Технологическая карта "Интонация голоса – основа выразительности музыкального произведения" 1 класс
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Самарский металлургический колледж»
Открытое занятие
по дополнительному образованию (эстрадный вокал)
«Интонация голоса – основа
выразительности музыкального произведения»
Составитель: педагог ДО
________ /Н.В.Бекасова/
Утверждаю
Заместитель директора
по УВР
___________/Н.В.Серова/
Самара 2015г.
Технологическая карта открытого занятия
Предмет: эстрадный вокал.
Педагог: педагог дополнительного образования Н.В.Бекасова.
Тема занятия: «Интонация голоса - основа выразительности музыкального
произведения».
Форма проведения занятия: беседа с элементами вокального и
импровизированного тренинга.
Вид учебной группы: профильный, группа 1 года обучения сформирована по
результатам тестирования и музыкального
просушивания.
Продолжительность занятия: 2 учебных часа.
Место проведения: актовый зал ГАОУ СПО «Самарский металлургический
колледж».
Материальное обеспечение:
• демонстрационно-компьютерный комплекс (экран, проектор, ноутбук);
• фортепиано;
• акустическая музыкальная аппаратура (активированные колонки,
усилительный центр, сценические мониторы, CD – приставка,
микрофонные установки);
• сценическая площадка.
Методические средства:
• видео-слайды (презентация средств музыкальной выразительности);
• аудио-записи (фонограммы музыкальных произведений – 7 симфония
Д.Д.Шостаковича, «Прометей» - симфоническая поэма А.К.Скрябина,
анпология отечественных песен)
• наглядный музыкальный материал, фонограмма песни «Россия-
матушка».
План подготовки и проведения открытого занятия
Цель занятия: осознание интонации голоса, как систему выразительных
средств и их значение в раскрытии художественного образа
музыкального произведения.
Задачи занятия:
образовательные –
• дать знания в области музыкально-слуховых представлений о
средствах музыкальной выразительности: интонация, мелодический
рисунок, темп, ритм, лад, жанр, тембр, регистор;
• определить различия эмоциональных оттенков и динамических
нюансов в речевой и музыкальной интонации;
• ознакомить с системой взаимодействия средств музыкальной
выразительности в певческой интонации для воспроизведения
музыкального образа;
воспитательные –
• приобщить учащихся к ярким образцам творчества современных
исполнителей различных жанров вокального искусства;
• способствовать совершенствованию сферы позитивного восприятия и
усилению эмоциональной выразительности в исполняемом
произведении;
• активизировать интерес учащихся к занятиям эстрадным вокалом;
развивающие –
• развить навыки исполнения эмоциональных оттенков и динамических
нюансов музыкального произведения;
• сформировать правильные музыкально-слуховые представления:
чистое интонирование мелодического рисунка, чёткий ритм,
гармонический лад, обусловленный темп произведения;
• способствовать развитию творческого воображения, креативного
мышления в создании художественного образа средствами
интонационной музыкальной выразительности.
Показатели оценки результата освоения учебного материала.
Результат занятия по содержанию:
• обучающиеся владеют представлениями о составных элементах
интонации, как о системе взаимодействия средств музыкальной
выразительности;
• имеют представление и различают различные виды жанровых
интонаций;
• воспринимают интонацию голоса, как средство отображения
художественного образа в музыкальном произведении.
Результат занятия по способу деятельности:
• учащиеся определяют связи между разговорной речью и музыкальной
интонацией;
• проводят анализ прослушанного произведения по жанру, ладу, темпу,
ритму, тембру, регистру звучания и определяют систему
классификации интонаций по их разновидностям;
• сопоставляют характерные интонационные особенности для создания
художественно-музыкального образа;
• владеют навыками применения полученных знаний в самостоятельных
работе над репертуарным произведением.
Содержание занятий реализуется на основе следующих методов:
• наглядно-иллюстративный,
• проблемно-поисковый,
• коммуникативно-ориентированный,
• информационно-коммуникативный,
• коллективное осмысление.
Формы организации занятия:
• беседа – изложение информации, прослушивание аудиоматериала,
просмотр видео-слайдов;
• практическое занятие - творческий анализ, вокальный тренинг;
• ролевые индивидуальные и групповые формы работы – музыкальная
импровизация, художественно-образные игры.
Критериями освоения учебного материала является приобретение
следующих компетенций:
Коммуникативной –
• понимание содержания изучаемой темы;
• осознание взаимосвязи явлений окружающего мира и их отражение в
музыкальной эстетике;
• анализирование, обсуждение самостоятельных выводов по содержанию
изучаемой темы для работы над репертуарным произведением.
Культурно-познавательной –
• повышение знаний в области музыкальной культуры;
• интерпретация предметно-литературной информации;
• использование энциклопедических справочников, ЭОР, музыкальных
сайтов, интернет.
Социально-нравственной –
• развитие художественно-образного мышления;
• формирование музыкально-эстетической культуры;
• формирование устойчивой системы духовно-нравственных ценностей,
направленных на развитие личности человека-творца.
Применение технологий:
- технология проблемного обучения,
- технология формирования певческой культуры,
- технология развивающего обучения,
- личностно-ориентированная технология,
- технология обучения в сотрудничестве,
- технология полного усвоения.
Ход занятия.
№
Этапы
занятия
Содержание этапа
Продолжи-
тельность
по времени
(в минутах)
1.
Вводная
часть
- Создание положительной установки на
прохождение занятия
Технология проблемного обучения:
- ознакомление с планом занятия и
постановкой проблемы;
- деление проблемы на отдельные задачи;
- изложение нового материала по вопросам:
• «Единство звука и смысла музыкального
произведения»;
• «Интонация – составные элементы»;
• «Взаимодействие средств музыкальной
выразительности с демонстрацией видео-
слайдов презентации»;
-анализ теоретического материала,
формулировка выводов.
2
3
10
2.
Основная
часть
Решение поставленной проблемы:
• прослушивание аудио-фрагментов:
- «Время» Д.Д.Шостакович «7 симфония»;
- антология песен: «Песня о Родине» (музыка
И.Дунаевского, слова В.Лебедева-Кумача),
- «Течёт Волга» (музыка М.Фрадкина, слова
Л.Останина),
- «С чего начинается Родина» (музыка
В.Баснера, слова М.Матусовского),
- «Россия» (музыка и слова И.Талькова),
- «Эхо любви» (музыка Е.Птичкина, слова
Р.Рождественского);
• сопоставление интонации музыки и
текста в произведениях;
• анализ раскрытия художественно-
образной темы средствами музыкальной
выразительности в прослушанных
произведениях.
8
6
6
Технология формирования певческой культуры:
- отработка певческих навыков (пение учебно-
тренировочного материала с использованием
различных форм звукообразования:
Forte-piano
Crescendo-diminuendo
Leqato-stakatto
Технология развивающего обучения:
- артикуляционная гимнастика для губ, нёба,
верхней и нижней челюсти;
- чистое интонирование мелодии, пение сольно
и в группе;
- тембровая подвижность звуковедения.
Личностно-ориентировання технология:
- актёрский тренинг-инмпровизация на тему
природных стихий:
• живая земля,
• льющаяся вода,
• летящее небо,
• пылающий огонь
- интонационная импровизация.
Технология полного усвоения:
- техническое исполнение репертуарного
произведения «Россия-матушка» (музыка
А.Зубков, слова И.Каминская),
- определение музыкальной и смысловой
интонации,
- пение индивидуально-сольно, коллективно-в
ансамбле с применением знаний
интонационного звукообразования.
10
10
12
20
3
Заключи-
тельная
часть
- подведение итогов,
- рефлексия,
- дополнительные рекомендации для
самостоятельной работы над репертуарным
произведением
3
Конспект проведения занятия.
Вводная часть. (1 видео-слайд)
Приветствие:
Здравствуйте! Тема нашего занятия – «Интонация голоса – основа
выразительности музыкального произведения». (2 видео-слайд - цель)
Сегодня мы познакомимся с основными средствами музыкальной
выразительности. Прослушаем симфонические и песенные произведения,
произведём разбор и анализ, чтобы понять каким образом и средствами
композиторы, музыканты и певцы воплощают свои творческие замыслы и
создают высоко-эстетические музыкальные образы в своём творчестве.
Изложение материала:
Музыка открыта всем, но каждому из нас по-своему. Для одного человека
– это огромный мир любви и красоты, для другого – это история событий в
окружающем мире. Постигая высокий смысл музыки, мы получаем
высочайшее эстетическое наслаждение и знакомимся с музыкальной
культурой, накопленной за многовековую историю человечества.
Вслушаемся в музыку… сколько в ней самых разных интонаций: светлая
нежность, мягкая лиричность, напряжённая скорбь, искромётная радость,
величие подвига – всё это богатство музыкальных средств, чтобы воссоздать
настроение, выразительную красоту образов, точность чувств для восприятия
и понимания музыки.
Огромный мир музыкального искусства приближает к нам радио,
телевидение, театры, филармонии, рок-площадки, концертные залы, видео-
клипы, интернет и другие инновационные средства современных технологий.
Разнообразны виды и жанры музыкального искусства, но и вокальное
исполнительство – это уникальная область музыкальной культуры. Ведь
певец не просто исполняет, что написано в нотах, а предлагает своё
прочтение музыкального произведения, т.е. интерпретирует. И тогда мы
слышим песню в той интонации, что присуща только этому исполнителю, его
неповторимому стилю, его палитре музыкальных оттенков голоса, его
восприятию музыки. Например: песня И.Талькова «Россия» - воссоздаёт
образ мужества, силы. Мелодия имеет драматический характер,
характеризует протест против косности, равнодушия, вселяет чувство
надежды на победу человеческого разума. И напротив, песня И.Крутого
«Любовь, похожая на сон» в исполнении Алла Пугачёвой несёт характер
нежности и плавности, и заставляет поверить в несокрушимую силу любви и
надежды на счастье. Именно такая эмоциональная интонация содержания
музыки ощущается в первую очередь. Музыка точно «рисует» события и
чувства окружающего нас мира. И в создании этих красок у каждого
исполнителя есть свой интонационный почерк, который создаёт
художественно-музыкальный образ средствами музыкальной
выразительности, где важнейшая из них интонация.
Презентация: средства музыкальной выразительности (3 видео-слайд):
Проводя разбор и анализ музыкального произведения мы должны
представлять: что такое? (вопрос при каждом слайде)
(4 видео-слайд) «Интонация – это единство звука и смысла произведения».
(5 видео-слайд) «Динамика – нюансы звучания, тончайшие оттенки силы
звука».
(6 видео-слайд) «Мелодический рисунок – законченная и развитая
музыкальная мысль».
(7 видео-слайд) «Регистр – звучание высоких, средних или низких частот в
голосе».
(8 видео-слайд) «Лад – гармоническое согласие и взаимосвязь всех звуков
между собой».
(9 видео-слайд) «Тембр – характерная индивидуальная окраска голоса».
(10 видео-слайд) «Темп – определённая скорость исполнения музыкального
произведения».
(11 видео-слайд) «Жанр – вид музыкального произведения».
(12 видео-слайд) «Ритм – отмеренное сочетание длительностей музыкального
рисунка.
Таким образом, мы познакомились с богатейшими возможностями
музыкального языка – средствами музыкальной выразительности для
воплощения в музыку творческого замысла, интонационного стиля
композитора, музыканта, певца для раскрытия художественного образа
музыкального произведения.
Основная часть занятия:
Обратимся к ярчайшим образцам симфонической музыки: звучит аудио-
фрагмент симфонической сюиты Т.В.Свиридова «Время вперёд» из к/ф
«Укрощение огня».
Эта музыка эмоционально-оптимистического характера. Всё пронизано
динамикой, движением, стремительным темпом, чётким ритмом, мажорной
гармонией. Всё это создаёт чувство глубочайшеё веры в торжество
человеческого разума, ярких свершений и побед. Поэтому эта музыка
использовалась в театрализированном действии открытия «Олимпийских
игр» в г.Сочи в 2014 году.
Звучит аудио-фрагмент «7 симфонии» (Лениградская) Д.Д.Шостаковича.
Совершенно иное мироощущение в трагедийной музыке нашествия врага
пронизанной пафосом борьбы с социальным и политическим злом –
страшными силами фашизма.
Эта симфония впервые прозвучала в 1941 году в концертном зале
г.Куйбышева и вселила в сердца русских защитников Отечества веру в
Победу, ведь позади Москва.
Вы прослушали эти два аудио-фрагмента, где композиторы изображают
музыкальным языком различные состояния чувств, картины событий, идеи
эпохи – всё это создаёт художественно-музыкальный образ. Музыкальный
образ – это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства,
общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль
композитора.
Воспитанники называют услышанные ими музыкальные образы:
• драматические – образы-конфликты, столкновения;
• этические – описание событий;
• напряжённые – нагнетание ощущений;
• торжественные – пафос духа и победы;
• величественные – масштабность, грандиозность и т.д.
В результате разбора-обсуждения воспитанники раскрывают музыкальное
решение «прочтения» грандиозных событий в этих произведениях при
исполнении нужной интонации и средств музыкальной выразительности.
Педагог: А сейчас обратимся к ярчайшим образцам песенного творчества,
прослушаем аудио-фрагменты отечественных песен:
1. Жанр – Гимн
«Песня о Родине» (музыка И.Дунаевского, слова Лебедева-Кумача) –
торжественная ода Отечеству, его достижениям и построению светлого
будущего.
2. Жанр – протяжная песня
«Течёт Волга» (музыка М.Фрадкина, слова Л.Ошанина) – величественная
широкая картина русской природы и доброты русской души.
3. Жанр – повествование-беседа
«С чего начинается Родина» (музыка В.Баснера. слова М.Матусовского) –
задумчивая, филосовская беседа об отношении человека к своей судьбе, к
жизни, к родному дому.
4. Жанр – любовная песня
«Эхо любви» (музыка Е.Птичкина, слова Р.Рождественского) – лирическая,
нежная история любви, мечта о счастье, семье.
Во всех прослушанных произведениях ярко выделяется жанр песенного
творчества, стиль, характер образов, средства музыкальной выразительности,
интонация.
Студенты делают разбор услышанных произведений, классифицируя их по
жанрам, услышанной интонации и используемых средствах музыкальной
выразительности: темп, ритм, динамика, регистр, тембр, интонация.
Педагог: всё это говорит о единстве смысла и звука в песне5, что является
главным условием музыкальной интонации при воплощении
художественного образа в музыкальном произведении, в песне.
Интонация (от латинского «интоно» - громко произношу) – в широком
смысле «воплощение» художественного образа в музыкальных звуках.
Поэтому приступая к практической части нашего занятия стремимся к
главному условию интонации: единство звука и смысла в песне и в рабочем
материале.
Пение учебно-тренировочного материала.
Упражнение № 1. Работа над чистой интонацией. Чередовать пение leqato и
stakkato для развития навыков продолжительного певческого дыхания.
Упражнение № 2. Работа над динамическими оттенками. Чередовать forte и
piano.
Упражнение № 3. Работа над плавностью ведения голоса. Нарастание
сrescendo - утихание diminuendo
Пропевание упражнений сольно-индивидуально в группе – в
сотрудничестве для развития навыков плавного, кантиленного звучания.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение № 4.
• Артикуляционное упражнение «Язычок» для работы мышц губ и
языка.
• Проговаривание скороговорки: «Из под топота копыт – пыль по полю
летит» - гимнастика для кончика языка и нижней челюсти.
Пропевание на одном звуке индивидуально и в группе для развития
навыков чистого интонирования.
Упражнение № 5.
• Артикуляционное упражнение «Подвижные губы».
• Проговаривание «Слоговых цепочек»:
дам-да-ди-дам, да-да-дам, да-ди-дам;
дом-да-ди-дом, да-ди-дом, да-ди-дом;
дум-да-ди-дум, да-ди-дум, да-ди-дум.
Чередование звонкой согласной с разными гласными.
Пропевание на одной ноте индивидуально - сольно и в группе - в
сотрудничестве для развития навыков чистого попадания на одну ноту для
устойчивого интонирования.
Актёрский тренинг-импровизация.
Педагог: Чтобы приобщить зрителей к своему творчеству, исполнитель
должен поделиться со зрителями своими яркими эмоциями, впечатлениями,
своим индивидуальным «прочтением» произведения. Для этого какие
исполнительские приёмы можно использовать певцу?
Учащиеся аргументируют:
• интонацию,
• пластику, жесты,
• сценографию,
• артистичность,
• раскрепощённость и.т.д.
Педагог: Для раскрытия ваших актёрских возможностей мы проведём
импровизационный тренинг на тему природных стихий: Земля, Вода, Небо,
Огонь.
1) Учащимся предлагается придумать и изобразить в группе пластикой тела и
жестами рук, мимикой –
понятие - «Земля», «Матушка – земля».
Наиболее активные студенты работают индивидуально.
2) Учащимся предлагается придумать и изобразить в группе пластикой тела и
жестами рук, мимикой –
Понятие «Вода», «Живая вода».
Наиболее способные студенты работают индивидуально.
3) Учащимся предлагается придумать и изобразить в группе пластикой тела и
жестами рук –
Понятие «Небо», «Высокое небо».
Наиболее одарённые студенты работают индивидуально.
4) Учащимся предлагается придумать и изобразить в группе пластикой тела и
жестами рук –
Понятие «Огонь», «Бушующий огонь».
Наиболее артистичные студенты работают индивидуально.
Педагог: Какие впечатления, какие эмоции вы почувствовали во время
импровизации?
Ответы студентов.
Педагог: Как вы думаете, способствует ли артистичность, пластика,
раскрепощённость на раскрытие художественного образа песни?
Ответы студентов.
Педагог: Как актёрская импровизация поможет исполнителю создать
необходимую интонацию?
Ответы студентов.
Педагог: Итак, артистичность, креативность, импровизационность
исполнения способствует раскрытию художественного образа и тем самым
помогает исполнителю выразить необходимую интонацию вокального
произведения.
Исполнение репертуарного произведения.
Педагог: Занимаясь тренировочным процессом, артикуляционной
гимнастикой, мы приобретаем навыки правильного произношения слов в
пении, голосовые связки крепнут, усиливаются, развиваются. Голос – это
тоже музыкальный инструмент. Правильно настроить голос, значит
правильно исполнить вокальное произведение. Мы учимся понимать это
искусство, учимся слышать и воспроизводить мир звуков своим голосом.
Обратимся к нашему репертуарному произведению: «Россия-матушка»
(музыка А.Зубков, слова И.Каминская).
Педагог – « К какому жанру относится песня?»
Ответ – «Протяжная песня».
Педагог – «Какой гармонический лад вы слышите?»
Ответ – «Гармонический минор».
Педагог – «Какой темп задан оранжировкой?»
Ответ – «Лирический, медленный, сдержанный».
Педагог – «Какой мелодический рисунок?»
Ответ – «Плавное движение по трезвучию, легато».
Педагог – «Какая интонация используется для создания художественного
образа?»
Ответ – «Радостное, светлое повествование».
Работая над песней «Россия-матушка», обращаем внимание на:
• способ звуковедения – leqato;
• поём, используя правила артикуляции;
• определяем интонационную и смысловую взаимосвязь в тексте и в
музыке;
• следим за ритмически-синхронным пропевом текста;
• работаем над «кантиленным», плавным звучанием;
• поём на «улыбке», передавая радостную, светлую интонацию песни;
• определяем логическое строение певческой фразы.
1) Исполняем произведение в группе, работая с микрофонами на
сценической площадке. Работаем в сотрудничестве, обмениваемся эмоциями
и энергетикой с партнёрами по группе, поддерживая позитивное настроение
и характер исполнения песни.
2) Исполняем произведение индивидуально-сольно, раскрывая свои личные
эмоции, проявляя артистизм, раскрепощённость, душевные переживания,
стремясь выразить основную идею произведения – любовь к Родине.
На сценической площадке студенты исполняют репертуарное произведение
«Россия-матушка», работая с микрофонами, используя в пении освоенные
средства музыкальной выразительности.
Заключительная часть.
Педагог: Музыка – это выразительный язык, и первая задача исполнителя
заключается в том, чтобы научиться «говорить» правильно: внятно, чисто,
членораздельно, разделяя мелодический рисунок на фразы и предложения.
Своими эмоциями, искренностью, переживаниями вы выразили в этой песне
звуковые образы. Соблюдая смысловые обороты речи, движение голосового
потока, логические ударения, вы исполнили текст с принятыми нормами
культурного произношения и придали песне смысловую нагрузку.
Объединив смысл и звуковой образ вы выразили необходимую для этого
жанра интонацию и сделали песню живой, доступной для восприятия
зрителей.
Итак, мы выяснили, что интонация – главный проводник музыкальной
мысли и задача исполнителя – научиться правильно понимать и
«высказывать» свои мысли при помощи интонации своего голоса. Интонация
нужна в разных видах искусства: литература, театр, кино, телевидение,
музыка, пение. Интонация – это основной «инструмент», при помощи
которого писатель, поэт, актёр, композитор, телеведущий, музыкант, певец
создают свои неповторимые образы и выражают своё отношение к жизни.
Тема нашего занятия была раскрыта в презентации, в разборе и анализе
прослушанных произведений, в вокальном и актёрском тренинге, в
техническом исполнение репертуарной песни.
Мы можем сделать следующие выводы. Студенты аргументируют что:
• текст и музыка имеют содержание;
• текст имеет смысл;
• музыка выражает звуковые образы;
• музыка и текст песни при взаимодействии рождают интонацию
произведения;
• интонация выражается средствами музыкальной выразительности.
Педагог: Таким образом, интонация наполняет содержание произведения
нравственно-эстетической ценностью, т.е. художественным образом. А голос
– это инструмент передачи его зрителям. Интонация голоса придаёт пению
яркость, самобытность, многогранность, эмоциональность, талантливость,
что способствует сохранению и преумножению певческой культуры среди
талантливой молодёжи.
Рефлексия.
Педагог: Изменилось ли ваше настроение?
Ответы учащихся.
Педагог: Почувствовали ли вы прилив позитивных эмоций, радость
творчества?
Ответы учащихся.
Педагог: Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?
Ответы активных студентов.
Педагог: Давайте поблагодарим друг драга за внимание и понимание, за
радость приобщения к искусству. Любите музыку. До свидания. Наше
занятие окончено. Музыкальная заставка. Аплодисменты.
Приложение.
Текст пенсии «Россия – матушка» (музыка А.Зубков, слова И.Каминская)
Время торопится вдаль, за собой ведёт.
Всё, что и жаль и не жаль - в памяти сотрёт.
Только милые сердцу черты знаю наизусть.
Белые-белые сны - Матушка Русь.
Припев:
Россия-матушка, в лучшее верится.
Река по камушкам, снег да метелица.
Склоняя голову, сердце тебе дарю
За слёзы эти, что льёшь столетья.
Ты не жалей ни о чём, и храни себя.
Помни, родная, о том, что с тобой друзья.
Столько лиц, обращённых к тебе молятся и ждут,
Веря, что все на Земле счастье найдут.
Припев:
Россия-матушка, в лучшее верится.
Река по камушкам, снег да метелица.
На веки вечные я сберегу в душе
Всё то, что было с нами.
Россия-матушка, сколько дорог прошла.
В любви и радости, счастье своё нашла.
Склоняя голову, сердце тебе дарю
За слёзы эти, что льёшь столетья.
Россия-матушка, сколько дорог прошла.
В любви и радости, счастье своё нашла.
Склоняя голову, сердце тебе дарю
За слёзы эти, что льёшь столетья.
Время торопится вдаль. За тебя молюсь,
Радость моя и печаль, Матушка Русь.
Литература.
1. Энциклопедический словарь юного музыканта./Сост. Медушевский В.В.,
Очаковская О.О. – М.: Педагогика, 1985.
2. Клёнов А.С. Там, где живёт музыка. М., Педагогика – Пресс, 2010 г.
3. Ласкавая Е. Сценическая речь. Методическое пособие, 2011 г.
4. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М, 2012 г.
5. Линклэйтер К. освобождение голоса. М, 2013 г.
CD
100 великих произведений. Сборник классической музыки. ООО
«БИЗНЕССОФТ», Россия, 2006.
Музыкальная коллекция СОНАТА. Не только классика. ООО «Институт
новых технологий», 2004.
Музыкальная шкатулка. Уроки музыки. Классика в классе. Хрестоматия для
школьников. Студия «Март», 2003.
Энциклопедия классической музыки. «Коминфо», 2002.
Фонограммы песен («Песня О Родине», «Течёт Волга», «С чего начинается
Родина», «Песня о весёлом ветре», «Священная война», «Эхо любви»,
«Любовь, похожая на сон»).
Музыка - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Россия — Родина моя!" 1 класс
- Конспект урока "Знакомство с большими и малыми терциями" 1 класс
- Конспект урока "Зима - волшебница" 1 класс
- Конспект урока "Здравствуй, гостья зима!" 1 класс
- Конспект урока "Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано"
- Конспект урока "Ж. Бизе опера «Кармен»" 7 класс