Конпект занятия "Воздействие музыки на пищеварительную систему организма человека" 6 класс

Рыбникова Эллеанора Викторовна
учитель музыки
лицея-интерната № 5 ОАО «РЖД»
г. Красный Кут
Саратовской области
Программа внеурочной деятельности по предмету «Музыка»
направлена на создание условий для реализации творческих способностей
каждого ребенка.
Всем известно, что дети наделены способностями от природы.
Новейшие педагогические технологии, такие как квест-технологии,
технологии исследовательской деятельности, позволяют провести занятие
внеурочной деятельности со100% познавательной активностью, раскрыв
способности каждого ученика.
Занятие по предмету «Музыка» в ходе программы внеурочной
деятельности для обучающихся 5-6 классов.
Тема занятия: «Воздействие музыки на пищеварительную систему
организма человека»
Вид занятия: творческий проект
Цель занятия: изучить факторы воздействия музыки на
пищеварительную систему человека на примерах музыки разных эпох.
Задачи:
Изучить литературу по данной проблеме; проанализировать
музыкальные произведения разных эпох и стилей.
Раскрыть условия и выявить факторы влияния музыки на
пищеварительную систему человека.
Провести социологический опрос обучающихся.
Обосновать поисково-исследовательским путём влияние музыки на
пищеварительную систему человека.
Выпустить брошюру «Музыкальные рецепты»
Для проведения данного занятия обучающиеся были разделены на 3
группы - сотрудников творческой лаборатории архивариусов, технологов,
музыкантов-исследователей.
Объект исследования - изучение раздела музыки «Путешествие по
эпохам» и знакомство с творчеством и жизненным путём композиторов -
классиков различных эпох.
Предмет исследования музыкальные произведения разных жанров,
стилей и направлений, их влияние на пищеварительную систему организма
человека.
Гипотеза: предположение, что влияние музыки имеет большое значение
для пищеварения, неся как положительные так и отрицательные последствия
здоровью человека.
Ход занятия:
Здравствуйте! Сегодня мы присутствуем не на традиционном занятии
музыки, а в «музыкальной лаборатории», где предстоит работа в следующих
направлениях архивариусы, технологи и музыканты исследователи. Всех
будет объединять одна тема «Взаимосвязь музыки с пищеварительной
системой человека».
В дальнейшем эта тема преобразуется в проектную работу. А сейчас мы
узнаем, каких же результатов добились наши лаборанты в области изучения
музыки и её воздействия на человека в период принятия трапезы.
На предыдущих занятиях были изучены исторические эпохи и
прослежены роль и влияние музыкального искусства на общество в той или
иной эпохе.
Вашему вниманию представляются краткие тезисы «путешествий по
эпохам»
(Выступление архивариусов)
1.Эпоха Античности.
- В эту эпоху музыка являлась универсальным средством общественного
воспитания, поскольку считалось, что музыка отражает гармонию .
- Необразованным считался человек – «не умеющий петь в хоре».
- Отмечалась магическая сила на душу человека.
- Музыкальными инструментами эпохи Античности были кифара и лира. В
сельской местности большое распространение получила свирель..
- В эту эпоху пение было одноголосное, которое выросло из ораторского
искусства.
2.Эпоха Средневековья
- В эту эпоху происходит большое распространение и укрепление позиций
христианства.
- Музыке отводится роль вспомогательного средства для усвоения
религиозных истин.
- Церковь отвергает музыку народную и светскую, как греховную.
- Идеалом является простой мотив, лишённый всякой окраски.
- Музыка становится многоголосной, принимает полифоническое звучание,
но хор так и остаётся формой единения.
- В эпоху Средневековья известность получает имя итальянского монаха
Гвидо д Ареццо (992-1050г), который является создателем буквенного
обозначения нот
3.Эпоха Возрождения
- Эпоха возрождения в истории озвучена, как переход к Новому времени.
- Культ гармонии, телесной и духовной красоты становится каноном
искусства.
- Идеалом эпохи является раскрепощённая творческая личность.
- Появляются музыкальные жанры: баллада, опера, происходит расцвет
инструментальной музыки.
- Этикет эпохи требовал умения играть на нескольких музыкальных
инструментах и говорить на 5 -6 языках
- Музыка разделяется на церковную, салонную, домашнюю.
- Формы приобщения к музыке это церковное пение, народные праздники,
карнавалы.
- Хор делится на голоса (мужские и женские), а так же на партии: сопрано,
альт, тенор, бас.
4.Эпоха Просвещения
-Научные и творческие деятели этой эпохи считали, что посредством
искусства можно поднять человека до уровня свободной общественной,
политической и нравственной жизни (таков идеал просвещённого человека).
- Важнейшим средством воспитания считалась опера, т. к. она включает все
виды искусства: пение, инструментальную музыку, поэзию, пантомиму,
танец, гимнастику.
- В эту эпоху немецкий просветитель Карлл Орф разработал детский
инструментарий – ксилофоны, металлофоны, литавры, барабан, треугольник
(Слово учителю)
Именно в Эпоху Просвещения - это плодотворное время, происходит
множество инноваций в музыкальном искусстве.
Музыка становится источником не только духовной пищи, но и
физиологической. Мы множество раз убеждались в том, что музыка способна
на многое закалять характер, подвигать к подвигам, даже лечить,
воздействуя звуками на те или иные органы человека.
Сегодня, в нашей лаборатории мы хотим поделиться открытиями
воздействия музыки на пищеварительную систему организма человека, тем
самым соединив свои познания по таким предметам, как «Музыка»,
«Технология», « Этикет».
И я передаю слово нашим музыкантам-исследователям…
( музыканты-исследователи)
Изучив литературные источники, мы решили выяснить как музыка
может по разному воздействовать на обедающих людей. Чем вообще хороша
музыка для еды?
Часто бывает так, что Вы, живя с близкими Вам людьми, сталкиваетесь
с тем, что во время приема пищи Вам или не о чем поговорить, или если и
есть о чем, то эти темы не настолько уже и важные. Да и бывает такое, что и
говорить вовсе не хочется…
Плюс ко всему, разговоры во время приема пищи не сильно уж и
рекомендуются, так как это плохо влияет на пищеварение в целом. Какой из
всего этого выход? доказать, как музыка улучшает наше пищеварение.
Известно, что когда мы слышим приятные для нас звуки наша нервная
система успокаивается, и мы начинаем чувствовать себя умиротворенными.
А что бывает с умиротворенным человеком? Правильно! Все его функции
организма начинают работать лучше, чем до этого. Но, есть определенные
правила, которые рекомендуется соблюдать.
Музыка для пищеварения - в ней должны быть звуки природы (шум
прибоя, пение птиц, ветер и т.д.) - все это помогает гармонизировать психику
человека.
Громкость тоже нужно делать правильной. Все должно звучать
достаточно тихо, но так, чтоб Вам ее было слышно.
Если Вы кушаете семьей, то громкость должна быть немного выше, чем
когда вы кушаете в одиночку, выбирайте то, что нравится всем, громкие
звуки, наоборот, выводят психику из равновесия, можно слушать классику,
но, тут тоже нужно помнить, что классика бывает разной.
Если хотите слушать классику, то выбирайте спокойные произведения
(без резких увертюр и переходов).
Убедиться в том как воздействует музыка на человека во время приёма
пищи мы решили, проведя небольшой эксперимент в столовой нашего
образовательного учреждения. Во время дежурства по столовой мы
включали произведения различных жанров, стилей и направлений.
Классическая музыка не вызывала у присутствующих никаких изменений,
современные стили напротив, вызывали раздражительность со стороны
персонала столовой и неуравновешенность посетителей.
Вывод - так называемая фоновая музыка может причинить организму
один лишь вред, так как воспринимается как шум.
Интересные факты о музыкальном воздействии на организм наших
сверстников выявились, при звучании и слушании музыки В.А. Моцарта и
этнических мелодий, которые, как оказалось, помогают снимать стресс и
контролировать эмоции.
Живые и яркие мелодии улучшают координацию движений,
подвижность и производительность труда, передавая энергию своего
звучания людям. В этом мы убедились, наблюдая за действиями дежурных.
В соответствии с поставленной целью и проведёнными нами
исследованиями, можно сделать следующие выводы: организм человека не
остаётся равнодушным к атакам звуковых волн. При повышенном шуме
теряется аппетит, действия человека становятся неадекватными.
Беспорядочные звуковые волны, при прослушивании рок-музыки
вызывают расстройства кровообращения, нарушения обмена веществ, язву
желудка.
Классическая музыка не является раздражителем и воспринимается как
фоновая окраска при употреблении пищи. Её можно охарактеризовать как
своеобразный «бальзам души».
Исследовательским путём мы доказали значимость воздействия музыки
определённого жанра и стиля на пищеварительную систему человека.
Нами был проведён опрос обучающихся 3-11 классов, где наши
сверстники ответили на следующие вопросы:
Должно ли звучать музыка во время приёма пищи?
Какую музыку вы слушаете, при приёме пищи?
Не мешает ли вам музыка при приёме пищи?
На первый вопрос положительно ответили 98%.
На второй больше было поклонников рок и поп музыки.
И на третий, 100% обучающихся ответили, что музыка никак не мешает
трапезе, а наоборот помогает отвлечься от проблем, настроится на позитив.
Это может подтвердить видеоролик, снятый нами во время эксперимента в
столовой.
Правы были себариты 18 -19 веков, трепетно относившиеся к выбору
мелодий для своих трапез, - они даже специально заказывали композиторам
«музыку для обедов».
Так, во времена Ренессанса в Европе обеды сопровождались звуками
лютни, приятными для светской беседы и пищеварения.
Позднее музыкантов сменили ансамбли: в России во времена господской
трапезы мог играть целый оркестр крепостных. В этих случаях главенство
было за блюдами, а музыка служила лишь фоном.
Но, когда люди приходили в театры, там в ложах непременно подавали
напитки и десерты, и уже им было суждено становиться фоном для оперных
и балетных шедевров.
(Слово учителю).
В прошлые века на вечерах звучали пьесы для клавесина Генделя,
ранние квартеты Гайдна, лендлеры Шуберта и, конечно, серенады Моцарта.
Многие композиторы не только писали музыку для сопровождения
застолий, но и сами оказались талантливыми кулинарами. Я передаю слово
технологам…
(технологи)
Пожалуй, больше всех в кулинаром искусстве прославился итальянский
композитор Джоаккино Россини. Подтверждением этому стали слова самого
композитора «Желудок это дирижёр, который управляет огромным
оркестром наших страстей, а гастрономия и музыка это два дерева,
растущие от одного корня».
Композитор никогда не экономил на еде и тратил на свои
гастрономические прихоти немалые деньги. Он экспериментировал на кухне
даже в то время, когда писал музыку. Фаворитами маэстро становились
трюфели и паштет из печени фуа –гра. Он добавлял их во все свои
кулинарные этюды. Поэтому повара иногда называют блюда с этими
продуктами «а –ля Россини»
Россини мог съесть за день десяток другой бифштексов, однако самым
большим обжорой в музыкальном мире считали Генделя.
По легенде, однажды Гендель пришёл в ресторан и заказал обед на 3 х
человек. Еду долго не несли. Разозлённый композитор решил выяснить, в
чём дело, и вызвал хозяина. «Мы ждём, когда соберётся вся ваша компания»
- объяснил владелец заведения. «Я и есть компания» - заявил Гендель.
Итальянский композитор Джузеппе Верди много времени проводил на
своей вилле, где вёл натуральное хозяйство и частенько сам колдовал на
кухне. В отличие от Россини он предпочитал простую пищу без излишеств и
дорогих ингредиентов.
У автора опер «Травиата» и «Аида» Джузеппе Верди можно почерпнуть
множество рецептов, в основе которых лежит великолепная итальянская
паста, которую обожал композитор.
А теперь перейдём к десертам
У немецкого композитора И.С. Баха есть произведение под названием
«Кофейная кантата». В ней идёт речь об одной своенравной любительнице
кофе, которая даже потребовала занести в брачный контракт право пить этот
бодрящий напиток.
Мы знаем множество рецептов приготовления кофе эспрессо,
капучино, латте глясе. Л.Бетховен предпочитал класть именно 60 зёрен на
одну чашку кофе.
Чем больше мы увлекались блюдами, приготовленными композиторами,
тем быстрее нам хотелось бежать на кухню, чтобы их опробовать.
Результаты наших творений мы опубликовали в брошюре под названием
«Музыкальные рецепты».
лово учителю)
Музыка, как никакой другой фактор помогает человеку преодолевать
жизненные трудности. Она способна создать, улучшить или поддержать его
настроение, а также зарядить на весь день энергией или расслабить в конце
рабочего дня.
С самого рождения человека окружают различные музыкальные ритмы.
При этом многие совершено не задумываются о влияние музыки на организм
человека, а тем более на его пищеварительную систему.
Чем вообще хороша музыка для еды? Этот вопрос стал главным в ходе
нашего исследования.
Подводя итог работы нашей творческой лаборатории можно сделать
следующий вывод:
тема «Воздействие музыки на пищеварительную систему человека»
раскрыта благодаря исследовательской деятельности наших
архивариусов, технологов, музыкантов-исследователей.
глубоко освещены вопросы негативного влияния музыки
определённого стиля на состояние человека.
тема актуальна, так как касается их здоровья.
данный материал может быть использован на уроках музыки, этикета,
физики, а так же классных часах, родительских собраниях.
Литература
1. Васина – Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах:
Маленькая энциклопедия. – М.: Детская литература, 2013
2. Даттель Е. Л. Музыкальное путешествие. Книга для юношества о
музыкантах. «Просвещение», 2014
3. Зильберквит М. А. Мир музыки. М.: «Детская литература», 2014
4.Суренович Г.С. В мире музыкальных инструментов: Книга для учащихся
старших классов. - М.: Просвещение, 2012
5. Уколов В. С., Рыбакина Е. Л. Музыка в потоке времени. – М.: Молодая
гвардия, 2014.
Интернет источники:
1. http://music-education.ru/o-saite/
2. http://www.art-eda.info
3. http://kedem.ru/
4. http://www.greatcomposers.ru