Презентация "Осень в творчестве П.И. Чайковского"

Подписи к слайдам:
Подготовила учитель музыки МБОУ Андреевская СОШ Солнечногоского округа Московской области Кравченко Юлия Валентиновна Сентябрь 2019

ОСЕНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ

п.и. ЧАЙКОВСКОГО

Творчество Петра Ильича Чайковского охватывало все области музыки: симфонии, оперы, сюиты, балеты, романсы, хоровые произведения, и пьесы для отдельных инструментов. Но что бы ни писал Чайковский, будь то глубокая по замыслу симфония или опера, или скромная пьеса для фортепиано, всюду всегда наличествует задушевность, сердечное тепло, ласка, приветливость.

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ 1840-1893

Особое место в творчестве П.И.Чайковского занимает фортепианный цикл «Времена года»

Цикл был написан Чайковским по заказу издателя петербургского журнала «Нувелист» Н. М. Бернарда в течение 1876 года.

Двенадцать пьес, образующих календарный год, - это не столько зарисовки природы, сколько размышления о жизни человека и его гармонии с природой, лирический дневник самого композитора, влюблённого в природу.

Сентябрь – «Охота»

«Пора, пора! Рога трубят;

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах».

А. Пушкин

Пьеса «Охота» изображает осеннюю потеху - охоту.

Трубит по утру охотничий рог, чувствуется общее волнение.

Н.Е. Сверчков. Охота в Ропше. 1857. 

Октябрь – «Осенняя песнь»

«Осень, осыпается

весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят…»

А. Толстой

«Осенняя песня» - это элегия в жизни человека, а не только осенняя песня о расставании с уходящим летом. Это сожаление об увядающей природе. Полна затаённой печали и глубокого раздумья мелодия этой пьесы

С.Ю.Жуковский. Осень. Веранда. 1911

НОЯБРЬ – «НА ТРОЙКЕ»

«Не гляди же с тоской на дорогу,

И за тройкой во след не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши».

Н. Некрасов

Эта пьеса - одно из самых любимых произведений русских пианистов. Это одновременно и яркая изобразительная картина, и стремительное движение в будущее. Порыв к счастью, и вместе с тем раздумье о прошедшем.

Н.Е. Сверчков, Тройка, 1848.

В мировой фортепианной литературе нет больше произведения, подобного «Временам года» Чайковского, в котором композитор пытался бы охватить круговорот сменяющих друг друга картин природы и человеческой жизни и воплотил бы это с той же мудрой и гениальной простотой в ряде поэтических миниатюр…