Презентация "Золото Древней Руси" 10 класс

Подписи к слайдам:
  • Тема учебного проекта:
  • Система древнерусских саженей
  • Творческое название:
  • «Золото Древней Руси»
  • Автор проекта: Дебердеева Дамира, ученица 10 А класса МОУ СОШ №2
  • Руководитель проекта Долгова Зинаида Александровна, учитель математики
  • г.Петровск Саратовской области – 2010 г.
  • «Золото Древней Руси»
Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны. Платон Введение. Актуальность исследований
  • В двадцатом веке, все жилые сооружения строились с использованием метрической системы мер. Объекты с использованием метрической системы мер, которая, как нынче стало известно, омертвляла здания и сооружения, порождала в них стоячие волны, губительно действующие на организм человека, были не только не гармоничны, но даже не идеальны. Древнерусская система мер была утрачена и заменена стандартным метром. Поэтому изучение древнерусской числовой системы не только пополнит наши знания, но и даст ответы на давно тревожащие нас вопросы.
Современные строители и проектировщики - люди практичные, стоят на земле крепко, как и возводимые ими здания.
  • Современные строители и проектировщики - люди практичные, стоят на земле крепко, как и возводимые ими здания.
Но и древние зодчие тоже были людьми практичными. А о том, что они свое дело знали, говорят дворцы и храмы, которые прошли через тысячелетия и дожили до наших дней, удивляя потомков не только гармонией и красотой, но и благодатными ощущениями, которые возникают внутри этих древних строений, словно они живые.
  • Но и древние зодчие тоже были людьми практичными. А о том, что они свое дело знали, говорят дворцы и храмы, которые прошли через тысячелетия и дожили до наших дней, удивляя потомков не только гармонией и красотой, но и благодатными ощущениями, которые возникают внутри этих древних строений, словно они живые.
  • Меня давно интересовал вопрос, почему все древнерусские сооружения, начиная с дворцов и храмов и кончая халупами под соломенной кровлей на столько красивы и гармоничны?
Гипотеза:
  • В основе древнерусской числовой системы заложены пропорции Золотого сечения, поэтому архитектурные конструкции, создаваемые по древнерусским мерам длины, являются гармоничными и соразмерными человеческому телу.
  • Предмет исследования: пропорции Золотого сечения в архитектуре сооружений Древней Руси.
  • Объект исследования: древнерусские храмы, церкви, здания, построенные с использованием системы саженей.
  • Цель работы: выявить гармоничность построек с точки зрения Золотого сечения.
  • Задачи:
  • Проанализировать различные аспекты изучения данной темы. (Осуществить поиск и отбор информации о Золотом сечении в геометрии, в архитектуре древних построек, православном зодчестве).
  • Исследовать пропорции в архитектуре церквей, храмов исторических памятников, с точки зрения Золотого сечения и сделать выводы на основе полученных фактов.
  • Оформить результаты исследования.
Свою работу я начала с знакомства с древнерусскими мерами длинны. Возможно в них причина великолепия и красоты построек.
  • Свою работу я начала с знакомства с древнерусскими мерами длинны. Возможно в них причина великолепия и красоты построек.
  • Из энциклопедий я узнала, что на Руси в качестве единиц измерения использовался набор инструментов под общим названием «сажени». Саженей было несколько десятков, разной длины, и что особенно необычно, они были несоразмерны друг другу .
  • Виды саженей
  • Сажень в см.
  • ½ - полсажени
  • ¼ - локоть
  • 1/8 - пядь
  • 1/16 - пясть
  • 1/32 - вершок
  • Простая
  • 152,76
  • 76,38
  • 38,18
  • 19,1
  • 9,5
  • 4,77
  • Моховая
  • 176,4
  • 88,2
  • 44,1
  • 22,0
  • 11,0
  • 5,50
  • Морская
  • 183
  • 91,5
  • 45,7
  • 22,9
  • 11,4
  • 5,72
  • Трубная
  • 187
  • 93,5
  • 46,7
  • 23,4
  • 11,7
  • 5,84
  • Без чети
  • 197,2
  • 98,6
  • 49,3
  • 24,6
  • 12,3
  • 6,16
  • Косая
  • 216
  • 108
  • 54,0
  • 27,0
  • 13,5
  • 6,75
  • Великая
  • 249,46
  • 124,73
  • 62,36
  • 31,18
  • 15,6
  • 7,80
Тогда у меня возникли следующие вопросы:
  • Почему саженей было много?
  • Как ими пользовались?
  • Какую роль играли сажени при построении зданий?
Почему саженей было много?
  • Изучая материалы геометра Черняева, архитектора Пилцкого можно сделать вывод, что в Древней Руси существовала строгая система саженей. И при чем они были соразмерны, и относились к друг другу в определённой пропорции. Это и является причиной возникновения множества видов саженей.
Как ими пользовались?
  • В «Сказании о Соломоне и Китоврасе» точно отражено, что саженей было несколько, и применялись они при постройке здания одновременно. Длина откладывалась в одной сажени, ширина – в другой, высота – в третьей, внутренние размеры – в четвертой. При возведении нескольких этажей для каждого из них применялись сажени разной длины.
Какую роль играли сажени при постройке зданий?
  • Для определения размеров будущих построек русскими плотницких дел мастерами была выработана система простых отношений, в основе которой лежала русская система мер, тесно связанная со средними размерами человеческого тела. При использовании системы древнерусских саженей, сооружения приобретают гармоничный и живой характер.
  • Издревле русские постройки славились своей простотой, гармоничностью, красотой и долговечностью. Их архитектурные формы идеальны. Русские зодчие обладали высочайшим мастерством строительства, прекрасно разбирались в архитектурном пропорционировании.
  • Самая простая и самая совершенная из возможных систем пропорционирования, изначально заложенная в структуру древнерусских саженей — пропорционирование по золотому сечению.
Попробуем доказать это!
  • Доказательством может служить кратность всех саженей(кроме царской и церковной) золотому числу Ф= 1,618033989... .
  • Покажем это, поделив последовательно величины пяти самых больших саженей на пять самых маленьких:
  • Ф = 284,8/176 = 258,4/159,7 = 244/150,8 = 230,4/142,4 = 217,6/134,5 = 1,618.
  • Для доказательства пропорциональности числу Ф оставшихся царской и церковной саженей достаточно удвоить длину кладочной и простой саженей и разделить полученные результаты на длину царской и церковной саженей:
  • Ф = 159,7x2/197,4 = 150,8x2/186,4 = 1,618.
А это значит:
  • Что пропорции, базирующиеся на золотом сечении, отличаются исключительно высокими эстетическими качествами и определяют наивысшую соразмерность между целым и его частями. Из этого следует, что все древнерусские сооружения, начиная с дворцов и храмов и кончая халупами под соломенной кровлей, несли в себе элементы гармонии золотого сечения.
Начинать от Бога!
  • Кроме всего этого, священный объект по каждой координате имел два размера: один -
  • мирской, а другой - скрытый, сакральный. В мирском варианте учитывалось четное количество каких-то саженей - 12, 14, 16. Сакральная высота подразумевала стремление к Богу и должна была иметь нечетное количество саженей, кратное 7. Семь - число Христа, священное, сакральное число.
Эти правила были настолько законспирированы, что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском, даже нынешние крупные архитекторы не догадываются ни о двойной мерной структуре этих шедевров, ни и о саженной сакральности.
  • Эти правила были настолько законспирированы, что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском, даже нынешние крупные архитекторы не догадываются ни о двойной мерной структуре этих шедевров, ни и о саженной сакральности.
«Русский Всемер»
  • Человек хорошо запоминает не более семи предметов. А «Всемер» вмещает в два раза больше, плюс сложное сочетание групп. К тому же в своей повседневной практике зодчий пользовался в основном набором из трех-пяти саженей. О существовании прочих он со временем забывал.
  • Особенность «Всемера»:
  • задавая по одной шкале высоту в одной из саженей, мы автоматически получаем «сопряженные» размеры для длины и ширины в других саженях.
Как исчезли сажени?
  • Наша древняя измерительная система стала портиться со времен Петра I, который русскую казенную сажень перевел в точной пропорции с английскими футами. В казенную сажень уложили семь английских футов.
  • К началу XIX века только в церковном строительстве сохранилась исконная древнерусская система сажень. Сейчас же церковь строит, как и все прочие, используя метрическую систему измерения.
Итоги:
  • Итак, мы обладаем инструментом сказочных возможностей. С помощью «Всемера» мы можем создавать любые объекты в рамках «золотых пропорций»; появляется реальная возможность контролировать правильность протекания самых различных технологических процессов, связанных с материальным производством. То есть сами соотношения этих процессов можно сделать внутренне красивыми, совершенными, поскольку будут подчиняться «золотому мерилу», сохраненному для нас зодчими Древней Руси.
Перспективы:
  • Если говорить о сегодняшнем дне строительной отрасли, то, конечно, трудно изменить множество технологических параметров строительной индустрии. Но это возможно при работе фирм по индивидуальным проектам. И в перспективе будущности, как мне кажется, лежит именно проектирование построек с помощью систем древнерусских саженей, базирующихся на пропорциях Золотого сечения.
Заключение
  • Я думаю, что эта работа является мини-пособием для изучения применения Золотого сечения в основе Русских саженей в архитектуре. Возможно, не всё подробно, но в проекте затронуты все опорно-полагающие аспекты. Секрет того могучего эмоционального воздействия на человека красоты древнерусских построек, которые восхищают человечество и до сих пор.
Список литературы:
  • Черняев А.Ф «Золото Древней Руси»
  • Волошинов, А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992.
  • Низовский, А.Н. Православные храмы и монастыри / А.Н. Низовский. - М.: Знание, - 2005.- С.35-39.
Ваши вопросы!