Презентация "Направление в искусстве. Реализм"
Подписи к слайдам:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
“Центр эстетического воспитания детей”
Республика Мордовия, город Саранск.
Методическая разработка
на тему:
«НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ. Реализм».
Подготовила:
педагог дополнительного образования
студии изобразительного искусства
Павельева Елена Фёдоровна
Саранск 2021
Реали́зм — эстетическая и художественная позиция, согласно которой задача искусства состоит в том, чтобы как можно точнее и объективнее изображать действительность. При этом необходимо различать философские понятия реальности и действительности (как частично осуществлённой реальности) и, соответственно, понятия реализма и натурализма в искусстве. В истории искусства, главным образом в живописи, реализм как творческий метод и направление противостоял романтизму и академизму.
Реализм также является распространенным методом творчества в живописи, скульптуре, фотографии, литературе, музыке, театре, кинематографе и многих других видах культурной деятельности человека.
Реализм. Густав Курбе. Картина «Веяльщицы», 1853г.
(Фото 1)
Реализм, в отличие от многих других стилей, возникших в XIX веке, не стал временным явлением в искусстве. Напротив, в течение почти 200 лет он остается востребованным творческим методом для большого количества художников. Чаще все реалистическая манера написания картин используется живописцами в бытовом, историческом и портретном жанрах.
Реализм. Джованни Фаттори.
Картина «Три крестьянина в поле» 1866- 1867г.
(Фото 2)
Виды реализма
Реализм с момента своего возникновения подвергался жесткой критике со стороны представителей других стилей искусства, а художники-реалисты нередко по-разному трактовали суть выбранного ими творческого метода. К тому же, за последние два столетия человеческое общество и культура претерпели огромные изменения, что повлекло за собой появление многочисленных разновидностей реалистического искусства.
Реализм. Константин Савицкий.
Картина «Ремонт железной дороги», 1874г.
(Фото 3)
виды реализма
Магический. В нем при изображении повседневных сцен художник включает в картину реального мира мистические элементы.
Фантастический. Схож с магическим реализмом, однако допускает присутствие в композиции гораздо большего количества элементов сверхъестественного происхождения.
Веризм. Возник в Италии после объединения страны во второй половине XIX века в качестве основного стиля отображения подвигов героев освободительной войны и жизни простых людей.
Социальный реализм. Представляет собой мощное международное художественное направление с ярко выраженной социальной направленностью произведений.
Прецизионизм. Американский вариант реализма, воспевающий величие индустриальной эпохи, в котором отчетливо проглядывается влияние футуризма и кубизма.
Социалистический реализм. Основан на коммунистической идеологии для прославления достижений Советской власти и героизма обычных тружеников. Сюрреализм. Сочетает в себе чередование реальных и вымышленных образов, рожденных в глубинах подсознания художника.
виды реализма
Американский реализм. Был важной, но обособленной региональной частью социального реализма, направленного на художественное отображение неприкрашенного быта американских городов.
Гиперреализм. Отличается максимально детализированной прорисовкой предметов и объектов для получения максимально реалистичного изображения.
Фотореализм. Тесно связан с фотоискусством, основой для создания произведения художнику служат фотографии с высоким разрешением.
Неореализм. Объединяет три отдельных течения в искусстве, сформировавшиеся в разных странах Европы (Англии, Италии и Франции) в ХХ веке.
Реализм. Уинслоу Хомер.
Картина «Попутный ветер», 1876г.
(Фото 4)
История реализма
История реализма как отдельного стиля живописи ведет свое начало с середины XIX века. В то время в европейском изобразительном искусстве доминирующим направлением был романтизм, основанный на академических традициях живописи. Художники-романтики изображали жизнь в приукрашенном виде, они идеализировали человека, воспевали в своих картинах духовный мир людей, сильные и яркие чувства.
Основоположником реализма в мировом искусстве по праву считается французский живописец Гюстав Курбе (Gustave Courbet). Впервые о новом стиле широкая публика узнала в 1855 году, когда Курбе опубликовал свой «Манифест реализма». В этом программном документе была подвергнута жестокой критике академическая живопись и провозглашены принципы нового реалистического искусства.
Реализм. Илья Репин.
Картина «Пахарь. Лев Толстой на пашне», 1887г.
(Фото 5)
Руководство Парижской академии искусств в том же 1855 году не приняло для показа на всемирной выставке работы Курбе. В ответ художник организовал собственную экспозицию в специально построенном с помощью меценатов «Павильоне реализма». Широкая публика была шокирована натурализмом выставленных для просмотра произведений мастера, а критики учинили над автором жестокую расправу в своих статьях.
Но постепенно отношение к реализму во Франции начало меняться, в конце концов Курбе стал признанным лидером этого стиля, а его идеи распространились по всей Европе. В Италии под влиянием идей Курбе появилась Школа Маккьяколи, а в России приверженцы реалистической манеры живописи объединились в Товарищество передвижников, расцвет их деятельности пришелся на 1870-1880-е годы.
Реализм. Том Робертс.
Картина «Стрижка Овец»,1890г.
(Фото 6)
Самые известные
художники-реалисты
- Среди живописцев, создававших свои произведения в реалистичной манере есть много достойных мастеров. И все же, среди самых известных художников-реалистов особо выделяются: Густав Курбе — основоположник современной реалистичной живописи, многие картины которого вызывали негативную реакцию не только критиков, но и значительной части французского общества. Илья Репин — один из величайших русских художников всех времен, непревзойденный отечественный мастер портретного, бытового и исторического жанров. Эдвард Хоппер (Edward Hopper) — крупнейший представитель американского реализма, автор множества картин с изображением сцен из жизни обычных жителей США. Томас Уильям Робертс (Thomas William Roberts) — австралийский живописец, один из основателей Гейдельберской школы, воспеватель быта сельских жителей родной страны.