра. Все
начинается именно со света. Создается паспорт спектакля, куда
записывается вся световая партитура, постановка света, направка
10
аппаратуры. Во время спектакля световой феерией руководит начальник
осветительной службы, которому подчиняются операторы по свету.
Профессия звукорежиссера - очень оригинальна. Эта профессия, как и
любое другое искусство не имеет готовых рецептов. Кроме того, творческий
процесс звукозаписи очень индивидуален.
Знакомясь с повседневным этикетом, ребята узнают, что
повседневный этикет включает в себя то, как Вы себя ведете на протяжении
дня. Любое общественное место требует индивидуального подхода.
Поэтому не теряйтесь и будьте вежливыми.
Тема. Различные виды театрального искусства
Ознакомление с различными видами театрального искусства:
водевилем, драмой, комедией, мелодрамой.
На практике дети ставят, хорошо знакомую сказку, используя
различные виды театрального искусства.
Сценическая речь (6ч..)
Тема. Логическое ударение. Ключевые слова.
Говоря о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы
подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих её
смысл и выразительность. Когда дети поймут, что такое логическое
ударение, при работе над стихотворным текстом или сценарием будущего
спектакля обращаю внимание на ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях.
Тема. Сюжетные рассказы.
Обучение составлению предложений и небольших сюжетных
рассказов.
На первых этапах обучения детей сюжетному рассказу, определяю
последовательность сюжетной линии. Но постепенно отступаю от
подробных указаний, предоставляя ребятам возможность самим решать
вопрос о плане и последовательности изложения.
Кукловождение (2ч.)
Тема. Всё может быть всем.
Показываю детям, что любой предмет может «ожить» и заговорить
голосом актёра, будь то книга или шарфик. Здесь действует принцип «всё
может быть всем».
Своеобразие театра кукол состоит в том, что на сцене действуют
куклы. Актеры же, которые приводят кукол в движение, управляют ими и
говорят за них, должны оставаться невидимыми для зрителей.
В кукольном спектакле именно кукла является тем художественным
инструментом, благодаря которому идейное и эмоциональное содержание
пьесы становится достоянием зрителей. Чем совершеннее этот инструмент,
чем богаче, разнообразнее и выразительнее средства куклы и чем
виртуознее владеет куклой артист, тем полнее и глубже раскрывается перед
зрителями содержание спектакля.
Работа над кукольным спектаклем (21ч.)
11
Большое значение имеет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он
понравился ребятам. Идёт чтение и обсуждение нескольких пьес, затем
подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять
назначение каждого героя, его характер. Ребёнок усваивает основную
конструкцию спектакля: завязка кульминация развязка; экспозиция;
эпилог; для чего они нужны в пьесе; какие события являются главными, а
какие промежуточными. Анализ пьесы помогает в создании речевой
характеристики, речевого поведения персонажа. Дети определяют сквозные
мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят
действия в спектакле, какие приметы времени об этом говорят. Работа над
образом может строиться по нескольким направлениям. Например, при
работе над словесным образом героя, когда ребёнок сомневается, как
правильно расставить логическое ударение, найти необходимый стиль, тон
поведения героя, как сделать первый шаг. Дать толчок в нужном
направлении помогают индивидуальные занятия «Выжать» из куклы все
возможности помогает лишь сосредоточенная работа, когда никто не
мешает. Эксклюзивные детали в изготовлении кукол требуют только
индивидуального подхода. Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои
способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся
находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное
участие, незаметно направляя его в нужном направлении.
4 класс.
Основы театральной культуры, культуры общения (6ч.)
Тема. Знакомство с историей развития кукольных театров
России.
Изучают историю развития Русского профессионального Театра кукол
после Октябрьской революции 1917. Знакомятся с Центральным театром
кукол под руководством С. В. Образцова.
Тема. Театр снаружи и внутри.
Знакомство с театральным зданием происходит при рассмотрении
фотографий или иллюстраций с изображением известных театров. Дети
узнают историю Большого театра в Москве.
Тема. Как правильно общаться.
Изучение правил общения. Независимо от типа отношений, всегда
очень важно уметь общаться и общаться эффективно. Для этого необходимо
не только знать, как следует подавать информацию, но и уметь слушать и,
что самое важное, слышать собеседника. Выражать благодарность за
стремление собеседника понять вашу точку зрения, а также за его
открытость и откровенность.
Тема. Общие правила нравственности.
Дети вспоминают общие правила нравственности и проигрывают
различные ситуации в играх. Учатся соблюдать правило:
12
Никого не обижай ни словом, ни поступком; заботься о младших,
помогай им, защищай тех, кто слабее тебя. Живи и поступай так, чтобы
окружающим — взрослым и детям — было с тобой приятно и радостно.
Сценическая речь (6ч.)
Тема. Театральные игры: «Крокодил», «День-ночь», «Море
волнуется раз»
Работа над кукольным спектаклем (22ч.)
Большое значение имеет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он
понравился ребятам. Идёт чтение и обсуждение нескольких пьес, затем
подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять
назначение каждого героя, его характер. Ребёнок усваивает основную
конструкцию спектакля: завязка кульминация развязка; экспозиция;
эпилог; для чего они нужны в пьесе; какие события являются главными, а
какие промежуточными. Анализ пьесы помогает в создании речевой
характеристики, речевого поведения персонажа. Дети определяют сквозные
мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят
действия в спектакле, какие приметы времени об этом говорят. Работа над
образом может строиться по нескольким направлениям. Например, при
работе над словесным образом героя, когда ребёнок сомневается, как
правильно расставить логическое ударение, найти необходимый стиль, тон
поведения героя, как сделать первый шаг. Дать толчок в нужном
направлении помогают индивидуальные занятия «Выжать» из куклы все
возможности помогает лишь сосредоточенная работа, когда никто не
мешает. Эксклюзивные детали в изготовлении кукол требуют только
индивидуального подхода. Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои
способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся
находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное
участие, незаметно направляя его в нужном направлении.
6. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности.
1 класс
п\п
Наименование разделов и тем
Формы контроля
1.
Основы театральой культуры,
культура общения
Показ спектакля
2.
Сценическая речь
3.
Кукловождение
4.
Работа над кукольным спектаклем
2 класс
п\п
Наименование разделов и тем
Формы контроля
13
1
Основы театральой культуры,
культура общения
Показ спектакля
2
Сценическая речь
3
Кукловождение
4
Работа над кукольным спектаклем
3 класс
п\п
Наименование разделов и тем
Формы контроля
1
Основы театральой культуры,
культура общения
Показ спектакля
2
Сценическая речь
3
Кукловождение
4
Работа над кукольным спектаклем
4 класс
п\п
Наименование разделов и тем
Формы контроля
1
Основы театральой культуры,
культура общения
Показ спектакля
2
Сценическая речь
4
Работа над кукольным спектаклем
Календарно - тематический план 1 класс 33ч.
п/п
Название темы
Количество
часов
Дата
Характеристи
ка
деятельности
учащихся
Основы театральной
культуры, культура
общения.
4
1
Особенности театрального
искусства. Мини- постановки
1
Знакомятся с
особенност.
театрального
искусства,
правилами
поведения в
театре.
Отрабатыв.
2
Мини- постановки
1
3
Культура поведения в театре.
1
4
Волшебные слова.
1
Сценическая речь.
6
5
Развитие дыхания.
1
6
Развитие свободы речевого
1
14
аппарата
дикцию,
подбирают
рифмы.
7
Работа над дикцией.
1
8
Чистоговорки.
1
9
Рифмы.
1
10
Подбор рифм.
1
Кукловождение.
6
11
Виды кукол: перчаточные,
теневые.
1
Осваивают
правила
вождения
перчаточных
кукол.
12
Виды кукол: марионетки,
тростевые.
1
13
Основные правила вождения
кукол.
1
14
Вождение перчаточных
кукол.
1
15
Жесты – важное средство
выразительности.
1
16
Жесты для перчаточных
кукол.
1
Работа над кукольным
спектаклем.
17
Знакомятся
со сказками,
делают
декорации.
Вживаются в
образ.
Взаимодейст
вуют в
группе.
Выступают.
Анализируют
Игру.
17
Ознакомление со сказкой
«Репка». Распределение
ролей.
1
18
Изготовление декораций.
1
19
Работа с актёрами: дед, баба,
внучка.
1
20
Работа с актёрами: жучка,
кошка, мышка.
1
21.
Репетиция сказки «Репка».
1
22
Выступление перед
родителями. Анализ игры.
1
23
«Заюшкина избушка».
Распределение ролей.
1
24
Изготовление декораций
1
25
26
Работа с актёрами: лиса,
заяц, бык.
Работа с актёрами: собака,
медведь, петух.
1
1
27
Репетиция сказки «Заюшкина
избушка»
1
28
Выступление перед
ребятами. Анализ игры.
1
29
Русская народная сказка
«Рукавичка». Распре
1
15
деление ролей.
30
Изготовление декораций.
1
31
Работа с актёрами: дед,
лягушка, мышка.
1
32
Работа с актёрами: заяц,
лиса, волк, медведь
1
33
Выступление на празднике
перед родителями и детьми.
Анализ игры.
1
Календарно - тематический план 2 класс.
п/п
Название темы.
Количество
часов
Дата
Характерист
ика
деятельност
и учащихся
Основы театральной
культуры, культура
общения.
4
1
Ознакомление с профессией
гримёра.
1
Ищут
материал о
театральных
профессиях.
Знакомятся с
особенностя
ми
профессий.
Выполняют
упражнения
на
правильное
интонирован
ие.
2
Ознакомление с профессией
костюмера.
1
3
Золотое правило общения.
1
4
Спектакль глазами актёров и
зрителей.
1
Сценическая речь.
6
5
Логическое ударение.
1
6
Логическая пауза.
1
7
Работа над дикцией.
1
8
Темп речи, сила голоса.
1
9
Интонация.
1
10
Упражнения на правильное
интонирование
1
Кукловождение.
2
11
Гармоничное слияние актёра
с куклой.
1
Отрабатыва
ют правила
вождения
кукол
12
Маленькие хитрости
кукловождения.
1
Работа над кукольным
спектаклем
22
Знакомятся с
пьесами,
сравнивают,
выбирают.
Усваивает
13
«Советы здоровья».
Распределение ролей.
1
14
Изготовление декораций.
1
15
Работа с актёрами: лиса,
1
16
медведь.
основную
конструкцию
спектакля:
завязка –
кульминация
развязка.
Взаимодейст
вуют в
группе.
Анализи-
руют
исправляют
недочёты.
16
Работа с актёрами: ёжик,
волк, Доктор Айболит
1
17
Репетиция сказки.
«Советы здоровья»
1
18
Выступление перед детьми и
родителями. Анализ игры.
1
19
Распределение ролей сказки
«Красная книга».
1
20
Изготовление декораций.
1
21
Работа с актёрами: дед, баба,
лиса.
1
22
Работа с актёрами: колобок,
заяц, волк, медведь.
1
23
Репетиция сказки «Красная
книга»
1
24
Выступление перед
родителями и детьми.
Анализ игры.
1
25
Распределение ролей сказки
«Колосок».
Изготовление декораций.
1
26
Изготовление декораций.
1
27
Работа с актёрами: петрушка,
петушок, мышата.
1
28.
Репетиция сказки «Колосок».
1
29
Выступление перед
родителями и детьми.
Анализ игры.
1
30
Распределение ролей сказки
«Петух и собака».
1
31
Изготовление декораций.
1
32
33
Работа с актёрами: петух,
собака, лиса.
Репетиция сказки «Петух и
собака»
1
1
34
Выступление перед
родителями и детьми.
Анализ игры.
1
17
Календарно - тематический план 3 класс.
п/п
Название темы.
Количество
часов
Дата
Характерист
ика
деятельности
учащихся
Основы театральной
культуры, культура
общения.
5
1
Рождение спектакля.
Ознакомление с профессией
осветителя.
1
Подбирают
материал о
профессиях
в театре.
2
Ознакомление с профессией
звукорежиссёра.
1
3
Повседневный этикет.
1
4
Различные виды
театрального искусства.
1
Выделяют
признаки
драмы,
комедии.
Составляют
сюжетные
рассказы,
инсценируют
5
Драма, комедия.
1
Сценическая речь.
6
6
Сюжетные рассказы.
1
7
Составление сюжетных
рассказов.
1
8
Инсценировка сюжетных
рассказов.
1
9
Составление и инсценировка
сюжетных рассказов
1
10
Логическое ударение.
Ключевые слова.
1
11
Логическая пауза, ритм
1
Кукловождение.
2
12
Всё может быть всем.
1
13
«Ожившие» предметы.
1
Работа над спектаклем.
21
Подбирают и
изготавлива-
ют
декорации,
костюмы для
кукол.
Выделяют
главные и
прмежуточ-
ные события
в пьесе,
анализиру-
14
Распределение ролей
постановки «Пропавший
торт».
1
15
Изготовление декораций.
1
16
Работа с актёрами: Иван,
колобок, кот, Леший.
1
17
Работа с актёрами: Змей
Горыныч, медведь,
Кикимора.
1
18
Репетиция сказки
1
18
«Пропавший торт»
ют, работают
над образом.
Взаимодейст
вуют в
коллективе.
19
Выступление перед
родителями и детьми.
Анализ игры.
1
20
Распределение ролей сказки
«Мороз Иванович».
1
21
Изготовление декораций,
костюмов для кукол.
1
22
Работа с актёрами:
Рукодельница, нянюшка,
Ленивица, Мороз Иванович.
1
23
Репетиция сказки «Мороз
Иванович».
1
24
Выступление перед
ребятами. Анализ игры
1
25
Распределение ролей
постановки «Светофорик».
1
26
Изготовление декораций.
1
27
Работа с актёрами:
Светофорик, медведь, волк,
заяц.
1
28
Репетиция сказки
«Светофорик»
1
29
Выступление перед
ребятами. Анализ игры.
1
30
Распределение ролей сказки
«Лисичка сестричка и волк».
1
31
Изготовление декораций.
1
32
Работа с актёрами: дед, баба,
волк, лиса.
1
33
Репетиция сказки «Лисичка
сестричка и волк»
1
34
Выступление перед
родителями и детьми.
Анализ игры
1
Календарно - тематическое планирование 4 класс.
п/п
Название темы.
Количество
часов
Дата
Характеристик
деятельности
учащихся
Основы театральной
культуры, культура
общения.
6
1
Знакомство с историей
1
Подбирают
19
развития кукольных театров
России.
материал об
истории
развития
театров
России.
Посещают
представления
Знакомятся с
театральными
играми
2.
Театр снаружи и внутри.
1
3
Как правильно общаться.
1
4
Как правильно общаться.
Мини сценки.
1
5
Общие правила
нравственности.
1
6
Дари людям радость.
1
Сценическая речь.
6
7
Театральные игры.
1
8
Игра: «Крокодил».
1
9
Игра «День ночь».
1
10
Игра «Море волнуется раз».
1
11
Игра «Весёлые обезьянки».
1
12
Игра: «Повар».
1
Работа над спектаклем.
22
13
Распределение ролей
спектакля «Козочка».
1
Подбирают,
анализируют
пьесы.
Определяют
сквозные
мотивы,
вечные
сюжеты и
характеры, то,
в какое время
происходят
действия в
спектакле,
какие приметы
времени об
этом говорят.
Знакомят
зрителей с
экологическим
и проблемами.
Дарят
радость.
14
Изготовление декораций
1
15
Работа с актёрами: козочка,
бабушка, пёс.
1
16
Работа с актёрами: волк,
мышка, белочка, дятел.
1
17
Репетиция сказки «Козочка»
1
18
Выступление перед
родителями и ребятами.
Анализ игры.
1
19
20
Распределение ролей сказки
«По щучьему веленью».
Изготовление декораций.
1
1
21
Работа с актёрами: Емеля,
царь, царевна, щука.
1
22
Работа с актёрами: врач,
боярин, нянька.
1
23
Репетиция сказки «По
щучьему веленью»
1
24
Выступление перед
родителями и ребятами.
Анализ игры.
1
25
«Жили-были».
Распределение ролей.
1
26
Изготовление декораций,
1
20
костюмов для кукол.
27
Работа с актёрами пьесы-
сказки «Жили-были».
1
28
Репетиция сказки «Жили-
были»
1
29
Выступление перед
родителями и детьми.
Анализ игры.
1
30
Распределение ролей
постановки «Урок
вежливости».
1
31
Изготовление декораций,
костюмов для кукол.
1
32
Работа с актёрами
постановки «Урок
вежливости».
1
33
Репетиция кукольной
постановки «Урок
вежливости «
1
34
Выступление перед
родителями и ребятами.
Анализ игры
1
7.Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Список литературы для учителя.
1. Безымянная, О. Школьный театр [Текст] / О. Безымянная. М.:
Рольф, 2001.
2. Еценко, В. Г. Кукольный театр в школе [Текст] / В.Г.Еценко.
Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2001
3. Караманенко, Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. Театр
картинок. Театр игрушек. Театр петрушек [Текст]: пособие для
воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Т. Н.
Караманенко, Ю. Г. Караманенко. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение,
1982.
4. Крутенкова, А. Д. Кукольный театр [Текст] / А. Д. Крутенкова
Волгоград: Учитель, 2009. – 200 с.
5. Лебединский, А. Театр в чемодане [Текст] / А. Лебединский.
М.: Искусство, 1977.
6. Мирясова, В. И. Играем в театр [Текст] / В. И. Мирясова. М.:
Гном-Пресс, 1999.
Пособия для учащихся.
1. Начинающим актёрам [Текст] / ред.-сост. Л. И. Жук. Минск: ООО
«Красико-Принт», 2002.
21
1. Поляк, Л. Я. Театр сказок [Текст] / Л. Я. Поляк. – СПб.: Детство-
Пресс, 2003.
2. Плотников, В. Куклы. «История в картинках» [Текст] / В.
Плотников. – Челябинск: Урал, 1996.
Оборудование: ширма, перчаточные куклы, декорации, ткань, картон,
гуашь, ножницы, нитки, тесьма.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Первый уровень результатов (1 год ) приобретение школьником
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.
п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3 год) получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть
в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной
среде ребёнок получает первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов (4 год) получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в
опыте самостоятельного общественного действия приобретается то
мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо
существование гражданина и гражданского общества.
Перечень ключевых слов.
Театр, ширма, перчаточная кукла, декорации, гримёр, костюмер,
актёр, осветитель, режиссёр, кукловод, звукорежиссёр, логическое ударение
22
Приложение
23
Олеся Емельянова
Зайкина избушка
Рассказчик Как от нашей деревушки
Тропка мерзнет вдоль опушки,
Вьюгою взъерошена,
Снегом запорошена.
Целый день метель метет,
Сказки добрые плетет.
Заплелась метель в косу –
Сказка будет про Лису.
Лиса Я мечтаю об одном –
Вылепить красивый дом,
Чтоб он был как камень прочен,
Чтоб светло в нем было ночью,
Чтоб сверкал как самоцвет!
Ведь нигде такого нет!
Заяц Здравствуй, добрая соседка!
Жаль, что видимся мы редко.
Что же лепишь ты быка,
Елку иль снеговика?
Лиса (хвастливо) Докатаю этот ком
И себе построю дом –
Под луной сияющий,
Звезды отражающий!
Не чета твоей избушке.
Уноси отсюда ушки!
Заяц (восхищенно) Ты творишь здесь чудеса!
До свидания, Лиса!
Рассказчик Чтобы дом закончить в срок.
И поставить ей осталось
Лишь на крышу флюгерок.
Петушка слепив умело,
Взобралась она туда.
Лиса взбирается на крышу.
Лиса (гордо) Я слепила, что хотела –
Целый замок изо льда!
(Лиса прячется за домом и появляется в окошке. На поляну из-за деревьев
справа выходят Медведь, Собака и Бык.)
Медведь Ух, берлога-то что надо!
Бык В нем поместится все стадо!
Собака Да! Такую конуру
Не меняют на нору!
(Медведь подходит к дворцу и трогает его лапой.)
Медведь Очень прочная стена,
24
Бурю выдержит она.
Лиса (высокомерно) Лапы прочь! Кому сказала!
В гости вас не приглашала.
Не следите у крыльца!
Брысь от моего дворца!
(Медведь и Бык переглядываются. Собака понуро уходит. Лиса скрывается в
окне.)
Медведь Эх, хоромы так хоромы
Возвела себе кума.
Хорошо сидеть ей дома,
На дворе-то ведь зима.
Мне теперь в своей берлоге
Стыдно рядом с нею жить.
Что ли коврик на пороге
Из шиншиллы положить?!
Бык Да, теперь мы ей не ровня,
Ишь, как нос свой задрала!
Что ли мне пойти в коровник,
Да повесить зеркала?
Медведь Говоришь ты, Борька, дело,
Надо быт свой украшать.
Вот Лиса, она сумела.
Бык (со вздохом) Жаль, не хочет приглашать.
Посмотреть бы обстановку,
Опыт лисий перенять.
Что там, в спальне, что в кладовке…
Медведь Через стену не понять!
Бык Вот весной ремонт затею,
Дятлов позову, бобров…
Возвести дворец сумею
Для своих семи коров.
На холме его построю,
Всем рога позолочу.
Я такое там устрою…
Медведь Да и я дворец хочу!
Ладно, что ж, пойду в берлогу,
Спать залягу до весны.
Бык Да и мне пора в дорогу,
Приходи к нам на блины!
Действие второе
Рассказчик Зиму всю лиса старалась,
Перестраивала дом.
Украшала, прибиралась,
Хорошо ей было в нем.
25
Но пришла весна, от дома
Не осталось и следа.
Все лисичкины хоромы
Смыла талая вода.
(На поляну из-за деревьев справа выходит Лиса с узелком и направляется к
Зайкиной избушке. Лиса стучится в дверь)
Лиса (заискивающе) Зайчик, ты открой мне дверь,
Я бездомная теперь.
Солнце вредное лучом
Уничтожило мой дом.
Зайчик, миленький, пусти.
Если есть за что, прости!
Заяц выглядывает из окошка.
Заяц Раз беда с тобой случилась,
От нее тебя спасу!
Заходи же, сделай милость.
Лиса Ты добрее всех в лесу!
Заяц У меня изба простая,
С покосившейся трубой.
Но она весной не тает.
Будем вместе жить с тобой.
Лиса Ах, спасибо, зайчик милый,
Будем жить с тобой вдвоем.
Дом твой, правда, некрасивый,
Но зато он – целый дом!
Зайчик, вижу я, в кладовке
У тебя запасов нет.
Ты сходи нарви морковки
Нам на праздничный обед.
Заяц Запасаться, в самом деле,
Надо. Что же я нарву?
Я найду сейчас, в апреле,
Прошлогоднюю ботву.
Но спаситель я лисиный,
Надо угостить лису.
Ладно, я кору осины
На обед нам принесу.
От опушки до опушки
Каждый шорох ловят ушки –
Лось идет, скрипит сосна,
А в ручьях поет весна!
Коль имеешь уши,
Эту песню слушай
26
(Заяц скрывается за деревьями справа, через некоторое время он снова
появляется с пучком коры и возвращается к избушке.)
Заяц Открой, Лиса! Открой, прошу!
Из окна выглядывает Лиса.
Лиса (возмущенно) Вот я тебя как укушу!
Эй, там, какой еще нахал
Пробраться в дом стремится?
Ишь, моду он какую взял
В чужую дверь ломиться!
А ну, на самом деле,
Уйди, пока не съели!
Заяц (всхлипывая) Все говорят, лиса хитра
И от нее не жди добра.
Ну как же я, несчастный мог,
Пустить лисицу на порог?
Заяц плачет. На поляне из-за деревьев появляется Собака.
Собака Привет, косой! Как жизнь твоя?
Чего льешь слезы в три ручья?
Случилось что-то, погляжу.
Я, если нужно, услужу.
Заяц Смеяться будут все в лесу –
Я в дом пустил к себе лису.
Она же, не прошло и дня,
Из дома выгнала меня!
Собака Беду твою поправлю,
Лису уйти заставлю!
Собака подходит к избушке.
Собака Гав! Гав! А ну-ка выходи!
Лиса Кто там еще? Ну, погоди!
Выйду я сейчас за вами,
Покажу свои клыки.
И безжалостно когтями
Разорву вас на куски!
(Заяц прижимает ушки, а Собака убегает вправо за деревья. Лиса исчезает в
доме.0
Заяц (снова плача) Лиса хитра – закрыла дверь!
И хоть ты лезь из кожи,
В лесу никто, никто теперь
В беде мне не поможет.
(Заяц медленно идет прочь от домика к лесу, ему навстречу из-за деревьев
выходит) Медведь. Привет, Зайчишка! Что грустишь,
Когда так Мишка весел?
Ну что дрожишь ты, словно мышь,
Что ушки набок свесил?
27
Заяц Смеяться будут все в лесу –
Я в дом пустил к себе лису.
Она же, не прошло и дня,
Из дома выгнала меня!
Медведь Тебе я, братец, удружу,
Держи-ка выше ушки!
Лисе сейчас я покажу,
Как отнимать избушки!
Заяц Пытался пес ее прогнать,
Теперь не знаю, где искать.
Медведь Ну, я уж постараюсь,
Лисы не испугаюсь!
Лиса, давай-ка выходи!
Лиса выглядывает из окна.
Лиса Кто там опять? Ну, погоди!
Выйду я сейчас за вами,
Покажу свои клыки.
И безжалостно когтями
Разорву вас на куски!
(Заяц прижимает ушки, а Медведь убегает за деревья. Лиса прячется).
Заяц (обреченно) Лиса сильна, как сто зверей,
Ее не победить.
Чтоб не погибнуть, мне скорей
Придется уходить.
Заяц снова идет от домика к лесу, ему навстречу из-за деревьев выходит Бык.
Бык (Зайцу) Здравствуй, друг. Скажи-ка мне,
Разве ты не рад весне?
Иль пришли плохие вести?
Что глаза на мокром месте?
Заяц (оглядываясь) Смеяться будут все в лесу –
Я в дом пустил к себе лису.
Она же, не прошло и дня,
Из дома выгнала меня!
Бык Что, не пускает, рыжая?
Прогоним мы бесстыжую!
Помочь я рад стараться,
А ну, пошли бодаться!
Заяц Пытался пес ее прогнать,
Теперь не знаю, где искать.
Прогнать Медведь старался,
Но тоже испугался.
Я очень за тебя боюсь.
Бык Пока я рядом, ты не трусь!
(кричит Лисе)
28
Лисица, быстро выходи!
Лиса выглядывает из окна.
Лиса И ты, Бык, здесь? Ну, погоди!
Выйду я сейчас за вами,
Покажу свои клыки.
И безжалостно когтями
Разорву вас на куски!
(аяц прижимает ушки, а Бык убегает за деревья. Лиса прячется. Заяц стоит и
плачет).
Заяц (поёт) Плачет бедный заинька
Серенький да маленький!
Слезки наземь льются –
В дом мне не вернуться.
Кап! Кап! Кап!
Кап! Кап! Кап!
В окне появляется Лиса
Лиса (Зайцу) Коли ты еще придешь
И кого-то приведешь,
За себя я не ручаюсь.
Съем тебя, настырный Заяц!
(Заяц в страхе бросается бежать, почти добегает до леса, как на поляну из-за
деревьев выходит Петух и останавливает его).
Петух Эй, куда ты так бежишь?
Стой-ка, передышка!
Ну, чего же ты дрожишь,
Маленький зайчишка?
Может, кто обидел вдруг?
Он у нас поплачет!
Что случилось, милый друг,
Что все это значит?
Заяц пытается убежать, но Петух его удерживает.
Заяц Наверно, знают все в лесу,
Что я пустил к себе лису.
Она же, не прошло и дня,
Из дома выгнала меня!
Ты возвращайся на насест.
Она грозилась, что всех съест!
Петух Я думал, начался погром,
Ломает смерч леса.
А у тебя вселилась в дом
Какая-то лиса!
Пусть нас грозится съесть кума,
Спасем избу твою!
Коль не уйдет лиса сама,
29
Ее я заклюю!
Заяц Пытался пес ее прогнать,
Теперь не знаю, где искать.
Прогнать Медведь старался,
Но тоже испугался.
И Бык ее бодать хотел,
Но еле убежать успел.
Ты, Петя, не пытайся
Спасать избу для Зайца.
Петух Ну, зайчик, успокойся!
Ты за меня не бойся.
Петух подходит к дому.
Петух На плече несу косу,
Буду я рубить Лису.
Больно, беспощадно,
Чтобы не повадно
Было разевать ей пасть
И дома чужие красть!
Лиса не выглядывает.
Голос Лисы Выйду я сейчас за вами,
Покажу свои клыки.
И безжалостно когтями
Разорву вас на куски!
Заяц прижимает ушки и дрожит.
Петух (грозно) На плече несу косу,
Буду я рубить Лису.
А за мной идет пехота –
Косолапых мишек рота,
Сто голодных злых волков,
Двести бешенных быков.
Будем мы Лису топтать,
Лисью шубу в клочья рвать
Больно, беспощадно,
Чтобы не повадно
Было разевать ей пасть
И дома чужие красть!
Лиса в ужасе выпрыгивает из избушки и бежит к лесу.
Лиса Ой, спасите! Ой, убили!