Классный час "Рождественские вечера: «Святочные дни на Кубани»" 3 класс
Классный час: «Рождественские вечера: «Святочные дни на Кубани».
Форма проведения: устный журнал.
Цели:
- познакомить учащихся с традиционными православными праздниками;
- расширять кругозор, словарный запас;
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, чувство
патриотизма, любовь к своей малой Родине.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Рождественские
вечера», аудиозапись церковного песнопения (Тропарь «Рождество твое…»,
«Кондак»).
Много – много лет назад (более 2-х тысяч лет) в городе Вифлиеме, в
древней Иудее, в пещере, где во время непогоды укрывали скот пастухи,
родился сын Божий. В ту ночь явилась миру чудная звезда. Переливаясь, она
шла с севера на юг и остановилась над Вифлиемом, опустив золотой луч над
колыбелью Богомладенца. Вслед за нею пришли и поклонились ему ангелы.
Затем пастухи и волхвы (мудрецы) с Востока. Волхвы принесли Младенцу
Иисусу дары: ладан – как Богу, золото – как царю, смирну (пахучие масла) –
как человеку.
С тех пор Вифлиемская шестиконечная звезда стала символом
рождества Христова, Рождественских праздников – русских Святок. Петр I
ввел обычай считать года не от сотворения мира, а от Рождества Христова и
отмечать Новолетие – 1 января по всей Руси.
А знаете, как назывался январь на Руси? Просинь, а у нас на Кубани –
Сечень. Просинь в честь синевы зимнего неба, Сечень – в знак рассечения
зимы на две половины. С Рождественской ночи наступало и на православной
Кубани время святок – Святых дней. Проходили они с 7 по 19 января до
Крещения. Первые три дня назывались «Святыми вечерами». В эти дни по
всем хуторам и станицам ходили дети с Вифлиемской звездой и славили
Рождество Христово. Их так и называли – «христославы», «славельщики».
Самый ранний обход до первой утренней звезды по традиции совершали
маленькие дети, так как детская молитва, по общему убеждению, быстрее
доходила до престола Господня. Все взрослое население станицы в это время
было на всенощной службе в храме (ночная служба с 23 часов до 4 часов
утра, которая бывает только в большие православные праздники –
Рождество, Крещение, Пасха).
В хатах у всех казаков под Божницей горели масляные лампады – дар
Богу. Давняя, древняя народная традиция – возжигание свечей и лампад. В
каждой семье, какого бы достатка она не была, всегда зажигали в Рождество
лампады. «Тропарь Рождества Христова» и «Кондак» пели всем храмом: стар
и млад, казаки и иногородние. Звонили колокола и под этот перезвон люди
расходились по домам, поздравляя друг друга с праздником. Утром можно
было есть скоромную пищу: мясо, молочные продукты, яйца. На столах было
изобилие разных блюд: холодец (студень), жаркое, вареники с сыром,
творогом, индюки, куры, гусь с яблоками, рыба, соленья, разная домашняя
выпечка, обязательно «колядашки» - традиционное печенье в форме звезды,
фигурок животных и птиц.
Вифлиемскую звезду делали из ситца, прикрепляя к ней рога – лучи,
украшенные махрушками из разноцветной бумаги, бумажными цепочками,
колокольчиками. Звезду поднимали на палку. Нести ее доверяли лишь тому
ребенку, семья которого пользовалась в станице уважением и хорошей
репутацией. Кроме звезды носили «славельщики» и вертеп – маленький
ящик, оклеенный цветной бумагой или тканью, в нем на оси устанавливались
куклы. С их помощью разыгрывались сценки из сказаний Евангелистов о
рождении Христа.
Христославить ходили в лучших нарядах, украшенных вышивкой, пели
стройно и красиво. Входя в хату, первым делом крестились на иконы,
мальчики при этом снимали шапки. Затем просили у хозяев разрешение
«похристославить». Пели Тропарь:
- Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем
бо звездам служащии звездою учахуся, и Тебе ведети с высоты Востока.
Господи! Слава Тебе!
Затем пелось традиционное величание хозяевам:
- Маленькие детки щипали ветки,
В саду стояли, Христа прославляли:
Христос родился – Рай отворился.
Дети вставали кругом (Вифлиемская звезда в центре) и идя друг за
другом «славили»:
Добрый вечер, люди, гости и хозяйка!
Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!
Вот пришли до тэбэ три праздничка в гости.
Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!
А первый же праздник – Святое Рождество!
Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!
А другой же праздник – Святого Василия!
Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!
А третий же праздник – Святое Крещение!
Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!
А на том слове бувайтэ здоровы!
Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!
Хозяева одаривали «славельщиков» сладостями – обрядовым печеньем,
которое пекли специально для этого: «овсеньки», «коровки», «бобышки»,
«колядашки» - в каждом хуторе они назывались по-разному. За щедрые дары
христославы величали хозяев, пели «Многая лета!» (Аудиозапись) скупым
пели корильные песни. Уходили с поклоном, обещая прийти на следующий
год. Дом. где побывали «славельщики» считался освященным весь год.
На второй день после Сочельника, т.е. 8 января по всем станицам и
хуторам хозяйки готовили «бабкину» кутью – «богатую». Стол посыпали
сеном (для достатка), стелили праздничную скатерть, в центре стола ставили
блюдо с сочивом. Сочиво – обрядовое, ритуальное блюдо для этого вечера -
готовилось из миндального или макового молока смешанного с медом и
крупяной кашей (пшеничной, ржаной, ячменной, гречневой, гороховой,
рисовой). В нее добавляли орехи, мак, изюм. На стол после сочива ставили
другие блюда, которых должно быть 12 по числу апостолов: блины, заливная
рыба, холодец, молочный поросенок с кашей, медовые пряники, взвар и др.
(по достатку в семье). А из хаты в хату продолжали ходить христославы,
теперь уже подростки и молодежь, а то и старые люди.
И так до трех дней после Рождества носили Вифлиемскую звезду и
пели: «Христос родился, славьте!», Тропарь Рождеству Христову и Кондак.
Кондак:
-Дева днесь Пресущественного рождает,
И земля вертеп Непритступному приносит,
Ангели с пастырьми славословят,
Волсви же со звездою путешествуют,
Нас бо ради родился Отроча младо, превечный Бог».
С вечера 9 января на Кубани начинались гадания и хождения
«ряжеными» и продолжалось это до Крещения (19 января), их называли еще
«машкарованными», «нарядчиками». С 10 января наступали «страшные»
вечера. С давних времен у древних славян бытовало поверье, что накануне
Нового года и других больших праздников дома людей посещают души
умерших предков, чтобы увидеть как живут их потомки, и если нужно,
помочь им с «того света». «Машкарованные» считались заместителями душ
умерших предков, поэтому встречали их уважительно, одаривали богато.
Во время «страшных» вечеров по хуторам «кудесили» подростки и
молодежь: разбирали поленницы, примораживали двери, а потом с хозяев
требовали выкуп. Забирались даже на крыши хат и закладывали трубу от
печи и дым шел в хату. Особенно доставалось тем, кто в прошлом году скупо
одаривал «колядовщиков». Одежда «ряженых» - маски зверей и птиц,
шутовские одеяния, вывернутые наизнанку тулупы, тыквы (выскобленные
внутри с горящей свечой и страшной вырезанной мордой). Водили с собой
козу или ряженую «козу» или «медведя», они символизировали достаток и
богатство. Само название «коляда» происходит от слова «коленда». Так в
древности называли первые дни новорожденного года.
Основная цель колядования – пожелание счастья, богатого урожая.
Наши предки верили: от того как встретить первые дни года зависит и
будущая жизнь. Вот почему. Приходя в дом «колядовщики» пели
величальные песни хозяевам, детям, плясали, а скупых хозяев стращали. Есть
пословица: «Придут святки – загорятся пятки». Пели песни – «попрошайки»:
- Пришла коляда, коляд-колядныця,
Добра з медом палэныця,
А без меду – не така.
Давай, тетка, пятака.
Тетенька – добренька, дай куличик сдобненький
Если крошечку уронишь – то и бога не замолишь.
Коляда - маляда, в дни торжества
Подавай, не ломай, все по целой подавай.
Не дашь лепешки – разобьем окошки,
Не подашь пирога – мы корову за рога.
Коляда, коляда. Отворяй ворота.
Ты подай пирога, хлеба кусочек, сметаны горшочек.
Не подашь пирогов – напускаем клопов,
Тараканов усатых и зверей полосатых!
В «страшные» вечера начинались гадания: на погоду, на семейную
жизнь, на замужество. Луковицу разрезали на 12 частей (12 месяцев) и
посыпали солью. Утром смотрели: если соль на дольке мокрая – эти месяцы
дождливые, если долька сухая – в этот месяц дождя не жди. Способов
гадания было множество. Например, ночью, в темноте ходили в сарай. Брали
полено из поленницы. Если полено гладкое – муж будет ласковый, год –
урожайный. Жизнь – гладкая. Суковатое полено – муж будет драчливый,
злой, а год – неудачный.
Узнать о суженом – ряженом девушки и молодки могли, гадая на воск
от свечей, олову, кольцам, свету луны, курам, куриным яйцам, собачьему
лаю, шагу лошадей, хрюканью свиней, бобам, бросанию башмаков, зеркалу,
ветру, сновидениям, и даже по богослужебным книгам, что, естественно,
отнюдь не делало ворожбу богоугодным делом.
На Святках в церкви не совершают бракосочетаний, но поскольку пост
уже окончился, то по станицам Кубани начинались ярмарки невест. Причем
эти ярмарки устраивались во всех слоях – у богатых и не очень. Хлопцы и
девчата собирались в одной хате (у старенькой бабушки или вдовы). По ходу
веселья, игр и танцев находили себе пару (при этом хозяйки уходили,
оставляя молодых одних).
В начале «Святых дней» повсюду была традиция: накормить,
приютить или посетить: в первый день – сирот, во второй – больных, в
третий - заключенных. Еще в X веке считалось долгом каждого христианина
на Святках посетить больницу, сиротский приют и острог (тюрьму). Эта
традиция была и на Кубани, где не было ни тюрем, не сиротских приютов, ни
больниц. Люди накрывали столы и кормили всех нищих, больных. Всех, кто
заходил в станицу привечали, кормили, одаривали одеждой и едой,
предоставляли ночлег. Считалось, что рождественская радость должна
коснуться всех, пусть даже не православной веры, тех, кто в чем-то виноват
перед Богом и станичниками.
С 13 января по всей Кубани устраивались новогодние колядки –
овсень, таусень, усень. Начинались «щедрые вечера». С 13 на 14 января под
окнами казачьих хат пелись песни: «щедровки», «виноградья». Дети ходили
по хатам на рассвете с лукошком или мешком в котором были пшеница,
гречка, овес, рожь, кукуруза, пшено. Это своеобразный обряд – «засевание
зерен». Дети рассыпали зерна ярового хлеба со словами: «Уроди, Боже,
всякого жита по закрому, да по большому». Зачастую заходили в хату перед
обедней и «сеяли» из рукава. При этом пели «засевальные песни» с
пожелание богатого урожая:
-Небо ясный месяц скрыло, нам дорогу осветило,
Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.
- Снегом белым вспорошило, нам дорогу осветило,
Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.
- Добрый вечер, люди, мы пришли до хаты,
Чтобы с Новым годом вас всех поздравляти.
Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.
- Чтоб масло и сало на плите скворчало,
Жилось без печали, деньги чтоб бренчали.
Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.
- Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем,
Чтоб здоровенькими были, много лет прожили.
Боже благий, Боже щедрый, даруй нам год счастливый.
Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.
В «щедрые вечера» продолжались молодежные посиделки, которых с
горячим нетерпение ждали хлопцы и девчата. О размахе, широте и накале
этого периода говорят названия посиделок: сборища, гостьбища, съезды,
игрища. Каждый участник посиделок мог блеснуть своим талантом. Песни,
пляски, хороводы сменялись играми. Традиционными были «походячие»
песни - хороводные песни припевающие парня к девушке, т.е. символически
изображающие ухаживание, сватовство, свадьбу. Пели и «щедривки» с
пожеланиями счастья, изобилия во всем. Но не Новым годом назывался на
Кубани день 14 января, а Васильевым днем. Время так и считали от
Васильева дня.
Так и проходили «Святочные дни» на Кубани до 18 января –
Крещенского сочельника – в радости и милосердии к неимущим.