Творческие задания на основе иллюстративного материала по «Букварю» Т.М. Андриановой
Автор: Тогузова Августина Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 18 г. Заволжье
Творческие задания
на основе иллюстративного материала
по «Букварю» Т.М. Андриановой.
Предмет: Обучение грамоте
Класс: 1, УМК «Планета знаний»
Дата создания: 2008 г.
Методические особенности развития воображения первоклассников
на основе технологии ТРИЗ.
Роль учителя — быть организатором учебной деятельности учащегося,
организатором обстоятельств, в которых ученик ведет самостоятельный поиск. Учитель
подводит к проблеме, вселяет уверенность, поощряет, сомневается и задает
провокационные вопросы.
Рассматриваем любую иллюстрацию как целостную систему: (приложение 1)
Шаг 1: Состав картинки.
Цель:
установить главных героев;*
обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на
картине (дробление, группировка, моделирование).
Виды заданий:
— «Кто главный?»* Выделяем главного героя, детально описываем его.
— «Камера», Наводим глазок воображаемой «камеры» на картинку, выделяем
только один объект.
Степень подробности:
максимальная (все объекты и их детали);
средняя (основные и второстепенные объекты без деталей);
низкая (только основные объекты).
— «Данетка» Водящий загадывает объект, дети с помощью вопросов
определяют его. Ответом водящего могут быть только слова «Да - нет».
План опора: (схема - опора* приложение 2)
На кого похож? Где живет?
Как передвигается? Чем занимается?
— «Что мы видим, мы не скажем, а смотрите, все покажем »* Пантомима.
На первом этапе моделирование выявленных на картине объектов производится с
помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т. д. затем идет слияние 1 и 2 шага.
«Камера Соединяй-ка»»
Итог:
Осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила —
«Когда смотришь на картину, надо сначала выделить главных героев затем другие объекты,
на ней изображенные».
Шаг 2: Связи и взаимодействия между объектами.
Цель:
упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов
выявлять причинно-следственные отношения сложного характера, которые
возникают при взаимодействии между двумя объектами.
Виды заданий:
— «Соединяй-ка» Соединяем два кружочка на доске и объясняем, почему это
сделали, как связаны между собой объекты.
— «Фотомонтаж» Установление причинно-следственных отношений между
несколькими, явно не связанными объектами.
— « Потерянный герой»* Часть картинки закрыта – прогнозирование героя.
Итог:
Рассказ-рассуждение, осознание мыслительной операции и вывод правила:
«Объекты на картине связаны, важно доказать это».
Шаг 3: Характеристики объектов.
(Усиление образности).
Цели:
обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать
определенные органы чувств;
учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные
органы чувств.
описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
активизировать слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные
ощущения.
Виды заданий:
— «Зарисовка ощущений» Используем опору: Слышу, вижу, чувствую…
(демонстрационный вариант в приложении*)
— Игра – поиск: «Где я?»* Узнать местонахождения героя по его описанию через
разные органы чувств.
Используем «Словарь настроений».
Итог:
Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно.
Рассказываем о полученных ощущениях.
Шаг 4: Разные точки зрения.
Цели:
обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных
состояний и причинах их изменения;
уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт
характера объекта;
упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий
рассказ от первого лица через призму разных его эмоциональных состояний,
пользоваться междометиями, мимикой, жестами и другими средствами
интонационной выразительности речи.
побуждать брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта
(глаза кошки-мамы) или места происходящего (я — сарай, в котором находится
кошачья семья).
Виды заданий:
— «Озвучка». Рассказ от первого лица, «входим» в его эмоциональное состояние,
передаем черты характера, состояния, отношения с окружающим миром.
— Игра – поиск: «Кто я?»* Узнать героя по описанию его эмоционального
состояния, черт характера.
— «Жалоба героя»*, «Мне хорошо»* (Вариант «Хорошо – плохо»)
От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, в зависимости от
изменения настроения героя во времени: сначала — такое, а потом — другое.
Формы организации работы с детьми:
Коллективные (все сочиняют рассказ от лица одного героя);
Групповые (даются противоположные характеристики одного героя).
Индивидуальные
Итог:
Определяем структуру построения рассказа:
назвать своего героя «Я — тот-то…»,
описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер,
передать восприятие изображенного на картине глазами героя,
предложить решение проблемной ситуации.
Шаг 5: Пополнение словарного запаса образных характеристик.
(«Копилка образных характеристик»).
Цели:
узнать значение новых слов в толковом словаре;
вспомнить их, рассматривая предметы на рисунках. Использовать их для
составления сравнений, загадок и т. п.;
познакомить детей с моделями составления загадок и метафор;
сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления
загадок и метафор, подбора сравнений, синонимов, фразеологизмов;
побудить к поиску иного значения слова;
дать толкование фразеологизмов, пословиц, поговорок, выяснить их смысл.
А. Сравнения
Модель составления сравнений:
1. выбрать объект;
2. обозначить его признак;
3. определяет значение этого признака;
4. сравнить данное значение со значением признака в другом объекте.
Виды заданий:
— «Сравнения Великана-Крохи» сравнение через размер.
— «Наоборот» сравнения по антонимической паре .
— «Сходства и различия» * характеристика сходных и различных качеств у
нескольких объектов.
— «Хорошо – плохо» оценка выбранного свойства .
Б. Метафора.
Модель составления метафоры.
1. Берется объект 1 (радуга).
2. Выявляется специфическое свойство (разноцветная).
3. Выбирается объект 2. с таким же свойством (цветочная поляна).
4. Определяется место расположения объекта 1. (небо после дождя).
5. Берем объект 2. и указать место расположения объекта 1.
6. (Цветочная поляна — небо после дождя).
7. Составить предложение с этими словам.
(Цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
В. Загадка.
Методика составления загадок по книге А. Нестеренко «Страна Загадок».
выбрать объект
перечислить его признаки
(действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т. д.).
Модели – опоры для составления загадок:
1. Какой? Что бывает таким же? (связки «как» или «но не»)
2. Что делает? Что (кто) делает так же?
3. На что похоже? Чем отличается?
4. Какие есть части? У кого такие же?
5. Сколько частей? У кого (чего) столько же?
На основе данных моделей можно составить смешанный тип загадки.
Обучение детей составлению загадок, метафор идет от полуактивного этапа (общая
загадка, метафора) к активному (самостоятельный выбор объекта и модели загадки).
Г. Синонимы *
Этапы работы:
построение синонимического ряда
выделение наиболее подходящего слова и выражения.
употребление в речевой деятельности
Д. Фразеологизмы, пословицы, поговорки. *
Этапы работы:
толкование (на начальном этапе — учитель)
размышление над значением слов и выражений.
ответит на вопрос – почему мы так говорим?
употребление в речевой деятельности
Шаг 6: События предшествующие и последующие.
Цели:
учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во
времени.
учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и
будущее,
Виды игр:
— «Капитан Отставай-Забегай» События предшествующие и последующие.
Выстраиваем события в заданной последовательности
(события реальные и фантастические).
— «Фотомонтаж» Составление текста по нескольким, явно не связанным
картинкам в заданной последовательности.
Итог:
Составление рассказа с использованием характерных словесных оборотов,
характеризующих временные отрезки (было — будет, утро — вечер, раньше — позже, до
того — после того…).
Шаг 7: Местонахождение объектов на картине.
Цели:
учить детей пространственной ориентировке на картине;
активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;
учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;
формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в
трехмерное.
Виды игр:
— Игра – поиск: «Прятки на картине», Загадывается объект на картине, с
помощью вопросов устанавливается его местонахождение.
— «Живая картина»
— «Интервью с места»* Объект, описывает свое местонахождение относительно
других объектов.
— «Найди себе место»,* По описанию окружения найти место.
Итог:
Составление рассказа-описания своего местонахождения относительно других
объектов, описание объекта по месту на картине.
Шаг 8: Поиски многозначности смысла сюжета.
Цели:
развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла
изображенного;
упражнять в умении подбирать название картины, отражающее ее смысл;
подвести детей к пониманию того, что содержание иллюстрации может иметь не
один смысл.
Виды заданий:
— «Рассуждалки» (По принципу каталога)
На листочках, написаны варианты названий иллюстрации.
Правила работы:
1. выдерни записку;
2. прочитай (читает учитель или умеющие читать дети);
3. объясни, почему так назвали?
— «Назови сам» Свое название к иллюстрации.
— «Хорошо — плохо» Смысловая оценка происходящего.
— «Наши советы»* Поиск вариантов решения проблемной ситуации.
— «Объявления»* Поиск возможного автора объявления, обоснование выбора;
составление объявления от имени героя.
— «Вопрос герою»* Постановка вопроса для героя с дальнейшим ответом на него.
Итог:
Разные рассказы по одной картине в зависимости от выбранных для их названий,
ситуаций, пословиц, поговорок и тд.
Шаг 9: Составление рассказов-фантазий.
Цели:
учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов
фантазирования;
учить детей составлять рассказы фантастического содержания.
Виды заданий:
«Пришел в гости волшебник…»
— Дели-Собери. «Чудо…» Объект дробится на части и перепутывается по структуре,
меняется частями с другими объектами.
— Могувсе Неограниченные возможности объекта.
— Великан-Кроха Развитие ситуации в зависимости от размера героя.
— Наоборот. «Наоборотные превращения» Какое-либо свойство, качества
объекта, обстоятельства меняются на противоположные.
Первоначально рассказы-зарисовки составляются коллективно. В дальнейшем
можно дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми.
Итог:
Когда приемы фантазирования хорошо знакомы детям, составляются рассказы-
зарисовки фантастического содержания. Инсценировка придуманных рассказов.
Шаг 10: «Составление рифмованных текстов»
Цели:
познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов;
формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию;
поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося
слова, словотворчества.
Виды игр:
— «Рифмовка» Подбираются существительные, прилагательные, глаголы,
рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию иллюстрации. Первое слово в
ряду общее для всех
— «Сочинялки» Составление рифмованного текста по содержанию.
План опора:
«Жил-был кто-то и был похож на что-то»;
«Если эти кто-то…, то они чего-то…»;
«Кто-то был такой-то и свершал он то-то…»;
Поурочные пошаговые комментарии (приложение 3)
Конечно, составить полный рассказ, по всем шагам очень трудно. Лучше пройти
несколько шагов на одной картинке. На следующей — добавить еще шаг и т.д. Когда дети
активно овладеют отдельными шагами, они придут к необходимости перейти на
следующую, более сложную ступень — соединение всех частей описания в единый рассказ.
Нужно заметить, что зачастую деление на шаги весьма условно. В работе постоянно
всё перекликается и взаимно связывается, кроме того, дети на уроке решают проблемные
ситуации, и здесь себе на помощь берут кто Волшебников, кто слова и выражения «Копилки
образных характеристик». Зачастую, в работу включаются лишь несколько шагов,
необходимых для раскрытия темы урока.
В каждом уроке предусмотрена продуктивная деятельность детей: изо., лепка,
аппликация, этюд – имитация, пантомима, инсценировка, конструирование ситуации.
Младший школьник в силу своей возрастной специфики — искатель. Его внимание
всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными
эмоциями.
Приложение 1
Приложение 2
«Данетка»
Использованная литература
1. Андреева Е.В., Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Яковлева Н.А. Творческие задания
«Золотого ключика». – Самара: Центр развития образования, 2001
2. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. –
Тула: Родничок; – М.: Астрель: АСТ, 2008.
3. Джанни Родари. Грамматика фантазии. / Перевод с итальянского
Ю.А. Добровольской. – М.: «Прогресс», 1978.
4. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. – С.-Пб.,«ТРИЗ –
ШАНС», 1995.
5. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. – Рига, 1994. –64с.
6. Нестеренко А.А. Страна Загадок. – Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского
университета, 1993. –27с.
7. Сидорчук Т.А. Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников
(методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004
8. Материалы сайта http://www.trizminsk.org .