Презентация "Танцевальные жанры" 3 класс

Подписи к слайдам:
Танцевальные жанры ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ В МУЗЫКЕ Найди схожие черты Цели и задачи
  • Знакомство с танцевальным фольклором
  • Умение  слышать танцевальность в музыке
  • Усвоение элементов «танцевальности» как качества музыки:
  • Лёгкость
  • Подвижность
  • Акцентированность мелодии
Интонационный диапазон танцевальных жанров русского фольклора
  • от задушевных лирических девичьих хороводов –
  • до мужских переплясов (главное — молодецкая удаль и «себя показать»)
  • и до малых танцевально-песенных форм.
  • Танцевальные жанры, в отличие от народной песни, сохранились благодаря профессиональному мастерству артистов, сумевших раскрыть и проявить наиболее яркие особенности народной манеры исполнения.
Подражание Большинство народных движений почти у всех народов мира - подражание движениям, выполняемым в жизни (трудовым, «охотничьим»). Пример - африканские народы. Некоторые индийские обрядовые танцы «читаются», как текст: жесты, позиция пальцев имеют точно определённое значение. Русский танцевальный язык Основные черты: приплясывание; притоптывание. Движения выражают внутреннее ощущение силы. В них:
  • приземлённость (крепко стоим на ногах!);
  • основательность русского человека (накрепко привязанного к земле-матушке);
  • воспевание богатырской силы и подвигов («косая сажень в плечах!»).
Русский перепляс Русская мужская пляска - соревнование в силе, размашистости и удали движений. Притоптывание - русская чечётка («Дроби, дроби, дроби бей, танцуй — ноги не жалей!») - присуще танцам многих народов мира (пример - степ). Русский хоровод Особенности: пластичность, неторопливость, неспешность, «неподвижность» женской фигуры, благородство поступи («русский шаг») – как отражение представлений народа о женской красоте: внешней (осанка, грация) и внутренней - человеческой, душевной. Символ радушия и миролюбия Для русского народного танца характерно движение рук вверх с раскрытыми ладонями. «Стихия» русского танца Качество русской танцевальности («стихия») - безоглядная, самозабвенная отдача танцу, когда всё остальное вокруг на данный момент уже не имеет значения! Мы - слушатели Назови характерные особенности музыкальных фрагментов: Проверь себя: Танцевальный характер музыки; Хороводные и плясовые жанры; Со словами, с пением. Синкретизм в искусстве На заре своего зарождения искусство было синкретичным: слово, жесты, движение, пение, аккомпанемент на первом музыкальном инструменте — барабане — существовали нераздельно. Пример - африканские племена, шаманы северных народностей. Жанровое разнообразие музыкального фольклора: Частушка Частушка (от слова «частить») - жанр русского фольклора. Истоки — игровые и плясовые припевки, скоморошьи прибаутки, городские песни. В частушке проявляются жизнелюбие, юмор, народная мудрость, импровизация. Характер исполнения - напевно-речитативный. Поются под аккомпанемент гармошки, балалайки или «под язык». Существовали припевки, в которых слова не связаны между собой по смыслу. Их текст напоминает «нескладухи». Мы - исполнители 1) Ножик, вилка, два подпилка, Рукава, карман, корзинка. Рукава, карман, корзинка, Чулок, варежки, резинка. 2) Веретёна не точёны, В кадке яблоки мочёны, Ну-ка, Катя, попляши, Да больно ножки хороши. Жанровое разнообразие музыкального фольклора: Страдания Страдания - лирическая разновидность частушек на любовную тему (расставания, встречи и т.д). Основное настроение - минорное. Исполняются напевно, в песенном стиле. Страдания - народное актёрство, особенно почитаемое на ярмарочных балаганных представлениях. Жанровое разнообразие музыкального фольклора: Инструментальные наигрыши Инструментальные наигрыши были в прошлом также необходимы для ярмарочных гуляний. Основное назначение — оформлять танцевальные номера. В основе наигрышей лежит вариационная форма и импровизационная стихия русской народной инструментальной музыки. Мы - слушатели Мы - слушатели «Камаринская» (плясовой наигрыш на гуслях)
  • Как звучала музыка? Расскажи о ней, пользуясь музыкальным языком.
Мы - исполнители
  • Создай свою инструментальную импровизацию на тему «Камаринской» под танцевальные движения твоих товарищей.
  • Обязательное условие: вовремя откликнуться музыкой на характер движения.
Мы – слушатели: М.И. Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская» Глинка изобразил в музыке два образа: торжественное величание девушки-невесты и темпераментную народную пляску. Композиционное построение – форма вариаций. Задание:
  • Прохлопай ритм, когда услышишь знакомую мелодию.
  • Подумай, ответь: Можно ли назвать Фантазию Глинки танцем? Почему?

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

вывод Фантазия М.И. Глинки «Камаринская» - не танец, это нечто большее, выросшее из танца. В ней присутствует танцевальность. ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ – это танцевальное свойство музыки или характер музыки, выросшей из танца. Танцевальная музыка создана из танцевальных ритмов, она несёт в себе танцевальную энергию, но под неё не обязательно нужно танцевать. Мы - исполнители Мы - исполнители Хоровод «Калинка» Задача: Подчеркнуть голосом и движениями контрастность частей песни. Задание на дом 1) Слушать «Камаринскую» Глинки, нарисовать иллюстрации; 2) Знать и выписать в тетрадь значение музыкальных терминов:
  • Танцевальность в музыке - …
  • Чечётка - …
  • Степ - …
  • Русский хоровод - …
  • Симфоническая сюита - …
  • Симфоническая фантазия - …
  • 3) Выписать в тетрадь названия жанров песенного, танцевального, инструментального фольклора.
Источники информации
  • УМК: Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. Изд. 4-е, перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012
  • https://www.culture.ru/
  • http://www.gifki.org
  • https://www.nkj.ru/open/
  • https://youtu.be/CrG4ekgQAJg