Презентация "«Слово о полку Игореве» в музыке" 9 класс

Подписи к слайдам:
«Слово о полку ИгореВЕ» в музыке Работу выполнила Ажгибкова Мария, ученица 9-в класса. История создания оперы «Слово о полку Игореве»
  • В апреле 1869 года. В. В. Стасов предло­жил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный па­мятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—П87). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), из­учал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах,
  • музыку их потомков, былины, эпические песни.
  • Большую по­мощь композитору оказывал Стасов,
  • крупнейший знаток рус­ской истории и
  • древней литературы.
Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. А. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 но­ября)   1890 года
  • Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. А. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 но­ября)   1890 года
  • в Петербурге, на сцене Мариинского театра.
«Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщесла­вия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвест­ный создатель поэмы страстно призывал русских князей к еди­нению.
  • «Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщесла­вия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвест­ный создатель поэмы страстно призывал русских князей к еди­нению.
Композитор подчеркнул в опере не столько политиче­скую направленность «Слова», сколько его народно-эпические черты. Игорь в опере близок по духу к образам былинных бо­гатырей. Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Ста­сова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетво­ряющего собой стихию княжеских раздоров.
  • Композитор подчеркнул в опере не столько политиче­скую направленность «Слова», сколько его народно-эпические черты. Игорь в опере близок по духу к образам былинных бо­гатырей. Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Ста­сова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетво­ряющего собой стихию княжеских раздоров.
Музыка. «Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских му­зыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.
  • Музыка. «Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских му­зыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.
В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы. Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпи­ческих песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубо­ватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.
  • В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы. Могучий хор пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпи­ческих песен. Этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубо­ватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.
Музыка 1-й картины (I акт) своим бесшабашным, разгуль­ным характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» напоминает залихватскую пляску. В хоре девушек «Ой, лихонько» тонко воспроизведены особенности жалобных народных причитаний.
  • Музыка 1-й картины (I акт) своим бесшабашным, разгуль­ным характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» напоминает залихватскую пляску. В хоре девушек «Ой, лихонько» тонко воспроизведены особенности жалобных народных причитаний.
  • С напускной важностью звучит грубовато-комическая песня скоморохов «Что у князя да Володимира».
Во 2-й картине рель­ефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Яро­славны. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» выраже­на ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержан­ная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизи­руется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярослав­ны с боярами. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.
  • Во 2-й картине рель­ефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Яро­славны. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» выраже­на ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержан­ная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизи­руется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярослав­ны с боярами. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.
II акт посвящен картинам половецкого стана. В каватине Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные при­зывы, страстное томление, чувственная нега. Поэзией юноше­ской любви, очарованием роскошной южной ночи овеяна кава­тина Владимира «Медленно день угасал».
  • II акт посвящен картинам половецкого стана. В каватине Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные при­зывы, страстное томление, чувственная нега. Поэзией юноше­ской любви, очарованием роскошной южной ночи овеяна кава­тина Владимира «Медленно день угасал».

Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославне. Властным, же­стоким и великодушным предстает хан Кончак в арии «Здоров ли, князь?».

Акт завершается ослепительно красочными сцена­ми плясок, сопровождаемых хором. Контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная, исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. По­степенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой   танец
  • Акт завершается ослепительно красочными сцена­ми плясок, сопровождаемых хором. Контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная, исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. По­степенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой   танец
В III акте в изображении половцев на первый план вы­ступают воинственность и жестокость. В IV акте музыка разви­вается от скорби ко всеобщему ликованию. Глубокая, неизбыв­ная печаль слышится в ариозо Ярославны «Ах, плачу я», близ­ком народным причитаниям. Ариозо выливается в народный плач — хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднич­но-торжествен финальный хор «Знать, господь мольбы услы­шал».
  • В III акте в изображении половцев на первый план вы­ступают воинственность и жестокость. В IV акте музыка разви­вается от скорби ко всеобщему ликованию. Глубокая, неизбыв­ная печаль слышится в ариозо Ярославны «Ах, плачу я», близ­ком народным причитаниям. Ариозо выливается в народный плач — хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднич­но-торжествен финальный хор «Знать, господь мольбы услы­шал».
http://www.ol-cbs.ru/51-other/slovo/488-slovo-o-polku-igoreve-v-muzike
  • http://www.ol-cbs.ru/51-other/slovo/488-slovo-o-polku-igoreve-v-muzike
  • http://iplayer.fm/song/16247833/A._Borodin_-_Tanec_poloveckih_devushek_iz_opery_Knyaz_Igor/
  • https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03dd/000497bc-1e3d7099/hello_html_m5653a327.jpg
  • https://stnmedia.ru/upload/iblock/80a/80a7c48912730cefc67b895be6d714a5.jpg
  • https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2c42a204acca232f8a83055b7a7c56e3&n=13
  • https://i.ytimg.com/vi/qOQEPgK80bA/maxresdefault.jpg
  • https://st.kp.yandex.net/im/kadr/1/2/0/kinopoisk.ru-Slovo-o-polku-Igoreve-1203116.jpg
  • https://novat.nsk.ru/upload/iblock/452/knyaz_igor_15.jpg
  • http://www.chelopera.ru/media/plays/2011/09/07/5.jpg
  • https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d56/000291dd-d850e24d/hello_html_m7c33fcbf.jpg
  • https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l79HpiBoXUD9lD8tlp0-16ELuIyeh-senu6ReA=s900-mo-c-c0xffffffff-rj-k-no
  • http://i041.radikal.ru/1010/80/54a0f33baa7c.jpg
  • https://billboard.spb.ru/image/65072176/original.jpeg

Источники