Презентация "Искусство в буддийской культуре"
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева»
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева»
- Г. Братска Иркутской области
- Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ
- Подготовила:
- учитель начальных классов
- I квалификационной категории
- Леонова Виктория Юрьевна
- Братск, 2015
- <number>
- <number>
- Искусство – особый способ познания и отражения действительности,
- одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека,
- многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
- Ступы - это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад и служили в качестве курганов для захоронения праха и реликвий умерших вождей и великих людей. Они способствуют процветанию местности, где они сооружены, и приносят пользу и благополучие всем существам, особенно тем, кто посещает их осознанно.
- <number>
- В России ступы есть в традиционных буддийских регионах Калмыкии, Бурятии, Тувы. Самая большая, семиметровая, ступа находится в Элисте.
- <number>
- Иркутск
- Пагоды характеризуются многоуровневой башней с несколькими карнизами, они распространены во всем мире и в России.
- <number>
- <number>
- Мандала - графическое изображение дворца того или иного просветленного божества. Ее можно "читать", изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации.
- Мандала строится на специальной платформе. Главные линии наносятся с помощью нити. Эта нить опускается в белый песок мелкого помола, затем монахи натягивают ее над поверхностью мандалы, слегка приподнимают за середину и отпускают. На платформе остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Все сложные декоративные элементы монахи будут создавать "вслепую" без предварительной прорисовки.
- <number>
- Каждый монах сидит на месте, соответствую-
- щем определенной стороне света и отвеча-ет за определенную часть мандалы. Нанесение песка начинается от центра к переферии. Если один монах успевает сделать какой-либо фрагмент раньше других, он либо терпеливо ждет остальных, либо помогает им.
- <number>
- Формирование узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие.
- <number>
- Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Ее нельзя оставлять в музее, ведь ее главное назначение - служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена.
- Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма, идею о непостоянстве всего сущего.
- <number>
- Теперь мандала перестала быть дворцом просветленных существ, однако песок, благословленный многодневными ритуалами, по-прежнему обладает колоссальной очистительной силой. По традиции, монахи в красивой процессии с трубами и цимбалами отправляются к реке или океану, чтобы приподнести благословенный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление по всему миру.
- <number>
- <number>
- На заранее подготовленном холсте красками из цветов или кореньев, из порошка цветных и полудрагоценных камней пишется картина с характерной шелково-матовой поверхностью. Краска для тонких линий рисунка или украшений божества делается из золотого порошка.
- Это также небольшое по объему"создание мастера", изображение Будды. Танки больше чем ладонь, пишутся на холсте обшиваются тканью и хранятся в свитке.
- Создание план-схемы рисунка
- Нанесение чернового наброска божества и ландшафта
- Набросок обводится чернилами
- Изображение объектов и ландшафта
- Заштриховка Тханки
- Применение Золота
- Обрисовка
- Открыть Глаза Божества
- Изображение тибетских слогов на обратной стороне Тханки
- Окантовка парчой
- ОСВЯЩЕНИЕ
- <number>
- Создается танка тщательно и неспешно. Грунтованный раствором костного клея и мела холст шлифуется, желательно драгоценным камнем, пока поверхность не станет гладкой, как кожа младенца. Вначале короткими мазками прописывается ландшафт. Когда создан светящийся мир чистой страны, в нем появляется Будда. Традиционно он в центре композиции. Древние мастера считали, что чем больше труда вложено в работу и чем больше затрачено времени и средств (используются золото, драгоценные камни, реликвии), тем ощутимее влияние танки, ee сила..
- <number>
- <number>
- Деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая скульптура является объектом молитвенного поклонения.
- <number>
- При изображении Будды скульптор должен учитывать 32 основных признака «Великого человека» и 80 вторичных «признаков большой красоты»: Ушниша, удлиненные мочки ушей, глаз мудрости и т.д.
- <number>
- . Буддийские статуи могут быть расписаны целиком либо частично. Сама роспись и в особенности золочение лица или всей фигуры является подношением тому Будде, который запечатлен в статуе.
- Также традиционно статуе подносится одежда. Стоит вспомнить знаменитую статую Будды Шакьямуни в Бодхгае. Каждые полчаса ее облачают в новое платье. В Тибете же принято шить для статуй особый костюм из драгоценной парчи.
- <number>
- <number>
- пурбу
- капала
- ваджра
- бумпа
- Формы Будды и божеств могу быть мирные, полудневные и гневные (обладающие силой и способностью преобразовывать все обыденное и мешающее в полезное и развивающее). Суть каждой формы – сочувствие.
- <number>
Начальная школа - еще материалы к урокам:
- Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ "Искусство в буддийской культуре"
- Технологическая карта урока "Альтруизм и эгоизм" 4 класс
- Презентация "Честь и достоинство" 4 класс
- Конспект урока "Декоративное рисование узора" 3 класс
- Презентация "Православные молитвы"
- Конспект урока "Снежные слова Зимы" 1 класс