Конспект урока "Человек и природа в древнекитайской живописи У-син" 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №20
города Екатеринбурга
Конспект урока по МХК
в 10 классе
«Человек и природа
в древнекитайской живописи У-син»
подготовила
учитель ИЗО, «Искусства» и МХК
Шанина Татьяна Леонидовна
г. Екатеринбург
2018
Урок «Человек и природа в древнекитайской живописи У-син» является
первым после комплекса уроков, посвящённых цивилизациям колыбели
культуры Запада.
Для осознания различий, являющихся основополагающими в процессе
понимания специфики культуры и искусства Запада и Востока, выбрана тема,
изучение которой позволяет обучающимся относительно «легко», через
практику прикоснуться к изобразительному искусству Древнего Китая без
погружения в сложный философский символизм, религии и т.д.
Такое пробуждение интереса к культуре Древнего Китая снимает барьер
между шаблонами его современного восприятия. Важны и непосредственны
связи между историей и изобразительным искусством.
Тема урока: «Человек и природа в древнекитайской живописи У-син»
Сроки проведения: 4 четверть
Тип урока: ознакомление с новым материалом (введение в тему «Культура
Древнего Китая»). По основным этапам проведения: комбинированый
(сочетание видео-лекции, беседы и практики освоения изобразительных
приёмов).
Технология урока: экспериментальное исследование древних
изобразительных техник для организации личного эмоционального
переживания в процессе тематического погружения.
Цель урока - знакомство с изобразительным искусством Древнего Китая,
спецификой и техникой создания художественного образа в произведениях
мастеров древнекитайской живописи У-син.
Задачи.
1. Знакомство с культурологическими основами древнекитайской живописи
У-син.
2. Освоение простейших приёмов древнекитайской живописи У-син.
3. Воспитание уважения к культуре Древнего Китая в процессе
формирования умения анализировать произведения мастеров
древнекитайской живописи У-син с эстетической и технологической точек
зрения.
Планируемые образовательные результаты.
1. Формирование представления о влиянии природы на изобразительное
искусство и культуру Древнего Китая.
2. Развитие интереса к культуре Древнего Китая и стремления к
самостоятельному созданию рисунков в технике живописи У-син.
3. Расширение личностного арсенала выразительных изобразительных
техник.
Основные термины, понятия.
Техника у-син в приёмах: «огонь», «вода», «почва», «дерево», «металл».
Оборудование.
ТСО у педагога: ноутбук, экран, медиа-проектор, звуковые колонки.
Наглядные пособия для обучающихся на группу 5-6 чел.: набор цветных
печатных образцов рисунков в технике У-син (по количеству групп).
Материалы и инструменты для практической деятельности обучающихся:
кисть белка №5, №2, тушь чёрная, альбомный лист А4, простой карандаш,
ластик.
План урока
Название этапа
Общие задачи этапа
Распределение
по времени
(тайминг)
Организационный
постановкой учебной
задачи)
- актуализировать ранее
изученный материал (для
первичного анализа и
дальнейшей систематизации
знаний)
7
Ознакомление с новым
материалом
- организовать погружение в
тему урока
6
- обозначить художественные
особенности изучаемой
культуры
5
Практический
- организовать
экспериментальное
исследование изобразительных
техник
15
Формирование
эмоциональной оценки
изученного и освоенного
на практике с
последующим
подведением итогов
уроков, рефлексия
деятельности
- выполнить творческое
обобщение по полученным
впечатлениям от опытной и
диалоговой деятельности
7
ИТОГО:
40
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся, примерные
ответы
Тайминг
Приветствие обучающимся.
- В основе возникновения культурных
явлений древних цивилизаций отношения
человека и окружающей природы.
Вспомните, каков характер этого
взаимодействия в культурах Древнего
Египта? Древней Греции? Древнего Рима?
(слайд 1)
- Дополните перечень культурных
артефактов древних обществ с опорой на
обозначенные отношения между силами
природы и человеком (слайд 2). Какие
памятники культуры Древнего Китая вам
уже известны?
Чтение и рассматривание 1 слайда,
устное заполнение представленной
таблицы.
Выдвижение предположений с опорой на
изученный материал (возможно
пользование конспектами в тетради,
парное обсуждение перед ответом).
При диалоге о культуре Древнего Китая
(слайд 2) обучающиеся легко
вспоминают факт строительства
Китайской стены (возможно упоминание
о боевых искусствах, фэншуй, чайной
церемонии), характер взаимодействия
человека с природой оценить
затрудняются.
7
- Чтобы оценить характер взаимодействия
человека и природы в культуре Древнего
Китая, нужно познакомиться подробнее с
этим феноменом. Что вам известно о
современном и Древнем Китае (просмотр
видеосюжета по гипер-ссылке слайда 3,
щелчок по слову «знаете»)
- Является ли данный факт явлением
китайской культуры (вопрос задаётся в
паузах)?
Организуется просмотр видеосюжета «10
фактов о культуре» (ссылка на слайде 3).
После каждого факта, видеосюжет
приостанавливается для ответа на
вопрос: «Является ли данный факт
явлением китайской культуры?» Если
ответ положительный (аргументирован),
то нужно уточнить к какому времени
принадлежит этот факт: древняя или
современная культура.
6
5
- Какие древние культурные традиции живы
до сих пор в Китае?
- Мудрость Древнего Китая живёт в
культуре этой страны по сей день.
Живопись у-син – «изобретение» 20 века, но
корни этой техники рисования в Древнем
Китае. Изучение техники рисования у-син
позволит сделать только первый шаг к
постижению характера взаимоотношений
человека и природы в искусстве Древнего
Китая.
- Перед вами образцы рисунков в
живописной технике у-син. Как вы думаете,
насколько сложно художнику так рисовать?
- О чём мог размышлять автор, создавая эти
рисунки?
- Прочтите философское размышление
описание пути рождения рисунков у-син на
слайде 7. К каким частям рисунка можно
отнести слова «дерево», «огонь», «почва»,
ведь эти образы на представленном
изображении отсутствуют?
- «Почва», «Дерево», «Металл», «Огонь»,
«Вода» - это основные ПРИЁМЫ живописи
у-син. Как их выполняет художник,
посмотрим в видеосюжете «Приёмы У-
Рассматривание изображения на слайде 4
и самостоятельное чтение текста слайда
5.
- Рисунки напоминают наброски
(рассматривание изображений слайда 6 и
наглядных пособий, выданных педагогом
на столы групп обучающихся),
исполненные виртуозно, мастерски.
Рисовать так сложно, нужно долго
наблюдать за растениями и любить
природу, восхищаться её красотой.
- Художник может держать образы в
воображении (вариант неверного ответа).
Тогда он зрителю непонятен, творчество
абсурдно.
- Может быть, эти слова связаны с
линиями пятнами на рисунке, их
характером.
Педагог активирует гипер-ссылку на
слайде 7 (щелчок по рисунку цветка).
15
СИН».
Перед показом первого приёма дается
время на подготовку изобразительных
материалов на рабочих местах
обучающихся, затем после паузы приём
рисования повторяется обучающимися
самостоятельно, фиксация и сравнение
полученных изображений происходит
при показе слайдов 8, 9, 10, 11, 12.
- Перед вами на альбомном листе не просто
пятна и линии это элементы
Древнекитайской философии у-син (показ
слайда 13).
- У-син глубоко символичная философия,
символами наполнена и живопись у-син
(показ слайда 14).
- Найдите на представленном рисунке
изученные приёмы. Подумайте, почему
основой изображения птиц являются линии
«огня» и «металла»? Основой листьев
пятна «почвы», веток линии «дерева»?
- Оцените по изображениям живописи у-
син, каков характер взаимодействия
человека и природы в культуре Древнего
Китая (показ слайда 15)?
Самостоятельное чтение текста слайда
13.
Обучающиеся находят аналогии между
знакомыми культурными практиками
проведения чайной церемонии и
медитации, боевого искусства у-шу и
гимнастики ци-гун (единство в
количестве базовых движений и
соединении до состояния растворения в
природных образах).
Предположения о причинах
использования тех или иных
изобразительных приёмов глубоко
личностны и индивидуальны, связаны с
характером жизни существ и растений.
- Человек находится в гармонии с
природой, ищет её отражение в своём
организме, деятельности, творчестве.
7
- Оцените свои эмоции от урока, сочинив
синквейн (правила синквейна показаны на
Обучающиеся творчески завершают
урок. С наиболее удачных синквейнов
слайде 16).
- После сочинения синквейна нужно
выбрать вариант выполнения домашнего
задания.
можно начать второй урок по живописи
у-син.
Домашнее задание обучающиеся
выбирают самостоятельно.
Формы контроля и оценки результатов урока.
Контролируется педагогом точность выполнения изобразительных приёмов у-син, уровень эмоциональности
сочинённых синквейнов (точность подбора слов, непосредственность высказываний). При выполнении домашнего
задания оценивается качественный анализ нахождения приёмов живописи у-син в найденных самостоятельно образцах
или полученном изображении рыбки.
Список использованной литературы
1. Авдиев В. И. История Древнего Востока. - М.: Высшая школа, 1970. - с.
612
2. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. - М.: Изобразительное
искусство, 2003. - с. 160
3. Глухарева О.Н. Искусство народного Китая. Живопись. Графика - М.:
Искусство, 1958. - с. 227
4. Малявин В. В. Китайская цивилизация - М.: Астрель, 2000. - с. 627
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://naydisebya.ru/trening-zhivopis-u-sin
2. http://natblog.ru/natblog-glavnaya/zhivopis-u-sin-master-klass-andreya-shherbakova.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплекты наглядных пособий для группы обучающихся (фото).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерные работы обучающихся ото).
«Бамбук» (примерное выполнение домашнего задания к последующему уроку)