Презентация "Человек и природа в древнекитайской живописи У-син" 10 класс

Подписи к слайдам:
Культура Древнего мира

Древняя цивилизация

Взаимоотношения человека и природы

Известные артефакты культуры

Древний Египет

?

«Книга мёртвых», пирамиды

Древняя Греция

?

Храмовые сооружения – гимн красоте и могуществу богов

Древний Рим

?

Сложные архитектурные сооружения (акведук)

Древний Китай

?

?

Культура Древнего мира

Древняя цивилизация

Взаимоотношения человека и природы

Известные артефакты культуры

Древний Египет

Человек порабощён природой, культ мёртвых

«Книга мёртвых», пирамиды

Древняя Греция

Средство защиты от природных сил – мифология

Храмовые сооружения – гимн красоте и могуществу богов

Древний Рим

«Соперничество» с силами природы

Сложные архитектурные сооружения (акведук)

Древний Китай

?

Китайская стена, иероглифы

Что вы знаете о современном и древнем Китае?

Какие древние традиции живут до сих пор в Китае?

Живопись У-СИН

Культура Древнего Китая

Живопись У-СИН – техника рисования в Древнем Китае
  • Этот термин был переведён с китайского как «пять элементов» (более корректный перевод — «Пять Движений или Пять Шагов).
  • В действительности «У-син» является сокращением от «У чжун лю син чжи ци» или «пять типов Ци, доминирующих в разное время»:
  • вода доминирует зимой, дерево — весной, огонь — летом, металл — осенью,
  • во время переходных периодов между двумя сезонами доминирует почва.
Рисунки живописи У-СИН 5 стихий – 5 приёмов У-СИН
  • Пять стихий — это пять стилей, действий, этапов. В живописи это — пять действий художника, пять разных движений руки с кисточкой.

«Дерево породит Огонь, то есть стебель или ветка дорастут до появления листьев и цветения. «Преодоление» Деревом Почвы означает, что Дерево возьмёт у Почвы энергию, воспользуется её качествами: лепестки цветка мельче стебля, листьев больше, чем веток»

Почва (земля) — отпечатывание кисточки, первичное, элементарное действие, кисточка только прикладывается к бумаге (аналогично точке в геометрии).

1 приём У-СИН

Дерево — передвижение кисточки от точки к точке (аналогично отрезку).

2 приём У-СИН

Металл — кисточка ставится в исходную точку и в процессе скольжения по бумаге взлетает, оказываясь над бумагой по окончании движения (аналогично лучу в геометрии).

3 приём У-СИН

Огонь — кисточка, совершая дугообразное движение в воздухе, на лету проскальзывает, чиркает по бумаге. Ни начальной, ни конечной точки на бумаге нет.

4 приём У-СИН

Вода — кисточка, не задерживаясь ни в одной точке, крутится вдоль своей оси и оставляет на бумаге неровный, непредсказуемый след.

5 приём У-СИН

Китайская философия У-СИН
  • 5 движений являются базисными для многих практик, возникших в Китае.
  • Принцип у-син внедрен в практики:
  • чайной церемонии,
  • в медитацию (где 5 органов у-син (печень, сердце, поджелудочная железа, легкие и почки) исцеляют с помощью 5-ти цветов у-син (бирюзовый, красный, золотистый, белый, синий) и 5-ти соответствующих звуков).
  • В современном Китае у-син внедрен в оздоровительную гимнастику «цигун».
  • Практика внутреннего стиля боевого искусства ушу «Синьицюань», имеет 5 основных движений, соответствующих 5-и элементам у-син, что доказывает древнее происхождение живописи у-син.
Найдите на рисунках У-СИН изученные приёмы. Каков характер взаимодействия человека и природы в культуре Древнего Китая? Оцените свои эмоции от урока, сочинив синквейн:
  • Культура Древнего Китая
  • (2 прилагательных)
  • (3 глагола)
  • Краткое восклицание о том, что удивило на уроке (в 4 словах).
  • Подбери синоним к первой строке.
Домашнее задание (на выбор):
  • в 2-3 образцах живописи У-СИН найти и указать предполагаемую причину использования художником различных приёмов (1 уровень);
  • самостоятельно выполнить с помощью изученных приёмов изображение маленькой рыбки или воробья, пояснив причину использования различных приёмов живописи У-СИН (2 уровень).