Рабочая программа "Хор" 1 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Рассмотрено Принято Утверждаю
на заседании МС на педсовете Директор МБУДО
протокол № ___ протокол №___ Озерненская ДШИ
от «___» _________2016г. от «___» ________2016г. ________Е.В.Андреева
Приказ № ___
от «___» ___2016г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ХОР 1 класс
(предмет, класс)
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
(дополнительная предпрофессиональная образовательная программа)
Башкировой Джанетты Геннадьевны
(ФИО)
преподаватель хоровых дисциплин
(должность)
2016 – 2017 учебный год
2
Пояснительная записка
Срок реализации рабочей программы 1 год
Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01. ХОР к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального
искусства «Хоровое пение» разработана на основе следующих нормативных
документов:
Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
- ч.9 ст.2
- ч.8 ст.2
- ч.1 – 2, 4 ст.75
- ч.3 – 7 ст.83
Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559–1
Приказа Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 161 «Об
утверждении федеральных государственных требований к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой
программе»
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области музыкального искусства «Хоровое пение»
Устава МБУ ДО Озерненской ДШИ.
Рабочая программа учебного предмета «Хор» 1 года обучения разработана
на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области музыкального искусства «Хоровое пение».
Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов
музыкальной деятельности. В дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе «Хоровое пение» учебный предмет «Хор»
является основным предметом обязательной части.
Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений
и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и
художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и
Российской Федерации.
3
Цели: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового
исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей в области
хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в
образовательные учреждения, реализующие образовательные программы
среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
• формировать у обучающихся правильное певческое дыхание
• добиваться плавного и ровного звучания на протяжении всего диапазона
голоса
• уметь использовать различные виды звуковедения
• добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха
• формировать дикционные, артикуляционные и орфоэпические навыки.
Цели изадачи программыреализуютсяна урокаххорового пения(3
академическогочасав неделю),вмероприятияхпромежуточногоконтроля,
внекласснойработе,вдомашнихзанятиях.Количество учебных часов–
96вгод,втомчисле 6 часов контрольных уроков (из расчета 32 недели в год),
консультации - 10 часов.
Контроль и учет успеваемости обучающихся является одной из форм
организации учебного процесса. Текущий контроль, целью которого является
поддержание домашних занятий, темпа продвижения
обучающегося,осуществляется регулярнопреподавателемна уроках. Оценки по5-
бальной системевыставляются в журнал и дневник.
Промежуточнаяаттестацияопределяет степень
освоенияобучающимсяучебныхзадачна данном
этапе.Формамипромежуточнойаттестацииявляютсяконтрольные уроки, концерты,
музыкальные викторинывконце учебных четвертей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ ХОР
№
Тема раздела
1 класс
1.
Развитие музыкальных данных детей
8
2.
Певческая установка и дыхание
20
3.
Звукообразования, высокая певческая позиция
13
4.
Дикция
20
5.
Развитие гармонического слуха
3
6.
Разучивание хоровых произведений
20
7.
Многоголосие и пение без сопровождения
4,5
8.
Концертное исполнение произведений
1,5
Контрольные уроки:
6
Всего:
96
4
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
I полугодие
II полугодие
1. Начальные вокально-хоровые навыки.
Осанка певца в хоре, свободное положение
корпуса, мышц шеи, головы и спины.
Навыки пения сидя и стоя.
2. Певческое дыхание: прием костно-
абдоминального дыхания. Одновременный
вдох и начало пения. Смена дыхания в
процессе пения.
3. Интонационные навыки: работа над
унисоном в хоре в произведениях с
сопровождением. Вокально-интонационные
упражнения на развитие качественного
унисона в хоре.
4. Развитие диапазона: головное
резонирование.Звуковедение: приемы пения
legato. Мягкая атака звука в нюансах mp и
mf.
5. Ансамбль: воспитание навыков понимания
дирижерского жеста, навыков слушания
других певцов в хоре в процессе исполнения.
6. Дикция: свободная работа
артикуляционного аппарата детей, работа
над округлением гласных, одновременное
произнесение согласных в процессе пения.
7. Метроритм: выработка ритмической
устойчивости при исполнении произведений
с простым ритмом, ощущение ритмической
пульсации в произведениях, определение
сильной доли.
8. Исполнительские задачи: развитие
выразительности исполнения, анализ текста
произведений, начальная работа над
музыкальной фразой.
1. Закрепление основных навыков певческой
установки: свободное положение корпуса,
головы и спины.
2. Интонационные навыки: работа над
унисоном в хоре при развитом фортепианном
аккомпанементе. Точное интонирование
диатонических ступеней лада.
3. Дыхание: различный характер дыхания в
зависимости от темпа и стиля исполняемого
сочинения. Первоначальная работа над
цепным дыханием.
4. Звуковедение: преимущественно работа над
legato, но возможно освоение приемов
nonlegato.
5. Метроритм: использование при работе с
хором особых ритмических фигур -
пунктирного ритма, синкопы.
6. Исполнительские задачи: работа над
нюансами в произведениях. Осмысленное
артистическое исполнение программы.
Понятия куплет, фраза, мотив.
Примерный репертуарный список Младшего хора
1.Рус.нар. песня, обр. Н.Римского-Корсакова «Ходила младешенька»
2. Рус.нар. песня, обр. В.Кикты «В темном лесе»
3. Рус.нар. песня, обр. П.Чайковского «Речка»
4. Англ. нар.песня, обр. А.Моффита «Про котят»
5. Нем. нар.песня, обр. В.Каратыгина «Весна»
6. А.Лядов, сл. народные «Зайчик»
7.А.Аренский, сл. А.Майкова «Расскажи, мотылек»
8. М.Ипполитов-Иванов «Коза и детки»
9. В.Калинников «Киска»
10. Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»
11. Э.Григ «Детская песенка»
12. Б.Барток «Лиса»
13. П.Хиндемит Детская опера – игра «Мы строим город»: №1
14. З.Компанеец, сл. В.Семернина «Первые ноты»
15. В.Семенов, сл. Л.Дымовой «Если снег идет»
5
16. Е.Подгайц «Goodnight»
17. Г.Струве, сл. Н. Соловьёвой «Моя Россия»
Формы организации образовательного процесса:
фронтальная (одновременная работа со всей группой учащихся)
индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы)
групповая (организация работ в группах)
индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
традиционный урок
комбинированное практическое занятие
урок-игра
интегрированный урок (хор + музыкальнаялитература, хор + сольфеджио)
открытый урок с присутствием родителей.
Учебный процесс дополняется различными формами внеклассной работы,
задачами которой является расширение представлений учащихся о мире музыки и
музыкальном творчестве, о мировых художественных шедеврах, развитие
творческой инициативы. С этой целью в соответствии с планом учебно-
воспитательной работы в школе организуются: музыкальные вечера, посещение
участие обучающихсяв концертной и музыкально-просветительской деятельности
вне школы, участие в фестивалях и конкурсах различных уровней.
Технологии обучения:
информационно-коммуникационные технологии;
технология образовательного проектирования – программирование
планированного результата;
игровая технология;
проблемно-поисковая технология;
системно-деятельностная технология;
здоровьесберегающая технология;
технология эффективных уроков.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
предметная компетенция;
метапредметная компетенция;
коммуникативная компетенция;
личностная компетенция.
Виды и формы контроля:
6
- академический концерт
- отчетный концерт
- урок-концерт
- контрольные уроки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКЕ ХОРА
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающимся
возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования.
Контролируя здоровье обучающихся:
учитываю особенности высшей нервной деятельности школьника, от
которой зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;
работаю над искоренением вредных привычек;
учитываю физические недостатки (зрение, заикание, тики);
стараюсь создавать оптимальный режим занятий;
учитываю социальное благополучие или неблагоплучие ребенка;
уделяю внимание физическому здоровью школьника;
слежу за эмоциональным состоянием ребенка на уроке.
ТРЕБОВАНИЯ
к результатам изучения предмета «Хор»
К концу 1 года обучения в хоре обучающиеся приобретают следующие
компетенции:
Знать:
-правила пения в хоре и охрану голоса
-дирижёрский жест
-различные виды голосоведений (имитация, подголосочное пение)
-правила дыхания
-правила правильного певческого произнесения слов
-пение различными музыкальными штрихами
-динамические оттенки.
Уметь:
-петь вокальные упражнения на опоре
-держать свою партию в хоре
-грамотно распределять дыхание
-владеть музыкальной артикуляцией и дикцией
- петьlegato, staccato, marcato, nonlegato
-эмоционально передавать образ произведения
7
- участие в музыкальной жизни ДШИ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРЕДМЕТУ ХОР
Отметка, балл
Показатели оценки
5 (отлично)
- свободное владение всеми технологическими
видами исполнения
- артистичность поведения на сцене
-слуховой контроль собственного исполнения
- выразительное интонирование мелодии
-понимание чувства формы
-исполнение с использованием средств музыкальной
выразительности
4 (хорошо)
- грамотное понимание музыкального языка
- использование средств музыкальной
выразительности
-четкое воспроизведение нотного текста
-недостаточный слуховой контроль собственного
исполнения
-незначительный психологический дискомфорт на
сцене
3 (удовлетворительно)
- слабый слуховой контроль исполнения
- неуверенное психологическое состояние на сцене
- монотонность, однообразие исполнения
-слабое понимание о технологических видах
исполнения
-темпо-ритмическая неорганизованность
2, 1 (неудовлетворительно)
- низкое качество звукоизвлечения
-неустойчивое психологическое состояние на сцене
-полное отсутствие слухового контроля исполнения
-наличие ошибок в воспроизведении нотного текста
- отсутствие выразительности интонирования.
Музыкально-диагностическое обследование детей
С целью выявления уровня вокально-певческих навыков у детей,
отношение к музыке. К началу обследования у меня готовы списки таблиц детей,
где я отмечаю результаты обследования по всем параметрам:
• эмоциональная отзывчивость на музыку (восприятие музыки)
• музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический,
гармонический)
• чувство ритма (ритмичность, синхронность, координация движений)
• интеллектуальные способности (музыкальное мышление, память,
воображение).
Результаты обследования не окончательны, так как не всегда объективно
отражают действительное положение вещей; поэтому постоянно наблюдаю за
музыкальным развитием ребенка, вношу коррективы в свои записи, стараюсь
детей хвалить, поощрять различными сюрпризами, знаками внимания.
8
На основании диагностики ставлю следующие задачи:
учить детей выразительному исполнению песни легким подвижным звуком
правильно брать дыхание перед началом пения, между музыкальными
фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы
работать над дикцией
учить правилам хорового пения (учить детей слышать не только себя, но и
рядом поющего)
учить петься петь по руке и понимать дирижерский жест
соблюдать динамические оттенки.
Музыкально-дидактические игры для развития певческих навыков
Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются
музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.
Классификация музыкально-дидактических игр на уроке хора:
- на определение характера музыки;
- на усвоение характера музыки;
- на развитие чувства ритма;
- на определение высоты звучания голоса;
- на определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане;
- на закрепление знаний о длительности звуков;
- на развитие памяти и музыкального слуха;
- на закрепление знаний о высоте звука и его длительности, на закрепление
знаний о высоте звука, его длительности, расположении нот на нотоносце;
- на закрепление знаний о движении мелодии вверх и вниз;
- на определение жанров музыки (танец, марш, песня);
- на развитие детского музыкального творчества.
Игра – это часть жизни ребенка, она помогает ему познавать мир,
создавать его, быть в нем яркой личностью. Игровое обучение дает
здоровьесберегающий эффект благодаря влиянию на эмоциональную сторону в
жизни ребенка.
Материально-техническое обеспечение:
фортепиано;
наличие дидактического материала;
проектор и экран для просмотра мультимедийных презентаций, клипов и
видео;
ноутбук;
аудио-носитель CD для прослушивания и анализа музыкальных
произведений в записи MP3.
9
Литература
Учебная литература:
1. Хоровоеодноголосие ч.1 сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин – М.: Музыка 2004
Дополнительная:
1. Гаврилин В.А. Песни для детей. / В.А. Гаврилин – СПб: Композитор, 2009
Электронные ресурсы:
1. http://ale07-ru.1gb.ru/music/notes/song/chorus/chorus_notes.htm
2. http://ale07.ru/music/notes/song/book/shainskiy.htm
3. http://propianino.ru/noty
4. http://hor.by/methodus/bibliography/books-2/
5. http://www.muz-urok.ru/notyi_khigi.htm
6. http://www.notarhiv.ru/
7. http://notes.tarakanov.net/
8. http://nlib.org.ua/
9. http://www.dlib.indiana.edu/variations/scores
10. http://www.free-scores.com
11. http://alenmusic.narod.ru
12. http://www.russianplanet.ru/music/index.htm
13. http://www.piano.ru/
14. http://www.cpdl.org/wiki/index.php/Main
15. http://edu.of.ru/igumnovschool/default.asp?ob_no=5859
16. http://classon.ru/
Презентации к урокам:
1. «Певческое дыхание»;
2. Проект «Можем ли мы увидеть музыку»;
3. Клипы к разучиваемым песням;
4. Мультимедийные физминутки;
5. «Развиваем свой голос»;
6. Игра «Угадай мелодию»;
7. Музыкальная игра «Путешествие по Угадайке» и др.
10
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
Тема урока
Кол.
часов
Дата
по плану
Дата
по факту
I четверть
1.
Певческая установка и дыхание
1,5
01.09
2.
Унисон в младшем хоре
1,5
06.09
3.
Понятие об атаке звука, как начале пения
1,5
08.09
4.
Приемы вокально-хоровой работы в хоре
1,5
13.09
5.
Звукообразование
1,5
15.09
6.
Дыхание и характер исполняемого произведения
1,5
20.09
7.
Формообразование: образ, предложение, цезура,
повторность
1,5
22.09
8.
Формирование исполнительских навыков
1,5
27.09
9.
Звуковысотность
1,5
29.09
10.
Способы звуковедения: нон легато и легато
1,5
04.10
11.
Динамические оттенки-нюансы – p, f
1,5
06.10
12.
Ансамбль и строй
1,5
11.10
13.
Развитие дикции и артикуляции
1,5
13.10
14.
Ритмическая организация музыки и слова
1,5
18.10
Консультация
1,5
20.10
15.
Урок-концерт
1,5
25.10
16.
Контрольный урок
1,5
27.10
II четверть
17.
Использование вокально-хоровых упражнений
на начальном этапе работы над 2-х-голосием
1,5
08.11
18.
Использование канонов на начальном этапе работы
над 2-хголосием
1,5
10.11
19.
Выработка чистой интонации при 2-х-голосном
пении
1,5
15.11
20.
Владение навыками пения без сопровождения
1,5
17.11
21.
Первоначальная работа над цепным дыханием
1,5
22.11
22.
Дикция: работа над округлением гласных
1,5
24.11
23.
Дикция: одновременное произнесение согласных в
процессе пения
1,5
29.11
24.
Выработка ритмической устойчивости при
исполнении произведений
1,5
01.12
25.
Интонирование произведений в различных видах
мажора и минора
1,5
06.12
26.
Устойчивое интонирование одноголосного пения
при сложном аккомпанементе
1,5
08.12
27.
Ритмическая устойчивость в умеренных темпах
1,5
13.12
28.
Развитие эмоциональности и творческой свободы
1,5
15.12
29.
Нюансы – p, f , mf, mp в хоровом пении
1,5
20.12
Консультация
1,5
22.12
30.
Урок-концерт
1,5
27.12
31.
Контрольный урок
1,5
29.12
III четверть
32.
Начальная работа над музыкальной фразой
1,5
12.01
33.
Интонационные навыки: работа над унисоном в
1,5
17.01
11
хоре
34.
Унисон, аккомпанемент, мажор, минор
1,5
19.01
35.
Песня - композитор, поэт, запев, припев
1,5
24.01
36.
Работа над координацией слуха и голоса
1,5
26.01
37.
Смена дыхания в процессе пения. Цепное
дыхание
1,5
31.01
38.
Распределение дыхания по фразам,
филировка звука
1,5
02.02
39.
Дыхание - работа по руке дирижера
1,5
07.02
40.
Контрастное звучание в одной песне
1,5
09.02
41.
Развитие и углубление понятия фразировки.
Игровые приемы
1,5
21.02
42.
Направление движения мелодии, относительная
высота
1,5
28.02
43.
Развитие дикционных навыков. Пение скороговорок
1,5
02.03
44.
Разбор артикуляционно-сложных элементов в
произведениях
1,5
07.03
45.
Лад, строй, ансамбль
1,5
09.03
46.
Устойчивое интонирование одноголосных мелодий
при сложном аккомпанементе
1,5
14.03
47.
Пение acappella. Совершенствование навыков пения
без сопровождения
1,5
16.03
48.
Сопоставление двух темпов в хоровом произведении
1,5
21.03
49.
Контрольный урок
1,5
23.03
IV четверть
50.
Развитие вокально-хоровых навыков
1,5
04.04
51.
Певческая установка
1,5
06.04
52.
Взаимоотношение гласных и согласных в пении
1,5
11.04
53.
Ритмическая организация музыки и слова
1,5
13.04
54.
Дикция – развитие свободы артикуляционного
аппарата, за счет активизации работы губ, языка
1,5
18.04
55.
Развитие гармонического слуха
1,5
20.04
56.
Реагирование на музыку, упражнения на воспитание
ритмичности
1,5
25.04
57.
Осознание чистоты интонации, движения мелодии
1,5
27.04
58.
Понятия crescendo и diminuendo
1,5
04.05
59.
Правильное интонирование в заданной тональности
1,5
11.05
60.
Динамические оттенки – нюансы – p, f , mf, mp
1,5
16.05
61.
Понятие о характере музыки динамических
оттенках, темпе, строении муз.произведения
1,5
18.05
62.
Создание образной целостности произведения
1,5
23.05
63.
Эмоциональное, выразительное исполнение
произведения
1,5
25.05
64.
Контрольный урок
1,5
30.05
ИТОГО:
64
Музыка - еще материалы к урокам:
- Рабочая программа Сольфеджио 1 класс
- Презентация по музыке "Музыкальная викторина"
- Конспект урока "Работа над развитием пианистических навыков на начальном этапе обучения" 1 класс
- Конспект урока по музыке "Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки" 3 класс
- Рабочая программа Сольфеджио 2 класс
- Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 5 классе (2016-2017 уч.год)