Конспект урока "Танцевальные жанры" 3 класс

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс
1 четверть
Урок 7. Танцевальные жанры
Средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация;
детские музыкальные инструменты; портрет М.И. Глинки.
Музыкальный материал: «Во поле берёза стояла» лова и музыка народные) / 1
класс; «Со вьюном я хожу» (слова и музыка народные); «Не по погребу бочоночек» (слова
и музыка народные) / фонохрестоматия; «Ой, все кумушки, домой» (слова и музыка
народные); «Камаринская» (плясовой наигрыш на гуслях) / ЭФУ, с. 15; фонохрестоматия;
М.И. Глинка. «Камаринская» / ЭФУ, с. 15; фонохрестоматия; «Калинка» (музыка и слова
народные) / ЭФУ, с. 16; Фонохрестоматия.
Цели:
- знакомить с танцевальным фольклором;
- учить слышать танцевальность в музыке;
- создать условия для усвоения элементов «танцевальности» как качества музыки
(лёгкость, подвижность, акцентированность мелодии и т.д.);
- развивать фантазию и музыкальный слух обучающихся;
- учить мыслить, чувствовать, сопереживать;
- формировать устойчивый интерес к предмету «Музыка», воспитывать
музыкальную культуру, чувство прекрасного, доброту;
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие
2. Мотивация
Прослушайте знакомые вам из прошлых лет музыкальные фрагменты. Найдите в
них общие черты.
Прослушивание муз. фрагментов «Во поле берёза стояла» (сл. и муз. нар.), «Со
вьюном я хожу» (сл. и муз. нар.), «Не по погребу бочоночек» (сл. и муз. нар.), «Ой, все
кумушки, домой» (сл. и муз. нар.).
Что объединяет эти музыкальные фрагменты? Расскажите о них музыкальным
языком (ритм, темп, лад, жанр, характер).
Что можно делать под эту музыку?
Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке?
3. Целеполагание
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Новый материал. Разнообразие танцевальных жанров
Танцевальные жанры русского фольклора отличаются широтой интонационного
диапазона от задушевных лирических девичьих хороводов до мужских переплясов, в
которых главное молодецкая удаль и «себя показать», и до малых танцевально-
песенных форм.
В отличие от народной песни, танцевальные жанры сохранились благодаря
мастерству артистов, сумевших в своём творчестве раскрыть и проявить особенности
народной манеры исполнения.
В искусстве танца народ интуитивно, подсознательно отражает свои представления
о красоте человека. Жест, движение это тоже своеобразный интонационный язык
человека, как и песня!
Большинство народных движений (почти у всех народов мира) родилось как
художественное подражание движениям, выполняемым в жизни, прежде всего трудовым
или «охотничьим» (например, у африканских народов). Некоторые индийские обрядовые
танцы также «читаются», как текст, поскольку в них каждый жест, позиция пальцев
имеют строго и точно определённое значение. Для искусства танца как одного из
человеческих языков это естественно.
2. Язык русских танцев
Давайте попробуем с вами, ребята, расшифровать русский танцевальный язык.
Основная черта русской танцевальности, особенность исполнительской манеры
приплясывание и притоптывание. Как вы думаете, откуда появилась эта манера и что она
означает?
Ответы учащихся.
Возможно, эти движения выражают внутреннее ощущение силы. В них:
- особая приземлённость (крепко стоим на ногах!),
- основательность русского человека, условиями жизни накрепко привязанного к
земле-матушке.
Преклонение перед силой явление общечеловеческое, поэтому вся мифология в
большей мере связана с воспеванием богатырской силы и подвигов, в том числе русский
былинно-сказочный эпос («косая сажень в плечах!»).
Поэтому русские мужские пляски частности, русский перепляс) и строятся как
соревнование в силе, размашистости и удали движений.
А вариационность в русском танцевальном искусстве, как и в песенном,
развивается и получает своё выражение в соревновании исполнителей.
Конечно, у мужчин и женщин это соревнование происходит по-разному. Однако и
в женских танцевальных соло бывает достаточно приплясываний и притоптываний.
Притоптывание русском варианте чечётка: «Дроби, дроби, дроби бей, танцуй
ноги не жалей!») присуще танцам многих народов мира (например, степ).
Другая особенность русского танца пластичность. Например, женские хороводы
отличаются нежной, по-особому статной и удивительно неторопливой интонацией
движений. При этом женская фигура в движении танцевальном течении) словно
неподвижна. Кстати, виртуозность исполнения проверялась так: стакан с водой на голове
у танцовщицы не должен был расплескаться. Конечно, в «сплетениях» и монотонности
танцевальных фигур угадываются языческие истоки с их завораживающей гипнотической
«магией кружения», но это - исполнительская интонация, в которой выражается
целомудрие.
Или, например, танцевальный «русский шаг», в котором столько достоинства и
горделивой строгости. Лирическая женственная пластика, неспешность и благородство
поступи отражают представления народа о женской красоте не только телесной (грация,
стройность, осанка), но прежде всего человеческой, душевной.
Для русского народного танца характерно движение рук вверх с раскрытыми
ладонями. Как вы думаете, что оно может означать: приглашение к танцу, просто знак
«расступись, народ» или что-то ещё?
Ответы учащихся.
На наш взгляд, поднятые к солнцу руки это символ миролюбия, радушия,
открытости, приглашение к общению.
Одно из самых загадочных качеств русской танцевальности стихия. Это особая,
беззаветная, безоглядная, самозабвенная отдача танцу, когда всё остальное в данный
момент уже не имеет значения!
В хороводных «Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу», в свадебных
плясовых песнях «Не по погребу бочоночек» и «Ой, все кумушки домой», в давно
известной вам «Камаринской», в популярной во всём мире «Калинке» все названные
истоки народного танца прямо-таки «кричат» о себе. Давайте еще раз внимательно
прослушаем эти песни танцевального характера и отметим в них все качества русских
танцев, о которых мы только что говорили.
3. Слушание музыки
По окончании слушания дети вновь перечисляют характерные особенности
музыкальных фрагментов.
Вывод: Эта музыка – танцевального характера.
Но интересно: заметили ли вы, что все эти хороводные и плясовые жанры русского
фольклора - со словами, с пением?..
4. Синкретизм в искусстве
В первобытной культуре, на заре своего зарождения искусство было
синкретичным, когда слово, движение, пение, музыка (аккомпанемент на первом
музыкальном инструменте барабане) — всё это существовало нераздельно. То есть так,
как у африканских племён, у шаманов северных народностей. Вся деятельность человека в
те времена носила синкретический, нерасчлененный характер. Т.е. синкретизм это
изначальная слитность, нерасчлененность различных видов культурного творчества.
5. Жанровое разнообразие танцевального фольклора
1) Частушка
Частушка - жанр русского фольклора, сложившийся во второй половине XIX века.
Истоки частушки игровые и плясовые припевки, скоморошьи прибаутки и городские
песни. В частушке очень ярко проявляются жизнелюбие, юмор, народная мудрость,
импровизация (экспромт, сиюминутность). Уже в самом названии отражается его
содержательно-жанровая особенность — «частить», а не распевать.
Частушки пелись на досуге, «всем миром», соревнуясь сразу по всем творческим
направлениям: в остроумии, неожиданности импровизаций, артистизме, танцевальном и
инструментальном сопровождении. Этот жанр не обусловлен временем или сюжетом:
произвольные экспромты сменяют друг друга, пока сочиняется (пока хватает куража)!
Для частушек характерен напевно-речитативный тип мелодики, поэтому они
поются под аккомпанемент гармошки или балалайки, в сопровождении плясок «кто во что
горазд».
Именно нужда в инструментальном сопровождении при частом отсутствии оного и
породила своеобразный тип частушек «под язык» (захотелось подурачиться не
бежать же за гармонистом!), где проявлялась изобретательность исполнителей, их
виртуозность.
Это и слого-интонационные подражания игре на гармошке или балалайке, и
тексты-приговорки, скороговорки (отвлечённые от смысла, выполняющие функцию
аккомпанемента «Рукава, карман, корзинки» и др.), и всё, что подсказывает фантазия
исполнителей.
Существовали припевки, в которых слова совершенно не связаны между собой по
смыслу, так что их текст напоминает «нескладухи»:
1. Ножик, вилка, два подпилка,
Рукава, карман, корзинка.
Рукава, карман, корзинка,
Чулок, варежки, резинка.
2) Веретёна не точёны,
В кадке яблоки мочёны,
Ну-ка, Катя, попляши,
Да больно ножки хороши.
2) Исполнение припевок
Чтобы нам прочувствовать атмосферу народного веселья, давайте исполним вместе
эти народные припевки.
3) Страдания
Еще один народный жанр страдания - это лирическая разновидность частушек.
Их тематика была исключительно любовной: расставания, встречи и т.д.
Основное настроение страданий минорное. В отличие от четырёхстрочных
частушек, которые исполняются полуговорком, в характерной звонкой манере, страдания
(они, как правило, двустрочные) исполняются напевно, в песенном стиле. Суть в том, что
если в частушках надо частить, то здесь надо страдать но страдать шутя, или шутить
страдая.
Таким образом, страдания сочетают в себе одновременно черты частушки и
страдания как такового. Это по сути народное актёрство в чистом виде, которое было
особенно почитаемо на ярмарочных балаганных представлениях.
4) Инструментальные наигрыши
Фольклорный жанр «инструментальные наигрыши» был в прошлом, как частушки
и страдания, также необходим для ярмарочных и других народных гуляний. Их основное
назначение оформлять танцевальные номера. Танцевальные наигрыши являются также
самостоятельной ветвью инструментального народного творчества. В основе их лежит
вариационная форма, благодаря чему в них проявляется импровизационная стихия
русской народной инструментальной музыки.
5) Прослушивание «Камаринская» (плясовой наигрыш на гуслях)
Как звучала музыка? Расскажите о ней, пользуясь музыкальным языком.
Ответы детей.
А сейчас следующее задание: создать свою инструментальную импровизацию на
заданную музыкальную тему под танцевальные движения, которые будут показывать
ваши товарищи. Обязательное условие: вовремя откликнуться музыкой на характер
движения. Движения могут быть и комичные, и серьёзные.
6) Исполнение импровизаций на тему «Камаринской»
Тему народного наигрыша «Камаринская» использовал в своей Симфонической
фантазии великий русский композитор М.И. Глинка. Творческий замысел Глинки связан с
воспроизведением празднично-радостной картины народного веселья. Это два образа:
торжественное величание девушки-невесты и темпераментная народная пляска, которая
сопровождается затейливой импровизацией народного ансамбля дудочников,
рожечников, балалаечников. По композиции - это симфонические вариации на две
подлинные народные темы. Что такое вариации?
Ответы детей.
Глинка постоянно изучал народные напевы, тщательно вслушивался в них, и его
заинтересовала мелодическая общность совершенно разнохарактерных песен. Первая из
них - свадебная «Из-за гор, гор высоких» - широко известная песня, исполнялась обычно
в неторопливом, степенном, спокойном движении (хотя не в столь медленном, как
протяжные песни). Другая плясовая «Камаринского» - «частая» (от слова «частить» -
частушки, помните?), быстрая. Позже Глинка писал: «Случайно я нашел сближение
между свадебной песней (…) и плясовою (…)». По совету музыкального писателя
Одоевского, друга Глинки, произведение было названо «Камаринской». В двух
разнохарактерных разделах вариаций Глинка образно сопоставил два типа русской
народной пляски.
Прослушайте Симфоническую фантазию Глинки. Когда услышите знакомые
интонации народной «Камаринской», прохлопайте тихонечко в ладоши ритм.
7) Слушание «Камаринская» М.И. Глинки
Можно ли назвать Фантазию Глинки танцем? Почему?
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Итог
Верно, Фантазия М.И. Глинки «Камаринская» - это не танец. Но танцевальность в
ней присутствует в полной мере: это нечто гораздо большее, выросшее из танца.
Что же такое танцевальность? Делаем вывод:
Танцевальность это танцевальное свойство музыки или характер музыки,
выросшей из танца. Танцевальная музыка создана из танцевальных ритмов и несёт в себе
танцевальную энергию, но под неё не обязательно нужно танцевать.
- Когда танцуете вы?
- Чем вам запомнится этот урок?
- Что нам удалось на уроке?
2. Рефлексия. Исполнение «Калинка»
Закончим тему танцевальных жанров исполнением хоровода и песни «Калинка».
Задача: Подчеркнуть голосом и движениями контрастность частей песни.
Домашнее задание: 1) Слушать «Камаринскую» Глинки, нарисовать иллюстрации;
2) Знать и выписать в тетрадь значение музыкальных терминов:
Танцевальность в музыке -
Чечётка -
Степ -
Русский хоровод -
Симфоническая сюита -
Симфоническая фантазия -
3) Выписать в тетрадь названия жанров песенного, танцевального,
инструментального фольклора.