Презентация "Праздники зимы"

Подписи к слайдам:

ПРАЗДНИКИ ЗИМЫ

МБОУ Подозерская СОШ

Комсомольский район Ивановская область

Внеклассное мероприятие провела

Щавелёва Ольга Александровна

Рождество Христово

Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ

ИСТОРИЯ

Иосиф и Мария отправились в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи. В то время не было ни поездов, ни автомобилей, и такое путешествие длилось несколько дней.

Когда, наконец, Иосиф и Мария пришли в Вифлеем, мест в гостинице не оказалось. Марии же наступило время родить, «...и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли». Это значит, что они разместились в загоне для скота. По древнему преданию, этот хлев находился в пещере. В тех краях и в настоящее время пастухи используют для своих овец такие пещеры.

В то время вокруг городка Вифлеема находились пастбища. В ночь, когда родился Иисус, некоторые из пастухов не спали, сторожа свое стадо. Испугались пастухи, когда увидели ангелов, и удивились, услышав о рождении Спасителя Господа Христа.

Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов).

Они преподнесли Христу дары —

золото, ладан и смирну.

Узнав о рождении Иисуса и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода.

Рождение детей – всегда важное и радостное событие в жизни людей, родственники, знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребенку.

Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают. А день рождения Христа празднуют во всем мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества, современное летосчисление ведется именно от Рождества Христова.

Святки

С Николы молодёжь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или у вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания сценок.

Коляда, коляда,

Накануне Рождества

Везде поспевай,

С новым годом поздравляй!

Кто даст пирожка-

Тому рожь густа, умолотиста.

С колоска – полмешка,

С зёрнышка – пирог,

С полузёрнышка – блинок.

Гуси-лебеди летели!

Мы малешеньки, колядовщики,

Мы пришли прославлять,

Хозяев величать!

Как хозяину – жития на сто лет,

А хозяюшке – всегда здравьице.

Всегда здравьице

Всем их детушкам.

Всем их детушкам

И родным людям.

Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с удовольствием выслушивала колядки.

Между Новым годом и Крещением девушки и парни много гадали. Девушки гадали и по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.

Особенно распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу (на столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, монетки, ставили зерно и миску с водой . Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу – к богатству, хлеб – к урожаю, ножницы – суженый будет портной, золу – табачник, уголь – к вечному девичеству, монетки – к деньгам, если петух клюнет зеркало – муж будет щеголем, если начнет воду пить – быть мужу пьяницей.

Страшным, но “самым верным” считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого не каждая девушка.

А еще молодежь от Нового года до кануна Крещения вовсю чудили: опрокидывали поленицы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крышу и закрывали досками трубы – при топке печи изба наполнялась дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что сразу после Крещения они прекращались.

ЧАСТУШКИ

Если б не было погоды – Не пошел бы снег Если б не было миленка – Не пришла б сюда во век.

С горы камушек свалился В быстру реченьку попал. Мой миленочек женился. Не богаче меня взял.

Сшей-ка, батюшка, сапожки – Вдоль деревни мне ходить: Наведу часты следочки – Пускай миленький глядит.

Песни, игры, танцы, разговоры обыкновенно прерывались приходом ряженных. Наряжались цыганами и цыганками, стариками со страшными горбами, Петрушками, пугалами в виде стариков, чертом. Целая ватага «нечисти» заскакивала в избу и пугала девушек.

Когда испуг проходил девушки выгоняли нечистую силу и пели «Небылицы – перевертыши».

Вы послушайте, ребята, Нескладушечку спою. Замест кренделя-баранки Проглотил мужик дугу.

Ехала деревня мимо мужика А из-под собаки лают ворота. «Караул, деревня, Мужики горят!

Бабы сарафаном заливать хотят»

У нас лошади в галошах, А коровы в сапогах. У нас пашут на телегах, А боронят на санях.

Чепуха, чепуха, Это просто враки! Куры съели петуха, Говорят собаки.

Рано утром, вечерком Поздно на рассвете. Баба ехала пешком В ситцевой карете.

Заканчивались святки – водосвятием на Крещение.

“Грешные и смелые люди считают своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски”.

Источники:

  • Animashky.ru c 2006-2008
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007
  • www.google.ru.
  • Учебно-воспитательная работа в начальной школе – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2010
  • Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2009
  • Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.2/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2009