Конспект урока по музыке "Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»" 7 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПАРТИЗАНСКАЯ ШКОЛА» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ул. Сумская, №11а, с. Партизанское, Симферопольский район, Республики Крым, РФ, 297566
телефон: +7(978)7375962, e-mail: partizanskaya.shkola@mail.ru,
ОКПО 00827082, ОГРН 1159102023134, ИНН 9109009671 / КПП 910901001
Конспект урока по музыке
(7 класс)
«Музыка к драматическому спектаклю « Ромео и
Джульетта».
Подготовил:
учитель музыки
И.Н. Ключко
с. Партизанское, 2016 г.
ФИО: Ключко Ирина Николаевна
Дата: _______________
Тема: «Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».
Раздел: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»
Класс: 7
Цель: Способствовать осознанию роли музыки в драматическом спектакле.
Планируемые результаты:
Личностные:
проявление познавательных интересов и активности при изучении данной темы;
развитие логического ассоциативного мышления;
воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексивного отношения к предмету.
Метапредметные:
анализировать собственную учебную деятельность;
самостоятельно ставить учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
понимание взаимодействия музыки с литературой, знакомство с творчеством великого английского драматурга У. Шекспира.
Предметные:
расширение знаний о творчестве русского композитора Б.Д. Кабалевского, совершенствование музыкального восприятия ;
развитие певческого голоса, единства в манере исполнения;
знание понятийного материала по изученной теме;
обобщение понимания того, что музыка отражает окружающую нас жизнь, передаёт опыт предыдущих покалений.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, организация самостоятельной деятельности в группах, предварительная домашняя
подготовка.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Оборудование: ноутбук, презентация к уроку, учебник, аудиозаписи с музыкальными примерами.
Эпиграф: «Чем чище музыка любви,
Тем громче музыка печали.
Чем громче музыка печали,
Тем выше музыка любви».
Б.Окуджава
.
Ход урока:
Композиция
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вступление
(оргмомент)
Традиционное музыкальное приветствие:
«Здравствуйте, ребята!»
- сегодня мы отправимся с Вами в эпоху
Средневековья, узнаем удивительную историю
любви. Наверняка, Вы сможете продолжить
ставшие крылатыми слова: «Нет повести печальнее
на свете, чем…
При помощи слушания и анализа раскроем
музыкальные образы героев и их взаимодействие,
определим вместе тему урока.
Традиционное музыкальное приветствие:
«Здравствуйте, учитель!»
… повесть о Ромео и Джульетте…»
Экспозиция
(представление
темы,
постановка
проблемы,
создание
эмоционального
тона урока)
- Посмотрите на фотографии великих творцов, с
творчеством некоторых из них Вы уже знакомы.
Назовите их. Подумайте: что их объединяет?
(На доске фото У. Шекспира, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева,
Д.Б. Кабалевского)
- Действительно, к этой всемирно известной
трагедии У. Шекспира обращались многие
музыканты, художники и создавали новые
шедевры. Давайте вспомним, какие музыкальные
произведения они написали.
- Послушаем отрывок из увертюры-фантазии
«Ромео и Джульетта»
- Какие впечатления у вас возникли?
- Их связывают произведения о трагической
истории любви Ромео и Джульетты.
- П.И.Чайковский сочинил увертюру-фантазию
«Ромео и Джульетта»
Слушание отрывка из увертюры-фантазии
«Ромео и Джульетта»
(ребята делятся своими впечатлениями: в этой
музыке и боль потери, и светлые
воспоминания…)
- Замечательно, слушаем фрагмент из балета
С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»
- А какое произведение написал Д.Б. Кабалевский?
- Давайте попробуем сформулировать тему урока.
- Верно. Но чтобы быть точнее, наша тема будет
звучать так: «Музыка к драматическому спектаклю
«Ромео и Джульетта».
- Давайте попробуем сформулировать задачи
нашего урока.
- С.С. Прокофьев написал музыку к балету
«Ромео и Джульетта».
Слушание фрагмента из балета «Ромео и
Джульетта»
(затрудняются ответить)
- Музыка Д. Кабалевского к драме У.Шекспира
«Ромео и Джульетта».
- познакомится с творчеством У. Шекспира и
Д.Б.Кабалевского; прослушать и
проанализировать музыку к драматическому
спектаклю; разобрать новые музыкальные
термины.
Разработка
(развитие
действия,
взаимосвязь
материала
урока)
- Итак, мы попытаемся узнать как можно больше
интересного о жизни людей эпохи Возрождения и
расскажут нам об этом наши герои из прошлого.
(в средневековых костюмах ученица и ученик
класса рассказывают о жизни и творчестве У.
Шекспира
- Шекспир был незнатного рода, сын
ремесленника, образование лишь начальное,
но очень талантливый. Он сочинял свои драмы
и комедии для Лондонского театра «Глобус», в
котором он сам был ещё и актером.
Просмотр фрагмента фильма «Загадочный
Уильям Шекспир».
Далее они повествуют трагическую и вместе с
тем прекрасную историю любви Ромео и
Джульетты)
- Давайте послушаем рассказ о творчестве
замечательного русского композитора
Д.Б.Кабалевского, о котором нам расскажут наши
современники.
- Нужно собрать клавиатуру, которая сможет
исполнить фрагменты из сюиты Кабалевского при
условии, что вы правильно ответите на мои
вопросы.
1. Что такое увертюра? (при правильном ответе
нота ДО накладывается на первую клавишу, и так
далее)
2. Что такое балет?
3. Что такое опера?
4. Что такое либретто?
5. Перечислите состав симфонического оркестра.
6. Что такое драма?
7. Что такое сюита?
(2 ученика рассказывают интересные факты из
жизни и творчества Д.Кабалевского)
Просмотр фрагмента фильма о Кабалевском.
бъединяются в группы и на листочках в форме
клавиш находят правильный ответ на вопрос,
крепят его на клавиатуру)
- инструментальное вступление к театральному
спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету,
оперетте), но иногда и к драматическому, а
также к вокально-инструментальным
произведениям - кантатам и ораториям или к
инструментальным пьесам сюитного типа.
- (фр. ballet, от лат. ballo - танцую) вид
сценического искусства, основными
выразительными средствами которого является
неразрывно связанные между собой музыка и
танец.
- род музыкально-драматического произведения,
основанный на синтезе слова, сценического
действия и музыки.
- короткое изложение оперы, оперетты, балета.
Либретто представляет собой литературно-
драматическую основу оперы.
- четыре группы инструментов: струнные
смычковые, деревянные и медные духовые,
ударные.
- жанр, соединяющий трагическое и комическое
с острым сюжетом.
- музыкальное сочинение, состоящее из
нескольких частей (4 и более), разных по
- Итак, мы вспомнили, что такое сюита, давайте
узнаем и запишем названия картин симфонической
сюиты Д.Кабалевского:
«Вражда и любовь»;
«Утро в Вероне»;
«Приготовление к балу»;
«Шествие гостей»
«Веселый танец»;
«Встреча Ромео и Джульетты»;
«В келье Лоренцо»;
«Сцена на площади»;
«Ромео и Джульетта»;
«Смерть и примирение».
характеру.
Работа в тетради
Кульминация
- А сейчас мы послушаем несколько зарисовок,
отражающих основную идею сюиты.
-Какова же главная идея произведения?
Объединитесь в группы и сочините синквейны.
Слушание и анализ. «Утро в Вероне»,
«Шествие гостей», «Смерть и примирение».
- Два противоположных музыкальных образов
«вражда» и «любовь» вступают в борьбу.
Зачитывают синквейны.
Вокально -
хоровая
работа
(творческая
деятельность
учащихся)
Дыхательная гимнастика;
распевания (скороговорка, пропевание слогов «ми,
мэ, ма, мо, му»).
Работа над песней М. Минкова «Песенка на
память»
Физкультминутка
Пение
Физкультминутка
Реприза.
Рефлексия
- Назовите музыкальные произведения, которые
мы сегодня прослушали?
- Назовите авторов этих произведений?
- Какая мораль заложена?
- Прошу оценить свою работу на листках
самооценки.
- Гнев и вражда пользы не приносят, а только
разрушение и вред.
Приложение
На доске клавиатура с музыкальными терминами, у ребят на партах клавиши с определениями к музыкальным терминам
инструментальное
вступление к
театральному спектаклю,
чаще музыкальному
(опере, балету, оперетте),
но иногда и
к драматическому, а также
к вокально-
инструментальным
произведениям -
кантатам и ораториям или
к инструментальным
пьесам сюитного типа.
(фр. ballet, от лат.
ballo - танцую)
вид сценического
искусства,
основными
выразительными
средствами
которого
является
неразрывно
связанные между
собой музыка и
танец.
род музыкально-
драматического
произведения,
основанный на
синтезе слова,
сценического
действия и
музыки.
короткое
изложение
оперы, оперетты,
балета. Либретто
представляет
собой
литературно-
драматическую
основу оперы.
четыре группы
инструментов:
струнные
смычковые,
деревянные и
медные
духовые,
ударные.
жанр,
соединяющий
трагическое и
комическое с
острым
сюжетом.
музыкальное
сочинение,
состоящее из
нескольких
частей (4 и
более), разных
по характеру.