Методические рекомендации по изучению творчества художников-передвижников

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Методические рекомендации
по изучению творчества художников-передвижников
подготовила
преподаватель фортепиано и МХК
Колесникова Лариса Васильевна
Северск
2018
Пояснительная записка
Данное методическое пособие является справочным материалом для
изучения творчества художников-передвижников и рекомендуется для изучения
русского искусства второй половины XIX века при подготовке к Олимпиаде, а
также занятиям по истории искусства в ДХШ и по мировой художественной
культуре в общеобразовательных школах.
Материал будет полезен при подготовке к Олимпиадам, посвященным
юбилейным датам со дня открытия Первой Передвижной художественной
выставки, где были представлены первые полотна, совершившие переворот в
изобразительном искусстве того времени.
Цели и задачи работы
1. Расширение знаний о русской художественной культуре второй половины
XIX века.
2. Развитие умений и навыков работы с литературой, способности к
самообразованию и творческому поиску.
3. Изучение истории создания Передвижных выставок.
4. Изучение произведений изобразительного искусства передвижников в
собраниях русских художественных музеев.
5. Воспитание умения сопоставлять и сравнивать произведения живописи
разных художников.
6. Уметь находить общие точки соприкосновения разных видов искусства
живописи, литературы и музыки.
7. Помочь в формировании у учащихся целостного миропонимания и
научного мировоззрения.
8. Способствовать расширению кругозора и познавательной активности
учащихся.
Разделы посвящены определенным событиям из истории
передвижничества. Они включают события и даты, с ними связанные; состав
Товарищества, какие картины экспонировались на наиболее значительных
выставках. Кроме того, представлены произведения выдающихся мастеров
живописи: И. Крамского, Н. Ге, И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова. И сколько
бы раз мы не созерцали полотна великих мастеров, они всегда завораживают,
приоткрывают все новые и новые свои тайны, поэтому они так актуальны для
нашего времени. Это наша национальная гордость и духовное достояние.
Творческое наследие художников-передвижников
1863 бунт «14-ти». Отказ выпускников Академии Художеств писать на
заданную тему «Пир в Валгалле». Значение этого шага:
1. Формирование в России двух центров художественного воспитания.
2. Оформление двух течений – реализм и академизм и их противостояние.
3. Организация «Санкт-Петербургской Артели свободных художников»,
которую возглавил И. Крамской в Петербурге.
1870-1923 объединение с московскими художниками и создание «Товарищества
передвижных выставок». За годы существования Товарищества состоялось 48
выставок. По установленному порядку выставки начинались на первой неделе
Великого поста в Петербурге, затем к Пасхе переезжали в Москву, а оттуда уже
отправлялись в странствие по Росси.
Идея создания Товарищества принадлежала Г. Мясоедову (Москва) и Н. Ге
(Петербург) под влиянием английских художников. Разработан проект Устава
Товарищества.
2 ноября 1870 – принят Устав.
Состав: Москва Мясоедов, Перов, Саврасов, Прянишников и др., Петербург
Ге, Крамской, Репин, Шишкин, Васильев, Якоби, Корзухин, Журавлев и др.
1871 I передвижная выставка всего 82 произведения, среди которых были
«Охотники на привале» Перова, «Майская ночь» Крамского, «Петр I
допрашивает...» Ге, «Грачи прилетели» Саврасова. Третьяков приобрел 8 полотен.
Цели:
1. пропаганда искусства среди населения в провинции.
2. Развитие любви к искусству в обществе.
3. Помощи художникам в сбыте картин.
4. Борьба за национальное искусство.
5. демократизация жизни общества.
6. Гражданская ответственность художника.
Новые функции искусства:
1. социальные – искусство – орудие борьбы.
2. этические.
3. просветительские.
4. воспитательные.
Идейная программа не было в письменном виде, но содержится в
высказываниях художников.
Главный принцип народность.
Главный художественный метод в 60-е годы – критический реализм идейно-
эстетическое направление в искусстве. В основу легла диссертация Н. Г.
Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности»,
опубликованная в 1855 году. Полемика с классицизмом. Красота является
категорией внутренней, а не внешней. Не следует приукрашивать и подправлять
природу.
Задача критического реализма показать бесправие и унижения, которым
подвергается человек. Искусство откликается на проблемы времени, носит
социальный характер. Задача описать зло, показать подавление личности,
воздействовать на массы через просвещение. Используют метод описательной
критики.
Влияние на художников краски меркнут, преобладают коричневые, серые,
оливковые тона. Да и где взять яркие краски, если действительность так ужасна?
Интерес к жанровой живописи, нарастание повествовательности в сюжетах.
Направления критики: антиклерикальные мотивы критика духовенства, показ
«униженных и оскорбленных», судьба женщины в обществе, положение
художника.
Передвижники в 70-е годы поиски положительного начала. Движение
«хождения в народ». Красота и самобытность уклада жизни народа, образы
борцов за лучшую долю. Детали и подробности, выхваченные из самой гущи
повседневной жизни, достоверность событий и тонкое наблюдение за типами и
характерами. Гуманистическая направленность их творчества.
В. Максимов крестьянский жанр. «Бабушкины сказки», «Приход колдуна...»,
«Все в прошлом».
В. Маковский бытописатель нравов города, мастер короткого рассказа.
«Объяснение», «На бульваре».
К. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге» - первое изображение
труда рабочих.
И. Прянишников «Спасов день на Севере», «Порожняки».
Г. Мясоедов «Земство обедает».
Русский пейзаж
Принцип реалистического пейзажа поэзия, рожденная из прозы, из опыта
повседневной жизни, умения видеть красоту в обыденном. Демократизация
жанра, наделение его чувствами и мыслями человека.
Направления в пейзаже:
Лирический А.К. Саврасов «Грачи», «Проселок». Красота в обыденном и
обыкновенном.
Романтический Ф. Васильев «Мокрый луг», «В крымских горах», «Оттепель» -
взволнованная приподнятость образов.
Эпический И. И. Шишкин «Рожь», «Корабельная роща», «Сосны, освещенные
солнцем», «Утро в сосновом бору» - мощь, величие, богатство природы, ее
парадный портрет, его называли «Царь русского леса». Научно-объективный
подход в изображении. Музыкальность и оркестровость звучания.
Декоративный А. И. Куинджи «Березовая роща», «Ночь на Днепре», «Ночное».
Световые эффекты, театральность, упрощенность композиции, декоративность
как раннее проявление модерна.
Пленэр В. Д. Поленов «Московский дворик», Коровин. Высветление палитры.
Новый тип творчества: красота, которую не нужно отвоевывать, она здесь, теперь
и всегда.
Пейзаж-настроение И. И. Левитан продолжает традиции лирического пейзажа,
но вносит черты нового:
эффекты пленэрной живописи,
картина приобретает характер эскиза, импровизации, нет ощущения
законченности полотна;
изображение переходных состояний природы;
психологизм и человечность природы.
У И. Левитана появляются новые разновидности пейзажа:
исторический пейзаж - «Владимирка»;
Философский или концепционный - «Над вечным покоем» - грандиозное
обобщение бренности существования;
Эпический «Озеро» - мудрость, монументальность, собирательный образ
природы и его «лебединая песня». Хотел назвать «Русь».
Абрамцевский кружок
Савва Иванович Мамонтов крупный меценат. Пристрастие к искусству и
русской старине. В 1872 году вокруг него сложился кружок художников,
музыкантов, артистов, занятых поисками национальных истоков, русского стиля в
искусстве. Имение Абрамцево стало центром культуры и стало своеобразной
кузницей идей и форм нового искусства. Здесь царил культ артистического
универсализма. Ориентация на театрально-декорационное и декоративно-
прикладное искусство, на возрождение народного творчества.
Коллекционируются изделия народных промыслов, изучаются фольклорные
мотивы в изобразительном творчестве: лубок, вышивка, игрушка, деревянная
резьба.
Ставили спектакли. С. Мамонтов создал знаменитую Частную оперу. В. М.
Васнецов писал декорации к «Снегурочке» А. Н. Островского, сделал две
постройки: домашняя церковь и шутливая «избушка на курьих ножках», проект
русского павильона на выставке в Париже в 1898 году. М. Врубель написал
портрет С. Мамонтова.
В кружок входили: И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов,
М. А. Врубель, братья К. А. и С. А. Коровины, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов,
М. М. Антокольский. В гостях бывали В. В. Стасов, К. С. Станиславский, П. М.
Третьяков.
Обсуждали замыслы картин: Репин сделал эскиз «Запорожцев», прототипы
для «Крестного хода», Васнецов «Богатыри», «Аленушка», «Иван царевич...».
пейзажи – Коровин и Остроухов, Серов – «Девочка с персиками», «Девушка,
освещенная солнцем».
Пленэрная живопись
Происходит от франц. «свежий воздух». Новое отношение к натуре, к
жизни природы. Первым реформу в живописной технике предпринял С. Щедрин.
Единство непрерывного световоздушного пространства, объединение разных
планов, окрашенные рефлексы, высветление палитры. Свет и воздух становятся
героями картин. Поленов пользовался приемами пленэрной живописи
(«Московский дворик», «Бабушкин сад»).
Из области литературы
Необходимо знать имена Л. Н. Толстого, о его дружбе с художниками, о
дружбе И. Левитана и А. П. Чехова, о влиянии В. В. Стасова на формирование
взглядов художников, его меткие характеристики, которые он давал картинам и
самим хъудожникам. Обязательно иметь представление о меценатах, которые
поддерживали художников в их поисках: П. Третьяков, С. Мамонтов, С. Морозов,
- чьи облики не раз были запечатлены в портретной живописи.
Художники с блеском осуществили замысел П. Третьякова о серии
портретов выдающихся деятелей культуры и искусства портретной летописи
эпохи. Учащиеся должны знать портреты Ф. Достоевского, И. Тургенева, А.
Островского работы В. Перова, портреты Н. Ге и И. Репина с изображением Л. Н.
Толстого, уметь их сравнить, определить по фрагментам.
Творческие задания содержат вопросы обобщающего плана, где учащиеся
должны по поэтическим строчкам представить их зримое воплощение в картине
или знать картины художников, названия которых навеяны литературными
произведениями.
Из области музыкального искусства
Удивительный дух товарищества царил и среди музыкантов,
группировавшихся вокруг В. В. Стасова. Они создали объединение под названием
«Могучая кучка». с передвижниками их роднила любовь к национальному
искусству, желание поднять его на достойную высоту.
Здесь также просматриваются аналогии: В. Васнецов – Н. А. Римский
Корсаков (сказочники); В. Васнецов – А. П. Бородин (богатырская тема).
В. В. Стасов многофигурные композиции передвижников называл
«хоровыми картинами», где каждый персонаж ведет свою тему, которая сливается
в общий хор голосов.
Произведения художников, на которые следует обратить внимание
В. Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасхе». По характеру творчества
близок Островскому и Некрасову, Мусоргскому. Критический реализм нашел
яркое воплощение. Утвеждение идей и принципов русской бытовой живописи.
Правдивость и повествовательность, протест против унижения достоинства
человеческой личности. Вожак московской школы живописи. Духовные ценности
предстают в извращенном виде: пьянство, поругание святынь. Снята с выставки,
запрещена духовенством. Мотив шествия.
Портрет Островского смотрит прямо на зрителя, в халате.
Портрет Достоевского - психологический портрет. Из темного фона появляется
лицо, воплощение совести общества, властитель дум, руки сцеплены в замок,
И. Н. Крамской «Христос в пустыне» (1872) земной человек, погруженный в
мучительные раздумья о смысле и назначении жизни. Момент нравственного
выбора: «Дать ли за господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу. Поза и
скрещенные пальцы рук напоминают портрет Достоевского кисти Перова. Близок
Иванову в трактовке темы. Подчеркивает нравственный религиозный аспект.
Христос – это человек, победивший себя, свой эгоизм.
«Неизвестная» (1883) споры. Осуждение морали общества. Отождествляют с
Анной Карениной, Настасьей Филипповной, Незнакомкой А. Блока, неизвестен
точно прототип. Писал не портрт, а обобщенный образ, глубокий смысл в
названии. Имя это эмблема личности. Человек без имени сущность скрыта.
Перед нами не лицо, а маска. Во взгляде вызов и презрение, но заним ранимая
душа. Трагедия одиночества в обществе. Красота модели, слюбовью пишет перо
на шляпке, мех, атлас лент в единственной картине достигает осязательности и
достоверности предметного мира.
Портрет П. М. Третьякова разрабатывает тип сдержанного по цвету портрета,
в котором главное внимание сосредоточено на лице. «Идея личности выступает
на первый план». Перед нами некие пророки, личность мифологизируется,
приподнимается над повседневностью. Для Третьякова найдена форма портрета-
иконы, символа и одновременно памятника: деловитость, скромность, душевная
мягкость и достоинство. Простота композиции, углубленная психологическая
характеристика.
Портрет Л. Н. Толстого период работы над «Войной и миром». Богатство
творческих сил. Писал в Ясной Поляне. Создает портрет-тип, идеальный образ
мыслителя. Дает обобщенные характеристики: грозные брови, пронзительный
взгляд, непреклонная воля, но доброта ощущается, наблюдал за художником. В
«Анне Карениной» в образе художника Михайлова все узнавали Крамского.
Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871)
исторический конфликт старого и нового, а не отца и сына, отсутствуют внешние
эффекты, а есть громадное внутреннее напряжение. Выдержан стиль делового
документа. Изображена финальная пауза, напряженное молчание, когда уже все
сказано.
Портрет Л. Н. Толстого пишет за конторкой. Пишу не для себя, а для потомков.
Желание оставить память. Был близко знаком, оказал влияние на его взгляды.
Стремится передать психологический процесс, происходящий в человеке.
Н. А. Ярошенко после смерти Крамского переходит роль идейного
руководителя Товарищества. На фотографиях всегда единственный в военном
мундире. Был артиллерийским офицером. На полотнах появился новый герой:
рабочий, несущий положительные черты, а не только критика и обличение, как
было раньше.
«Всюду жизнь» (1888) - вертикальный формат, приближающийся по высоте к
размерам настоящего вагона, дан фрагмент крупным планом. На XVI выставке
поместили на торцевой части стены, чтобы создать впечатление настоящего
вагона. За окном арестанты: солдат, бывший крестьянин, мастеровой, молодая
женщина с ребенком (напоминает богородицу) как символ покровительства Бога
над этими людьми. Картина навеяна рассказом Л. Н. Толстого «Чем люди
живы?». Первоначально художник хотел дать название «Где любовь, там и Бог».
«Заключенный» (1878) - начало революционного движения. Вера Засулич,
Софья Перовская, Андрей Желябов, Александр Ульянов поколение
революционеров. В картине нашло отражение начала политической борьбы.
Типичный образ борца и его жизненный путь.
«Кочегар» - Рассказ Гаршина «Художники» написан с реального прототипа
Ярошенко (Рябинин), а его картина «Кочегар» - «Глухарь» в рассказе. Ярошенко
называли «Совестью Товарищества передвижников», т. к. болезненно переживал
малейшую несправедливость. Открыл новую тему первое изображение
промышленного рабочего. Огненное освещение, которым облит с головы до ног
этот мастеровой, смотрит прямо на зрителя
А. К. Саврасов «Грачи прилетели» - пейзаж нового типа. Впервые на I выставке
передвижников в 1871 году. Новая тема уголок деревенской глуши.
Повествование о жизни природы, множество бытовых деталей: талый снег, вербы,
дымок над крышей, церквушка. Лирический образ природы. отражает типичность
повседневного.
Шишкин «Рожь» - «Верстовой столб пейзажной живописи» (Крамской). Стасов
тучная, роскошная, наполняет золотистыми отливами всю картину. Композиция
разделена на две части вьющейся тропинкой с бредущими по ней крестьянами.
Громадные сосны, словно колонны портала. Картина-тезис, выражающая
существо творческого метода художника. Объект изображения то, что является
постоянным и неизменным. Типичность качеств, присущих природе: мощь,
величие, сила. Парадный портрет природы: панорамный разворот,
пространственный размах, рисунок и светотень господствуют над живописной
тонкостью, общее главенствует над оттенками настроений, целостность
обобщенного образа, объективность. - в этом отличие от Саврасова. Крупные
массы, оркестровка картины.
И. И. Левитан «Владимирка» (1892) - жил в Болдине, бродил сохотничьим
ружьем и вышел на незнакомую дорогу. Дорога, уходящая за линию горизонта,
бредет старуха-богомолка, придорожный крест с иконой. Владимирка, по которой
веками гнали арестантов в Сибирь. Вернувшись домой, набросал эскиз, на
следующий день пришел с холстом.
Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль, -
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль...
А. К. Толстой. «Колодники»
Соединение пейзажа с исторической картиной. Гражданские идеи
сливаются с личными переживаниями художника. Возникают сложные
ассоциации не от изображенного, а от эмоционального переживания картины.
Обобщенный образ тоски и горя народного.
«Над вечным покоем» - философский образ природы, размышления о бренности
и грандиозное обобщение, тема тоски и одиночества. Написан в Тверской области
на берегу озера Удомли. Вода и небо. На откосе старое кладбищес церквушкой.
О картине Левитан сказал: «В ней весь я, со всей моей психологией, со всем
содержанием.
«Март» (1895) – состояние пробуждающейся природы, свежий и влажный воздух,
потемневший снег, солнечные лучи, согревающие землю, лошадка у дома...
Природа не статичная, а трепетная, пульсирующая, живая. Нетолько видимая, но
и слышимая: шорох, ветерок, звук захлопнувшейся двери. Светлый и
жизнеутверждающий образ.
«Весна большая вода» - созвучна с романсом С. Рахманинова «Весенние
воды».
«Золотая осень» - стала именем нарицательным для осени. Кульминация его
творчества. Музыкальность пейзажей.
Репин «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883) галерея типов
русской деревни, историческая масштабность. Воссоздает образ всей
пореформенной России: барыня с чудотворной иконой, полицейские верхом,
купцы, священники, мещанки, несущие футляр от иконы, кулаки-бородачи,
калеки, убогие.... Каждый личность, характер, и все вместе образуют главного
героя многоликий образ деревни. Образ горбуна, его фанатизм, ничего не
замечает. Композиция сложная, хаотичность и направленность процессии на
зрителя. Сила социального звучания и богатство живописных приемов (шелк,
сукно, лохмотья, горячий песок и выцветшее от жары небо). Жанровая картина
возведена в ранг монументального полотна. Этюды писал в Абрамцево. Сходство
с реальными людьми: полицейский с нагайкой Прянишников, певчий с длинной
шеей – А. Васнецов,
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885) «самая кровавая
картина в русской живописи» (Стасов). Толчок к созданию симфоническое
произведение Римского-Корсакова. Повод убийство Александра II и казнь
народовольцев. Главная тема наказания за деспотизм и мука раскаяния, ужас от
содеянного. Репин выражает протест против насильственной смерти и
драгоценность человеческой жизни. Психологизм образов и высший накал
страстей.
Идея «чувства перегружены ужасами современности»: казнь
народовольцев. Соотнесение исторических событий с проблемами
современности. Богатое фактурное разнообразие: Крамской «оркестр
настоящий». Колорит усиливает драматизм. Этюды делал с натуры в Кремле,
костюмы кроил сам, сапоги для царевича расписал сам по светлой лайке. Образ
царевича – писатель Гаршин. Соотношение цветов выражают трагедию – черное и
красное, орнамент восточных ковров, кульминация – струя алой крови.
На картину наложен запрет, т. к. изображен царь-убийца, ее сняли с
выставки; Третьякову запретили показывать публике на протяжении нескольких
месяцев. Через несколько лет душевнобольной Балашов порезал картину,
реставрация прошла успешно.
Портрет Третьякова
Портрет Л. Н. Толстого - неповторимость каждого человека, духовность красота
личности, умение выразить противоречивые движения души, ее диалектику.
Привлекала личность писателя: «после его лица всякое другое лицо скучно и
нелюбопытно». Написал около 70 портретов живописных и графических. Портрет
1887 года самый значительный, с книгой в руках. Простая композиция,
скромная цветовая гамма – серое с черным. Могучая сила ума, мудрость.
Репин написал книгу «Далекое – близкое».
В. Стасов назвал «Самсон русской живописи»
В. И. Суриков мастер русского реализма. Исторический жанр. Картины не
иллюстрация к истории, а изображение поворотных событий. Открыл истину, что
переломность это не момент, а постоянное свойство русской истории.
Многофигурные композиции или «хоровые картины». В минувших эпохах искал
ответы на события современности. Народ – главный герой картин.
«Утро стрелецкой казни» (1881) Выставлена на выставке в Петербурге 1 марта
1881 года в день, когда произошло убийство Александра II роковое стечение
обстоятельств.
Рассказ о трагедии истории. в режиссуре картины поведение каждой группы
определяется каноном нравственности. Трагическая непримиримость конфликта.
Целостность эмоционального переживания. Яростный поединок взглядов. Показ
глубинного смысла событий, показ истории через судьбу выдающихся личностей.
«Меньшиков в Березове» (1883) – ссылка после блестящей жизни. Трагедия
петровского любимца. В окружении детей в ктесной избе коротает свои дни. Если
бы встал, то разрушил бы потолок. Сила воли, готовность действовать,
несломленный характер создают ощущение бушующих страстей. По накалу
можно сравнить с шекспировскими трагедиями. Остановленное время, пауза,
ожидание. Сдержанные, словно горящие изнутри краски, тому подтверждение.
«Боярыня Морозова» и этюды к ней (1887) - Сюжет: эпизод из мученической
жизни боярыни Феодосии Морозовой. Толчком к созданию черная ворона на
белом снегу. Сани в картине «не ехали» увидел на улице мальчика, бегущего за
санями. Реальные впечатления помогали создать живое полотно. Морозова
композиционный и смысловой центр. Двуперстие и ответ нищего. Деление на два
лагеря: каждый реагирует по-своему. Тема церковного раскола связана с
современностью народ как движущая сила истории. Каждый персонаж яркая
личность и вместе – толпа.
Колорит – симфония света, цвета, красок, освещения, морозного воздуха.
Эскизы, сотни рисунков, этюды стали этапом подготовительной работы.
Равен Иванову и его количеству эскизов к «Явлению». Этюды к картине
перевоплощенные портреты тех, кого знал и любил художник.
Если картины распределить по хронологии, то Боярыня Стрельцы
Меньшиков.
В. М. Васнецов родоначальник национально-романтического направления
стиля модерн.
«Богатыри» (1881-1898) Сказочно-эпический жанр. Выставлена в 1899 году на
Первой персональной выставке художника. Высокая оценка Стасова: назвал
«парной картиной к «Бурлакам» Репина. Сила не угнетенная, а торжествующая.
Сюжет не по определенному произведению, а после прочтения былин. Авторское
название картины – «примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли
кого?». Воплощают разные черты характера: сила Ильи Муромца, смелость
Добрыни, мягкость Алеши (гусли в седле). Впечатление монументальности
достигается выбором точки зрения снизу. Натурой служили реальные люди: Илья
крестьянин Иван Петров, Добрыня сам художник, Алеша сын Мамонтова.
Пейзаж величавость, раздолье и задушевность, лиричность. Васнецов выразил
понимание истоков и особенностей русского национального характера.
«Аленушка» 1881 – Сюжет не по конкретной сказке, а синтетический образ
сказочной девочки. Ее облик воплощение печали и страдания. Природа вторит
грустным причитаниям (осинки склонились, поникли травы, сумрак леса, темный
омут. Сочетание реальности и сказочности, фольклора и лирической
задушевности. Фигура объединенас пейзажем, слитность эмоционального
состояния. Поэзия народных преданий соединена с правдой и поэзией родной
природы (Абрамцево). Предвосхитила картину Левитана «У омута».
«Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) последний раз выступит на XXV
выставке передвижников. Конкретный историзм, отступление от сказочности. По
сути, портрет Шаляпина в роли Ивана Грозного. Психологизм образа,
своеобразный исторический портрет. Раскрывает противоречивый характер:
жестокость, гнев, напряженная настороженность и одновременно умная и сильная
личность. Избегает однобокой трактовки образа. Стилевое решение картины –
нарядная орнаментальность, узорчатость. Главное лицо и поза как главные
носители психологической характеристики. Завершенность «васнецовского
стиля».
Проект фасада ГТГ затейливо в русском стиле, украшен гербом Москвы с
изображением Георгия Победоносца. По бокам надпись с названием, датами
основания и передачи в дар Москве.
Создал проект военной формы - головной убор наподобие шлема и шинель
наподобие стрелецкого кафтана с нашивными полосами на груди, которые стали
носить красноармейцы и кавалеристы («буденновка») за несколько лет до
революции.
М. Горький назвал «богатырем русской живописи».
Произведения художников-передвижников и по сей день сохраняют
значение подлинных художественных документов эпохи. Пафос социальной
критики, сострадание к «униженным и оскорбленным», красота уклада народной
жизни со всей силой прозвучали в их творчестве, которое составило целую эпоху
в истории русской живописи.
«... пройдут века, а эти простые картины ... сделаются ближе зрителю
будущих времен. А чем? Это вовсе не загадка и не таинственный символ, это
самая простая русская вечная правда», - писал И. Е. Репин о творчестве одного из
художников.
Действительно, живопись выдающихся мастеров того времени проникнута
правдой жизни. Прошло более ста лет со дня открытия Первой Передвижной
выставки, а полотна художников пробуждают в нас лучшие чувства.
Литература
1. Алленов М. и др. Русское искусство Х начала ХХ века. М.: Искусство,
1989. 479 с.
2. Верещагина А.Н. А. Ярошенко. – М.: Искусство, 1961.
3. Лебедев А.К., Солодовников А.В., В.В. Стасов. М.: Искусство, 1982. 286
с.
4. Островский Г. Рассказ о русской живописи. – М.: Искусство, 1987. – 357 с.
5. Приложения к журналу «Крестьянка».
6. Савицкая Т. В поисках правды и красоты. М.: Изобразительное искусство,
1976 144 с.
7. Яновский-Максимов Н. Сквозь магический кристалл. М.: Просвещение,
1975. 251 с.