Презентация "Реалистическая живопись Голландии"
Подписи к слайдам:
- Реалистическая живопись Голландии
- Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. Обращаясь к своим ученикам, он говорил:
- «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».
- В XVII. В Голландии популярными становятся жанры:
- портрет
- натюрморт
- бытовая живопись
- пейзажная живопись
- картины по библейским сюжетам
- Особенно популярна была портретная живопись – индивидуальные и групповые изображения. Подобные портреты украшали стены ведомственных контор и залы заседаний, на них изображались торжественные собрания различных общин и объединений.
- Офицеры, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. На них черные мундиры с яркими шарфами через плечо, сияющие белизной гофрированные воротники и манжеты, эффектно заломленные широкополые шляпы, драгоценные эфесы шпаг.
- Франс Халс. «Групповой портрет офицеров стрелковой
- роты Святого Георгия»
- «Кормилица с ребёнком»
- Около 1619.
- «Портрет супружеской пары»
- 1627.
- Замечательны индивидуальные портреты Халса. Стремительные мазки его кисти словно спешат за ускользающим мгновением, торопятся запечатлеть наиболее характерные моменты: внезапный взгляд и погружённость в собственные мысли, мимолетную улыбку и безудержный смех, искреннее переживание и душевный порыв…
- «А эти бюргеры, купцы, старухи,
- Что выставлены Халсом напоказ,
- Они ведь притворяются, что глухи,
- И видят всё, глядя в упор на нас…»
- Ф. Халс. Цыганка. 1628-1630 гг.
- Это один из самых обаятельных образов Халса. Художнику удалось живо передать не только черты лица девушки, но и движения, мимику непоседливой героини.
- Ф. Халс. Портрет молодого человека с перчаткой.
- 1660-е гг.
- Я. Стен. «Сад постоялого двора». 1660.
- Довольно успешно в живописи Голландии развивался бытовой жанр. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи.
- Адриан ван Остаде. «Комната в крестьянском доме». 1663.
- Я. Стен. «Празднование крестин»
- 1664. Лондон.
- Я. Стен. Автопортрет с лютней. 1663-1665.
- Заслуга голландцев состояла в том, что они первыми создали новый тип жанровой композиции, выбрав для него небольшой, так называемый кабинетный, формат. Художников, писавших картины небольшого формата, называют малыми голландцами.
- Г. Терборх. «Танцующая пара». 1660.
- Особое место в творчестве художника занимают женские образы:
- «…Пожалуй никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, как Терборх, передавать специфику жеста женщины, когда она шьет, держит бокал вина либо лютню или моет руки; и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд …»
- Г. Терборх.
- «Портрет дамы». 1660.
- Г. Терборх.
- Бокал лимонада. 1660 г.
- В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойденные мастера натюрморта (фр. «мертвая природа»).
- Питер Клас. Завтрак с ветчиной. 1647 г.
- Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых, напоминая хозяевам дома о гастрономических радостях и прелестях сервировки. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты…
- Виллем Хеда. Натюрморт с золотым бокалом. 1633 г.
- Питер Клас. Завтрак. 1646 г.
- Виллем Хеда. Завтрак с ежевичным пирогом. 1631 г.
- Питер Клас сосредоточился на изображении предметов, окружающих человека в реальной, повседневной жизни.
- Виллем Хеда предпочитал писать «прерванные завтраки», в которых все напоминает о недавнем присутствии человека (смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва прикоснулись).
- Популярнейшим жанром голландской живописи XVII в. становится пейзаж. Своеобразие этого жанра и его тематика определяются особенностью природы этой северной страны. Художников интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации.
- Мир природы у Яна ван Гойена – это мир повседневного бытия, это естественная жизнь лугов и полей, водных просторов, очаровательных сельских видов.
- Особенно удавались художнику изображение неярких пасмурных дней, влажного, туманного воздуха, окутывающего очертания домов и деревьев.
- Я. ван Гойен.
- «Летний пейзаж с рекой». 1643.
- Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Его природа исполнена внутренней жизни, пронизана вечным движением, борьбой стихийных сил, контрастами света и тени. Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль.
- Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о месте в нём человека.
- «Пейзаж с лесистыми холмами и потоком». 1655. Частное собрание.
- «Мельница в Вейке». Ок. 1670
- Особую роль в художественной жизни Голландии второй половины XVII в. играл Делфт – небольшой город, прославившийся производством фаянса, стекла, ковров и декоративных тканей. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, традиционной темой которой был интерьер.
- Питер де Хох. «Хозяйка и служанка». 1657.
- В этом жанре работал Питер де Хох (1629-1685). Художник сумел постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, её размеренный и неторопливый ритм, скромный уют семейного очага.
- Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632-1675), уроженец города.
- Вермер Делфтский – «величайший маг и волшебник живописи»
- Такой возвышенной оценки Ян Вермер (1632 – 1675) был удостоен ещё при жизни. Позднее, в середине XIX в., его по праву стали причислять к основоположникам пленэрной (фр. plain air – открытый воздух) живописи, воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды, обусловленные солнечным светом и состоянием атмосферы.
- «Уличка». Ок.1658. Амстердам
- «Вид Делфта» Ок. 1660. Гаага
- Удивительной задушевностью проникнута «Кружевница» Вермера. Молодая девушка поглощена своим любимым занятием. В левой руке она держит коклюшки с красными нитями, правой ловко натягивает их и с помощью булавок прикалывает кружево к подушечке. Солнечный свет как будто ласкает холст, ярко отражаясь на платье и воротничке девушки.
- На небольшом формате картины (24 х 21 см) художник сумел передать скромное обаяние героини.
- Вермер Делфтский. Кружевница.
- 1669-1670 гг.
- Я. Вермер.
- «Девушка с письмом». Ок. 1657 г.
- Девушка серьезна и строга. Почти неуловимые движения ресниц и губ выдают скрытое беспокойство. Хрупкий точеный профиль девушки особенно красив в потоках вечернего света, на фоне белой стены, по которой пробегают легкие тени…
- Я. Вермер. «Дама у спинета». 1674-1675.
- Я. Вермер.
- «Девушка с жемчужиной».
- Доступно краскам всё – и мудрости заветы,
- И дни, и месяцы, и звёзды, и планеты,
- Пороки и добро, союзы и раздоры
- Творит поэта кисть, являя нашим взорам
- Ту внутреннюю суть, сокрытую для зренья,
- Что издревле живит наш мир и все творенья.
- Адриан ван де Винне (поэт-современник Я. Вермера)
- «Правда – самое прекрасное и редкое качество» - стало сутью творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 – 1669).
- Он оставил потомкам огромное художественное наследие: около 800 картин и произведений – свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды.
- Портрет старика в красном. 1652-1654.
- Своеобразие художественной манеры художника во многом определило искусство светотени. Свет пульсирует на лицах, руках, одеждах его героев, приводит в движение все действие, растворяется во мгле и вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает.
- Эту удивительную особенность художественного мастерства Рембрандта отмечал художник И. Е. Репин:
- «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков».
- Рембрандт мастерски передает едва уловимые, тонкие и сложные психологические состояния человеческой души. Его герои мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах, но в то же время остаются наедине с собой.
- «Портрет Яна Сикса». 1654
- Друг Рембрандта, поэт, меценат и крупный промышленник, уже одет и медленно натягивает перчатку. О чем он думает в последний миг перед расставанием? О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути? В лице Сикса искренняя и горькая печаль…
- В более поздние годы художник все чаще пишет старческие лица. В их печальных и необыкновенно выразительных взглядах, он читает длинную, полную лишений и тревог уже прожитую жизнь.
- В историю мировой живописи Рембрандт вошел как блестящий мастер автопортрета. Он изображал себя то веселым или грустным, то рассерженным или равнодушным. В ста (!) созданных им автопортретах - история его жизни, исповедь художника.
- Автопортрет с Саскией на коленях.
- 1635-1636.
- Рембрандт много работал в технике офорта. Он покрывал металлическую доску слоем лака и тонкой иглой наносил на него рисунок. После этого он погружал картину в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах. Углублённые линии позволяли затем перенести рисунок на бумагу.
- «Три дерева». Офорт. 1643
- В офортах Рембрандта можно увидеть новые грани его таланта: свободный и непринуждённый штрих, четкость линий и объемов, удивительные градации черного и белого цветов. Каждый из офортов отличают высокая техника, особое чувство реального пространства.
- «Нищие у двери дома». Офорт. 1648
- В 1642 г. Рембрандт выполнил большой заказ – картину «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока». Отряд под предводительством бравого капитана выходит из темной арки в полосу солнечного света. В группу военных вклиниваются случайные прохожие – вместо 16 заказчиков художник изобразил 34 фигуры. Многолетняя копоть каминов в каминном зале стрелковой гильдии придала живописи сумрачный, «ночной» колорит. В XIX в. Зрители дали картине поэтическое название «Ночной дозор».
- Картина «Возвращение блудного сына» (1668-1669 гг.) завершает творческий путь Рембрандта. В ней художник говорит о всепрощающей любви и силе раскаяния.
- Рухнувший на колени измученный бродяга и полуслепой старик молчат, даже не смотрят друг на друга, но они безмерно близки. Стёртые ступни несчастного скитальца и развалившиеся башмаки рассказывают о его долгом и трудном пути.
- Портрет Хендрикьё Стоффелс. 1656-1657.
- В нищете и забвении ушёл из жизни великий мастер, подаривший миру множество картин, гравюр и рисунков, мастер, о произведениях которого два века спустя французский живописец Эжен Делакруа сказал: «…правда – самое прекрасное и редкое на свете».
- Портрет Титуса. 1656 г.
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. Профильный уровень: учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2007.
- Энциклопедия для детей. [Т.7] Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков / гл. ред. М.Д. Аксенова – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008.