Конспет урока "Возвышенное и низменное в искусстве"

Урок №5 – Возвышенное и низменное в искусстве
«Что есть красота?» - этот вопрос издавна волновал человечество.
Нередко постижение тайны красоты оказывалось равносильно разгадке смысла
мироздания. Не каждый способен увидеть и различить красоту окружающих нас
предметов и явлений. Великие художники, создающие произведения искусства дают
наглядный и убедительный ответ на вопрос о том, что такое красота.
Но понять язык этих произведений невозможно, не зная сущности науки эстетики и
основных её категорий.
Эстетика – наука о прекрасном в искусстве и жизни. Эстетика изучает законы и
особенности художественного восприятия окружающего мира. Основы эстетики были
заложены еще в эпоху Античности философами Сократом, Платоном, Аристотелем. В
качестве науки эстетика сформировалась лишь в 18 веке.
Основные категории эстетики:
Прекрасное;
Возвышенное;
Низменное;
Трагическое;
Комическое.
Возвышенное в искусстве
Само слово «возвышенное» имеет общий корень с такими словами как «высь», «высота».
Еще с древнейших времен высота звала и манила к себе людей. Со страхом и замиранием
сердца смотрели древние греки на Олимп – место, где обитали Боги.
Покорение высоты всегда было связано для человека с достижением идеала, воплощением
заветной мечты. Это нашло отражение в народных сказках, античных мифах и даже в
Ветхом Завете, где рассказывается о стремлении людей построить себе «город и башню
высотою до небес».
Таким образом, возвышенное выражает стремление людей к еще более высоким,
идеальным целям и задачам.
Возвышенное всегда выходит за пределы повседневной жизни. Оно поднимается над
обыденностью и рождает в человеке подъем, чувство восторга, радостного изумления,
преклонения, ощущение величия.
В то же время возвышенное может вызвать у человека совершенно противоположные
чувства: страдание от недостижимости идеала, сознание собственного бессилия перед
могущественными чувствами природы.
Проявления возвышенного связаны с поворотными моментами в истории человечества,
это всегда что-то значительное и то, что перекрывает масштаб обычных явлений. Оно
рождает в человеке стремление к познанию и освоению мира.
Высокое искусство ценно тем, что заключает в себе возвышенное, постигнутое
художников в жизни и воплощенное им в совершенной форме в произведении искусства.
Масштабность и монументальность – наиболее яркие формы отражения
возвышенного в искусстве.
Примеры:
1. Египетские пирамиды, возвеличивающие фараона грандиозностью своих размеров
и подчеркивающие принадлежность фараона к богам.
2. Мысли и чувства героев античной трагедии;
3. Мысли и чувства героев произведений У. Шекспира;
4. Музыка Л. Бетховена.
Низменное в искусстве
Эстетическая категория возвышенного часто противопоставляется категории низменного,
которое пробуждает в человеке такие чувства, как отвращение, презрение, эгоизм,
грубость, своеволие. Низменное оскорбляет и принижает человеческое достоинство.
В произведениях искусства низменное особенно наглядно в изображении ужасов войны.
Примеры:
Рельефы Пергамского алтаря Зевса;
«Битва кентавров» Микеладжело;
Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи.
Часто произведение искусства строится именно на контрастах, противопоставлении
возвышенного и низменного.
Примеры в театре и драматургии:
Пушкинские Моцарт и Сальери: «гений и злодейство – две вещи несовместимые»;
Хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» Анны Павловой;
Примеры в живописи:
И. Босх «Несение креста»;
П. Филонов «Пир королей»;
Офоры Ф. Гойя «Капричос».
Д/З
Всегда ли возвышенное прекрасно? Может ли злое стать возвышенным? Вот что об этом
говорят известные деятели искусства:
«Найти истинное уродство так же сложно, как найти истинную красоту».
(Леонардо да Винчи)
«Изображать одно хорошее, светлое, отрадное в человеческой природе значит
скрадывать правду, то есть изображать неполно и потому неверно. А это будет
монотонно, приторно и сладко. Света без теней изобразить нельзя».
(И. А. Гончаров)
«Истинный крик негодования, вырвавшийся у художника при виде общественных
гадостей, составляет такой же драгоценный момент его творческой
деятельности, как спокойное созерцание прекрасного образа».
(Д. И. Писарев)