Игра "Планета друзей"
Цели и задачи
определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном
коллективе;
- развивать коммуникативные возможности учащихся, умения
правильного общения в обществе.
Оборудование
В качестве приглашенных могут выступать родители учащихся, школьный
педагог-психолог, социальный педагог или старшая вожатая. Из числа
приглашенных может быть и ведущий, а классный руководитель в этом
случае будет осуществлять роль педагога-организатора.
Подготовительный этап
За несколько дней до классного часа можно предложить учащимся
сформировать несколько микрогрупп, т. е. «сообщество обитатели
планеты». Микрогруппы формируются по принципу «Парад планет»:
название, население, правила взаимоотношений, события, решение
конфликтов.
Добрый день всем, приветствую всех вас на нашей игре «Планета
друзей».
Итак, игровая ситуация такова: существует множество необитаемых
планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды,
выбрали, с кем поселитесь вместе. Начнем с упражнения-активатора. Вам
нужно хорошо понять и прочувствовать друг друга. Возьмитесь за руки,
пожмите руки ... А теперь выполните первое задание: придумайте название
и население планеты.
Ведущая: Моя задача - дать вам возможность доказать, что вы
достойные представители своих планет. Но прежде определите правила
взаимоотношений на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть
друзьями. Эти правила должны вам помочь дружно выполнить задание.
Каждая команда называет правила взаимоотношений на своей планете.
Ведущая: Вы знаете, мне захотелось узнать о вашей жизни на планетах,
ее основных событиях. Расскажите, что происходит на вашей планете.
Команды рассказывают о событиях на их планете.
Ведущая: А вот событие на планете Земля. Но прежде чем я расскажу о
нем, выполните четвертое задание: сформулируйте основные правила
разрешения конфликтов на вашей планете.
Тема: «Планета друзей
(ролевая игра)
Команда называет правила.
Ведущая:
А теперь я расскажу о событии, происшедшем на планете Земля.
(Учащиеся слушают рассказ О. Тихомирова «А вдруг? »)
«А
ВДРУГ?
»
«С утра прошел дождь. Алешка прыгал через лужи и быстро-быстро шагал.
Нет, он вовсе не опаздывал в школу. Просто он еще издали заметил синюю
шапочку Тани Шибановой.
Бежать нельзя: запыхаешься. А она может подумать, что бежал за ней всю
дорогу.
Ничего, он и так ее догонит. Догонит и скажет ... Только вот что сказать?
Больше недели как поссорились. А может, взять да и сказать: «Таня, пойдем
в кино сегодня?» А может, подарить ей гладкий черный камушек, который он
привез с моря?.
А вдруг Таня скажет: «Убери, Вертишеев, свой булыжник. На что он мне
нужен?!»
Алеша сбавил было шаг, но, взглянув на синюю шапочку, вновь
заторопился.
Таня шла себе преспокойно и слушала, как машины шуршат колесами по
мокрой мостовой. Вот она оглянулась и увидела Алешку, который как раз
перепрыгивал через лужу.
Она пошла потише, но больше не оглядывалась. Хорошо бы он догнал ее
возле вон того палисадника. Они пошли бы вместе, и Таня спросила бы: «Не
знаешь, Алеша, почему у одних кленов листья красные, а у других желтые?»
Алешка посмотрит-посмотрит и ... А может, и не посмотрит совсем, а
буркнет только:-«Читай, Шиба, книжки. Тогда все знать будешь». Ведь
поссорились ...
За углом большого дома была школа, и Таня подумала, что Алешка,
пожалуй, не успеет догнать ее. Нужно остановиться. Только ведь не
встанешь просто так, посреди тротуара.
В большом доме был магазин «Пиджаки и брюки», Таня подошла' к
витрине и принялась разглядывать манекены.
'Алешка подошел и встал рядом ... Таня посмотрела на него и чуть
улыбнулась ... «Сейчас что-нибудь сказанет», - подумал Алешка и, чтобы
опередить Таню, проговорил:
- А-а, это ты, Шиба ... Здравствуй ...
- Привет, Вертишеев, - бросила она.
Алешка быстро зашагал дальше, а Таня задержалась у витрины. Снова
начал накрапывать дождь».
Ведущая:
Что бы вы могли посоветовать героям этого рассказа?
Игровые группы после обсуждения предлагают свои советы.
Ведущая:
Вы начали действовать и поступили правильно, но и
действовать надо верно. «Никогда не подходите к человеку, думая, что в
нем больше плохого, чем хорошего», - писал М. Горький. А знаменитый
герой Сервантеса Дон - Кихот, отправляя своего оруженосца с письмом к
Дульсинее, говорил ему: «Напряги свою память, и да не изгладится из нее,
как моя госпожа тебя примет: изменится ли в лице, пока ты будешь излагать
ей мою просьбу, встревожится или смутится, услышав мое имя?». Этого
Дон-Кихоту мало, он просит запомнить, стояла или сидела Дульсинея, не
повторяла ли она дважды или трижды свой ответ, не превратилась ли из
ласковой в суровую или же из упрямой в приветливую, поднимала ли руку,
чтобы поправить прическу, хотя бы та была у
нее
в полном порядке.
«Наблюдай за всеми действиями ее, движениями, ибо если ты изложишь
мне все в точности, то я угадаю, какие в глубине души она питает ко мне
чувства», - напутствовал Дон-Кихот оруженосца.
Мини-игры на развитие коммуникативных навыков
Учитель: В технике общения важно научиться распознавать язык жестов,
индивидуальные особенности мимики, как бы «читать» людей, настраиваясь
на коммуникативную волну.
Как это делать?
Вот несколько нехитрых правил:
1 Излучайте положительные эмоции. (Веселый, бодрый,
жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает).
2 Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой.
3 Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности
4 Называйте его по имени и так, как он хочет сам.
5 Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.
6 Говорите комплименты.
7 Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам собеседник.
Учитель: Скажите, можно эту технику общения использовать на Земле. А
правила, существующие на ваших планетах? Давайте подумаем, почему же
предлагаемые образцы жизни не всегда достигаются на Земле?
А теперь напишите, пожалуйста, правило, мысль, высказывание, которое
вам хотелось бы перенести на планету Земля, которую иначе можно назвать
«Планета друзей», потому что, если вы будете использовать эти правила, у
вас будет очень много друзей.
Игровые группы и отдельные учащиеся называют правила, которые необходимо
соблюдать в общении и взаимодействии одноклассников.
Подведение итогов
В ходе классного часа (ролевой игры) могут быть созданы «своды» или
правила жизнедеятельности классного коллектива. Свод правил
жизнедеятельности в классном сообществе ведущий или классный
руководитель еще раз зачитывает перед ребятами и предлагает оформить
их для классного уголка или классной газеты.
В заключительном диалоге с учащимися учитель обсуждает проблемы:
«Что мы сегодня сделали на классном часе?», «Чему мы сегодня
научились?», «Чего достигли?».