Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальное пение» 8-9 класс

«Утверждаю» «Согласованно» «Рассмотрено»
директор школы зам. директора по ВР на заседании педагогического
___________Ткачев В Н ___________Исаева Ж И протокол от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ»
8-9 КЛАСС
программу разработал
Мамеев Сергей Анатольевич
учитель музыки
МПБОУ-Ново-Ямской ООШ
На 2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое,
особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач
преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические
государственные задачи, строится на принципиально новой образовательной
парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок
развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового
аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают
тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал
ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству,
которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для
творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и
современных песен с музыкальным сопровождением.
В нашей школе учится много детей наделенных музыкальными способностями, которые любят
музыку и желают научиться красиво петь.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию
своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального
искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее
эмоциональное состояние, разработана программа «вокальное пение», направленная на
духовное развитие обучающихся.
Новизна программы
В школе создан вокальный кружок «Вокальное пение» в которой занимаются учащиеся 8-9
классов. Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся
общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При
этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Особенности
набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном
кружке.
В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу
школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и
навыков, приемы воспитания вокалистов.
Программа отличается тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное
образование расширить возможности образовательной области
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и
музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии
соразмерно личной индивидуальности;
- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе
постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.
Практическое назначение программы: Программа - это обобщенный многолетний опыт по
воспитанию вокалистов из числа одаренных учащихся. Реализация содержания
программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и
приемов формирования голоса.
Программа имеет практическую значимость и может быть применена для работы в
общеобразовательной школе.
Она дает возможность каждому ученику удовлетворить не только свои образовательные
потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими
способностями, получить оценку и общественное признание в школе, в городе, округе, в России.
Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают
общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим
сообществом.
Содержание программы предполагается реализовать в объеме 35 часов (за 1 год
обучения).
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с
формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
Певческая установка. 0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка».
Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны.
Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в
небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее
голосовое звучание происходит при пении стоя.
Дыхание. Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике
широко распространён брюшной тип дыхания. Дыхательный процесс содержит много
индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические
признаки дыхания.
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется
естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать
вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но
способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует
использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной
работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при
пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться
комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время
полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию
(общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется
только при вдохе через нос).
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая
атака
звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное
звучание).
Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса,
умения
использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов,
которые
определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение
открывать
рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти,
свободное
положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их
округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание
согласных.
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное
интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное
расширение
задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая
устойчивость в
более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые,
пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
Формирование сценической культуры. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно
их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться
звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических
упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу
вводится
комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает
вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию
сценического образа.
Цель программы через активную музыкально-творческую деятельность сформировать
у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить
их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
- На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных
эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре.
Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению
певческих традиций.
- Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого
человека.
- Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных
жанрах и стилевом
многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального
языка;
- Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия,
устойчивый интерес к вокальному искусству;
- Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и
восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, Формировать
вокальную культуру как
неотъемлемую часть духовной культуры;
- Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное
время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей
культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса
и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки,
как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями,
которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему
школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства
прошлого и современности.
В основу программы для организации творческого процесса воспитания вокалистов в
условиях школьной студии положены упражнения для развития певческих навыков,
алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля,
слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя, правила
вокального пения, рекомендованные дающие положительный результат в развитии здорового,
сильного выразительного голоса.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют
научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую
природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность,
обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и
требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к
сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное
отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и
жанровой многоплановости.
Программа определяет два направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-
исполнительская деятельность. Основное содержание программы позволяет формировать в
единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности -
это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.
Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории
музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на
которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная
студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского
голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать
материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к.
предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, элементов танца. Комплексное
освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть
формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
При разучивании песенного репертуара я обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на
уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить
слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на
уроках литературы – формируется начальное понятие художественного языка, умение
анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках
изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и
жанрах.
Формы контроля. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных
результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение
педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных
мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных
мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие
назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование
умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой
установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации
деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью,
т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и
самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся
исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным
памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников
вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для
исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает
юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального
искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Методическое обеспечение программы.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
- Музыкальные инструменты (рояль, синтезатор, гитара, балалайка), магнитофон, компакт-диски,
ноутбук. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных
ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и
практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры,
концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные,
практические, объяснительно – иллюстративные.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного
подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у
членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля,
методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно-
педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического
воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому
ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной
деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации,
музыкально- сценической театрализации..
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих
компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных
программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение
вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам
предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку
и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет
поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится
следить не только за голосом, но и телом.
.Планируемый результат
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому
самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в
концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать
пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно
выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова
артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно
распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,
усовершенствовать свой голос;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный
ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного
материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например –
выступление вокального коллектива с концертами.
Ожидаемые результаты
Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе реализации программы
опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению.
К метапредметным результатам обучающихся относятся умение воспринимать музыку
различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях, эмоционально, эстетически
откликаться на искусство; адекватно оценивать проявления музыкальной культуры как части
общей культуры; умение организовывать культурный досуг, самостоятельную творческую
деятельность.
Личностные результаты освоения образовательной программы отражают готовность и
способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и
познанию в области музыкального искусства.
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке
могут быть различными. Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
Работа над певческой установкой и дыханием.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом
пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения
в
зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в
процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более
спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания
(пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных
фраз
на «цепном дыхании»
Тематическое планирование
работы вокального кружка
Тема занятия
Часы
1
Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя
и стоя.
2
2
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало
пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед
характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в
процессе пения.
2
3
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой
интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака
звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах
(головное звучание).
2
4
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных
органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость
слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение
от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
2
5
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и
выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое
интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
5
6
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка
пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего
инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму -
заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
2
7
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания
(короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное
в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение
выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных
музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
4
8
Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато.
Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением
использовать головной и грудной регистры.
3
9
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при
пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания
неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
3
10
Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных
темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая,
половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в
различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и
медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые,
пунктирный ритм).
5
11
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под
фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать
пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни
и созданием сценического образа.
5
Репертуар
«Наш край» музыка Д. Б. Кабалевского, слова. А. Пришельца.
«Василёк» русская народная песня, попевки, скороговорки.
«Наша школа» музыка. Е. Птичкина, слова. М Пляцковского,
«Как под горкой» русская народная песня, попевки.
«Песенка юных читателей» музыка. А. Островского, слова С. Михалкова,
«Там за речкой, там за перевалом» русская народная песня,
«Белая дорожка» музыка. В. Ренёва, слова. А. Пришельца,
«С новым годом» музыка и слова В. Фадина,
«Как ходил, гулял Ванюша» русская народная песня, зимние попевки.
«Вставала я ранёшенько» русская народная песня,
«Пушинки» музыка и слова В. Кирюшова.
«Бравые солдаты» музыка А Филиппенко, слова Т. Волгиной,
«Во кузнице» русская народная песня,
«Друг наш неразлучный» музыка Э.Колмановского, слова О. Фадеевой,
«Песня о бабушке» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волиной,
«Весенняя песенка» музыка Ф. Лещинской, слова Р. Писарского,
«На горе-то калина» русская народная песня, весенние заклички
«Весёлый колокольчик» музыка В. Кикты, слова В. Татаринова,
«Ах улица, улица широкая» русская народная песня, весенние заклички.
«Буквы пляшут и поют» музыка И. Арсеева , слова Л. Дымовой,
«Аист на крыше» музыка Д. Тухманова, слова А.Поперечного,
«Не кукуй, кукушечка во сыром бору» русская народная песня,
«Сею, вею ,бел Леночек» русская народная песня.
«Колыбельная» слова Аспазии, музыека Р. Паулса
«Кто пасётся на лугу?» слова Ю. Черных, музыка А. Пахмутовой
«Алёшенька» слова А. Барто, музыка Д. Б. Кабалевского
«Я у бабушки живу» слова И. Шаферана, музыка Э. Ханка
«Пусть вечным будет мир» Ю.Антонова.
«Самая счастливая» Ю. Чичкова
Материально-техническое обеспечение:
Музыкальный центр
Аудиозаписи
ноутбук
Проэктор
Экран
Микрофон
Микшер
Усилитель
баян
Шумовые инструменты
Гитара
Балалайка
интернет
Используемая литература:
1 .Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3. «Музыкальные игры для детей» Составители Т. Н. Образцова, г. Москва «Этрол-
Лада»2005г.
4. Миловский С. «Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы», «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика
музыкального образования детей»
8. «Хрестоматия музыкального материала» Составители Е. Критская,
Т. Шмагина, Г. Сергеева. Москва
«Просвещение» 2002г.
9. «Музыка в школе» Составители Е. Критская,
Т. Шмагина, Г. Сергеева. Москва «Культура»
10. «Музыка» Составитель В. Фадин. Издательство «Учитель» 2003г.
11. «Песни о Родине». Серия «Наши любимые песни».
Издательство И. В. Зайцева. Г. Москва 2001г.
12. «Популярный песенник-справочник» Составители И. Олинская,
Д. Ухов, И. Оякяер.г. Москва.
Издательство «Музыка» 1991г.
13. Популярные детские песни «Рисунки на асфальте».
Составители Ф. Такун, А. Шершунов.
Издательство «Современная музыка»
14. «Музыкальные игры для детей» Составители Т. Н. Образцова,
г. Москва «Этрол-Лада»2005г.
Тематическое планирование 2020-2021 учебный год
Тема занятия
Дата
план
Дата
факт
1
Певческая установка. Посадка певца, положение
корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
2
Певческая установка. Посадка певца, положение
корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.
3
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения.
Одновременный вдох и начало пения. Различные
характеры дыхания перед началом пения в зависимости
перед характером исполняемого произведения:
медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
4
Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения.
Одновременный вдох и начало пения. Различные
характеры дыхания перед началом пения в зависимости
перед характером исполняемого произведения:
медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.
5
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над
звуковедением и чистотой интонирования.
Естественный свободный звук без крика и напряжения.
Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их
формирования в различных регистрах (головное
звучание).
6
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над
звуковедением и чистотой интонирования.
Естественный свободный звук без крика и напряжения.
Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их
формирования в различных регистрах (головное
звучание).
7
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие
согласованности артикуляционных органов, которые
определяют качество произнесения звуков речи,
разборчивость слов или дикции (умение открывать рот,
правильное положение губ, освобождение от зажатости
и напряжения нижней челюсти, свободное положение
языка во рту).
8
Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие
согласованности артикуляционных органов, которые
определяют качество произнесения звуков речи,
разборчивость слов или дикции (умение открывать рот,
правильное положение губ, освобождение от зажатости
и напряжения нижней челюсти, свободное положение
языка во рту).
9
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного
унисона (чистое и выразительное интонирование
диатонических ступеней лада) устойчивое
интонирование одноголосного пения при сложном
аккомпанементе.
10
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного
унисона (чистое и выразительное интонирование
диатонических ступеней лада) устойчивое
интонирование одноголосного пения при сложном
аккомпанементе.
11
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного
унисона (чистое и выразительное интонирование
диатонических ступеней лада) устойчивое
интонирование одноголосного пения при сложном
аккомпанементе.
12
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного
унисона (чистое и выразительное интонирование
диатонических ступеней лада) устойчивое
интонирование одноголосного пения при сложном
аккомпанементе.
13
Формирование чувства ансамбля. Выработка активного
унисона (чистое и выразительное интонирование
диатонических ступеней лада) устойчивое
интонирование одноголосного пения при сложном
аккомпанементе.
14
Формирование сценической культуры. Работа с
фонограммой. Обучение ребёнка пользованию
фонограммой осуществляется с помощью
аккомпанирующего инструмента в классе , в
соответствующем темпе. Пение под фонограмму -
заключительный этап работы. Формировать у детей
культуру поведения на сцене.
15
Формирование сценической культуры. Работа с
фонограммой. Обучение ребёнка пользованию
фонограммой осуществляется с помощью
аккомпанирующего инструмента в классе , в
соответствующем темпе. Пение под фонограмму -
заключительный этап работы. Формировать у детей
культуру поведения на сцене.
16
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения,
различные приёмы дыхания (короткое и активное в
быстрых произведениях, более спокойное но так же
активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками
«цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце
произведения; исполнение продолжительных
музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
17
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения,
различные приёмы дыхания (короткое и активное в
быстрых произведениях, более спокойное но так же
активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками
«цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце
произведения; исполнение продолжительных
музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
18
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения,
различные приёмы дыхания (короткое и активное в
быстрых произведениях, более спокойное но так же
активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками
«цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце
произведения; исполнение продолжительных
музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
19
Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения,
различные приёмы дыхания (короткое и активное в
быстрых произведениях, более спокойное но так же
активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками
«цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце
произведения; исполнение продолжительных
музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
20
Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Пение нон легато и легато. Работа над ровным
звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением
использовать головной и грудной регистры.
21
Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Пение нон легато и легато. Работа над ровным
звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением
использовать головной и грудной регистры.
22
Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Пение нон легато и легато. Работа над ровным
звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением
использовать головной и грудной регистры.
23
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над
особенностями произношения при пении (напевность
гласных, умение их округлять, стремление к чистоте
звучания неударных гласных) быстрое и чёткое
выговаривание согласных
24
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над
особенностями произношения при пении (напевность
гласных, умение их округлять, стремление к чистоте
звучания неударных гласных) быстрое и чёткое
выговаривание согласных
25
Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над
особенностями произношения при пении (напевность
гласных, умение их округлять, стремление к чистоте
звучания неударных гласных) быстрое и чёткое
выговаривание согласных
26
Формирование чувства ансамбля. Выработка
ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей (четверть,
восьмая, половинная). Постепенное расширение задач:
интонирование произведений в различных видах
мажора и минора, ритмическая устойчивость в более
быстрых и медленных темпах с более сложным
ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный
ритм).
27
Формирование чувства ансамбля. Выработка
ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей (четверть,
восьмая, половинная). Постепенное расширение задач:
интонирование произведений в различных видах
мажора и минора, ритмическая устойчивость в более
быстрых и медленных темпах с более сложным
ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный
ритм).
28
Формирование чувства ансамбля. Выработка
ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей (четверть,
восьмая, половинная). Постепенное расширение задач:
интонирование произведений в различных видах
мажора и минора, ритмическая устойчивость в более
быстрых и медленных темпах с более сложным
ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный
ритм).
29
Формирование чувства ансамбля. Выработка
ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей (четверть,
восьмая, половинная). Постепенное расширение задач:
интонирование произведений в различных видах
мажора и минора, ритмическая устойчивость в более
быстрых и медленных темпах с более сложным
ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный
ритм).
30
Формирование чувства ансамбля. Выработка
ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей (четверть,
восьмая, половинная). Постепенное расширение задач:
интонирование произведений в различных видах
мажора и минора, ритмическая устойчивость в более
быстрых и медленных темпах с более сложным
ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный
ритм).
31
Формирование сценической культуры. Работа с
фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие
артистических способностей детей, их умения
согласовывать пение с ритмическими движениями.
Работа над выразительным исполнением песни и
созданием сценического образа.
32
Формирование сценической культуры. Работа с
фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие
артистических способностей детей, их умения
согласовывать пение с ритмическими движениями.
Работа над выразительным исполнением песни и
созданием сценического образа.
33
Формирование сценической культуры. Работа с
фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие
артистических способностей детей, их умения
согласовывать пение с ритмическими движениями.
Работа над выразительным исполнением песни и
созданием сценического образа.
34
Формирование сценической культуры. Работа с
фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие
артистических способностей детей, их умения
согласовывать пение с ритмическими движениями.
Работа над выразительным исполнением песни и
созданием сценического образа.
35
Формирование сценической культуры. Работа с
фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие
артистических способностей детей, их умения
согласовывать пение с ритмическими движениями.
Работа над выразительным исполнением песни и
созданием сценического образа.