Презентация "Актёр и режиссёр в театре"

Подписи к слайдам:
Актёр и режиссёр в театре.
  • Секреты актёрского мастерства
  • Актёр должен стать «единственным царем и владыкой сцены».
  • (К.С.Станиславский)
  • Слово «актёр»
  • происходит латинского agere «действовать». На сцене он и является главным действующим лицом.

Николай Улянов

«Портрет Станиславского» 1947

  • Искусство актёра уходит своими истоками в первобытное общество.
  • Первобытные обряды, ритуальное копирование повадок животных, тотемические пляски, исполнение обрядов с использованием костюмов, масок, татуировок и раскраска тела – вот в чем тогда проявлялось искусство актёра
Театр в античном мире.
  • Игра одного, а затем двух актеров в греческом амфитеатре способна была выразить суть действия, драматического конфликта.
  • Актёр ещё прятался за пышными облачениями, ходил на котурнах (В обуви на высокой подошве), скрывал своё лицо от зрителей под маской.
Театр в эпоху Возрождения
  • Актёры передавали не только высокие чувства. Сильные человеческие страсти, но и характеры действующих лиц.
  • Они были способны потрясти зрителей силой и убедительностью своей игры.
Театр в эпоху классицизма.
  • Актёр воплощал на сцене идеальных героев, высмеивал общечеловеческие пороки, утверждал принципы добра, разума и справедливости.
  • Манера игры изменилась.
  • Актёр должен был не только говорить, а декламировать, произносить реплики нараспев, принимать эффектные позы, точно знать когда поднять руку, отставить ногу и при этом гордо закидывать голову.
  • Подобная «театральность» в игре актёров была характерна и для русского театра вплоть до середины 19века.
  • «… Никто не говорил своим голосом… игра состояла из крайне изуродованной декламации, слова произносились как можно громче, и почти каждое слово сопровождалось жестами. Особенно в ролях любовников декламировали так страстно, что вспомнить смешно; слова «любовь», «страсть», «измена»выкрикивались так громко, как только доставало силы в человеке…»
  • (М.С.Щепкин)
Реформы в театре 20 века.
  • Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) разработал и воплотил в художественную практику основные принципы актёрской игры.
  • Система Станиславского дала ключ в осознанному владению творческим процессом и предложила актёру такое сценическое поведение, которое приводит к перевоплощению актёра в изображаемого им героя.
  • Говоря об игре актера, Станиславский ввел такие важнейшие понятия, как сверхзадача и сквозное действие.
  • Сквозное действие – это цепь действий, поступков героя, ведущих к достижению цели.
Сверхзадача
  • Для решения сверхзадачи актёру необходимо схватить «Зерно» (суть) роли, образа.
  • Вот что писал о поисках «зерна» образа Репетилова из комедии «Горе от ума» В.И.Немирович –Данченко.
  • «Зерно Репетилова – болтун. Если актёр все время будет «Обмакивать» свою мысль в то, что он болтун, да еще нагретый вином, да еще светский человек, да еще немного «барин, и прибавит сюда еще целый ряд чёрточек, то и выявится характер Репетилова».
  • (
  • Суть перевоплощения не в изменении актёром своего внешнего облика до неузнаваемости. А в умении достичь высочайшего уровня сопереживания, позволяющего ему ощутить себя тем персонажем,который он изображает на сцене.
  • Станиславский различал два вида перевоплощения актера: внешнее ( с помощью грима, жестов, мимики, интонаций, особенностей диалекта и т.д.) и внутреннее , предполагающее раскрытие духовного мира своего героя. Его нравственных качеств, основных черт характера.
  • Искусство перевоплощения присуще великим мастерам театральной сцены.
  • «.. Всегда имей в виду натуру; влазь, так сказать, в кожу действующего лица… ты можешь сыграть иногда слабо, иногда сколько-нибудь удовлетворительно (это часто зависит от душевного расположения), но сыграешь верно». (М.С.Щепкин)
  • Это «влазь в кожу» стало крылатым выражением в театре.
  • Мастерство актера оттачивается годами напряженного труда. Даже, обладая талантом, можно не стать большим актером. Нужно в совершенстве владеть техникой актёрского мастерства ( голосом, мимикой, пластикой, жестом, тонко чувствовать игру партнёров по сцене.)
  • Знаменитый артист Малого театра Александр Алексеевич Остужев (1874-1953) был уже широко известным артистом, когда неожиданно подкралась беда: начала надвигаться глухота. Потеря слуха – непреодолимое препятствие в работе актёра, но Остужев остался на сцене и играл еще более 40 лет. Будучи уже глухим, он в 1935г. Блестяще сыграл роль Отелло.
Искусство режиссуры. Роль режиссёра:
  • направляет творческую энергию всего коллектива.
  • в его руках находятся все нити сложного механизма спектакля.
  • Режиссёр – профессия ХХ века.
  • До середины ХХ века роль режиссёра в какой-то мере выполняли антрепренёры. Их роль сводилась к чисто организационным моментам. Он следил, чтобы к началу спектакля на сцене были поставлены соответствующие декорации, предметы бутафории, указывал актёрам, когда появляться на сцене, что говорить или петь, где стоять и как двигаться.
  • Известно, что многие драматурги выступали постановщиками своих пьес. Шекспир, Мольер, Островский. Но они не были режиссёрами в современном понимании этого слова.
  • О профессии режиссёра написаны десятки, сотни книг. И все же главная из них принадлежит К.С.Станиславскому. Она называется «Моя жизнь в искусстве».
  • Опираясь на сценический опыт, Станиславский раскрывает законы и пути развития художественного творчества.