Методическая разработка урока "Искусство авангарда в России"

Методическая разработка урока по теме
«Искусство авангарда в России»
Выполнила:
Демьянова Ольга Михайловна,
учитель МХК МБОУ «Гимназия»,
г.Чусовой, Пермский край
Технологическая карта урока
Тема урока «Новые люди новой жизни»(объединения русских художников конца ХIХ начала ХХ века)
Цели для ученика
Цели для учителя
1. познакомиться с объединениями русских художников
конца ХIХ начала ХХ века, с их эстетическими
устремлениями, получить представление об особенностях
нового явления в искусстве – русского авангарда;
Образовательные: познакомить с объединениями русских
художников конца ХIХ начала ХХ века, с их
эстетическими устремлениями; сформировать у учащихся
представление об особенностях нового для них явления в
искусстве – русского авангарда;
2. научиться терпимо и вдумчиво относиться к новым
явлениям в искусстве, стремиться понять их;
воспитательные: вовлечь в активную практическую
деятельность, совершенствовать навыки общения,
развивать эмоциональное восприятие произведений
искусства, научить терпимо и вдумчиво относиться к
новым явлениям в искусстве, стремиться понять их;
3. совершенствовать навыки работы с разными видами
развивающие: научить работать с дополнительной
информации(текстовой, визуальной и др.), работы в
литературой и другими источниками информации;
группе, навыки устного выступления, выполнения
готовить устное выступление, выступать перед аудиторией,
творческой работы.
формировать критическое мышление, умение
анализировать, выделять главное, обобщать и делать
выводы.
Тип урока
Урок объяснения нового материала
Форма урока
Лекция с элементами беседы и ролевой игры
Опорные понятия, термины
Серебряный век, символизм, футуризм, «передвижники»
Новые понятия
Абстрактное искусство, авангард, примитивизм,
супрематизм
Формы контроля
Домашнее задание
Ответы на вопросы
Групповая работа
Подготовить устное выступление с презентацией о любом
художнике одного из объединений
Устное выступление об объединении по плану
Творческая работа по созданию герба и девиза
объединения
Список использованной литературы и других источников:
Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре: Учеб.пособие для студ.
сред. и высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVIII века до современности. Учеб.для 11
кл.общеобразоват.учреждений гуманитарного профиля: Дрофа, 2007.
МХК. 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А.Рапацкой «Мировая художественная культура, 11 класс».
Сост.А.В.Хорошенкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
Видеофильм «Искусство ХХ века». – М.: Кварт.
DVD «Большая энциклопедия живописи». – С.-Пб.: Медиаленд, 2005.
ЦОР Модуль «К.Малевич. Чёрный квадрат».
https://ru.wikipedia.org
Этап
урока
Деятельность учителя
Используемые
методы, приемы,
формы
Формируемые УУД
1.
Экспозиция. Вступительное
слово учителя.
«Серебряный век».
Впервые это выражение
употребил философ Николай
Бердяев, но закрепилось оно
после появления статьи
Николая Оцупа «Серебряный
век» русской поэзии», а
окончательно вошло в оборот
после публикации издателя
журнала «Аполлон» Сергея
Маковского «На Парнасе
Серебряного века».
Серебряный век полон
загадок и противоречий,
переплетений
многочисленных
художественных течений.
Контрастных и порой
взаимоисключающих
явлений, модных
художественных направлений
в те годы было куда больше,
нежели за все
предшествующие столетия
развития отечественной
культуры. На рубеже веков
произошло «серебряное
Лекция с элементами
беседы на фоне
презентации
Слайд №1
Музыка: Д.Альбинони.
Адажио
Умение анализировать,
делать выводы.
Мотивация на
активную
деятельность,
заинтересованность.
Развитие
эмоционального
восприятия
литературных
произведений
отражение» предыдущих
«золотых» времён.
Появлению нового
искусства во многом
способствовали
общественные перемены
предреволюционной эпохи.
Вопрос классу: Как
развивалась Россия в этот
период?
В 19 веке мир представлялся
строго упорядоченным,
понятным, стабильным. И
вдруг! изобретение
беспроволочной связи,
открытие рентгеновских
лучей, теория
относительности Эйнштейна
выявляют, что мир подвижен,
изменчив, он не равен сам
себе, динамичен,
взрывоопасен.
Мир рвался в опытах
Кюри
Атомной, лопнувшей
бомбой, -
так сказал поэт «серебряного
века» Андрей Белый еще до
всех атомных бомб и
чернобылей.
Ощутите атмосферу эпохи, ее
дыхание в строчках поэтов и
музыке Сергея Прокофьева.
Музыка:
С.Прокофьев. Танец
рыцарей из балета
«Ромео и Джульетта»
Слайды №2-10
Максимилиан Волошин:
Уж занавес дрожит перед
началом драмы.
Уж кто-то в темноте,
всезрячий, как сова,
Чертит круги и строит
пентаграммы,
И шепчет вещие заклятья и
слова.
Мирра Лохвицкая:
Во тьме кружится шар
земной,
Залитый кровью и слезами,
Повитый смертной пеленой
И неразгаданными снами.
Пусть в вечность ввергнется
тоска
Пред солнцем правды
всемогущей.
За нами – средние века,
Пред нами свет зари
грядущей.
Александр Блок:
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль
весть?
От дней войны, от дней
свободы –
Кровавый отсвет в лицах
есть.
Вопрос классу: Какой
предстает эпоха в этих
произведениях и
почему именно такой?
Вот мы и подошли к теме
нашего урока. «Новые люди
новой жизни»- так называли
себя представители
объединений русских
художников, с которыми нам
предстоит познакомиться.
Слайд №11
Музыка: И.Брамс.
Симфония №3
2.
Постановка учебной задачи
Во второй половине ХIХ
века властителями дум в
русской живописи были
«передвижники».
Давайте вспомним их
картины…
Слайд №12
Музыка: И.Брамс.
Симфония №3
Овладение
логическими
действиями сравнения,
анализа, обобщения.
Поиск ответа на
проблемный вопрос
К концу века ситуация
изменилась. Новый век
привёл к рождению новых
художественных
объединений, которые
Развитие
эмоционального
восприятия
произведений
возникли как оппозиция
«передвижникам».
В начале XX в. на смену
господствовавшему в
искусстве на протяжении
почти всего XIX в. реализму
приходят художественные
течения, стремящиеся к
коренному обновлению
творческой практики.
Направления искусства XX в.,
противопоставившие себя
реализму, получили общее
название – авангард(от фр.
«avant» - «передовой» и
«gard» - «отряд»)
изобразительного
музыкального
искусства.
и
Вопрос классу: В чём же
новые объединения русских
художников
противопоставили себя
«передвижникам»? Давайте
посмотрим на их картины
Слайд №13
Слайды № 14-18
Музыка: А.Лядов.
Волшебное озеро
3.
Открытие нового знания.
Чтобы более полно ответить
на поставленный нами
вопрос, давайте перенесёмся
в те далёкие годы и посетим
один из диспутов, который
состоялся в феврале 1912 г. в
Большой аудитории
Политехнического музея. Он
был устроен художественным
обществом с дерзким
названием «Бубновый валет».
На нём выступили поэты
Давид Бурлюк, Алексей
Кручёных, Владимир
Маяковский и Велимир
Хлебников. А ещё мы
услышим голоса художников:
А.Лентулова, М.Ларионова,
Н.Гончаровой.
Слайд №19
Задача получивших роли -
вжиться в образ, выступить от
лица поэта или художника.
Задача остальных – понять
и сформулировать
эстетические принципы
объединения «Бубновый
валет», записав их в тетради.
Учитель от лица одного из
участников диспута:
«Глядя на это, с позволения
сказать, искусство, я
вспомнил экспромт в газете
«Голос Москвы» под
названием «Сдвинутая
конструкция»:
Ах, стоял я, как покинутый,
Пред «конструкцией», пред
Слайд №20
«сдвинутой»
И шептал с тоской: «Эх-ма!
Кто-то сдвинут тут с ума?»
Слайд №21
Учитель от лица одного из
участников диспута:
«А, по-моему, это просто
мазня!»
Слайд №22
Вопрос классу: Каковы
эстетические принципы
участников объединения
«Бубновый валет»?
Учитель: Продолжим наше
знакомство с
художественными
объединениями рубежа веков.
Совершенно другая
атмосфера царила на
выставке объединения
художников «Голубая роза».
Открывшаяся в Москве в
марте 1907 года выставка под
необычным названием
«Голубая роза» навсегда
осталась в истории искусства
и оказала заметное влияние
на современную ей
художественную жизнь. Это
был особый случай, когда
Слайд №23
Музыка: А.Лядов.
Волшебное озеро
именем одной-единственной
экспозиции стало называться
целое художественное
направление, а сами ее
участники вошли в историю
искусства под именем
«голуборозовцы».
А что это за цветок -
голубая роза, давший
название столь
примечательной выставке? Не
васильки с незабудками, не
диковинные гортензии, а
невиданная голубая роза.
Такого цветка в природе не
существует. Он может только
присниться или стать
символом чего-то
прекрасного и далекого.
Характерной особенностью
выставки было изысканное
убранство залов,
обставленных «стильной
мебелью», украшенных
портьерами и живыми
цветами. Там читали свои
стихи А. Белый, В. Брюсов, К.
Бальмонт, звучала музыка А.
Скрябина. С. Маковский
писал о выставке «Голубой
розы»: «Светло. Тихо. И
картины как молитвы...»
Человек входил и как бы
отрешался от всей прозы
жизни. Эта выставка была
просто поразительна, она
была сделана, как целое
представление: стены были
выкрашены в серо-голубой
цвет, на полу лежали серые
ковры и в том же тоне были
картины: «Сон», «Озеро
фей», «Торжество в небе»,
«Голубой фонтан»,
«Весна»…
Вопрос классу: Что
отличало картины
художников «Голубой розы»?
Ещё с одним
художественным
объединением того времени
нам поможет познакомиться
фрагмент фильма. Это
объединение вызывало
ожесточённую критику со
стороны идеолога
передвижников В.Стасова.
Вопрос классу:
В чём же представители
«Мира искусства» были не
Слайд №24
Видеофильм
«Искусство ХХ века».
согласны с передвижниками?
Смотрите, думайте, будьте
готовы ответить на этот
вопрос.
Учитель: В декабре 1915
года открылась выставка
«0,10». В одном из писем
Казимир Малевич, один из
участников объединения
«Ослиный хвост», так
расшифровывает название
выставки: «Мы затеваем
журнал и начинаем
обсуждать, как и что. Ввиду
того, что собираемся свести
все к нулю, то порешили
назвать его «Нулем». Сами же
после перейдем за нуль».
Сама идея - свести все
предметные формы к «нулю»,
а потом «шагнуть за нуль»
беспредметность) -
принадлежала Малевичу
На этой выставке Малевич
впервые показал 39 своих
полотен абстрактного
геометрического стиля под
общим названием
«Супрематизм живописи», в
том числе самое знаменитое
М.: Кварт.(фрагмент
«Мир искусства»)
Слайд №25
свое произведение «Черный
квадрат».
Оно висело в переднем
углу комнаты, на том месте,
где висит икона. По словам
одного из критиков, а вслед за
ним и самого Малевича,
«Черный квадрат» является
«иконой, которую футуристы
предлагают взамен мадонн и
бесстыжих венер». Если
икона распахивает перед
нами окно в мир, то «Черный
квадрат» - это зияющий
проем тьмы.
У каждого из нас это полотно
Малевича вызывает свои
ассоциации.
Вопрос классу: Что вы
думаете о нём? Какие мысли
и чувства оно у вас вызывает?
Слайд №26
Более подробно
познакомиться со взглядами
Малевича на искусство мы
сможем, прослушав лекцию о
картине.
Вопрос классу: Каковы
эстетические взгляды
ЦОР «Модуль
К.Малевич. Чёрный
квадрат»
Развитие образно-
ассоциативного
Малевича как лидера
объединения «Ослиный
хвост» и создателя
супрематизма?
мышления
Групповая работа
4. Самостоятельная работа
Слайд №27
Взаимодействие со
сверстниками при
решении творческих
учащихся.
Учитель: А теперь нас ждёт
работа по группам. Каждой из
4 групп достанется одно
объединение русских
художников. Я дам вам
справочные
материалы(см.Приложение).
Вспомните всё, что вы
сегодня видели и слышали на
уроке.
Эмблему объединения
попробуйте нарисовать на
формате, ниже напишите
девиз.
5. Рефлексия
Итак, подведём итог нашему
разговору об особенностях
новых художественных
объединений рубежа веков.
Вопрос учителя: Что
отличало их от
«передвижников»?
Слайды №28-31
Слайд №32
Слайд №33
Слайд №34
задач.
Умение выделять в
тексте главное.
Обсуждение и анализ
Умение слушать, вести
диалог.
Умение подготовить
устное выступление
Осознание качества и
уровня усвоения
учебного материала.
Закрепление основных
понятий: абстрактное
искусство,
примитивизм,
супрематизм,
символизм, футуризм
Умение делать
выводы.
Участие в рефлексии.
Самооценка
собственной учебной
деятельности,
соотнесение цели и
результатов, выявление
степени их
соответствия.
Учитель:
Закончите фразу:
-Я знаю…
-Я понял…
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
6. Домашнее задание
Рассказать с помощью
презентации о любом
художнике вашего
объединения
Слайд №35
Удовлетворённость,
эмоциональный отклик.
Умение подготовить
устное выступление,
сделать презентацию.