Конспект урока "Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля"

1
МАОУ СОШ № 67
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Екатеринбург, Свердловская обл.
ОБРАЗЫ ДЕМОНА
В ПОЭЗИИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
И КАРТИНАХ М.А.ВРУБЕЛЯ
Интегрированный урок по литературе и МХК.
10 класс
Составители:
Сагина Алена Викторовна, учитель литературы,
Пашкова Елена Юрьевна, учитель МХК
г. Екатеринбург, 2015
2
Тема: «Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова и М.А. Врубеля»
Цель: сопоставление образов Демона в литературе и живописи с целью
выявления общего и различного
Задачи:
1) Проанализировать образы Демона в поэзии М.Ю.Лермонтова и картинах
М.А.Врубеля;
2) Найти сходное и различное в этих образах;
3) Определить актуальность этих образов для современников
Оборудование: презентация, ария Демона «На воздушном океане…» из
оперы Рубинштейна «Демон», картины М.А.Врубеля
Ход урока:
1 этап: «Подготовительный»
Звучит музыкальный эпиграф: ария Демона «На воздушном океане…» из
оперы Рубинштейна «Демон».
Слайд 1: На экране появляются слова: «Звёзды и небо! – А я человек!»
Учитель: Как вы понимаете эти слова? (ответы ребят).
Учитель: В этих словах отразилась всеохватность тем лирики Лермонтова и
живописи Врубеля, их космическая беспредельность, соединение вечного и
сиюминутного, божественного и земного.
Слайд 1: Портреты Лермонтова и Врубеля
Учитель: На экране вы видите портреты М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля.
Что есть сходного в них? (одухотворённость, погруженность в свой
внутренний мир) Создаётся такое впечатление, что они знают что-то такое о
мире и людях, что другим неведомо. Почему-то сразу ощущается их
избранность, а также одиночество, трагизм.
А что же ещё объединяет этих двух творцов? (образ Демона, который они
создали в своем творчестве) Попробуйте сформулировать тему нашего
сегодняшнего урока. (ответы ребят)
Слайд 2: Появляется тема урока: «Образ Демона в творчестве Лермонтова
и Врубеля» (запись темы в тетрадь)
Учитель: Что же будет целью нашего сегодняшнего разговора? (ответы
детей)
Учитель: (формулирует задачи)
проанализировать, каким предстаёт Демон в поэзии Лермонтова и
картинах Врубеля;
найти сходное и различное в этих образах;
понять, почему этот образ так волновал их создателей и почему, спустя
столетия, волнует наших современников.
Учитель: Да, есть образы в мировом искусстве, которые волнуют умы людей
на протяжении многих веков, к которым обращаются всё новые и новые
поколения поэтов, художников, композиторов, чтобы разгадать их тайну.
Как вы думаете, можем ли мы сказать, что Демон – один из таких образов?
3
Почему? (захватывает, не отпускает, увлекает, заставляет усиленно
работать).
А кто такой Демон? (в христианской мифологии злой дух, падший ангел)
Давайте вспомним, а какие ещё есть имена у злого духа в мировой
литературе? (Сатана, Черт, Дьявол, Мефистофель, Вельзевул, Люцифер,
Воланд, Завулон – у Данте, Гёте, Гоголя, Пушкина, Булгакова, Лукьяненко, в
картинах Поленова, в опере Рубинштейна. (слайд 3))
Учитель: А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова
«демон», «демонический»?
Задание:
а) Запишите у себя в тетрадях несколько ваших ассоциаций к слову
«демон»;
б) Объединитесь в группы и выберите из тех ассоциаций, что вы записали,
одну, на ваш взгляд, самую яркую. Озвучьте её.
в) Начертите таблицу из трёх столбиков и запишите в первый столбик
наиболее яркую ассоциацию от каждой группы.
Свои ассоциации
По творчеству
М.Ю.Лермонтова
По творчеству
М.А.Врубеля
Учитель: Наша (учителей МХК и литературы) задача сегодня помочь вам
расширить этот ассоциативный ряд и в конце урока создать свой
собственный образ Демона. А помогут нам в этом произведения
М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля.
2 этап: «Демон в творчестве М.Ю.Лермонтова»
Учитель литературы: Сначала обратимся к творчеству М.Ю.Лермонтова и
разберемся, как понимает поэт этот образ.
Слайд 4: появляется подзаголовок: «Демон в творчестве М.Ю.
Лермонтова» (запись в тетрадь).
Учитель: М.Ю.Лермонтов… Кто он? Легенда? Демон? Ангел, сошедший с
небес на землю? «Глубокий и могучий дух», так говорил о поэте
В.Г.Белинский. Образ Демона настолько захватил поэта, что прошёл через
всё его творчество, стал одним из главных образов его поэтического и
философского мира. Это проявляется уже в стихах Лермонтова: его
лирический герой разочарованный, одинокий, ищущий сильных страстей
и страждущий бурь человек. Это во многом напоминает и самого поэта:
несчастливое детство, трагическая любовь, одиночество, разочарование. В
течение всей своей жизни М.Ю.Лермонтов переживал трагическое
одиночество, непонимание окружающих, как и его герой. Не случайно
Д.С.Мережковский называл Пушкина «дневным», а Лермонтова «ночным»
светилом русской поэзии. В его судьбе, в его душе было что-то
демоническое.
До поэмы «Демон» Лермонтов создает несколько стихотворений, в
которых обрисовывает образ Демона.
4
Слайд 4: перечень произведений: «Молитва», «Пир асмодея», «Мой Демон».
Выразительное чтение стихотворения «Молитва» учеником (д/з)
Учитель: Так в стихотворении «Молитва» (1829) лирический герой,
обращаясь к богу, просит не карать его за то, что он грешен, за свои страсти и
желания, порой недостойные:
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя…
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Сам, будучи не в состоянии справиться с тем огнем, который его выжигает
изнутри, лирический герой просит о помощи господа, понимая, что только
через освобождение он может получить спасение:
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
В стихотворении четко определяется, какой выбор сделал лирический герой.
Обратимся к другим стихотворениям, которые были написаны Лермонтовым:
(Анализ стихотворений учащимися ОЗ): «Пир асмодея», «Мой Демон»
(1829, 1830-1831))
Учитель: Итак, Демон презирает высокие чувства, чистую любовь, «собрание
зол – его стихия», он любит бури роковые и в то же время бездействует:
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он. («Мой Демон» 1829)
В стихотворении 1830г. Демон уже другой, он неотделим от самого поэта:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня…
Слова эти оказались пророческими: Лермонтов осознавал этот образ как
музу, как соблазнителя, вдохновляющего ум, «приоткрывающего образ
совершенства», но коварного в своей цели: он обещал блаженство, счастье,
для того чтобы отнять их потом навсегда:
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой… («Я не для ангелов и рая…»)
5
Зло Лермонтова это его протест против пошлости и деспотизма.
Отрицание обыденности во имя высоких стремлений. Осознание трагической
обреченности бунтаря-одиночки.
Как же это отразилось в образе героя поэмы «Демон»? Кто он и почему
страдает? Давайте обратимся к тексту поэмы.
Анализ поэмы
- Каким предстает Демон в начале поэмы? лайд 5) (ч.1 гл.1-4) Почему он
страдает? (изгнанный, отверженный, одинокий, уставший даже совершать
зло: «…и зло наскучило ему», всё и вся презирает…)
- Какова роль пейзажа в 3-4гл.? (создает контраст с душой, состоянием героя)
- Что явилось причиной перемен в его душе? (гл.9 увидел Тамару,
влюбился: «…и вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты»)
- Чем покорила его Тамара? (красотой, нежностью, молодостью… и
предчувствием тяжелой судьбы от предстоящего замужества: ее ждала
«…судьба печальная рабыни», сомненья «темнили светлые черты»)
- Можно ли любовь Демона к Тамаре назвать искренней, чистой? Почему?
(полюбив, ведет себя как эгоист – вмешивается в чужую жизнь:
- соблазняет жениха прелестями будущей жены и жених презрел молитву у
часовни, которая должна была защитить его от разбойников, и был убит;
- явление голоса Тамаре (гл.15): не печалься, жизнь продолжается – чем
вызвал смятение в ее душе, волнение, думу о пришельце туманном: «меня
терзает дух лукавый», ее решение уйти в монастырь (слайд 6)).
- Чего боится Тамара? (соблазна, что пропадет вера в бога:
Святым захочет ли молиться -
А сердце молится ему.
В ее душе происходит борьба между светом и тьмою!)
- Меняет ли любовь к Тамаре самого Демона? (ч.2, гл.7-8 «готов оставить
умысел жестокий», способен на чувства слезы… «И входит он, любить
готовый, с душой, открытой для добра»)
- Какое препятствие станет на пути у Демона? (ангел-хранитель Тамары:
«посланник рая, херувим, хранитель грешницы прекрасной», явится, чтобы
защитить Тамару от искушений (слайд 7))
- Давайте проанализируем 1 сцену противоборства ангела и Демона. Что
происходит с нашим героем, как он меняется? Почему уходит ангел,
оставляет Тамару? (противоборство с ангелом меняет душу Демона:
Злой дух коварно усмехнулся,
Зарделся ревностию взгляд,
И вновь в душе его проснулся
Старинной ненависти яд.
«Она моя! – сказал он грозно, -
Явился ты, защитник, поздно…»
Ангел чувствует на ее душе печать Демона она сомневалась, молилась ему,
а не богу…)
6
- Возможна ли такая любовь: между земной, смертной женщиной и
бессмертным духом? Почему нет? Докажите это, проанализировав диалог
между Демоном и Тамарой (слайд 8) (Демон хочет измениться, но сущность
свою побороть не может: свой эгоизм, свою гордыню. Называет себя ее
рабом:
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное –
Люби меня!
клянется, что вернется к свету:
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру! -
но сам не готов на жертву ради нее. Обещая сделать ее «царицей мира», он
предполагает, что она станет похожей на него:
Без сожаленья, без участья
Смотреть на землю станешь ты,
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты.)
- Демон отрицает добро, правду, красоту. Вместо того чтобы очистить свою
душу, он готов погубить душу Тамары.
- Как расценить поведение Тамары? (боится его, боится себя: «оставь меня, о
дух лукавый», «молиться не могу, «невольно слушает его с отрадой»
страдает вместе с ним)
- Тамара не в силах сопротивляться и Демон губит ее своим поцелуем.
Тамара умирает (слайд 9):
Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала,
Белей и чище покрывала
Был томный цвет ее чела.
- Какова роль 2 сцены противоборства ангела и Демона? Почему на этот раз
побеждает ангел? ((слайд 10) ч.2, гл.16 анализ сцены, обращается внимание
на внешность Демона и поведение Тамары ищет у ангела защиты. Тамара
искупила свой грех смертью, поэтому ангел забирает ее с собой, а Демон
остается ни с чем:
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!)
- Почему спасение Демона не совершилось? (невозможно исправить его
сущность: он дух недобрый, разрушительный. К тому же гордыня губит его.)
- Страдает ли он от этого сам? (да, но изменить себя не может)
7
- Положительный или отрицательный герой Демон? Почему? Запишите
положительные и отрицательные его черты в тетрадь. (учащиеся записывают
черты в 2 столбика:
+
Страдает от своей гордыни
Тоска, жажда любви
Устал совершать зло
Самоуничижение
Желание измениться
Осуждение бога: «он занят небом,
не землей»
Вывод: чтобы измениться, одного желания мало. И в этом виден не толко
Демон, но и сам Лермонтов.
- Знаете ли вы, что М.Ю.Лермонтов оставил 8 редакций поэмы? Почему?
(поэт в своей жизни тоже искал гармонию с миром и самим собой, всю жизнь
дух его метался в этих поисках, блуждал, как Демон, в поисках света. Пример
тому – тема тоски и одиночества, ставшая ключевой в его творчестве.)
- Так, Соловьев и Мережковский, оценивая творчество М.Ю.Лермонтова,
соотносили самого поэта с образом Демона. Соловьев считал его одержимым
демонами зла, а для Мережковского Лермонтов светлый ангел, страдающая
душа, и трагедия Демона трагедия самого поэта, который хотел, но не мог
примирить бога с дьяволом.
Задание: Дополните, пожалуйста, 2 столбик таблицы вашими ассоциациями
к образу Демона у М.Ю.Лермонтова.
3 этап: «Демон в творчестве М.А. Врубеля»
Учитель МХК: Как оказывается, Демон любимый герой не только
романтического искусства начала XIX века творчестве М.Ю.Лермонтова),
но и символизма (конец XIX века). Эпоха «конца века» видела в нём символ
бунтарского разрыва со старым, выражение полной свободы прав человека,
бросившего вызов всему отжившему, даже Богу. (слайд 11) Лучше всего это
проявилось в творчестве М.А.Врубеля (запись подзаголовка в тетрадь:
«Демон М.А.Врубеля»)
М.А.Врубель ощущал себя таким глашатаем свободы. Он не был понят
своими современниками и остро чувствовал свою исключительность и
одиночество в искусстве и жизни. Таким образом, тема Демона явилась для
него глубоко личной и, можно сказать, автобиографичной.
Врубель искал своего Демона на протяжении многих лет. Некий
демонический образ жил в сознании художника ещё задолго до того, как он
приступил к работе над ним. Черты таинственного образа проглядываются в
его Гамлете и даже в автопортретах.
Под влиянием поэмы Лермонтова и музыки Рубинштейна Врубель
вынашивал свой собственный образ Демона. Художник создал целый цикл
иллюстраций к поэме М.Ю.Лермонтова (вы сегодня видели их на первой
части урока). Демон оставался для него духовной жаждой и надеждой. Он
8
жил в нём. Духовная жизнь Врубеля как художника сделалась невозможной,
немыслимой без Демона.
Недаром, когда жизнь Врубеля трагически оборвалась (слепнет, сходит с
ума возможно, не без участия демонической силы), люди говорили о том,
что его демон это и есть сам художник. Врубель сроднился с Демоном, как
со своим духовным двойником. И результатом всего этого явилась его
картина…
Слайд 12: «Демон сидящий» (1890 год).
- Что вы видите такого, что позволяет вам думать, что это Демон, а не
человек? (его размеры, тесно ему в этом пространстве, даже макушка не
поместилась).
- Соизмерьте с окружающим миром (гораздо больше человека).
- Какова его фигура? Это сильный или слабый герой?
- Что позволяет вам так думать?
- Куда смотрит Демон? (в какую-то неведомую даль).
- Какова его поза? (сомкнутые руки передают напряжённость и замкнутость).
- Его настроение? (задумчивое, печальное).
- О чём он думает? (светлая мечта застыла в виде слезы на его щеке).
- Способен ли он на глубокие чувства? (его душа живая, чувствуется
одиночество, не с кем поделиться, один на один со своими мыслями).
- Найдите в поэме Лермонтова строки, которые подходили бы к этой
картине?
Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землёй.
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой.
- «Под кровом радуги огнистой», - сказал Лермонтов…Что представляет
собой пейзаж? Обычный? (фантастический: прозрачные кристаллы, как
огоньки, складываются в небывалые цветы, напоминающие крылья
прекрасного существа).
Учитель: Демон Врубеля, так же, как и лермонтовский, печален, уныл и
мрачен оттого, что духовный взор его «видит даль грядущую, закрытую
перед нами». В этой дали Демон не увидел ничего отрадного, что рассеяло
бы сомнения, что могло дать надежду и счастье. Отсюда бесконечная тоска
его темнокудрого титана. Кажется, вся скорбь мира застыла в его сцепленных
в бездействии ладонях, в его глазах, из которых выкатилась одинокая,
тяжёлая, «нечеловеческая слеза».
Вывод: Демон на этой картине само добро, тот же ангел, только
очеловечившийся (без крыльев), приблизившийся к земному. Но для ангела
спуститься на землю и очеловечиться - есть падение.
После этой работы, которая отняла у художника очень много сил, Врубель
не обращался к Демону в течение 10 лет.
И вот снова к художнику возвращается его образ – двойник. Врубель
создаёт ряд работ, венцом которых становится ещё один Демон…
9
Слайд 13: «Демон поверженный» (1902 год).
Учитель: Этот Демон рождался в страшных муках. Демон должен был
явиться как бы символом трагической красоты и антиподом обесцененному
понятию добра и потерявшей смысл буржуазной морали.
- Какого Демона мы видим на этой картине? (распростёртого на земле,
беспомощного, жалкого).
- Его тело? Оно такое же сильное и мощное? (оно лишено атлетической
мускулатуры, резко деформированы пропорции).
- Какие чувства вызывает он у зрителей? (жалость, боль, сострадание).
- А теперь давайте вглядимся в его лицо. Что мы видим?
Слайд 14: фрагмент картины (выражение лица). (Страшное лицо, гневное,
гордое. Безумный взгляд).
- Куда устремлён взгляд? (во взгляде непримиримость и отчаяние).
- А сами глаза? (на потемневшем, как старинная икона, лике светятся
удивительно ясные, горящие глаза. В них невыразимая мука).
- О чём нам говорит это противоречие между безжизненным телом и
горящим взглядом? (непобедимость духа даже в падении. Всё в этом
существе дышит вызовом и бунтом. Демон не принимает действительности,
потому что она бесчеловечна).
Его душа мучается оттого, что не может разрешить противоречий,
раздирающих его внутренний мир, потому что он «печальный Демон, дух
изгнанья…», поверженный серостью обыденной жизни.
- Обратите внимание на фон картины, её пейзаж, цвет (мрачный неуютный
пейзаж. Среди жестоких камней, покрытых странными крыльями,
унизанными сказочными павлиньими перьями, распростёрто безжизненное
тело).
- Найдите строчки у Лермонтова, перекликающиеся с этой картиной?
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он надменный
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.
Как горько, как одиноко, как больно!
Чего стоил Врубелю такой Демон! Художник работал по 20 часов в сутки.
Он никак не мог удовлетвориться тем, что видел на холсте. Даже, когда
картина была на выставке в Москве, Врубель на глазах у публики продолжал
что-то изменить, особенно в лице Демона.
Образ Демона вообще обладает особой бесконечностью выражения,
поэтому так трудно оторваться от его притягательной, но опасной мощи,
потому так сложно привести его к «общему знаменателю».
Мы видим, что даже у одного творца – Врубеля, Демоны разные. Но тем не
менее, можем ли мы найти в них что-то общее? (трагизм, неразрешённость,
глубина чувств).
10
Картины Врубеля обладают каким-то неземным очарованием. Врубель
пользовался красками не просто как материалом; он одухотворял их, как и
Лермонтов.
Слайд 15: «Голова Демона»
Вершины цепи снеговой
Светло-лиловою стеной
На чистом небе рисовались
И в час заката одевались
Они румяной пеленой.
И между них, прорезав тучи,
Стоял, всех выше головой,
Казбек, Кавказа царь могучий,
В чалме и ризе парчевой.
Задание: Добавьте к своим ассоциациям ещё и те, которые возникли у вас о
Демоне в связи с изучением творчества Врубеля. (Заполняют третий столбик
таблицы).
4 этап: «Подведение итогов»
Учитель: Ребята, что связывает Демона Врубеля и Лермонтова? (слайд 16)
Найдите ответ в вашей таблице ба Демона одиноки и всегда не
удовлетворены, как и их создатели. Они мечтатели, рвущиеся к идеалу и
терпящие поражение при столкновении с действительностью, они вечно
страдающие титаны, в которых таится ураганная мощь.)
- Но нужна ли кому эта мощь? (эта сила остаётся неиспользованной, никому
не нужной).
- Ребята, не кажется ли вам, что в трагической гибели Лермонтова и Врубеля
тоже есть что-то демоническое?
Вывод: Демон, под каким бы именем он ни выступал Сатаны,
Мефистофеля, Люцифера, Воланда – это дух отрицания. Образ падшего
ангела восходит к библейскому мифу о прекрасном архангеле Деннице,
восставшем против Бога. Он по-разному рисовался различными авторами.
Гетевский Мефистофель циничен, коварен, насмешлив. У Байрона Люцифер
мудр. Лермонтовский Демон ищет возрождения в земной любви.
Врубелевский Демон таинственен, романтичен.
Сегодня мы воспринимаем Демона по-своему уже хотя бы потому, что
живём в другую эпоху, но и для нас могут с каждым разом открываться все
новые грани этого образа. Одно ясно это образ неоднозначный.
Доказательство тому слова Н.Огарева. (слайд 17)
Мы не завершаем с вами разговор о Демоне мы продолжим его, изучая
произведения писателей 19 и 20 вв. Но в конце нашего урока нам все-таки
хотелось бы узнать, к каким выводам вы пришли, каков же он, ваш Демон:
падший ангел или нечистая сила? Просим вас сейчас написать синквейн, в
котором постарайтесь поделитесь с нами своими выводами, наблюдениями о
сегодняшнем нашем разговоре (слайд 18). (Выполняется творческое задание,
потом проверяется в классе, например:
11
Демон
Одинокий, неудовлетворенный
Мечется, губит, страдает
Невозможно найти гармонию в этом мире
Тоска (слайд 19))
Учитель: Домашним заданием для вас будет написание эссе на тему «Мой
Демон», основанное на вашем читательском опыте и личных впечатлениях.
(слайд 20)
Учитель: Демон Лермонтова, Демон Врубеля… Падший ангел, потерявший
душевное равновесие, начавший жить, словно вопреки всему, и губящий,
заражающий своим недугом и других, и страдающий сам
Но чувство есть у на святое:
Надежда, бог грядущих дней, -
Она в душе, где все земное
Живет наперекор страстей.
Она залог, что есть поныне
На небе иль в другой пустыне
Такое место, где любовь
Предстанет нам как ангел нежный,
И где тоски ее мятежной
Душа узнать не может вновь…
(Звучит отрывок из оперы Рубенштейна «Демон»)
12
Литература
1. Андроников И. «Лермонтов. Исследование и находки», 3-е изд. - М.: 1964
2. Зотов С.Н. Художественное пространство мир Лермонтова. - Таганрог:
2001
3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до
современности. 11 класс. – М.: Дрофа, 2007
4. Дмитриева Н.А. Врубель. М.: Детская литература, 1988
5. Мережковский Д.С. М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. РМ:
1909, №3. С. 1-32
6. Петрова Н.В. Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля // Литература
в школе. 2001, № 8. С. 9–13
7. Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В. Мировая художественная культура.
10 класс: пособие для учителя. М.: Международный союз книголюбов,
2001
8. Художественная галерея. Врубель, De Agostini: № 48, 2005