Рабочая программа по музыке для 7го класса.

Пояснительная записка, 7 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для
общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,
Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2012 год).
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в
силу 1.09. 2013г)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, зарегистрирован в Министерстве
юстиции РФ 1. 02 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.№1577 «О внесении изменений в
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»
- Закона Республики Адыгея от 27.12.2013г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея» .
- Письма Министерства образования и науки РА от 17.04.2014г. №497.
- Письма Министерства образования и науки РА от 29.04.2016г. №2366/1
- Учебного плана МБОУ «СОШ №2 им. Х.Я.Беретаря»
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает
знакомство учащихся с традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов РА и
составляет 7 % учебного материала.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического
комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для
учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Цель программы развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи: -
-развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к
сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом
многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и
современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее
взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном
музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых
произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке,
музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к
самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;
слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов
(из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с
жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального
восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают
возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой
художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание
данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале,
а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В
программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной,
инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое,
обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также
интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в
музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в
семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная
культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные
направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание
значимости своей культуры в художественной картине мира.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 7 класс
предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые,
фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс, - викторина, самостоятельная работа, творческая работа
Контроль уровня обученности.
урока
Тема урока
Вид контроля
Форма контроля
16.
Текущий - письменный
Тест
34.
Итоговый –
письменный
Тест
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об
интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и
вокальных жанров;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и
внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной
музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от
уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и
телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и
высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям
действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
-овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом
оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,
интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в
вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением
искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к
событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным
видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя,
оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы: 7 класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
понимать роль музыки в жизни человека;
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель —
слушатель);
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей
классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и
стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах
музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее
значимые их произведения и интерпретации;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического
интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как
средстве фиксации музыкальной речи;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять
творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни
класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета,
концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за
рубежом;
Содержание программы предмета Музыка»
7 класс.
Тема I полугодия:
Особенности драматургии сценической музыки. - 17 часов.
Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика
жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот
опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают
отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им
осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту
поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая
судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе
взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы
музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения,
симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством,
одной волей.
Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач
Ярославны». (2ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития
на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить
учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской
земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности
драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете:
классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического
развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ
основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина
«Князь Игорь».
Урок 8.«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.
Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое
Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение
интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного
искусства.
Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная
опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США),
Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной
рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная
музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин»
(две народные драмы).
Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и
Эскамильо ».(2 ч)
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий,
событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе.
Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения
литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы
любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете.
Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-
драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и
«Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей
отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 15 - 16. Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы;
драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере
(повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта»«Гоголь-сюита». Из музыки к
спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений
учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление
знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его
сюжетных линий.
Тема II полугодия:
Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но
и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики
инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,
в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или
различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
3 четверть
Урок 1 -2 . «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры:
духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии
знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка,
секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных
жанров духовной и светской музыки.
Урок 3 - 4. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (2ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с
мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе
сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 5 - 6. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле
А. Шнитке». (2ч) Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля
композиторов; «полистилистика».
Урок 7. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка,
реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 8 – 9. «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-
А.Моцарта».(2ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках;
расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 10. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.
4 четверть
Урок 1. Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.
Симфония №5 Л.Бетховена; Урок 2.
Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Урок 3.
Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея.
Урок 4. Симфония № 5 П.Чайковского.
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (5ч)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты
стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых
судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его
развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-
сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Урок 5 . «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые
представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине
«Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 6. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать
информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный
колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития
образов.
Урок 7. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере
сочинения Дж.Гершвина.
Урок 8 - 9. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!».
(2ч).
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок
мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в
современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение
и приобретение новых знаний путём самообразования.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2009г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2005г
Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2008г.
MULTIMEDIA поддержка предмета
Список научно-методической литературы.
 «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических
материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
 «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
 «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
 Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
 «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
 Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
 Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
 Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
 Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
 «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
 Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
 «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
 Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М.,
Академия, 2002г.
 Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
 Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
 Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
 Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
 Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
 Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
 Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
 Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
 Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
 Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
 Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
 Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
 «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
 «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М.,
Флинта,1999г.
 «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
 «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 2009г.
 «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
 «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., 2,3 2000г.
 «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
 Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
 Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
 Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 200
 Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
 Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
 Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
 Песенные сборники.
 Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
 Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с
электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
Календарно- тематическое планирование по учебнику МУЗЫКА, 7 класс.
Авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, издательство Просвещение, год издания 2012г.
Количество часов (количество часов в неделю) 1.
п/
п
Кол-во
часов
Четверть
17
1
1
1
четверть
2
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.
Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Песня «Звездопад» , муз. А.Пахмутовой
Н.Р.К. - «Адыгейск, Адыгейск», муз. А.Субочева
2
1 четв-ть
3
4
2
1 четв-ть
5
6
2
1 четв-ть
7
8
1
1 четв-ть
9
1
1
1 четв-ть
2 четв-ть
1.
1.
Песня «Вальс о вальсе» Э.Колмановского
2-
3
2
2 четв-ть
2 четв-ть
4
1
5
1
2 четв-ть
6-
7
2
2 четв-ть
8
2
2 четв-ть
18
1-
2
3 четв-ть
2
культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Песня «Детство – это я и ты»
3-
4
2
3 четв-ть
5-
6
2
3 четв-ть
7
1
3 четв-ть
8-
9
2
_________
3 четв-ть
________
3 четв-ть
10
Симфония №40 В.Моцарта.
Песня «Смешной человечек
Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева. Симфония №5 Л.Бетховена.
Песня «Крылатые качели»
Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.
Песня «Крылатые качели»
Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея.
Песня «Крылатые качели»
Н.Р.К. «Шъэогъу»
Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостаковича.
Песня «Нам мир завещано беречь»
1
_________
1
1
1
_________
________
4 четв-ть
________
4 четв-ть
________
4 четв-ть
4 четв-ть
1
2
3
_
4
5
1
4 четв-ть
6
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
Песня «Нам мир завещано беречь»
Песня «Каникулы»
1
4 четв-ть
7
1
4 четв-ть
8-
9
2
4 четв-ть
35