Сценарий концерта к Международному дню музыки "Музыканты улыбаются"
МАУДО «Детская школа искусств»
ЗАТО Северск
СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА
«Музыканты улыбаются»,
посвященного празднованию Международного дня Музыки
(сценарий рассчитан на слушателей в возрасте 12-18 лет)
составила
преподаватель
ПЛЕХАНОВА Татьяна Анатольевна
Северск, 2016 г.
Пояснительная записка
Данное мероприятие (концерт) является частью творческого проекта педагога «Через
театр к классической музыке», который реализуется в МАУДО ДШИ на протяжении
нескольких лет, начиная с 2003 года.
Цель мероприятия:
Знакомство с творчеством композиторов через курьезные факты их биографии,
смешные и удивительные истории из их жизни.
Задачи:
Познакомить учащихся с творчеством композиторов различных эпох;
Показать учащимся богатство классического наследия средствами
музыкального и художественного искусств;
Способствовать развитию личностных качеств учащихся через погружение в
атмосферу музыкально-театрального действия.
Новизной данного проекта является то, что каждый концерт, представляя творчество
русских или зарубежных композиторов (И.С. Бах, А.Е. Варламов, Э.Григ, А.С.
Даргомыжский и др.), проходит в театрализованной форме, позволяя зрителям погрузиться в
атмосферу эпохи, более глубоко понять личностные качества композиторов, специфику и
направленность их творчества, и проникнуться желанием дальнейшего совершенствования
своих познаний в этой области. Важным в этой работе является то, что вся музыка
используется не в звукозаписи, а в «живом» исполнении преподавателей и учащихся
МАУДО ДШИ.
Социальной значимостью работы может служить не только то, что учащиеся школы
получают возможность проявить свои исполнительские качества, выступая на концерте с
музыкальными сочинениями или исполняя различные роли, необходимые по сценарию, но и
совместная работа преподавателей школы с учащимися, представляя единый
исполнительский коллектив. Театральное представление, используемое как часть данной
работы, отражается в том, что учащиеся наглядно отражают моменты жизненного пути
композитора и сами «проникают» в атмосферу действия и творчества композитора. Важным
является и то, что существующий на базе МАУДО ДШИ коллектив «Аллегро», включается в
общее для школы мероприятие по созданию концерта и представление его публике города
Северска на сцене школы и Центральной городской библиотеки.
Практическое применение: данный концерт был проведен 9 октября 2016 года в
Центральной городской библиотеке ЗАТО Северск перед слушателями города Северска и в
здании МАУДО ДШИ 13 марта перед учащимися школы искусств, а также учащимися
общеобразовательных школ №№ СФМЛ, 87, 88, 84. Материалы данной работы могут быть
использованы преподавателями музыки любого образовательного учреждения в работе на
уроках музыки, а также для проведения аналогичного концерта.
Необходимое оборудование:
1. Мультимедийный проектор
2. Экран для мультимедийного проектора
3. Фортепиано
4. Видеопрезентация
СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ МУЗЫКИ
(9 октября 2016 года в ЦГБ)
МУЗЫКА
Ведущий: Добрый день! Я рада приветствовать вас всех в этом зале потому, что здесь
собираются истинные любители и знатоки музыки, той самой музыки, которая не только
будоражит кровь, но и задевает душу за живое.
Наша встреча сегодня, в начале октября совершенно не случайна, ведь именно в
октябре – 1 числа – весь мир отмечает самый удивительный праздник, объединяющий
воедино всех людей на Земле, показывающий, что при всей разнице климата, при всей
разнице внешнего вида, обычаев, традиций, верований есть то, что связывает нас всех,
заставляет одинаково плакать, смеяться, радоваться и печалиться, думать и находить
удивительные решения. Есть то, что собирает нас в одно слово – ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. И это
одно понятие, созданное людьми, практически на всех языках звучит одинаково – МУЗЫКА.
МУЗЫКА
Слово "МУЗЫКА" подарили нам древние греки. Музы в древнегреческой мифологии
- дочери Зевса, богини, покровительствующие наукам и искусствам. Их девять. Правда,
среди них не нашлось ни одной, которая специально занималась бы искусством звуков. Одни
считают, что это муза танцев Терпсихора как бы по служебной обязанности должна была
покровительствовать музыке, сопровождающей танцы.
Другие считают - это было дело Евтерпы, музы лирической поэзии (стихи у древних
греков распевались под звуки инструмента). В слове МУЗЫКА и сегодня слышится
напоминание о далеких богах и легендах.
МУЗЫКА
Музыканты - народ весёлый, сами любят повеселиться, других повеселить. Историй,
анекдотов на музыкальную тему существует немалое количество, в разных интерпретациях и
вариациях, короткие, как этот короткий диалог:
- Кто такие Бах и Бетховен?
- Это такие пацаны, которые для сотовых телефонов музыку пишут...
и более длинные, например:
Концерт, выступает молодая певица. Спела песню, откланивается, хочет уйти. Зал
шумит, кричит: "Давай еще!!!" Hу, спела еще раз, снова откланивается, зал не унимается:
"Еще!!!" Что делать, третий раз поет... А зал – по-прежнему. Она и говорит:
- Господа, да сколько можно, я уже устала!
Голос из зала:
- Пока не научишься!
Итак, сегодня я хочу вместе с вами окунуться в мир удивительных историй из жизни
великих композиторов и просто смешных рассказов о музыке и музыкантах.
МУЗЫКА
В жизни Иоганна Себастьяна Баха, которого считают чрезвычайно серьезным
композитором, случалось немало курьезных случаев. Как-то молодой Бах отправился из
Люнебурга в Гамбург - послушать игру знаменитого в ту пору органиста и композитора И.А.
Райнкена. Был он обычным школяром, с тощим кошельком и хорошим аппетитом. В
шумном и веселом Гамбурге денежки быстро кончились, и в обратный путь Иоганн
Себастьян пустился, обремененный новыми музыкальными впечатлениями и жалкой
горсточкой мелких монет.
Где-то на полпути между Гамбургом и Люнебургом музыка голодного желудка уже
безбожно заглушала творчество И.А. Райнкена. А тут еще трактир на дороге встретился. И
запахи оттуда шли такие аппетитные, такие головокружительные. Оголодавший Бах стоял
перед этим великолепным сооружением и безнадежно перебирал мелочь. Денег не хватало
даже на самый скромный обед.
Вдруг открылось окно и чья-то рука бросила в кучу мусора несколько селедочных голов.
Будущий гений без всякого стеснения подобрал свалившуюся на него пищу и собрался
перекусить. Надкусывая первую селедочную голову, он уже представлял, как разделается со
второй, и чуть было не лишился зуба. В селедке был спрятан золотой дукат! Изумленный Бах
быстренько распотрошил вторую голову - еще золотой! И третья голова была столь же
превосходно нашпигована.
Что сделал Иоганн Себастьян? Сытно пообедал и немедленно отправился в Гамбург -
слушать И.А. Райнкена. Ну а откуда взялись деньги в селедочных головах, так этого до сих
пор никто не знает.
Современников восхищала непревзойдённая игра Баха на органе. Однако постоянно
слыша в свой адрес восторженные отзывы, Бах неизменно отвечал:
- Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне
только и нужно-то всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в
определенное время - и тогда инструмент играет сам...
Думаю, что так остроумно мог бы ответить каждый музыкант, в совершенстве
овладевший своим музыкальным инструментом.
МУЗЫКА
Непонятно почему, но Бах любил засыпать под музыку. Вечером, когда он ложился
спать, три его сына поочередно играли ему на клавесине. Подобные обязательные занятия
очень досаждали детям, и самым сладким звуком для них был мелодичный отцовский храп.
Они заметили, что быстрее всего он засыпал под игру Кристиана. Счастливчик! Быстренько
усыпив отца, он вырывался на свободу. Как-то была очередь Эммануила. Он терпеть не мог
эти вечерние упражнения и, как только услышал долгожданное посвистывание, моментально
удрал от клавесина, остановив игру прямо на неразрешенном аккорде. Уже погруженный - в
сладкую дремоту Бах моментально проснулся. Диссонанс истязал его слух! Диссонанс
убивал его сон. Сначала он думал, что ребенок пошел помочиться и скоро вернется. Не тут-
то было. Эммануил не возвращался! Бах долго ворочался в теплой постели, потом одним
рывком отбросил одеяло, в кромешной темноте, натыкаясь на мебель и набивая шишки,
пробрался к инструменту и разрешил аккорд. Через минуту композитор безмятежно спал.
Бах любил переодеваться бедным школьным учителем и в таком виде появляться в
какой-нибудь захолустной церкви. Там он просил у церковного органиста разрешения
сыграть на органе. Получив таковое, великий органист садился за инструмент и...
Присутствовавшие в церкви бывали настолько поражены великолепием и мощью его игры,
что некоторые, полагая, что обыкновенный человек не может играть так прекрасно, в испуге
убегали... Они думали, что к ним в церковь заглянул... переодетый дьявол.
Когда один из братьев И. Баха отправлялся служить у короля Карла XII в качестве
военного музыканта, Иоганн сочинил произведение под названием "Каприччио на отъезд
возлюбленного брата". Это единственное сочинение И. Баха с программным содержанием,
указанным рукой музыканта.
А жизнь брата композитора сложилась интересно: он участвовал в Полтавской битве, а
после поражения Карла XII отправился в Турцию, а затем обратно в Швецию, где закончил
свою жизнь в статусе придворного флейтиста.
Все Бахи были музыкантами, кроме "основателя" династии Фейта Баха, жившего В
XVI столетии, который был булочником и держал мельницу. Однако предание говорит, что и
он прекрасно играл на каком-то струнном инструменте, напоминающем гитару – на цитре - и
очень любил музыку. Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и
правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто
капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии... Сам же Бах в
конце жизни говорил: - Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему
предназначены.
МУЗЫКА
Один из завистников Гайдна как-то в разговоре с Моцартом с пренебрежением сказал
о музыке Гайдна:
- Я бы так никогда не написал.
- Я тоже, - живо отозвался Моцарт, - и знаете почему? Потому что ни вам, ни мне никогда не
пришли бы в голову эти прелестные мелодии...
Тридцать лет служил Гайдн у венгерского князя Эстергази и тридцать лет он
оставался «крепостным слугой». Несмотря на то, что композитор уже получил всеобщее
признание, он должен был во всем подчиняться князю Эстергази. Ни Гайдн, ни музыканты
капеллы не имели права покидать резиденцию князя, пока он был там. А князь уезжать из
резиденции не торопился. Музыканты капеллы устали от жизни без отдыха, что вынудило их
обратиться к Гайдну за помощью. И Гайдн нашел выход. В 1772 году к очередному
празднеству он написал новую симфонию. Гости об этом были предупреждены заранее, и
теперь они с нетерпением ждали начала концерта.
И вот зажжены свечи на пюпитрах, раскрыты ноты, приготовлены инструменты…
Симфония зазвучала… Вдруг… Один из валторнистов отыграл такты своей партии, закрыл
ноты, затем сложил свой инструмент, потушил свечу на пюпитре… и ушел! Гайдн, будто не
замечая, продолжил дирижировать.
Флейтист сыграл свою партию и тоже закрыл ноты, потушил свечу и ушел. Никто в
оркестре не обращает внимания на то, что уже второй валторнист, а за ним гобоист
покидают сцену. Одна за другой гаснут свечи на пюпитрах, друг за другом уходят
музыканты… Что же Гайдн? Неужели не слышит?
Замер последний звук. Погас последний огонек. И в беспросветно темном зале остался лишь
густой запах свечного нагара. Гайдн победил. Князь понял намек и на следующее утро
покинул свою резиденциию, дав музыкантам возможность отдохнуть от служения.
Гайдн однажды дирижировал в Лондоне оркестром. Ему было известно, что многие
англичане порой ходят на концерты не столько ради удовольствия послушать музыку,
сколько по традиции. Некоторые лондонские завсегдатаи концертных залов приобрели
привычку засыпать в своих удобных креслах во время исполнения. Гайдну пришлось
убедиться, что и для него не сделано исключения. Месть была остроумной. Специально для
лондонцев Гайдн написал новую симфонию. В самый критический момент, когда часть
публики начала клевать носом, раздался громоподобный удар большого барабана. И каждый
раз, едва слушатели успокаивались и вновь располагались ко сну, раздавался барабанный
бой. С тех пор эта симфония носит название «Сюрприз».
Однажды, прогуливаясь по улице, Гайдн услышал знакомую мелодию. В ближайшем
кабачке, ужасно фальшивя, играли его менуэт. Не выдержав, возмущённый композитор
вошёл в кабачок и обратился к дирижёру оркестра:
- Чья это музыка?
- Гайдна! - гордо ответил капельмейстер.
- Не может быть, это ложь. Гайдн не мог написать такой безобразной музыки. Это писал
какой-то болван.
- Как! Гайдн! великий Гайдн, по-вашему, болван? - и с этими словами дирижёр с кулаками
набросился на не ожидавшего такого поворота композитора. Избитому Гайдну не оставалось
ничего другого, как поспешно ретироваться.
Когда в 1805 году во Франции распространился слух о смерти Гайдна, парижские
почитатели композитора решили провести траурное собрание, посвящённое памяти
великого маэстро. Гайдн, узнав об этом, поспешил им написать: «Я безгранично
благодарен вам за организацию собрания, посвящённого моей кончине. Жалею, что не могу
лично принять в нём участие и дирижировать при исполнении траурного марша за упокой
моей души».
МУЗЫКА
Говоря о музыке, советский музыковед Борис Асафьев сказал: «Пожалуй, в музыке
нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и
умилялось. Моцарт — символ самой музыки».
Когда итальянскому композитору Джузеппе Верди было пятьдесят лет, он встретился
с одним молодым музыкантом. Музыканту было восемнадцать лет. Он всё время говорил
только о себе и своей музыке. Верди внимательно слушал молодого человека, а потом
сказал:
- Когда мне было восемнадцать лет, я считал себя великим музыкантом и говорил:
`Я`. Когда мне было двадцать пять лет, я говорил: `Я и Моцарт`. Когда мне было сорок лет, я
уже говорил: `Моцарт и я`. А сейчас я говорю: `Моцарт`.
Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года малыш написал свой первый
концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов
мог бы его исполнить. Когда любящий отец отнял у малыша неоконченную нотную запись,
он изумленно воскликнул: - Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть! -
Какие глупости, папа! - возразил Моцарт,- его может сыграть даже ребенок. Например, я.
Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне, после
выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати. - Ты так замечательно играешь! -
сказал он юному музыканту. - Мне никогда так не научиться... - Да что ты! -удивился
маленький Вольфганг. - Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну,
записывать мелодии, которые приходят тебе в голову... - Не знаю... Мне в голову приходят
только стихи... - Вот это да! - восхитился малыш. - Наверно, писать стихи очень трудно? - Да
нет, совсем легко. Ты попробуй... Собеседником Моцарта был юный Гёте.
Как-то раз Моцарт решил подшутить над Сальери. - Я написал такую вещицу для
клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме... меня! - сообщил он
приятелю. Посмотрев ноты, Сальери воскликнул: - Увы, Моцарт, ты тоже не сумеешь
сыграть это. Ведь тут обе руки должны исполнять труднейшие пассажи, причем на
противоположных концах клавиатуры! И именно в этот момент необходимо взять несколько
нот посередине клавиатуры! Даже если играть еще ногой, все равно исполнить написанное
не удастся - слишком быстрый темп... Моцарт, весьма довольный, рассмеялся, сел за клавир
и... исполнил пьесу в точности так, как она была написана. А сложный аккорд посередине
клавиатуры он взял... носом!
Знаете ли вы, что музыкальные мифы могут быть страшнее орудия? О причинах
смерти Моцарта не перестают спорить историки и музыковеды, однако версия, что его убил
из зависти Антонио Сальери, — очередной миф. Официально историческую справедливость
в отношении итальянца, который на самом деле был гораздо успешнее своих собратьев по
музыкальному цеху, восстановил миланский суд в 1997 году. Считается, что Сальери
оклеветали музыканты австрийской школы, чтобы подорвать сильные позиции итальянских
соперников при венском дворе. Однако в массовой культуре, благодаря трагедии А.С.
Пушкина и фильму Милоша Формана, прочно закрепился стереотип о «гении и злодействе».
Мало кому известно, что сын Вольфганга Моцарта - Франц Ксавер Моцарт - почти
тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре
на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. Во Львове он написал
пьесы для фортепиано на мотивы украинских народных песен. И по сей день во Львовской
консерватории имени Н. Лысенко звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Моцарта.
МУЗЫКА
Эрцгерцогиня Мария Антуанетта водила семилетнего Моцарта, будущего
композитора, по венскому дворцу. Мальчик поскользнулся на паркетном полу и упал.
Эрцгерцогиня поспешила поднять его.
- Вы очень добры,- сказал ей юный музыкант,- я на вас женюсь.
Мария Антуанетта передала слова Моцарта своей матери.
- Почему ты хочешь жениться на ее высочестве? - спросила императрица.
- Из благодарности,- ответил Моцарт.
Все детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных
занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок развлекал
великосветскую публику: играл на клавире с закрытыми глазами - отец закрывал ему лицо
платком. Тем же платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой.
На одном из концертов на эстраду вдруг вышла кошка... Моцарт бросил играть и со
всех ног помчался к ней. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным, и на
сердитый окрик отца отвечал:
- Ну, папочка, еще чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет...
Говорят, что Моцарт обладал удивительным чувством юмора.
Один близкий приятель Моцарта был большим шутником. Решив разыграть Моцарта,
он послал ему огромный сверток, в котором не было ничего, кроме оберточной бумаги и
маленькой записки: "Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!"
Через несколько дней шутник получил огромный тяжелый ящик. Открыв его, он
обнаружил большой камень, на котором было написано: "Дорогой друг! Когда я получил
твою записку, этот камень свалился у меня с сердца!"
Зарабатывая вполне приличные гонорары, Моцарт, тем не менее, вечно вынужден был
занимать деньги. Получив за выступление на концерте тысячу гульденов (сумму
баснословную!), он уже через две недели сидел без денег. Аристократический приятель
Вольфганга, у которого тот попытался занять, с удивлением заметил:
- У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей... Куда же
ты деваешь деньги, мой дорогой?
- Но у меня есть жена Констанция! - весело напомнил Моцарт. - Она - мой замок, мой табун
породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей...
Как-то ясным летним вечером Моцарт и его жена Констанция вышли на прогулку. На
главной улице Вены у известного модного магазина им повстречалась щегольская коляска,
из которой выпорхнула восхитительно одетая девушка.
- Какая нарядная! - воскликнула Констанция, - мне больше всего на свете нравится ее пояс, а
особенно красный бантик, которым он застегнут.
- Я рад, - жизнерадостно отозвался гениальный муж,- что тебе нравится именно бантик.
Потому что только на него у нас и хватит денег...
МУЗЫКА
Думаю, что каждый композитор хоть как-то помогал своему собрату музыканту. Вот
так выглядела милостыня по-Моцартовски. Однажды на одной из улиц Вены к композитору
обратился один бедняк. Но денег при себе у композитора не оказалось, и Моцарт пригласил
несчастного зайти в кафе. Сев за столик, он вынул из кармана бумагу и за несколько минут
написал менуэт. Моцарт отдал это сочинение нищему, и посоветовал зайти к одному
издателю. Тот взял бумагу и отправился по указанному адресу, не очень-то веря в успех.
Издатель взглянул на менуэт и... дал нищему пять золотых монет, сказав, что можно
приносить подобные сочинения еще.
Музыка Моцарта для многих из нас является образцом величайшей гармонии и
духовной чистоты.
Дмитрий Шостакович в своих мемуарах делится воспоминаниями со времен
правления Сталина. Сталин спрашивал у руководства Радиокомитета запись фортепианного
концерта Моцарта под номером 23 в исполнении талантливой пианистки Марии Юдиной.
Ему не посмели сказать, что концерт звучал прямо из студии, и записи не существует,
пообещав прислать пластинку с мелодией к нему на дачу.
Был собран оркестр с пианисткой Марией Юдиной. Только с помощью третьего
дирижера запись могла быть завершена, от волнения дирижер терял самообладание. На
следующий день пластинку изготовили в единственном экземпляре, специально для Иосифа
Виссарионовича, и отправили ему.
Марии Юдиной через некоторое время Сталин присылает большие деньги, 20 тысяч
рублей, которые она восприняла с иронией и была неправдоподобно прямолинейна с
вождем. В письме Сталину Мария отвечала, что будет молиться за него непрестанно, чтобы
Господь простил его грехи перед народом, а деньги отнесет в церковь.
Шостакович пишет, что Сталин промолчал, и с Юдиной ничего не произошло.
Пластинка с концертом Моцарта стояла на проигрывателе Сталина, когда его нашли
мертвым. В свои последние минуты Сталин слушал концерт Моцарта под номером 23 в
исполнении Марии Юдиной.
Говорят, что музыка Моцарта помогает поумнеть. Так ли это? Среди многочисленных
легенд вокруг австрийского гения особый коммерческий успех имеет миф о музыке
Вольфганга Амадея Моцарта как средстве увеличения IQ. Ажиотаж начался в 1993 году с
выходом статьи психолога Фрэнсиса Раушера, утверждавшего, что прослушивание Моцарта
ускоряет детское развитии.
На волне сенсации записи стали расходиться миллионными тиражами по всему миру,
и до сих пор, вероятно, в надежде на «эффект Моцарта», его мелодии звучат в магазинах,
самолетах, на мобильных телефонах и телефонных линиях ожидания. Последующие
исследования Раушера, которые показали, что нейрофизиологические показатели у детей
улучшают на самом деле занятия музыкой, уже никто так не популяризировал. И как
подтверждение этого звучит музыка собственного сочинения в исполнении автора –
Александра Петроченко.
МУЗЫКА
О своей музыке он писал так: «Свобода и прогресс - вот цель искусства, так же как и
всей жизни». Русский же историк XIX века Владимир Васильевич Стасов сказал так:
«Бетховен - музыкант, "какой не является в мире с тех пор, как существует музыка..."
Своего младшего брата Иоганна Людвиг ван Бетховен недолюбливал. Иоганн, будучи
аптекарем, скопил солидный капиталец, купил имение и очень этим кичился. Под Новый
1823 год Иоганн послал старшему брату визитную карточку, на которой размашисто
подписался: «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец». Композитор отослал карточку назад,
написав на обороте: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».
После похорон своего единственного наследника генерал Эртман и его жена посетили
Бетховена с весьма странной просьбой. Дело в том, что баронесса фон Эртман не проронила
ни слезинки по поводу безвременно умершего сына. Без лишних слов композитор сел за
инструмент и стал музицировать специально для женщины. Он играл до тех пор, пока она не
зарыдала, дав, наконец, выход своей скорби.
Бетховен, слыл крайне несдержанным человеком, так, найдя треснутое яйцо среди
дюжины, приносимой ему еженедельно для приготовления его любимого хлебного супа,
осыпал обиженного повара разбитыми яйцами, которые "как бомбы с хорошо пристрелянной
батареи, свистели около его ушей и покрывали его вязкими потоками".
Однажды Бетховен согласился позировать германскому скульптору Данхаузеру для
создании своей прижизненной маски. Скульптор попросил композитора снять сюртук и
расстегнуть рубашку. «Это похоже на ритуал умерщвления» - мрачно заметил Бетховен.
Скульптор успокоил его, вставил в губы трубочку для дыхания и приступил к нанесению
гипсовой массы на лицо. Поначалу Бетховен подчинился, но когда гипс на лице начал
затвердевать, его охватила паника. Он вскочил, пытаясь отодрать подсохшую маску от кожи,
и закричал: «Палач! Душитель! Вы монстр!» - «Ради бога, достопочтенный капельмейстер,
прошу Вас…» - попытался усмирить его смущенный и взволнованный Данхаузер. «Тиран!
Людоед!» - продолжал вопить Бетховен. «Но позвольте мне…» - «Ухожу!» - заорал
взбешенный Бетховен. Он отшвырнул стул, так что тот разлетелся в щепки, схватил свою
шляпу и пальто и выбежал из комнаты, не обращая внимания на клочья гипса на своем лице.
Данхаузер бросился вслед, надеясь успокоить гневливого клиента, но Бетховен снова
закричал: «Убирайтесь прочь, коварный убийца! Даже не пытайтесь уговаривать меня, или я
Вас сам удавлю!». Так он и сбежал из дома Данхаузера с кусками гипса на лице, выкрикивая
проклятья в адрес незадачливого скульптора.
МУЗЫКА
Какой-то начинающий немецкий композитор, большой поклонник Бетховена,
закончив свое первое большое произведение, написал на последней странице партитуры:
"Окончил с Божьей помощью" - и отослал ноты великому композитору с просьбой
посмотреть и, если сочтет возможным, ответить молодому автору, что он думает о его
произведении...
Бетховен отнесся к первым опытам молодого музыканта вполне благосклонно и даже внес
кое-какие исправления. Получив одобрительное письмо от своего кумира, юноша был
счастлив. Просматривая же пометки, сделанные в его нотах рукой самого Бетховена, автор в
самом конце вдруг обнаружил рядом со своей записью и приписку музыкального гения:
"Смертный, надейся на собственные силы!"
Со своими друзьями Бетховен часто встречался в пивнушке "У лебедя". Как-то он
несколько дней не приходил туда. А когда наконец появился, друзья спросили:
- Что с вами? Вы были больны?
- Я - нет, - ответил Бетховен. - Но мои единственные сапоги действительно подхватили
такую лихорадку, что едва не умерли...
Однажды молодой чиновник Барт, который обладал необыкновенно красивым
тенором, зашел к Бетховену в гости и застал маэстро в скверном расположении духа.
Бетховен собирался уничтожить какие-то нотные листы и уже поднес их к горящей свече,
как Барт воскликнул:
- Что вы делаете?..
- Я написал было песню, но, представьте, она мне вдруг разонравилась, и я, естественно,
собираюсь ее уничтожить...
- Позвольте мне взглянуть, дорогой маэстро!
Барт сел за рояль и спел дивную мелодию с таким чувством, что Бетховен мгновенно пришел
в полный восторг и умиление.
- А вы знаете, молодой человек, действительно неплохая получилась песенка! - сказал
своенравный гений.
Так был спасен известный романс Бетховена "Аделаида". Не прошло и двух недель, как это
произведение разошлось по всему городу, вызывая всеобщее восхищение...
Однажды в Дрездене Бетховен слушал довольно посредственную оперу "Леонора",
написанную композитором Паэром. Когда спектакль закончился и стихли не слишком
горячие аплодисменты, Паэр подошел к Бетховену и поинтересовался, что тот думает о его
произведении.
Бетховен ответил:
- Прекрасная опера! Она настолько мне понравилась, что я, наверное, напишу к ней музыку...
И Бетховен сдержал свое слово: он написал на тот же сюжет оперу "Фиделио".
МУЗЫКА
Людвиг ван Бетховен, принявшись за музыкальные композиции, до такой степени
становился нечувствительным к голоду, что бранил слуг, когда те приносили ему кушанья,
уверяя, что он уже пообедал. Он постоянно ходил небритым, считая, что бритье
препятствует творческому вдохновению. А перед тем как садиться за написание музыки,
композитор выливал себе на голову ведро холодной воды: это, по его мнению, должно было
очень стимулировать работу мозга.
В пору работы над музыкой к трагедии "Эгмонт" Бетховен частенько встречался с
Гете. Два великих человека медленно прогуливались по аллеям венского парка и вели свои
неспешные беседы. Многие венцы почтительно кланялись им.
Иоганн Вольфганг Гете, занимавший в то время высокий правительственный пост,
привык к подобострастному вниманию подчиненных и потому все поклоны принимал на
свой счет и отвечал на них, приподнимая шляпу. В конце концов устав от этого, поэт
раздраженно пожаловался композитору:
- Как мне надоели все эти бесконечные поклоны!
- Ваше превосходительство, не сердитесь, - с олимпийским спокойствием отозвался
Бетховен. - Может быть, они и мне чуточку кланяются!
Знаменитый немецкий композитор Карл, Мария фон Вебер, закончив работу над
оперой "Вольный стрелок", немедленно отправил ее партитуру Бетховену, мнение которого
очень высоко ценил, с просьбой сообщить, что он думает...
Бетховен, ознакомившись с партитурой, возвратил ее автору. В приложенной короткой
записке было сказано: "Дорогой господин Вебер, советую вам больше никогда не писать
опер"...
Естественно, что крайне самолюбивый Вебер был весьма оскорблен этим уничижительным
советом. Встретившись через некоторое время с Бетховеном, он сухо поинтересовался, что
же так не понравилось в его опере великому композитору.
- Мне понравилось там все! - решительно отвечал Бетховен. - Ваша опера - само
совершенство!
- Но как же тогда понимать ваш совет? - растерянно спросил Вебер.
- А так и понимайте, что опера ваша настолько прекрасна, - отвечал Бетховен, - что я не
допускаю и мысли о создании другой, более прекрасной! А раз так, то стоит ли тратить
время попусту, милый мой Вебер?
МУЗЫКА
За последние триста лет было предложено около двухсот проектов искусственного
языка. Все они, правда, преданы забвению, так как оказались неудачными. Интересен
музыкальный язык, называемый "Соль-ре-соль".
Автором его был француз Жан Франсуа Сюдр, Он обнародовал правила своего языка в 1817
году. Сорок лет его последователя разрабатывали грамматику, словарь и теорию этого языка.
В 1868 году в Париже появились сочинения на этом языке.
Корнями слов нового языка послужили семь основных музыкальных нот, они же
образовывали и некоторые новые слова:
си означало "да",
до — "нет",
ре — "и",
ми — "или",
до—ре — "я",
до—фа — "он",
ре—до — "мой" и т. д.
Такую речь можно было бы и сыграть. Но язык этот оказался труднее самого сложного
современного языка и также был забыт.
А мы с вами насладимся тем самым языком, который никогда не будет забыт людьми –
языком классической музыки.
МУЗЫКА
Среди многих воспоминаний об одном из великих, неповторимо своеобразных
музыкантов пашей эпохи — Сергее Сергеевиче Прокофьеве — особенно интересно одно,
рассказанное им самим в начале краткой автобиографии: «Вступительный экзамен прошел
довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве
всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух
папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много
фортепианных пьес. "Это мне нравится!" — сказал Римский-Корсаков, который вел
экзамен». И Сережа Прокофьев в возрасте 11 лет был принят в консерваторию.
Как-то раз оркестр, исполнявший одно из произведений Прокофьева (симфоническую
картину "Сны"), страшно фальшивил. Меж тем сам знаменитый автор присутствовал на
концерте. Весьма сконфуженный дирижер после концерта подошел к композитору с
извинениями: - Приношу вам свои глубочайшие извинения, Сергей Сергеевич, за не
слишком удачное исполнение. Бога ради, скажите, что вы не очень сердитесь за те несколько
фальшивых нот, которые мы сыграли... - Не стоит так переживать, - вежливо ответил
композитор, - так как я вообще не услышал ни одной верной ноты, то это произведение
воспринимал как чужое! Так что вы можете быть совершенно уверены, что я не сержусь на
вас... Весной 1921 года Париж открыл для себя Сергея Прокофьева. Газеты так
охарактеризовали новую музыку: "Когда дочка динозавра оканчивала консерваторию, то в ее
репертуаре был Прокофьев..." "Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы,
стальные трицепсы... Это не музыка, а звуковой стальной трест..."
МУЗЫКА
Рассказывают, что в молодости Михаил Иванович Глинка обладал феноменальным
красивейшим голосом. У него был тенор, который приводил в восхищение публику.
Однажды собралось довольно много народа. Среди собравшихся был юнкер егерского полка
юный князь Кастриото Скандербек. Он впервые услышал Глинку.
Михаил Иванович был в ударе и пел невыразимо хорошо. Когда он умолк, обнаружилось,
что бедный юнкер близок к обмороку...
- Что с вами, князь? - спросили у юноши, опрыскав его холодной водой и приведя в чувство.
- Мне показалось, что это пели ангелы, и я испугался, что сейчас начнется Страшный суд...
Теща Глинки весьма благоволила к музыкальным увлечениям Михаила Ивановича и
даже называла его "мой маленький Моцарт".
Услышав это обращение, кто-то из друзей спросил композитора:
- Она так любит Моцарта?
- Что ты! - замахал руками Глинка.- Она его знать не знает, но как-то прослышав, что
Моцарт благодаря музыке страшно разбогател, надеется, что эта участь постигнет и ее зятя...
По поводу премьеры оперы М.И.Глинки "Иван Сусанин" почитатели Глинки
устроили чествование композитора. В честь Глинки друзья сочинили канон.
Автором первого куплета был композитор Михаил Вильегорский:
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! наш Глинка –
Уж не Глинка, а фарфор!
Автором второго куплета был Петр Вяземский:
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея Глинку
От Неглинной до Невы.
Третий куплет сочинил сам Василий Жуковский:
В честь толь славныя новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеину стакан.
А четвёртый куплет принадлежал Александру Пушкину:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
МУЗЫКА
Как-то раз известного художника Волкова спросили, как он начинал свою карьеру.
Волков раздраженно ответил, что для хлеба насущного ему приходилось служить в
департаменте, причем одному за двоих, потому что рядом с ним протирал штаны один
свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только сидел и насвистывал целыми
днями...
- Наверно, этот свистун плохо кончил?
- Да уж конечно! Входящие данные он не записывал, исходящие бумаги не отмечал... При
сокращении вакансий нас первыми со службы выгнали. Он поступил в консерваторию, а я
стал художником, - со вздохом закончил рассказчик. - А фамилия его была Чайковский.
Родственники Петра Ильича Чайковского были чрезвычайно огорчены тем, что
молодой человек оказался совершенно не способным к службе и, покинув Министерство
юстиции, поступил в Петербургскую консерваторию. Дядя будущего великого композитора
возмущенно отчитал "оболтуса" Петю:
- Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!
Чайковский был любимцем публики и баловнем славы. Как-то его спросили:
- Петр Ильич, вы, наверное, уже устали от похвал и просто не обращаете на них внимания?
- Да, публика очень добра ко мне, может быть, даже более, чем я того заслуживаю, - ответил
композитор. - И все-таки никогда в жизни я не был так польщен и тронут, как тогда, когда
Лев Толстой, сидя рядом со мной в зале и слушая Анданте моего квартета, залился слезами...
Чайковский смеялся чрезвычайно заразительно и зачастую по самому неподходящему
поводу. Приходит он однажды в гости и радостно сообщает, что переехал на новую
квартиру.
- Вы так довольны Петр Ильич, квартира очень хорошая?
- Да, - еще более оживился Чайковский, - просто замечательная, такая уютная, такая
маленькая, низенькая, темненькая, ничего не видно, такая прелесть! - и расхохотался.
МУЗЫКА
Музыка – это универсальный вид искусства, которым человек может наслаждаться
независимо от настроения. Любимую мелодию он включает не только, когда у него хорошее
настроение, но и когда у него грустное настроение. Слушайте музыку, развивайте свой
музыкальный вкус и пусть в каждом из вас звучит искренняя и чистая мелодия вашей души!
Литература:
1. https://www.livelib.ru/selection
2. http://music-education.ru/zagadki-istorii-mify-o-muzyke-i-muzykantah/