Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя на 2021-2023 учебный год

Индивидуальный план работы по самообразованию
музыкального руководителя
на 2021–2023 учебный год
Начало работы над темой 2021–год
Предполагаемая дата окончания работы 2023 –год
Содержание:
1
Матрица индивидуального плана по самообразованию………………………………………..
2
Введение…………………………………………………………………………………………..
3
План по самообразованию за 2021-2023 год…………………………………...........................
4
Литература………………………………………………………………………………................
5
Приложение №1 Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения
детей к игре на ДМИ»……………………………………………................................................
6
Приложение № 2 Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ и развитие чувства
ритма в музыкальной деятельности»………………………………….......................................
7
Приложение № 3 «Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском
саду» …………………………………………………....................................................................
8
Приложение №4 Консультация для родителей «Изготовление шумовых
инструментов»……………………………………………………………………… …………...
9
Приложение № 5 «Презентация для воспитателей и родителей «Детские музыкальные
инструменты»…………………………………………………………………………..................
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-
ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных
инструментов способствует общему развитию; умственных способностей,
психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия,
ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что
очень важно для детей дошкольного возраста.
Цели:
Образовательные:
- развитие чувства ритма;
- тренировка внутреннего слуха;
- развитие познавательного интереса;
- учить выделять сильную долю такта;
Воспитательные:
- развитие творческого воображение;
- воспитание дружеских отношений между детьми;
- приобщение к исследовательской деятельности.
Задачи:
- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-
педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у
детей;
- разработать систему занятий с применением детских музыкальных
инструментов, направленную на развитие чувства ритма.
- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению
детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и
психическое развитие дошкольников.
Объектом является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного
возраста.
Предметом педагогические условия развития чувства ритма у детей
дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
Гипотеза - эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе
игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при
условии: - если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя
III блока: I блок - ознакомительный (ритмические упражнения; тематические
уроки музыки);
II блок - основной (обучающие уроки игре на ДМИ);
III блок - итоговый (игра в детском оркестре, открытые занятия).
Ожидаемый результат: Чувство ритма, является первоосновой музыкально-
исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной
музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу.
Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех
учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный
коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов
музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и
необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
ВВЕДЕНИЕ
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой
практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке –
категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная,
образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное
средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств.
Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только
художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально
ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».
Наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства» возникает
задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в
каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое
музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше
дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и
радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит
музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т.е.
понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать,
воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по
развитию ритмического чувства.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра
не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и
формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Требует, прежде всего,
синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости
ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и
другую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию
чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах,
дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и
различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается
качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально -
ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение
и игру на инструментах.
Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить
занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.
Март – Апрель
2020 год.
«Ударные
мелодические
музыкальные
инструменты»
Систематическое
использование на
музыкальных
занятиях
Май.
Открытое
музыкальное
занятие
«Вездесущий
ритм».
Выступление на
МО с
сообщением.
Октябрь
Обобщение
прошлогоднего
опыта.
Выступление на
утренниках,
праздниках и в
разных
развлечениях.
Ноябрь – Декабрь.
Музыкально-
ритмические
движения, как
средство развития
Выступление на
утренниках,
праздниках..
чувства ритма.
Январь 2021 год
Консультация для
родителей
«Изготовление
шумовых
инструментов на
дому»
Раздача
консультаций,
выступление на
родительских
собраниях.
Февраль.
Инновационные
методы работы с
детьми,
родителями и
воспитателями.
Систематическое
использование на
музыкальных
занятиях,
утренниках,
собраниях,
семинарах.
Май.
Совместная работа
детей и родителей
по развитию
чувства ритма в
процессе игры на
ДМИ.
Показ на
утренниках,
концертах
Июнь – Август
Изучение новой
литературы по
данной теме,
приобретение
новых
Использование
на музыкальных
занятиях и в
различных
музыкальных
инструментов и
репертуара.
Знакомство с
разными
методиками .
мероприятиях.
Октябрь - Декабрь
Доклад
«Музицирование в
творческом
развитии детей
дошкольного
возраста"
Выступление на
педагогическом
совете
Февраль-Март
Открытое занятие
"Кругосветное
путешествие"
Использование
накопленного
опыта и
практическое
применение в
играх и танцах
разных народов.
Апрель-Май.
Подведение
итогов
Выступления на
утренника и
концертах
Л
И
ТЕРАТУРА:
1. М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное
образование".
2. Т.Э. Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное
воспитание".
3. Т.Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".
4. Т.М. Орлова, С.И. Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".
5. В. Даль "Толковый словарь русского языка". 2002г. Москва.
6. Н.А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва,
1980г.
7. Н.А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".
8. Издательство "Просвещение", Москва, 1982г. 9. Журналы "Музыкальный
руководитель" за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.
10. Новикова Г.П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности
детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ,
2002.