Конспект урока "Музыка и сказки А. С. Пушкина" 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №19
Интегрированный урок: музыка и литература
5 класс
тема:
«Музыка и сказки А.С. Пушкина»
Подготовила:
Учитель музыки Япрынцева Е.И.
2014-2015 учебный год.
Цель урока: Показать, что музыка и литература взаимно обогащают и
дополняют друг друга на примере сказок А.С. Пушкина и музыки великих
русских композиторов М.И. Глинки и Н.А. Римского-Корсакова.
Задачи урока:
1.Углубить и расширить на новом этапе знания учащихся о жизни поэта и
композиторов, какое влияние оказал А.С. Пушкин на творчество русских
композиторов, художников, кинематографов.
2.Развитие системного и диалектического мышления, гибкости ума,
познавательной активности и интересов учащихся.
3.Воспитание гуманистического мировоззрения, отвечающего идеалам
современности, любви к шедеврам русского поэтического и музыкального
искусства.
Материал урока:
А.С. Пушкин: поэма «Руслан и Людмила»; «Сказка о царе Салтане»;
«Сказка о золотом петушке» - работа над текстом.
М.И. Глинка: Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Н.А. Римский-Корсаков: опера «Сказка о царе Салтане», фрагменты оперы:
«Три чуда», «Ария царевны Лебедь», «Полёт шмеля»; опера «Золотой
петушок», темы царя Дадона, золотого петушка, «Ария Шемаханской
царицы» - слушание, анализ.
Р.Н.П. «На море утушка купалася» - разучивание.
Попевка «У лукоморья дуб зелёный» - распевание.
Энтин «Дорога добра» - исполнение.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация «Сказки А.С. Пушкина и музыка»:
Фрагменты из художественного кинофильма «Руслан и Людмила»,
Фотография действующих лиц оперы;
Фрагменты из мультфильмов «Сказка о царе Салтане»: (белочка); и
«Золотой петушок»;
Фрагменты из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»:
(превращение Лебедь в царевну);
репродукции: «Тридцать три богатыря», «Полёт шмеля»;
портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого
Звучит фрагмент Увертюры из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
- Что это прозвучало?
- Кто написал поэму «Руслан и Людмила»?
- На доске – иллюстрации к сказкам Пушкина.
А теперь посмотрите на доску
- Что вы там видите?
( иллюстрации к сказкам Пушкина).
- Назовите эти сказки.
- Какие вы читали сами?
- Какие вы услышали от родителей?
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока, где объединятся
воедино и литература, и музыка и мы посмотрим: только ли
музыка нужна литературе или литература тоже нужна музыке?
« Музыка и сказки А.С. Пушкина».
- А почему именно Пушкин?
( т.к. его поэзия, и в частности сказки, необычайно музыкальны).
А.С. Пушкин высоко ценил и глубоко интересовался русским народным
творчеством. Ведь в песнях народа, былинах, преданиях, сказках получили
непосредственное отражение его быт, страдания и радости, мужество и
героизм, необычайно богатый духовный мир.
- А как вы думаете, кто привил Пушкину живой интерес к
творчеству своего народа, который постепенно перерос в горячую
и преданную любовь?
Конечно же, его няня Арина Радионовна.
И Пушкин всю свою жизнь собирал, записывал и изучал песни и обряды,
сказки, былины, легенды. И сюжеты, подсказанные народом, нередко
ложились в основу собственных сочинений.
- Вспомните, какими словами Пушкин начинает поэму «Руслан и
Людмила»?
( На экране слайд: Крамской «Пушкин у лукоморья»)
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный
Всё бродит по цепи кругом,
Идёт направо - песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Истинно русские слова, словно былинная песнь гусляра.
Именно так подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) и сказки
(литературы), их нерасторжимую связь.
Распевание: попевка «У лукоморья дуб зелёный».
- А кто главные действующие лица в этой поэме – сказке?
(На экране слайд с участниками оперы «Руслан и Людмила»).
Наш урок начался с «Увертюры» Глинки к опере «Руслан и Людмила».
- А что такое увертюра?
(вступление к опере, где показаны характеристики главных героев и
общий настрой всего произведения). (Слушание увертюры).
- Так что мы услышали в увертюре?
(тема Руслана – мужественная, стремительная, бодрая, гордая;
тема Людмилы – песенно-танцевального характера, легко, напевно,
жизнерадостно;
эти две темы прерываются грозными аккордами в низком регистре и
звучанием барабана, говорящие о том, что главным героям предстоят
серьёзные испытания;
- А как закончится опера? Как мы об этом узнали?
Конечно же по радостному, жизнеутверждающему характеру финала
увертюры).
- А как же это всё происходило?
Учитель русского языка и литературы:
(Беседа по тексту с использованием видеофрагментов: похищение
Людмилы; Руслан и Черномор).
С появлением поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» в 1820 году связано одно
событие.
В.А.Жуковский (Что вы знаете о нём?) подарил Пушкину свой портрет с
надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя, в тот высоко-
торжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».
Дома вы познакомились с героями этого произведения.
- Каково ваше мнение?
- Какую речь использует автор? (стихотворную).
- Что такое стихотворная речь?
- Что такое ритм?
- Что такое рифма?
- Вспомните виды рифм.
а а а
б а б
а б б
б б а
Перекрёстная, парная, опоясывающая (запись в тетрадь).
Сейчас вы получите задание по тексту поэмы (разрезанные по строкам
четверостишья;
4 человека 3 минуты на подготовку, 1 человек от группы отвечает):
1. Собрать строки в нужном порядке.
2. Выразительно прочитать отрывок.
3. Определить вид рифмы.
Пример ответа (учитель).
Отрывок из первой части поэмы:
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу – прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.
Рифма перекрёстная: «Баяна – Руслана
Певец венец».
- Всем понятно задание? (работа по группам).
Видеофрагмент «Похищение Людмилы».
- Чей отрывок соответствует фрагменту?
Ответ ученика:
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане (опоясывающая)
Ответ №2, 3, 4. №2
Все четверо выходят вместе,
Руслан уныньем как убит,
Мысль о потерянной невесте
Его терзает и мертвит.
(перекрёстная)
№3
И всё мне дико, мрачно стало,
Родная пуща, тень дубов
Весёлы игры пастухов
Ничто тоски не утешало (опоясывающая).
№4
Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор (перекрёстный).
Видеофрагмент «Руслан и Людмила».
- Чей отрывок соответствует?
№5
В досаде, в горести немой,
Напрпсно длинной бородой
Усталый Карла потрясает:
Руслан её не выпускает...(парная)
№6
Мужайся, князь! В обратный путь
Ступай со спящею Людмилой,
Наполни сердце новой силой,
Любви и чести верен будь(опояс.)
№7
Тогда Руслан одной рукой
Взял меч сражённой головы
И, бороду схватив другою,
Отсёк её как горсть травы(перекр.)
№8
…Пуская тяжкий, слабый стон,
С усильем приподнялся он,
Взглянул, поник главою бранной-
И пал недвижный, бездыханный (пар.)
Стихотворная речь в поэме Пушкина рождает в нашем воображении
живые, яркие картины. И современников Пушкина, и нас восхищает
богатство и разнообразие содержания, блеск и поэтичность языка.
Учитель музыки:
Поистине Пушкина можно назвать великим русским поэтом –
сказочником.
- А кого из русских музыкантов называют композитором –
сказочником?
(Н.А. Римского-Корсакова)
- Почему?
(у него 15 опер, большинство из которых написаны на сказочный
сюжет).
Назовите оперы-сказки, которые вы знаете!
(Садко, Сказка о царе Салтане, Сказка о золотом петушке, Снегурочка).
- А какие из них написаны по сказкам Пушкина?
- А сказка вся полностью используется в опере?
- А что лежит в основе любой оперы?
(либретто).
- Что такое либретто?
(краткое, переработанное содержание литературного
произведения).
По сказкам Пушкина либретто были написаны под руководством самого
Римского-Корсакова. Первую из них, «Сказку о царе Салтане» он написал к
100-летию А. Пушкина.
- Когда это было?
(1899).
А сам Пушкин написал свою сказку в 1831г. в Царском селе. Помните, мы
говорили в начале урока, что сюжеты, «подсказанные» народом нередко
ложились в основу собственных сочинений поэта? Так было и со «Сказкой о
царе Салтане», которую составили подлинные мотивы русского народного
повествования о царице, которую по злому навету завистливых сестёр, царь
сам, лично приказал посадить в бочку и бросить в море.
- А у Пушкина в его сказке так же было на самом деле?
(нет, царь не приказывал посадить в бочку и «бросить в бездну вод и царицу
и приплод», а всё это подстроили завистливые сёстры - ткачиха, повариха
вместе со сватьей бабой Бобарихой).
Учитель литературы:
А.С. Пушкин в этом произведении отработал народную сказку, написанную
им в двух вариантах.
- Как мы назовём в отличие от народной сказку Пушкина?
- Прочитайте полное название пушкинской сказки.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
- Что обычно отражено в заглавии? (главная мысль)
- Как вы думаете, почему эту сказку так назвал Пушкин?
С названием всегда связаны тема и идея произведения.
- Вспомните, что такое тема произведения?
- Что такое идея?
- Какую же тему помогает понять образ царя Салтана?
(тема оклеветанной жены и благополучное разрешение этой судьбы).
- Какие мысли рождает у нас образ «сына его славного и могучего
богатыря князя Гвидона Салтановича»?
(идеальное, счастливое государство)
Задание для всего класса:
1. Найти в тексте описание морского государства Гвидона.
2. Подготовить выразительное чтение по ролям.
3. Объяснить, почему государство Гвидона является
идеальным, счастливым.
(Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты…
«И той стражи нет надёжней,
Ни храбрее, ни прилежней»;
«Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит».
Ответы учащихся. Выразительное чтение по ролям (последний визит
корабельщиков со слов «ветер весело шумит…». Роли: автор, царь Салтан,
корабельщики).
- Какая тема связана с царевной - Лебедь? (волшебство).
Царевна – одна из главных героинь и оперы Римского-Корсакова.
Учитель музыки:
Опера оказалась поистине пушкинской. Римскому-Корсакову удалось
сохранить своеобразные черты поэтического произведения: наивность,
добродушный юмор, народный колорит. Подчас бывает трудно отличить в
опере тему, созданную композитором от подлинно-народных песен. И
самих народных песен в опере немало. Одна из них – свадебная песня «На
море утушка купалася».
- Послушайте, как звучит эта песня?
(немного грустно, напевно, медленно).
Разучивание.
- А характер песни ближе всего к облику какой героини сказки?
Но в опере песня приобретает совершенно новые черты.
- Послушайте, как она изменилась?
Звучит ария Царевны-лебедь.
( радостно, празднично)
- Почему?
(передаёт счастливое состояние героини, которую Гвидон спас от злого
коршуна)
В свою очередь Лебедь тоже помогает царевичу.
- Каким образом она это делала?
Сначала она превратила его в шмеля.
- А для чего?
Да, очень хотелось Гвидону взглянуть на своего отца и при этом остаться
незамеченным. Его появление в царстве салтановом вызвало переполох.
Досталось и сёстрам, и бабе Ббарихе. Видеофрагмент:
Яковлев «Полёт шмеля» и музыка Р-К.
- Послушайте, как звучит музыка?
(быстро, стремительно, весело).
- Почему?
(радость увидеть отца).
- А как композитор изобразил гудение шмеля?
(тембр виолончели, вращательные движения)
- В чём Лебедь ещё помогла Гвидону?
Конечно, чтобы на острове Гвидона появились три чуда, о которых
молвил народ.
- Так какое первое чудо?
Видеофрагмент «Белочка»
- Какую белочку вы увидели?
- Какую песню она поёт? ( р.н.п. «Во саду ли в огороде»)
А вот как представил её Римский-Корсаков. Послушайте и скажите
- Как звучала музыка?
(лёгкая, изящная, прозрачная, хрупкая)
- А почему она звучит именно так?
(т.к. рисует волшебную белочку, грызущую золотые орехи).
А вот второе чудо:
«33 богатыря» (иллюстрация)
- Если вы были бы композиторами, какую бы написали музыку для
них?
(маршеобразную, воинственную, твёрдую)
- Совпали ли наши мысли с мыслями композитора Римского-
Корсакова?
(да, + ещё показал в музыке и пушкинские строки:
Море вздуется бурливо
Закипит, поднимет вой
Хлынет на берег пустой).
И, наконец, самое главное чудо
- Какое?
Конечно же, невиданной красоты Царевна-Лебедь.
Видеофрагмент из художественного
фильма - сказки.
А теперь прозвучит музыка Римского-Корсакова.
- Поделитесь о ней вашими впечатлениями!
(то прихотливо - узорчато, то просто и напевно)
- Какая знакомая вам уже русская народная песня лежит в её
основе?
(«На море утушка купалася»).
- Каков же финал сказки-оперы о царе Салтане? (замечательно,
что все нашли своё счастье: и Гвидон с Царевной - Лебедь, и царица с
Салтаном).
- А каким предстаёт перед нами в этих строках царь Салтан?
( добрым и доверчивым, любящим свою жену и детей; великодушным,
т.к. отпустил трёх злодеек домой и даже не наказал их).
А вот царь из другой пушкинской сказки и оперы Римского-Корсакова
Дадон, совершенная ему противоположность.
- О какой сказке-опере идёт речь?
(«Сказка о золотом петушке»)
Посмотрите на рисунок Зотов «Царь Дадон» и эскиз костюма к
опере
Римского-Корсакова
- Что вы можете о нём сказать?
( напыщенный, а внутренне пустой, примитивный, ленивый, глупый,
трусливый, но претендующий на большой ум и величие).
- А какую музыку вы написали бы для него?
(грубую, шутливую, резкую, отрывистую).
Послушаем, как это сделал композитор.
- Совпали ли наши ощущения?
(да, короткий маршевый мотив, напоминающий тупую, бессмысленную
долбёжку, как будто он лишён простого человеческого чувства, т.к.
интонации просты, грубы, отрывисты).
«Сказкой о золотом петушке» композитор критиковал русское
самодержавие. Опера была написана в 1905 году.
- Вспомните, что произошло в это время в России?
(«Кровавое воскресенье», где погибло огромное количество простых
русских людей, слепо верящих царю в том, что он поможет им и жизнь
станет легче. Но народ не допустили к царю, а просто расстреляли. В
стране началась первая русская революция: стачки, забастовки, аресты и
гонения).
Имя Римского-Корсакова тоже было на учёте в полиции и в первую
очередь из-за оперы «Сказка о золотом петушке».
- Как вы думаете, что не понравилось властям в его опере?
( конечно смелость и дерзость; ведь в образе царя Дадона все увидели
пародию на царствующего в то время Николая 11).
Даже подзаголовок оперы «Небылица в лицах» не могла прикрыть остроту
содержания сказочным сюжетом.
- А каков же сюжет этой сказки?
Учитель литературы:
Эта последняя пушкинская сказка была написана в 1834 году и
представляет собой единственный случай у Пушкина. Когда в основу
сюжета русской народной сказки положен чисто литературный источник:
шутливая новелла американского писателя В. Ирвинга «Легенда об
арабском звездочёте»
-Давайте сравним эту сказку с народной.
- Какие элементы народной сказки присутствуют в «Сказке о
золотом петушке»?
(Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон»
«Сказка ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок»
- трёхкратное повторение (3 подхода)
- лексика: глядь, инда, бывало, петушок мой золотой, беды незваной и
т.д.)
Теперь поработаем с цитатным планом.
- Вспомните, какой план называется цитатным?
(с использованием цитат – точных выдержек из какого-нибудь текста).
- Как оформляется цитата?
- Составьте цитатный план к следующим эпизодам:
1 ряд – начало сказки
2 ряд – военные походы
3 ряд – встреча Дадона с Шамаханской царицей
(самостоятельная работа учащихся, ответы по рядам)
Финал мультфильма « Сказка о золотом
петушке».
Учитель музыки:
- Так за что петушок убивает Дадона?
(за ложь, за преступление, за неумение думать о своей земле и народе).
Совсем не типичный финал для сказки. А как обычно заканчиваются
сказки?
(счастливо и хорошо, но «сказка – ложь, да в ней намёк
добрым молодцам урок»).
Итог урока: Так какой урок мы получили сегодня?
- Как связаны между собой музыка и литература?
- Что они призваны дарить людям?
Конечно - же любовь, дружбу, доброту. Исполнение песни «Дорога
добра». (выставление оценок, домашнее задание).
Список литературы:
1.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
2. «Сказка о царе Салтане»
3. «Золотой петушок»
4.А. Соловцов «Римский-Корсаков Издательство: "Государственное
музыкальное издательство (МУЗГИЗ)" (1960)
5.И. Кунин: Римский-Корсаков
Издательство: Молодая гвардия
Серия: Жизнь замечательных людей
Год: 1964