Конспект урока "Вокально-инструментальная музыка. Оратория, кантата" 5 класс

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Леляевка
Новобурасского района Саратовской области»
Урок музыки в 5 классе
по теме: «Вокально-инструментальная музыка. Оратория, кантата».
Тема четверти: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы».
Подготовила учитель музыки
Акимочкина Ирина Анатольевна
2009 г.
Вокально-инструментальная музыка. Оратория, кантата
Цели урока: 1Расширить представление о вокально-инструментальных жанрах.
Познакомить с ораторией, кантатой.
2 Подчеркнуть значение литературы в музыкальном искусстве.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано.
Ход урока
На уроке используется презентация и ЭОР модули «Вокально-инструментальная музыка. Кантата.
Оратория» Лекция, практика, тест.
Учитель - На прошлых уроках вы уже познакомились с песней, которая стала неотъемлемой частью
жизни человека и романсом – одним из самых тонких, поэтических вокальных жанров. И уже не раз
рассуждали, какое влияние оказывает литература на музыкальное творчество. (Слайд 2)
Учитель - Давайте прослушаем несколько музыкальных фрагментов и попробуем определить к какому
жанру относится музыкальное произведение. ( Звучат песни и романсы. Учащиеся угадывают к какому
жанру они относятся.) (Слайды 3, 4, 5)
Учитель - Молодцы ребята, вы блестяще справились с заданием.
Учитель - Перед вами на партах лежат словарики и таблица. И таблица и словарь помогут вам сегодня
разобраться в новом материале и вспомнить то, что вы уже знаете. (словарик)
Учитель - Поэтический текст, способен придать музыке новое звучание; обогатить её смыслом,
оттенками
чувств и красочностью тембров, в свою очередь творчество композитора превращает стихотворение в
музыкальное произведение. Так поэзия становится частью музыки. Как и в человеческой речи в музыке
есть элементы, с помощью которых музыканты передают все то что невозможно выразить словами. Но не
только стихотворения используют в своем творчестве композиторы. Музыка способна на выразительную
трактовку любого литературного жанра. В музыке, созданной в разные времена, представлен весь
огромный литературный мир, его древние памятники и эпические сказания, романы и повести, поэмы и
стихотворения – от древнейших до самых современных. Среди первых литературных источников
вдохновлявших композиторов на сочинение музыкальных произведений тексты священных писаний
Библия и Евангелие. Я не зря упомянула священные писания, ибо речь сейчас пойдет об одном
музыкальном жанре, пока еще вам незнакомом. Это оратория. Слово оратория происходит от латинского
(oro говорю, молю или oratio ораторское изложение, красноречие) - крупное произведение на
драматический сюжет, для хора, солистов и оркестра. (Слайд 6)
(ЭОР Лекция)
В давние времена оратории были чем – то вроде собраний верующих, которые собирались читать библию.
Кто – то из присутствующих начинал разъяснять события описанные. Такое выступление
поддерживалось музыкой. Так появилась оратория – пение церковных сюжетов под музыку. Оратория
изначально создавалась на библейские евангельские тексты для исполнения в храме во время
праздников(Рождества, Благовещания, Пасхи) Прослушайте как звучит хор «Аллилуйя» из оратории
немецкого композитора Г.Ф. Генделя.
Учитель - Посмотрите в свои словарики, что обозначает слово Аллилуйя – слава тебе, Господи!
(ЭОР Лекция)
Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах написал оратории «Страсти по Иоанну» и «Страсти по
Матфею» в которых рассказывается о страданиях Иисуса. Они исполнялись в церкви на Страстную
неделю перед праздником Пасхи. Прослушайте самый известный фрагмент из «Страстей по Матфею»
Ария альта «Сжалься»
Учитель - Давайте вспомним что такое альт в певческих голосах?
Дети Это низкий женский голос
Учитель Правильно. ( Слайд7)
(ЭОР Лекция)
В творчестве великого австрийского композитора 18 века Йозефа Гайдна кроме ораторий посвященных
религиозным сюжетам, появляются светские, на народно – бытовые темы. Оратория «Времена года»
связана с жизнью простых людей. Прослушайте фрагмент из оратории «Времена года» «Гроза».
Еще один жанр вокально-инструментальной музыки – кантата. До 17 века это небольшое произведение
для солиста. В наши дни кантата – многочастное вокально-инструментальное произведение для хора,
солистов и оркестра. Все части этого произведения соединены какой – то темой или идеей, но могут
исполняться по отдельности, потому что самостоятельны и закончены. Кантата возникла одновременно с
оперой и ораторией на рубеже 16 – 17 веков в Италии. И вновь вернемся к Иоганну Себастьяну Баху. Им
написано около 300 кантат светского, мифологического и религиозного содержания. Для праздника
Рождества он написал духовную кантату «Магнификат». Прослушайте фрагмент.
Учитель Загляните в свои словарики и вы узнаете значение слова «Магнификат». Это одно из хоровых
песнопений исполняемых в католической церкви. В переводе с латинского слово Magnifikat - означает
возвеличивает.(Слайд 8)
(ЭОР Лекция)
К жанрам кантаты и оратории близки также месса и реквием. Послушайте хор «День гнева» из реквиема
австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Учитель и снова нас выручат словарики посмотрите значение слов реквием и месса. (Слайд 9)
Месса многочастное произведение культовой музыки для хора, иногда с участием певцов – солистов и
инструментальным сопровождением. Исполняется в католических церквях.
Реквием многочастное траурное хоровое произведение. Возникло как заупокойное католическое
песнопение на латинский текст, но позже утратило обрядовый характер и перешло в концертную
практику.
(ЭОР Лекция)
В 19 веке к кантате обращались русские композиторы. Сергей Рахманинов написал кантату «Весна» на
стихи Н. Некрасова
Учитель - Идет – идет Зелёный шум, (Слайд 10)
Зелёный шум, весенний шум!
Играючи расходится вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную, как облако:
Всё зелено и воздух и вода!
Учитель Хоровая ткань кантаты рисует весну, охватывающую своим цветением, своим шумом всю
природу..
Учитель Что передают звуки музыки?
Дети - Звуки музыки передают шелест листвы, силу расцветающей природы
Учитель какое настроение предает музыка?
Дети веселое, жизнеутверждающее победное, солнечное.
Учитель Правильно.
(ЭОР Лекция)
В творчестве композиторов 20 века оратория и кантата - сюжетные произведения, посвященные
памятным датам Исторические события лета 1240 года когда, в Новгородскую землю вторглись немецкие
рыцари из Ливонского ордена, нашли свое отражение в кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский».
(Слайд 11)
Учитель - Кантата возникла из музыки к одноименному фильму. Музыку к фильму написал тоже С.
Прокофьев. Фильм был поставлен выдающимся советским кинорежиссёром Эйзенштейном. Это был
первый русский звуковой фильм, который был создан незадолго до войны. Кантата состоит из 7 частей
Учитель Сегодня мы подробно остановимся на 4 части. Давайте ее прослушаем. (Слайд 12)
В каком исполнении прозвучал музыкальный фрагмент?
Дети - В хоровом. Хор смешанный. (Слайд 13)
Учитель Да, правильно. Прокофьев написал эту часть для меццо – сопрано и смешанного хора. Ребята
в какой форме написана хор «Вставайте люди русские» ?
Дети в трёхчастной 1 и 3 части повторяются.
Учитель - а чем отличаются средняя часть и 1 и 3, какого характера эти мелодии?
Дети 1 и 3 – маршевого характера, а средняя плавная, раздольная, песенного характера.
Учитель Правильно. И это подчеркивает героический характер музыки. А что в самом начале 4 части
звучит?
Дети Колокол.
Учитель Правильно Оркестровое вступление имитирует удары набатного колокола. А почему?
Дети Колокола бьют тревогу.
Учитель Правильно . Издавна на Руси был обычай возвещать о важных событиях ударом набатного
колокола.
Учитель Значит что можно сказать о 4 части кантаты «Александр Невский»? Это не рассказ о
минувших событиях, призыв к борьбе, к бою за русскую землю. (Слайд 14) Эта мощная хоровая песня
часто звучала с экранов телевизоров в годы Великой Отечественной Войны.(Слайд 15)
(ЭОР Лекция)
5 часть кантаты рисует картину борьбы русских воинов с крестоносцами на Чудском озере. В музыке
слышны лязг оружия, боевой клич.
Учитель - В наши дни кантатами и ораториями называют крупные многочастные вокально-
симфонические произведения, посвященные важным событиям народной жизни.
ЭОР
Прослушайте хор из кантаты немецкого композитора К.Орфа «Кармина Бурана» которая посвящена
размышлениям о смысле жизни. Сегодня произведения кантатно-ораториального жанра часто звучат в
концертных залах. Иногда в концерты включают отдельные номера из таких произведений.
Учитель - Теперь давайте посмотрим как вы усвоили материал сегодняшнего урока на практике.
( ЭОР практика, тест )
Учитель Итак мы убедились что в музыке находят воплощение и народные чувства и молитвенное
единение верующих. В ней представлены и драма, и эпос, и лирика. Музыка обладает яркими
изобразительными возможностями. Почти все прослушанные нами фрагменты звучали в исполнении
хора поэтому эту музыку можно отнести к хоровой. А в совместном пении выражается стремление к
дружбе солидарности взаимоуважению. Поют друзья хором, поем и мы с вами на уроках хором, и это
доказывает что между нами всеми очень много общего. «Запоет школа – запоет страна» - сказал К.
Ушинский. Ну что поддержим своим пением школу и страну?
Исполнение песни «Мы о радости поем» сл. М. Садовского, муз. Г. Левкодимова.(Слайд16)
На уроке использованы Электронные Образовательные Ресурсы «Вокально-
инструментальная музыка. Кантата. Оратория» модули: Лекция, практика,
тест.
Учебник 5 класс «Музыка» Т.И. Науменко В.В. Алеев
Фрагменты из кинофильма «Александр Невский»
Романсы и песни заимствованы из модулей на сайте Федеральный центр
информационно – образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru