Презентация "Роль полотенца - рушника в традиционной культуре Русского Севера" 10 класс

Подписи к слайдам:
  • Управление образования администрации Северодвинска МОУ ДОД Детско-юношеский центр 12 открытая городская учебно - исследовательская конференция школьников «ЮНОСТЬ СЕВЕРОДВИНСКА» СЕКЦИЯ ЭТНОГРАФИИ
  • РОЛЬ ПОЛОТЕНЦА – РУШНИКА
  • В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО СЕВЕРА
  • (тезисы исследовательской работы)
  • Работа ученицы 10 А класса Мининой Анны
  • Научный руководитель: Пичугина Наталья
  • Валентиновна, учитель русского языка
  • и литературы МОУ «СОШ №23», г. Северодвинск
  • Цели и задачи исследования
  • Цель исследования – изучение и анализ использования ритуального полотенца в традиционной культуре Русского Севера
  • Задачи:
  • 1. рассмотреть обрядовую роль полотенец в традиционной культуре Русского Севера;
  • 2. проанализировать орнаментальные мотивы северной вышивки;
  • 3. выявить особенности народной вышивки Русского Севера
  • Актуальность проблемы
  • Важность и актуальность данного исследования заключается в том, что полотенце на протяжении многих столетий остаётся обязательным атрибутом в проведении праздников, обрядов; оно является необходимым элементом крестьянского быта. Считаю данную тему интересной, познавательной, современной, необходимой для изучения культуры родного края.
  • Фото из этнографического уголка
  • кабинета русского языка и литературы
  • МОУ «СОШ №23»
  • Степень научной разработанности проблемы
  • К изучению традиций, связанных с использованием ритуального полотенца в России, а также его функций и эстетической значимости обращались известные учёные:
  • Б.А.Рыбаков
  • В.В.Стасов
  • А.Н.Афанасьев
  • Г.С.Маслова и др.
  • Методы исследования
  • Намеченная в работе проблематика потребовала особого внимания к методам исследования.
  • Использовались следующие методы:
  • -интеграционный;
  • - исторический метод;
  • - метод научной объективности;
  • - метод личностного подхода;
  • - логический метод
  • Что такое РУШНИК?
  • В словаре М.Фасмера «РУШИТЬ – ЗНАЧИТ «ЛОМАТЬ, РВАТЬ», значит, рушник – оторванный кусок ткани, отрез;
  • Исследователь, академик Б.Рыбаков говорит, что «рушник – изделие глубоко символичное, многозначное. Он по праву считается символическим напоминанием о связи человека с его родом, предками»
  • Фото. Музей народной
  • культуры, Тарнога,
  • Вологодская область
  • Рушники для родильных и крестильных обрядов
  • Такие рушники несли огромную смысловую нагрузку:
  • младенец появлялся на свет и его заворачивали в полотенце, которое служило символическим оберегом от трудностей жизни.
  • Рушник многоцелевого назначения
  • Каргополье, середина 20-го века
  • СВАДЕБНЫЕ РУШНИКИ
  • Рушник привезён из Плесецкого
  • района Архангельской области
  • (середина 20-го века)
  • Рушник привезён из Тарногского
  • района Вологодской области
  • (30-е годы 20-го века)
  • Рушник для обрядов периода сбора урожая
  • Как правило, такие рушники украшены традиционной для Русского Севера вышивкой – КРАСНЫМ ПО БЕЛОМУ.
  • Вышитые символы – РОМБЫ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ, СВАСТИКА, ФИГУРА БОГИНИ-БЕРЕГИНИ МАКОШЬ – говорят о том, что полотенце предназначалось для обрядов осеннего сбора урожая.
  • Фото. Музей народной культуры.
  • Тарногский Городок, Вологодская
  • область
  • Обрядовая роль полотенца - рушника
  • 1. РУШНИК – непременный атрибут всех народных праздников, обрядов;
  • 2. РУШНИК - олицетворение человеческой жизни, символ судьбы, космического пространства;
  • 3. РУШНИК – украшение северной избы, церкви, часовни;
  • 4. РУШНИК – знаменитый символ русского гостеприимства
  • Фото из краеведческого музея
  • г. Великий Устюг, Вологодская
  • область (рушник конца 19 в.)
  • Орнаментальные мотивы северной вышивки
  • 1. Начало изучению орнамента русской народной вышивки положил В.В.Стасов, отыскавший финские и иракские влияния в вышивке;
  • 2. Ф.И.Буслаев усмотрел азиатское, позднеримское, византийское, германское влияния;
  • 3. Исследователь В.А.Городцов увидел дако-сарматские элементы;
  • 4. Этнограф Е.Н.Клетнёва возвела русские узоры на ткани к «великой культуре Востока».
  • ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ МОТИВЫ НА ТКАНИ У СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ ВЫПОЛНЯЛИ ФУНКЦИИ МАГИЧЕСКИХ ОБЕРЕГОВ ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ
  • Таким образом оформляли Красный угол
  • в северном доме
  • Мотивы северной вышивки
  • Зооморфные мотивы
  • Растительные мотивы
  • Геометрические мотивы
  • Культовые (встречаются редко)
  • Бытовые (встречаются редко)
  • Растительный орнамент на рушнике Каргополья
  • Путешествуя по музеям Архангельской и Вологодской областей
  • В классном этнографическом уголке
  • На фото: Минина Анна,
  • ученица 10А класса МОУ «СОШ №23»
  • Заключение
  • Рушник – единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проёмы. До сих пор рушник используется при встрече дорогих гостей, в свадебных обрядах, на праздниках и похоронах.
  • Список литературы
  • 1. Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7
  • 2. Бломквист Е.Э. Полотенце в русском быту. Путеводитель по Русскому музею, Л., 1984
  • 3. Горбунова Р.В. Русь – синеокая страна, 2007, №25
  • 4. Голубкова О.В. Образ богини – Матери в традиционной культуре Русского Севера, Петрозаводск, 2003
  • 5. Кожевникова Л. Ткачество Кокшеньги, Вологда, 1962
  • 6. Маслова Г.С. Бытовые сюжеты в русской народной вышивке, Советская этнография, 1970, №6
  • 7. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М., 1981
  • 8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996
  • РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 5 февраля, в преддверии Российского Дня Науки,
  • состоялась 12-ая открытая учебно – исследовательская конференция школьников в городе СЕВЕРОДВИНСКЕ.
  • Ученица 10А класса МИНИНА АННА выступила с защитой работы в секции «ЭТНОГРАФИЯ»
  • и заняла 1 место.