Знакомство с картиной Врубеля М.А. «Пан» 4 класс

Педагогическая технология «Образ и мысль»
Тема: Знакомство с картиной Врубеля М.А. «Пан»
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших
школьников, и повышение эффективности обучения в начальной школе.
Задачи:
Обучающие
Формирование представлений и навыков восприятия зрительных
образов, формирование умений анализировать и обобщать.
Формирование умения формулировать собственные мысли,
аргументировать точку зрения.
Развивающие:
Формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и
укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в
процессе осуществления им деятельности, связанной с поиском
неформальных ответов на поставленные вопросы.
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству и человеку в искусстве.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры общения и совершенствование
коммуникативных навыков.
Оборудование: интерактивная доска, фотокопия картины Врубеля «Пан».
Ход урока
1. Орг. момент.
- Здравствуйте. Сегодня я хочу познакомить вас с картиной.
2. Работа над картиной.
Звучит второй концерт Рахманинова и на фоне музыки учащиеся
рассматривают картину.
1. Что (кого) вы видите?
2. А что еще? Кто видит что-то другое?
3. Что происходит на этой картине?
4. Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать?
Что заставляет тебя так думать?
5. Кто этот человек?
6. Где это происходит? (Кто, что и где?)
7. Когда это происходит? (Где и когда?)
8. Если мы окажемся внутри картины, то какие звуки мы
услышим, какие запахи почувствуем?
9. Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам
кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно
на картине, а о чем мы можем только догадываться?
10. Каков смысл происходящего?
11. Как бы вы назвали эту картину?
3.Рассказ учителя о Врубеле
Врубель Михаил Александрович (1856 1910), художник.
Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал
примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи.
По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского
университета.
Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств.
В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ
которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля.
В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым
меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном
(сидящим)» (1890 г.), иллюстрациями к юбилейному изданию произведений
М. Ю. Лермонтова (1891 г.).
Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди
настолько его искусство с острыми экспрессивными формами,
отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный
внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание
его творчества сопровождало художника всю жизнь.
Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием
которой родилось немало его работ.
14 апреля 1910 г. он скончался в Петербурге.
4.Самостоятельная работа
- Как вы думаете, что заставило художника написать эту картину?
Запишите свои мысли.
5. Миф о Пане
Миф о Пане рассказывает, что родился у нимфы и Гермеса и был ею
брошен, лишь появившись на свет, так как внушал своим видом матери ужас.
Однако он был подобран отцом и отнесен на Олимп. Впрочем, при виде
этого существа все боги покатились со смеху. Именно таким образом
распространенный поэтический миф представлял происхождение имени
“Пан”. Исходя из этого мифологического сюжета, это имя берет начало от
греческого слова «все».
Пана почитали, как пастыря овец и коз. Пастухи считали его своим по-
кровителем и приносили ему в дар молоко и мед диких пчел. Однако, по
древним верованиям он являлся также покровителем охотников и рыбаков:
каждого, кто общается с дикой природой и пользуется ее благами. Пан также
охранял неприкосновенность природы и ее мирный покой. У него вызывают
отвращение все голоса и звуки, относящиеся к войне — ржанье и топот
коней, лязг боевых колесниц, свист стрел и бряцание мечей. Защищая свои
владения от непрошенных пришельцев, он иногда испускал такой крик, что
они бежали в ужасе, бросая оружие, и наталкиваясь друг на друга. Однажды
он таким образом внушил страх целой армии. По убеждению греков, именно
он обратил персов в бегство под Марафоном. В честь этого события афиняне
воздвигли ему храм на северном склоне акрополя. Не меньший страх наводил
Пан на людей, если они каким-то образом тревожили его покой, когда в
жаркое полуденное время он отдыхал где-нибудь в чаще или овраге. Эти
обеденные часы считались посвященные Пану, и пастухи старались не
шуметь. Даже их сторожевые псы остерегались лаять. Большая беда грозила
тому, кто нарушал в «часы Пана» тишину. Выскакивая из своего укрытия,
Пан наводил на нарушителя покоя такой безотчетный страх, который лишал
его воли и вызывал желание быстрее куда-то убежать. Этот страх так и стали
называть в дальнейшем – паническим.
6. Рефлексия.
- Захотелось ли вам побольше узнать о творчестве художника Врубеля?
- С каким настроением вы закончили урок?