Конспект открытого урока по фортепиано "Работа над академической программой" 6 класс

Детская школа искусств Илишевского района РБ
Конспект открытого урока по фортепиано на тему:
«Работа над академической программой». 6 класс.
Подготовила преподаватель
фортепианного отдела
Бадретдинова Люзия Римовна.
Верхнеяркеево 2023
Цель урока: формирование обучающих знаний‚ овладение
необходимыми техническими навыками и различными типами
фортепианной фактуры, освоение чувственного исполнения кантиленой,
умение передать разнохарактерную танцевальную музыку.
Задачи: формирование исполнительских навыков игры на
фортепиано, свобода и удобство владения инструментом, умение
использовать различные приемы игры, развитие навыков выразительной
игры и интонирования, освоение образной структуры музыкального
произведения, развитие образного мышления, изучение техники
интонирования для передачи чувств и эмоций в музыке, воспитание
интереса к музыке и художественного воображения.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, практический,
метод обобщения, эмоциональной отзывчивости.
Дидактические материалы: портреты композиторов, нотная
литература. Оборудование: фортепиано, стол, стулья, ноутбук с
записью изучаемых произведений.
План урока:
1.Вступительное слово.
П. Роль этюда в развитии техники: Лешгорн А. Этюд, опус 136, 21.
Ш. Работа над кантиленой. Шуман Р. Альбом для юношества,
"Воспоминание".
IV. Танцевальная музыка в фортепианной миниатюре: Валеев
М., "Полька".
V. Домашнее задание.
VI. Заключение.
1.Вступительное слово.
Сегодня наше занятие посвящено работе над академической
программой. Будем добиваться поставленных целей и задач на примере
Этюда А. Лешгорна, пьесы "Воспоминание" Р. Шумана и "Польки"
М. Валеева.
П. Роль этюда в развитии техники. (Лешгорн А. Этюд. опус 136, 21.)
Процесс быстрой игры на фортепиано требует умения синтезировать
в темпе простейшие движения. В старших классах на занятиях
фортепиано основная роль в развитии техники отводиться этюдам,
включающим разные виды техники, различную фактуру, требующим
разнообразные варианты движений. Приемы игры нужно понять,
чувствовать. Важно обладать педагогическим талантом - особенностью
передать свои знания ученикам. Выдающийся композитор и педагог
Карл Черни считал, что: "...следует извлекать всегда красивый,
насыщенный звук. но не резкий, и даже фортиссимо никогда не должно
быть чрезмерным".
Лешгорн А. Этюд.Опус 136, 21. Данный этюд сочетает в себе
различные виды техники. Это представляет учащимся определенную
сложность в разучивании. Двигательные ощущения, вырабатываемые
при разучивании учеником в медленном темпе должны соответствовать
тем же ощущениям, которые ученик будет вырабатывать в процессе
исполнения в быстром темпе. Проработка деталей является самой
главной задачей при разучивании данного этюда. Это работа над
аккордовой фактурой, арпеджио, гаммообразными пассажами.
Впоследствии все эти детали собираем в единое целое. Сложность
состоит в резком переходе от одной фактуры в другую. Необычен и
разнообразен тональный план этюда. Нужно провести большую
слуховую работу с учеником, чтоб услышать все тональные
отклонения. Необходимо следить за свободой всего корпуса. Работать в
разных темпах: как в медленном, так и в быстром. В медленном темпе
сильными крепкими пальцами на форте (громко) и на пиано
(тихо), ощущая цепкие кончики пальцев.
Ш. Работа над кантиленой. Шуман Р. "Воспоминание" из "Альбома
для юношества". Творчество выдающегося немецкого композитора пользуется
огромной популярностью в музыкальных учебных заведениях. Ведущая
роль принадлежит "Альбому для юношества". Педагоги детских школ
тщательно изучают фортепианные пьесы Шумана и наиболее доступные
из них включают в репертуар своих учащихся. льбом для юношества"
адресован непосредственно детям. Композитора близко затрагивали
духовные интересы детей. Он хорошо чувствовал детскую психологию.
Шуман был создателем совершенно нового и глубоко новаторского
фортепианного стиля. В "Альбоме" все ново и необычно: гармонии, ритм,
пианистическое изложение и программное содержание. Почти в каждой
пьесе встречаются чисто шумановские приемы фортепианного письма.
Для разучивания с ученицей была выбрана пьеса "Воспоминание".
Она написана в день смерти Мендельсона и посвящена ему. Шумановская
фактура всегда подчинена художественному образу; она начинает звучать
только тогда, когда ученик целиком находится во власти исполняемой
музыки. Фразировка мелодического голоса осуществляется f и p,
требующим небольшого акцента на ней и дальнейшего ослабления
звучности. Успех исполнения пьесы зависит от того, насколько
естественно и музыкально ученик слышит и играет основную мелодию.
"Воспоминание" - это произведение кантиленого характера.
Первостепенная задача - работа над звуком. В этой пьесе над учеником
ставятся задачи звукоизвлечения, которые приводят исполнение к
относительному пению инструмента. Умение слышать - основа
пианистических успехов ученика. Он должен стремиться: 1) к полному,
мягкому, певучему звуку; 2) к максимальному разнообразию звуковых
красок. Для достижения наилучших результатов владения разнообразными
качествами звука, надо использовать все возможности тела: от сустава
пальца до всего туловища. Все движения пианиста во время игры
должны быть подчинены слуховому контролю. Очень большое значение
для певучести фортепианного звука имеет фортепианная педаль.
"Запаздывающая педаль" позволяет продлить звук и способствует его
большей певучести. Данная пьеса играет неоценимую роль в развитии
приемов.
IV. Танцевальная музыка в фортепианной миниатюре. Масалим
Валеев "Полька". М.Валеев - один из основоположников башкирской
фортепианной музыки. Он создал целый ряд лирических миниатюр
для фортепиано, прочно вошедших в репертуар учащихся ДМШ
нашей республики. "Полька" - в числе самых популярных танцевальных
пьес композитора. Типичный для польки двухдольный размер, басово-
аккордовое сопровождение, на фоне которого разворачивается
мелодия, передающая тонкие душевные переживания человека.
Аккомпанемент играет роль дирижера. Необходимо отрабатывать
двигательные приемы, позволяющие избежать громоздкости,
тяжеловесности исполнения. Нужно работать над звуковым
соотношением мелодии и аккомпанемента. Проводиться определенная
работа над фразировкой, тональным планом пьесы, целостностью
формы. Для более совершенного в техническом отношении исполнения
требуется выучить наизусть партию отдельно каждой руки. В целях яркого,
насыщенного, красочного в звуковом отношении исполнения на
эстраде рекомендуется частое обыгрывание репертуара перед
разнообразной публикой.
IV. Заключение урока. Домашнее задание: играть этюд и пьесы не
целиком, а разделив на отдельные эпизоды, разучивать по небольшим
отрывкам. Учить партии отдельно каждой рукой.
V. Список использованной литературы.
1лексеев А. "Методика обучения игре на фортепиано". М. : Москва,
1978.
2. Баренбойм Л. Фортепианная педагогика. М. : Классика- 21, 2007.
3. Гофман Й. Фортепианная игра : ответы на вопросы о фортепианной игре.
М.: Классика 21, 2002.
4. Житомирский Д.В. Роберт Шуман. —М., 1964.
5. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма.
—М., 2019.
6. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры".--М.,1988.
7. Тимакин М. "Воспитание пианиста". --Музыка, 2014.