Рабочая программа по МХК 10 класс 2017-2018 уч. год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Титовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МБОУ Титовской СОШ:
_____________ Артамонов С.П.
Приказ от 30.08.2017 г. № 124
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Мировой художественной культуре»
Уровень общего образования: основное общее, 10 класс
2017-2018 учебный год
Количество часов – 35
Учитель Мищенко Яна Александровна
Программа разработана на основе авторской программы по
мировой художественной культуре: «Программы для
общеобразовательных учреждений. МХК 5 – 11 класс»/
составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотипное – М.:
Дрофа, 2010 г.
сл. Титовка
2017 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программ разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, Программой для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. (Сост.: Данилова
Г.И. - М.: «Дрофа», 2009) и обеспечена УМК для 10 классов Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От истоков до XVII века. 10
класс: Базовый уровень. – М.: «Дрофа», 2014.
Цель предмета – формирование целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры
различных эпох.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено
на выполнение следующих задач:
➢ развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
➢ воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
➢ освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах
художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
➢ овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них
собственное суждение;
➢ использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной
культурной среды.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей,
развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую
составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки
оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в
современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного
художественного творчества.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных
учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования, на уроках изобразительного искусства, музыки,
литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической
перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное
отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой
позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной
культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для
самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной
принадлежности.
УМК по искусству (МХК) включает в себя:
1. Данилова Г.И. Искусство. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. - М.; Дрофа, 2010.
2. Данилова Г.И. Искусство. Мировая художественная культура: от XVII века до
современности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.
3. Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2014.
4. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры:
пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002.
5. Рабочие программы. Искусство. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2014.
6. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного
цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008.
ЦОР
1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и
Мефодия).
2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
4.От наскальных рисунков до киноискусства. Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
• видеозаписи оперных и балетных спектаклей;
• видеопрограммы о творчестве деятелей искусств;
• наглядные пособия (презентации, портреты);
• технические средства обучения (компьютер, музыкальный центр);
• энциклопедии по русскому и зарубежному искусству.
По учебному плану МБОУ Титовской СОШ на 2017-2018 учебный год на изучение Искусства ( МХК) в 10 классе отводится 1 час в
неделю ( 35 часов в год.). Согласно годовому календарному учебному графику в 2017-2018 учебном году на изучение предмета отводится
33 часа
2. СОДЕРЖАНИЕ УЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций (5 часов)
Искусство первобытного человека. Причины возникновения художественного творчества. Первые художники Земли. Эволюция
пещерной живописи. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры: дольмены, менгиры,
кромлехи. Причины возникновения музыкального творчества. Предпосылки возникновения танца.
Искусство Древней Передней Азии. Возникновение письменности. Библиотека царя Ашшурбанипала. Зиккураты как символическое
воплощение устройства мира. Рельефы и мозаики, их основная тематика и назначение. Популярные музыкальные инструменты.
Архитектура Древнего Египта. Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Архитектурные
комплексы эпохи Среднего и Нового царств в Карнаке и Луксоре.
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Ритуальное назначение скульптуры. Особенности изображения богов,
фараонов и людей. Назначение рельефных и фресковых композиций. Сокровища гробницы Тутанхамона. Роль музыки в жизни общества.
Популярные музыкальные инструменты.
Искусство Мезоамерики. Важнейшие культурные достижения цивилизации ольмеков (ступенчатые пирамиды, каменная
скульптура). Дворцы ацтекских правителей. Ювелирное искусство. Искусство майя. Искусство инков.
Раздел II Искусство Античности (6 часов).
Эгейское искусство.Кносский дворец — выдающийся памятник мирового зодчества. Львиные ворота в Микенах. Фрески Кносского
дворца. Вазопись стиля Камарес.
Архитектурный облик Древней Эллады.Архитектура архаики: греческая ордерная система. Дорический, ионический, коринфский
ордеры. Афинский Акрополь. Театр Диониса. Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Изобразительное искусство Древней Греции.Шедевры и мастера вазописи. Геометрический орнамент. Чернофигурная и
краснофигурная вазопись. Идеал физической силы и духовной красоты. Обостренный интерес к внутреннему миру человека.
Архитектурные достижения Древнего Рима.Римский Форум. Инженерные сооружение. Архитектурный облик Колизея и
Пантеона. Триумфальные арки. Термы.
Изобразительное искусство Древнего Рима.Римский скульптурный портрет. Мастерство в передаче портретного сходства,
внутреннего мира человека. Фресковые и мозаичные композиции.
Театр и музыка Античности.Трагики и комедиографы греческого театра: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Искусство актеров
пантомимы. Странствующие певцы — сказители эпических преданий. Римская музыка и поэзия.
Раздел III Искусство Средних веков (10 часов).
Мир византийского искусства. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство,
характерные черты. Понятие о крестово-купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе. Основные темы и сюжеты
византийских мозаик. Происхождение икон. Шедевры византийской иконописи. Церковная музыка. Основные виды церковного пения.
Нотное письмо. Светская музыка.
Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль архитектуры. Характерные особенности архитектурных
сооружений. Типы построек: базилики, феодальные замки, городские укрепления. Архитектура готики. Готические соборы — центры
общественной и духовной жизни средневекового города. Шедевры готики.
Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура романского стиля. Основные сюжеты и образы. Изображения диковинных
существ. Скульптура готики. Преобладание религиозной тематики. Развитие искусства скульптурного портрета. Техника витражной
живописи. Излюбленные орнаменты витражных окон.
Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма. Основные сюжеты и их иносказательный смысл. Средневековый фарс.
Остроумное комедийное начало и поучительный смысл театрального жанра. Высокая духовность музыки. Понятие о григорианском хорале.
Католическая месса. Появление и развитие многоголосия. Вокальная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров. Разнообразие жанров
песенного творчества и их главная тематика.
Искусство Киевской Руси. Связь художественной культуры с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое
переосмысление художественных традиций Византии. Характерные черты архитектуры. Зодчество Великого Новгорода. Мозаики и фрески
Софии Киевской. Искусство иконописи. Следование византийскому канону, выработка собственного стиля.
Развитие русского регионального искусства. Искусство Великого Новгорода. Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-
Суздальского княжества. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской
культуры. Творчество Андрея Рублева.
Искусство единого Российского государства. Создание архитектурного ансамбля Московского Кремля. Новизна архитектурного
решения при возведении Успенского собора. Храмы и светские постройки Соборной площади Московского Кремля. Шедевры творчества
Дионисия. Москва — «Третий Рим» как центр христианского мира и общерусской культуры. Покровский собор (храм Василия
Блаженного) — архитектурная жемчужина Москвы. Создание нового типа каменного шатрового храма (церковь Вознесения в
Коломенском). Характерные особенности архитектуры 17 века. Мастерство деревянного зодчества. Творчество Симона Ушакова.
Театр и музыка Древней Руси. Народное творчество, праздники и обрядовые действа — истоки русского театра. Характер первых
придворных постановок. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры. Колокольные звоны. Пение как составная часть
церковного богослужения. Знаменный распев. Многораспевность. Светская музыка и наиболее популярные инструменты.
Раздел IV Искусство средневекового Востока (4 часа).
Искусство Индии. Ступа — один из древнейших типов культовых сооружений буддизма. Пещерные храмы для моления (чайтьи).
Богатство и роскошь скульптурного убранства. Проникновение к архитектуру мусульманских традиций. Росписи в пещерных храмах
Аджанты. Миниатюрная живопись Индии. Истоки индийской музыки. Спектакль как единство музыки, пения и танца.
Искусство Китая. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с природой. Китайская стена, ее
назначение. Особенности китайской скульптуры и ее связь с буддийской религией. Характерные черты китайской живописи и графики.
Искусство Страны восходящего солнца. Выработка собственного архитектурного стиля. Иероглифическая каллиграфия. Садово-
парковое искусство. Сад камней в Киото. Цветная гравюра на дереве. Скульптура нэцкэ.
Искусство исламских стран. Использование в мусульманском зодчестве достижений древних цивилизаций. Типичные
архитектурные сооружения исламских стран. Основные виды изобразительного искусства. Арабеска. Любовная лирика народов Востока и ее
мировое значение. Рубаи Омара Хайяма. Своеобразие традиционной музыкальной культуры.
Раздел V Искусство Возрождения (8 часов).
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. Характерные особенности и значение творчества Джотто.
Построение пространства по законам перспективы на примере произведений Мазаччо. Значение творчества Боттичелли. Художественные
достоинства произведений на библейские и мифологические сюжеты. Скульптурные шедевры Донателло.
Архитектура итальянского Возрождения. Собор Санта-Мария дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Оригинальность
и новизна творчества Брунеллески. Браманте как основоположник архитектуры Высокого Возрождения. Возведение собора Святого Петра
— главного католического храма. Архитектурный облик Венеции.
Титаны Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль — «первый
среди великих».
Мастера венецианской живописи. Беллини как основоположник венецианской школы живописи. Художественное мастерство
Джорджоне. Художественный мир Тициана. Богатство тематики и жанровое разнообразие в творчестве. Веронезе — певец праздничной
Венеции. Трагический гуманизм Позднего Возрождения. Характерные черты маньеризма и его мастера.
Искусство Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров.
Братья Хуберт и Ян ван Эйк. Многогранность и оригинальность творческого дарования Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество
Дюрера. Искусство портрета в творчестве художника. Интерес к изображению мира живой природы.
Музыка и театр эпохи Возрождения. Основные жанры духовной и светской музыки. Разработка новых правил полифонического
исполнения. Начало профессионального композиторского творчества. Возникновение новых музыкальных жанров. Первые оперные
представления. Итальянская комедия дель арте. Синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Актерская
импровизация — основа сценического искусства. Театр Шекспира — синтез античного и средневекового искусства. Мир человеческих
чувств и сильных страстей в пьесах Шекспира. Значение шекспировского театра.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п.п
Тема
Количество
часов
1
Раздел 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
6
2
Раздел 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
АНТИЧНОСТИ
6
3
Раздел 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
10
4
Раздел 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА
ВОСТОКА
5
5
Раздел 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ВОЗРОЖДЕНИЯ
8
Итого
35
4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МХК 10 КЛАСС – 35 часа
№
п/п
Раздел,
тема урока
Кол
-во
часо
в
Элемент содержания
Умения и виды деятельности
Дата
Домашнее
задание
специальные
обще учебные
по
плану
Фактичес
ки
Раздел 1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (5ч)
1
Искусство
первобытно
го человека
1
Значение первобытной культуры.
Произведения изобразительного
искусства. Зарождение
архитектуры, её связь с
религиозными верованиями и
представлениями человека.
Зарождение театра, музыки и
танца. Синкретический характер
искусства первобытного человека
Ритуал - основа синтеза слова,
музыки, танца, изображения,
пантомимы, костюма (татуировки),
архитектурного окружения и
предметной среды
Формировать понятие о
художественно- исторической эпохе и
развитии человеческой цивилизации.
Знакомиться с памятниками
первобытной культуры. Постигать
духовное наследие человечества на
основе эмоционального переживания
произведений искусства. Знать
периодизацию первобытной куль-
туры, синкретический характер
искусства первобытного человека,.
Пользоваться искусствоведческими
терминами.
Альтамир, мегалиты: дольмен,
менгир, кромлех; Стоунхендж;
пантомима, синкретический
5.03
Гл.1
Поиск
древних
образов,
символов
в
современн
ой жизни
(мифы
политики,
ТV и др.)
быт
(привычки
, суеверия)
2
Художестве
нная
культура
Древней
Передней
Азии
1
Особенности художественной
культуры Месопотамии. Зиккураты
- важнейшие архитектурные
сооружения. Монументальность,
аскетизм и красочность
архитектурных ансамблей
Изобразительное искусство
Междуречья.
Углубить представления о
традиционных и современных видах
искусства, их общности и различии,
характерных чертах и основных
специфических признаках.
Знакомиться с важнейшими
достижениями художественной
культуры Древней Передней Азии.
Развивать художественное мышление,
12.09
Гл.2
Подготови
ть
выставку-
стенд, на
которой
были бы
представл
ены
творческое воображение, внимание,
памяти, в том числе зрительную,
слуховую и др. Знать особенности
художественной культуры
Месопотамии.
Осуществлять поиск, отбор и
обработку информации
сводчато-арочная конструкция,
зиккурат, пандус, Вавилонская башня,
Висячие сады Семирамиды,
клинопись
основные
виды
искусства
Древней
Передней
Азии
3
Архитектур
а Древнего
Египта
1
Культура, ориентированная на идею
Вечной жизни после смерти.
Мировое значение
древнеегипетской цивилизации.
Пирамиды в Гизе как выдающиеся
памятники мирового зодчества и
одно из чудес света. Архитектурные
комплексы в Карнаке и Луксоре.
Скальные храмы и гробницы
(мифологическая образность
пирамиды, храма и их декора)
Обогатить эмоционально-духовную
сферу школьников в процессе
восприятия художественных
ценностей, познавательной
деятельности. Углубить
представления о традиционных и
современных видах искусства, их
общности и различии, характерных
чертах и основных специфических
признаках. Рассмотреть
периодизацию развития культуры
Древнего Египта; роль и место
человека в художественной культуре в
данный исторический период;
архитектурные шедевры. Знать
шедевры и основные направления
архитектуры Древнего Египта;
понимать их влияние на мировую
художественную культуру.
Пользоваться дополнительной
литературой, картами, таблицами,
схемами.
19.09
Гл. 3
Разработат
ь маршрут
путешеств
ия по
долине в
Гизе.
пирамида Хиопса, сфинкс, пилон,
обелиск, архитектурный комплекс
4
Изобразител
ьное
искусство и
музыка
Древнего
Египта.
1
Культура, ориентированная на идею
Вечной жизни после смерти.
Гигантизм и неизменность канона.
Скульптурные памятники Египта;
рельефы и фрески.
Сокровища гробницы Тутанхамона.
Музыка, театр и поэзия Древнего
Египта.
Расширить опыт художественно-
творческой деятельности учащихся в
области различных видов искусства,
включая современные
мультимедийные технологии.
Постигать системы знаний о
принципах канона, о композиции и
символике цвета. Иметь
представление о роль человека в
изобразительной деятельности
египтян. Знать понятие канона,
рельефа, фрески; сокровища гробницы
Тутанхамона; особенности музыки
Древнего Египта. Владеть основными
видами публичных выступлений.
Следовать этическим нормам и
правилам ведения диалога.
Рассказывать о создании и
особенности основных памятников
изоискусства Древнего Египта,
узнавать их на изображениях
Канон, фреска, рельеф, мистерия.
26.09
Гл. 4
5
1
3.10
6
Художестве
нная
культура
Мезоамерик
и
1
Важнейшие культурные
достижения цивилизации ольмеков
(ступенчатые пирамиды, каменная
скульптура). Дворцы ацтекских
правителей. Ювелирное искусство.
Искусство майя. Искусство инков.
Постижение системы знаний о
единстве и многообразии,
национальной самобытности культур
народов Мезоамерики. Расширить
сферу познавательных интересов.
Находить отражение мифологических
представлений майя и ацтеков в
архитектуре и рельефе.
Самостоятельно организовывать
10.10
Гл.5
Выполнит
ь эскизы
одежды
или
предметов
декоратив
но-
прикладно
поиск информацию по теме;
аргументировать собственную точку
зрения в дискуссии
Ольмеки, ацтеки, майя, инки,
реконструкция
го
искусства
в
традициях
древнеаме
риканског
о
искусства.
Раздел 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ (6 часов)
7
Эгейское
искусство
1
Истоки крито-микенской культуры
и ее значение. Шедевры эгейской
архитектуры. Фрески Кносского
дворца. Вазопись стиля Камарес.
Знать и уметь характеризовать
искусство крито – микенскую
культуру в художественно
исторической эпохе.
27.10
Гл. 6
8
Архитектур
ный облик
Древней
Эллады.
1
Всемирно-историческое значение
художественной культуры Древней
Греции. Идеалы красоты в
ансамбле Акрополя, общественного
и культурного центра греческой
цивилизации- динамическое
воплощение мифологической,
идеологической и эстетической
программы комплекса(синтез
архитектуры, скульптуры, цвета,
ритуального и театрального
действия) Пергамский алтарь -
слияние восточных и античных
традиций (гигантизм, экспрессия,
натурализм)
Дать понятие всемирно-исторического
значения художественной культуры
Древней Греции, ордерной системы в
архитектуре. Рассмотреть
периодизацию; архитектуру архаики,
классики, эллинизма. Владеть
терминологией основных понятий
древнегреческой ордерной системы,
Знать примеры архитектурного
наследия Древней Греции
Античность, архаика, ордерная
система: дорический, ионический,
коринфский, кариатиды,
Акрополь, Парфенон, эллинизм.
24.10
Гл. 7
подготови
ть
выступлен
ие о
выдающих
ся
древнегре
ческих
скульптор
ах и их
произведе
ниях
9
Изобразител
ьное
искусство
Древней
1
Основной этап развития
древнегреческой скульптуры.
Скульптурные творения архаики.
Мастера классики: Мирон,
Раскрыть непреходящее значение
творений греческой скульптуры.
Познакомить с основными стилями
вазописи Древней Греции.
7.11
Гл.8
Греции
Поликлет, Леохар, Пракситель.
Скульпторы эллинизма: Лисипп,
Агександр, Афинодор, Полидор.
Искусство вазописи
Иметь представление об основных
этапы развития древнегреческой
скульптуры, основные стили
греческой вазописи. Описывать
живописные или скульптурные
произведения по плану со с.394.
Курос, кора, вазопись
10
Архитектур
ные
достижения
и Древнего
Рима
1
Особенности славы и величия Рима,
как основной идеи римского
форума как центра общественной
жизни, Особенности культурного
наследия Древнего Рима в
сравнении с культурой Древней
Греции. Художественное и
архитектурное своеобразие
исторических памятников Рима:
Колизей, Пантеон, триумфальные
арки.
Изобразительное искусство
этрусков, римский скульптурный
портрет, мозаичные и фресковые
композиции
Выявить значение древнеримской
художественной культуры и ее
периодизации. Анализировать и
сопоставлять произведения искусства
с учетом особенностей их
художественного языка. Выделять
характерные элементы произведения.
Знать влияние на римское искусство
культуры Древней Греции; основные
архитектурные и изобразительные
достижения Рима.
Форум, Триумфальная арка,
базилика,
Пантеон, Колизей,
акведук, владук, термы,
скульптурный портрет, мозаика,
фреска
14.11
Гл. 9
11
Изобразител
ьное
искусство
Древнего
Рима
1
Особенности славы и величия Рима,
как основной идеи римского
форума как центра общественной
жизни, Особенности культурного
наследия Древнего Рима в
сравнении с культурой Древней
Греции. Художественное и
архитектурное своеобразие
исторических памятников Рима:
Выявить значение древнеримской
художественной культуры и ее
периодизации. Анализировать и
сопоставлять произведения искусства
с учетом особенностей их
художественного языка. Выделять
характерные элементы произведения.
Знать влияние на римское искусство
культуры Древней Греции; основные
21.11
Гл. 10
Колизей, Пантеон, триумфальные
арки.
Изобразительное искусство
этрусков, римский скульптурный
портрет, мозаичные и фресковые
композиции
архитектурные и изобразительные
достижения Рима.
Форум, Триумфальная арка,
базилика,
Пантеон, Колизей,
акведук, владук, термы,
скульптурный портрет, мозаика,
фреска
12
Театральное
искусство и
музыка
Античности
1
Мифологическая основа
мировоззрения в культуре, мифы
музыкального характера. Рождение
греческого театра, выдающиеся
трагики и комедиографы греческого
театра. Театральное и церковое
искусство Древнего Рима.
Музыкальное искусство
Античности.
-Инсценировать один из эпизодов
трагедии Эсхила «Прометей
Прикованный».
Работа по группам. Опыт
творческой деятельности:
-Сообщение учащихся об античном
Риме на основе очерка Н.В.Гоголя
«Рим», стихотворений И.
Бродского, картин С. Щедрина
(«Колизей в Риме») и А. Иванова
(«Аппиева дорога при закате
солнца»)
Обогатить эмоционально-духовной
сферу школьников в процессе
восприятия художественных
ценностей, познавательной
деятельности. Проследить рождение
греческого театра; особенности
театральной культуры римлян. Дать
представление о значении музыки в
жизни античных обществ. Знать
истоки и механизм развития
театрального искусства Античности,
отличия и особенности музыкального
искусства. Исследовать проблемную
теорию вопроса
Дифирамбы, пантомима, трагик,
гармоника, каноника.
28.11
Гл. 11
Подготови
ть
сообщени
е об
античном
Риме на
основе
произведе
ний
Н.В.Гогол
я
И.Бродско
го,
С.
Щедрина
А.
Иванова
Разде3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (10 часов)
13
Мир
византийско
й культуры
1
Византийская архитектура София
Константинопольская - воплощение
идеала божественного мироздания в
Выявить значение культуры
Византийской империи, как пролог к
развитию средневековой культуры.
5.12
Гл.12
восточном христианстве
Иконопись и икона (специфика
символического языка и
образности). Искусство мозаики.
Знать важнейшие достижения
художественной культуры Византии.
Проводить стилистический анализ,
определять характерные особенности
крестово-купольный тип храма,
иконопись, собор Св. Софии
14
Архитектур
а
западноевро
пейского
Средневеков
ья
1
Обращение к римским
архитектурным традициям и
появление новых стилей зодчества.
Романский стиль архитектуры.
Монастырская базилика как
средоточие культурной жизни
романской эпохи (идеалы
аскетизма, антагонизм духовного и
телесного, синтез культуры
религиозной и народной).
Архитектура Готики. Готический
собор как образ мира.
Архитектурное оформление портала
средневекового собора.
Дальнейшее формирование понятий
об архитектурном стиле и
направлений в искусстве.
Выявлять особенности романского и
готического стилей в искусстве.
Находить сходные и различные черты
художественных стилей; описывать
архитектурные произведения по плану
со с.394.
Романтский и готический стили,
перспективный портал, феодальный
замок, башня-донжон,
собор Нотр -Дам в Париже
12.12
Гл.13
Нарисоват
ь проект
архитекту
рного
сооружени
я в
традициях
готики
15
1
19.12
16
Изобразител
ьное
искусство
Средних
веков
1
Идея божественности мироздания
как основа синтеза каркасной
конструкции архитектуры,
скульптуры, света и цвета (витраж),
Скульптура романского и
готического стиля. Искусство
витража.
Постижение системы знаний о
создании художественного образа в
изобразительном искусстве на
примере изобразительного искусства
средневековья. Определять
особенности изобразительного
искусства Средних веков.
Воспринимать произведения разных
видов искусства. Работать с
дополнительной литературой и
другими источниками
Химеры,
26.12
Гл.14
Сделать
эскиз
витража
композици
ю окна-
розы.
витраж, окно-роза
17
Театральное
искусство и
музыка
Средних
веков
1
Литургическая драма.
Средневековый фарс. Достижения
музыкальной культуры.
Монодический склад средневековой
музыкальной культуры
(григорианский хорал, знаменный
распев).
Раскрыть значение литургической
драмы и григорианского хорала в
средневековой Западноевропейской
культуре. Расширить познания в
области театрального искусства:
театральное выражение
средневекового фарса, мистерии,
особенности григорианского хорала.
Готовить доклады. Развивать навыки
публичного выступления перед
аудиторией
Литургическая драма, миракли,
моралите, фарс, григорианский хорал,
минезингеры, трубодуры, труверы
9.01
Гл. 15
Составить
словарь по
театральн
ому и
музыкальн
ому
искусству
Средних
веков
18
Художестве
нная
культура
Киевской
Руси
1
Архитектура Киевской Руси.
Храмовое строительство.
Изобразительное искусство.
Постижение системы знаний о
самобытности архитектуры Древней
Руси. Знать понятия экстерьера
крестово-купольного храма,
особенности и своеобразие живописи
Древней Руси. Пользоваться
искусствоведческими терминами.
Зодчество, хоры, закоморы,
пилястры, килевидные арки
(какошники), фасады, плинфа,
цемянка
16.01
Гл.16
19
Развитие
русского
регионально
го искусства
1
Архитектура Великого Новгорода и
её характерные особенности. Храм
Софии Новгородской. Архитектура
Владимиро-Суздальского
княжества. Следование традициям
владимиро-суздальских мастеров,
Познакомить с особенностями и
своеобразием культуры России в
период феодальной раздробленности.
Выявлять общность и различия
регионального искусства. Знать
наиболее значимые памятники
23.01
Гл. 17
Подготови
ть
экскурсию
по
Московск
обращение к лучшим достижениям
западноевропейского зодчества.
Ансамбль Московского кремля.
русского искусства данного периода.
Определять особенности творческой
манеры художника
Новгородская школа иконописи,
московская школа живописи,
светотень.
ому
Кремлю
20
Искусство
единого
Российского
государства
1
Искусство периода образования
госидарства. Ансамбль московского
Кремля - символ национального
единения, образец гармонии
традиционных форм и новых
строительных приёмов. Искусство
периода утверждения
государственности. Искусство
России на пороге Нового времени.
Дать представление о развитии
русского искусства в период
образования государства
Устанавливать характерные
изменения в русском искусстве.
Определять стилевые особенности
произведений.
Шатровый тип храма, подклеть,
четверик,восьмерик нарышкинский
стиль, Строгановская школа
живописи, парсуна
30.01
Гл.18
Подготови
ть
экскурсию
по одному
из
крупнейш
их
центров
русского
деревянно
го
зодчества
21
1
6.02
22
Театр и
музыка
Средневеков
ой Руси
1
Возникновение профессионального
театра. Эволюция русского театра в
допетровскую эпоху, во время
царствования Петра I; рождение
профессионального театра в России.
Музыкальная культура.
Дать представление о развитии
театральной и музыкальной культуры
средневековой Руси Фиксировать
основные этапы развития театральной
и музыкальной культуры
средневековой Руси. Воспринимать
произведения искусства, смысл
художественного образа.
Придворный и школьный театр,
знаменный распев, монодия,
многораспевность, партесное пение
13.02
Гл. 19
Раздел 5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА (4 часа)
23
Художестве
нная
1
Своеобразие культуры Индии.
Шедевры индийского зодчества.
Познакомить с самобытностью и
неповторимостью искусства Индии.
20.02
Гл.20
культура
Индии
Изобразительное искусство.
Музыкальное и театральное
искусство Индии.
Знать основные виды архитектурных
сооружений Индии, особенности
развития искусства музыки и танца в
Индии. Описывать некоторые
выдающиеся памятники индийского
зодчества.
Пантеон индийских богов, якшини,
чайтья, вихара, притвор, миниатюрная
живопись, рага, «Веды»,ситар, «раса».
24
Художестве
нная
культура
Китая
1
Шедевры архитектуры Китая. Суть
своеобразия ки-тайского зодчества -
воплощение мифологических
(космизм) и религиозно-
нравственных (конфуциан-ство,
даосизм) представлений.
Скульптура. Жанры китайской
живописи. Пекинская музыкальная
драма
Показать значение и уникальный
характер китайской художественной
культуры. Узнавать самые
значительные памятники архитектуры
и скульптуры Китая. Применять
коммуникативные навыки работы в
группах
Пагода, павильон, «терракотовое»
27.02
Гл. 21
25
Искусство
Страны
восходящег
о солнца
(Япония)
1
Шедевры японской архитектуры.
Садово-парковое искусство - сплав
философии (дзен - буддизм) и
мифологии (синтоизм) Японии.
Мастера японской гравюры.
Театральное искусство.
Проанализировать своеобразие и
неповторимость искусства Японии.
Узнавать основные архитектурные
достопримечательности Японии.
Прочитывать информацию,
заключенную в памятниках культуры,
анализировать произведения,
особенности их языка
Иероглифическая каллиграфия,
гравюра, нецке
6.03
Гл.22
Написать
сочинение
-эссе
«Мои
размышле
ния в
японском
саду
камней».
26
1
13.03
27
Художестве
нная
культура
Ислама
1
Своеобразие мавританского стиля,
знать характерные черты
изобразительного искусства
(каллиграфии, куфи) и архитектуры
Ислама. Мусульманский образ рая в
комплексе Регистана (Древний
Самарканд) - синтез
монументальной архитектурной
формы и изменчивого,
полихромного узора. Литература и
музыка Ислама
Познакомить с историческими
корнями и значением искусства
Ислама, Фиксировать характерные
черты архитектуры и изобрази-
тельного искусства (каллиграфии,
куфи) Ислама.
Мечеть, минарет, медресе,
мавританский стиль, муэдзин,
каллиграфия
20.03
Гл.23
Раздел 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ (8 часов)
28
Изобразител
ьное
искусство
Проторенесс
анса и
Раннего
Возрождени
я
1
Характерные черты
художественной культуры эпохи
Возрождения (Ренесанса).Живопись
Проторенессанса и Раннего
Возрождения. Мастер
Проторенессанса Джотто.
Живопись Раннего Возрождения. В
мире образов Боттичелли.
Скульптурные шедевры Донателло.
Дать представление об историческом
значение и вневременной
художественной ценности идей эпохи
Возрождения. Выявлять
периодизацию эпохи Возрождения,
характерные черты живописи
Проторенессанса, наиболее известных
художников данного периода.
Гуманизм, Ренессанс, Проторенессанс
3.04
Гл.24
29
Архитектур
а
итальянског
о
Возрождени
я
1
Возрождение в Италии. Флоренция
- воплощение ренессансной идеи
создания «идеального» города.
Флорентийское чудо Брукеллески.
Великие архитекторы эпохи
Возрождения
Постижение системы знаний об
архитектуре, итальянского
Возрождения. Любоваться лучшими
произведениями мировой
архитектуры
и знать их. Проводить
самостоятельную исследовательскую
работу. Работать в коллективе
Ротонда
10.04
Гл.25
30
Титаны
Высокого
Возрождени
1
Титаны Возрождения.
Художественный мир Леонардо да
Винчи(Выражение леонардовского
Формировать систему знаний о
выдающихся художниках эпохи
Возрождения их вкладе в мировую
17.04
Гл.26
Индивиду
альное
я
представления о мире в
улыбке,“Моны Лизы” “полной
иронии и ума, показывающей
осознание границ доступного
человеческому разуму”).
Микеланджело –бунтующий гений.
Рафаэль - «первый среди
великих»(Выявление внутреннего
мира персонажа в портретах и
сопоставление его с внешним
видом)
художественную культуру. Знать
основные вехи творческого пути и
особенность художественного языка
каждого из представителей
итальянского Возражения.
Развивать навыки публичного
выступления перед аудиторией.
Леонардо до Винчи, Микеланджело,
Рафаэль
задание:
подготови
ть
выступлен
ие о
мастерах
венецианс
кой
живописи.
31
Мастера
венецианско
й живописи
1
Живопись основанная на
чувственном восприятии мира и
провоцирование природой поисков
художниками особого колорита,
буйства красок, стихий чувств и
эмоций. Окончательное
освобождение масля-ной живописи
от традиций темперы и фрески.
Творчество Беллини и Джорджоне.
Художественный мир Тициана.
Многообразие его таланта.
Расширить систему знаний о
выдающихся художниках эпохи
Возрождения. Знать мастеров и
творения венецианской живописи
Сопоставлять жизненные явления с
особенностями художественного
воплощения в произведениях
искусства.
Темпера,Тициан, архитектурный
пейзаж,
Маньеризм
24.04
Гл.27
Оформить
стенд-
выставку
произведе
ний
венецианс
кого
возрожден
ия.
32
Искусство
Северного
Возрождени
я
1
Ренессанс в архитектуре Северной
Европы. Придворная культура
французского Ренессанса -
комплекс Фонтенбло. Живопись
нидерландских и немецких
мастеров.
Пантеизм - религиозно-
философская основа Гентского
алтаря Я. Ван Эйка.
В мире фантасмагории Босха.
Творчество Брейгеля.
Дать представление о развитии
искусства Северного Возрождения.
Выявлять черты ренессанса в
архитектуре Северной Европы;
живописи нидерландских, немецких
мастеров. Аргументировать свое
отношение к стилистике
интерпретаций художественных
произведений.
гравюры на дереве и металле Дюрера
8.05
Гл. 28
Подготови
ть
сообщени
е на тему
«Дюрер –
художник,
достойный
бессмерти
я».
33
1
15.05
Идеи Реформации и мастерские
гравюры А. Дюрера - художника,
достойного бессмертия
34
Музыка и
театр эпохи
Возрождени
я
1
Роль полифонии в развитии
светских и культовых музыкальных
жанров. Начало профессионального
композиторского творчества и
инструментальной музыки.
Итальянская комедия дель арте.
Театр В. Шекспира - энциклопедия
человеческих страстей.
Познакомить с музыкальной
культурой Воз-рождения; рассмотреть
роль музыки в нравственном
воспитании общества. Знать
музыкальную культуру Возрождения.
Интерпретировать содержание
(смысл, художественную
информацию) шедевров мирового
музыкального искусства с позиций их
эстетической и нравственной
ценности.
Полифония, имитация, комедия дель
арте, речитатив, мадригал
22.05
Гл. 29
Подготови
ть
сообщени
я об
итальянск
ой
комедии.
35
Обобщение
по теме
года: « От
истоков до
XVII века»
1
Повторение и систематизация по
всему курсу МХК 10 класса.
Представление проектов,
исследовательских работ,
презентаций учащихся по курсу
МХК «От истоков до XVII века»
Провести сравнительный анализ
произведений разных авторов и
стилей.
Выявить качество и уровень
овладения знаниями умениями
навыками, предусмотренными
учебной программой за курс МХК 10
класса. Расширять опыт
художественно-творческой
деятельности в области различных
видов искусства, включая
современные мультимедийные
технологии. Владеть основными
видами публичных выступлений.
Следовать этическим нормам и
правилам ведения диалога.
Анализировать, устанавливать при-
чинно-следственные связи;
классифицировать, формулировать
выводы.
29.05
5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:
– обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
– обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;
– инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно-творческих задач;
– наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к
искусству;
– умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
– соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;
– сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль
собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
– активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;
– участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:
– понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
– общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности
в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
– самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
– соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
– оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;
– расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
– усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
– эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и
др.).
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
– постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
– обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;
– общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
– освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;
– овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
– осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;
– многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
– участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
– развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;
– эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного
ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной
деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом
материале.
Возможна «защита» проектов в форме деловой игры, имитирующей защиту научной работы-диссертации и требующей распределение
ролей: «диссертант» (ученик, защищающий работу), «оппоненты» (ученики, выступающие на «защите» работы с критикой), «ученый совет»
во главе с «ученым секретарем», который руководит процедурой «защиты» (ученики и учителя истории и литературы, работающие в данной
параллели классов), присутствующие на «защите» (ученики класса или нескольких классов.
Воспитывать эмо-ционально-ценностное, заинтересованное отношение к миру, художественно-эстетичес-кий вкус, эмпатию и
сопричастность к раз-личным явлениям искусства и жизни.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
• Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
• Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
• Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
• Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и
прочитанных самостоятельно.
• Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.
• Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и
выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:
• прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
• умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-
эстетического содержания произведения;
• умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,
• умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);
• свободное владение монологической литературной речью
.Отметкой «4» оценивается ответ, который:
• показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
• умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения;
• умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;
• умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
• хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:
• в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
• об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных
средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
• о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
• об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в
композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:
• незнание существенных вопросов содержания произведения;
• неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-
эстетического содержания произведения;
• незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
• слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:
• полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;
• неумение построить монологическое высказывание;
Оценка конспектов
отметка «5» ставится за наличие и полноту конспекта;
отметка «4» ставится за краткое изложение конспекта;
отметка «3» ставится за неточную интерпретацию в использовании терминов, небрежность в оформлении;
отметка «2» ставится за нарушение логики конспекта, несоответствие содержанию; а также за невыполнение задания;
Оценка домашних заданий творческого характера
отметка «5» ставится за наличие задания, использование дополнительных информационных ресурсов, использование
компьютерных технологий;
отметка «4» ставится за краткое, недостаточно иллюстрированное задание,
отметка «3» ставится за небрежность, неаккуратность, за полное копирование из источника, без осмысления и отсутствия
собственной позиции;
отметка «2» ставится за невыполнение задания;
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Титовской СОШ
от 29 августа 2017 года № 1
___________ Артамонова В.А